Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрождение




Возрождение (XIV—XVII вв.) возникло на гребне восхождения нового класса, разбогатевшего на торговле. Формирование Итальянского гуманиз­ма было длительным процессом (конец XIV— начало XVII вв.), протекав­шим во Флоренции, Риме, Милане, Венеции, Неаполе, Мантуе, Урбино, Ферраре, Пизе и других городах. Огромную роль в его развитии сыграли образование и распространение научных знаний. К примеру, общеизвест­на роль Платоновской академии, созданной в начале XV в. во Флоренции. В ней, в частности, на протяжении 15 лет преподавал античную философию (философию Аристотеля) византийский философ Иоанн Агриропуло, ко­торый перевел на латинский сочинения Аристотеля. Комментарии Агриро­пуло к «Никомаховой этике» Аристотеля были исключительно популярны в итальянских городах (не только среди его учеников). С академией связа­ны имена выдающихся гуманистов — Марсилиано Фичино и Джованни Пико делла Мирандола.

В первой половине XV в. гуманистическое образование на базе трудов античного мира становится достоянием высших слоев общества — аристо­кратии и торгово-ремесленнической прослойки общества. Книги античных и современных авторов стали уже пользоваться широкой популярностью даже в средних слоях. Из среды купечества вскоре выделяется слой мецена­тов искусства. Мелкая буржуазия, неизбежный спутник и верный признак набирающего силу капитализма, становится заказчиком художественных портретов, скульптурных композиций, соборов и общественных зданий. Среди них не последнее место занимают университеты и школы, академии изящных искусств. Вокруг него и обслуживая его, численно множится дру­гой, менее денежный, но более образованный слой — учителя, преподава­тели, артисты, художники, ученые, ремесленники. Они обслуживают выс-

Дерюжинский В. Ответ г. профессору И.Г. Тарасову (Как иногда оцениваются диссертации на уче­ную степень). СПб., 1895. С. 6.

Чиненный А., Стоян Т. Университетский преподаватель: XIX век // Высшее образование в России. 1999. №3. С. 127-136.

ший класс, занимая промежуточную ступеньку между ним и низшими клас­сами. Это формирующийся средний классэкономическая и культурная опора европейской цивилизации. Именно в его определяющей роли, повли­явшей на всю историю европейской культуры, следует, по всей видимости, искать отличительную черту от древневосточных цивилизаций.

Образование и грамотность, которые раньше являлись отличительной чертой и привилегией церковного люда, становятся доступными мирянам. А по мере того как образование открывает путь наверх и выполняет функ­цию канала вертикальной мобильности, оно превращается даже в соци­альную потребность горожан. Гуманистические науки уже в середине XV в. завоевывают твердые позиции в ведущих университетах Италии — Флорен­ции, Болонье, Неаполе, Ферраре и др. Новая интеллигенция вырастает в заметную социальную силу и пользуется широким покровительством пра­вителей, знати. Гуманистическое ренессансное искусство становится дос­тоянием широких слоев общества.

Возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызо­ва схоластике: под сомнение были поставлены и структура знания, и пре­тендующий на универсальность формально-логический метод. В противо­вес традиционному комплексу studia divinitatis — познанию божественно­го — гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний — studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, пе­дагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. От термина «studia humanitatis» ведут начало термины «гуманист» (знаток и приверже­нец studia humanitatis) и «гуманизм». Наметились секуляризация знания, расширение круга университетских дисциплин. Уже в XV в. в итальянских университетах гуманисты стали преподавать не только риторику, но и по­этику, основанную на изучении античной литературы, а также моральную философию.

Эпоха Возрождения, возобновившая интерес к античному наследию, положила начало серьезному занятию филологией. Изучение «свободных искусств» (studia humana) — при том, что все большее значение приобрета­ли дисциплины тривиума, включавшие занятия языками и литературой классической древности, а также всю сферу гуманитарного знания,— полу­чило самостоятельный статус. Оно являлось уделом ученых нового типа, называвшихся по роду своих занятий «гуманистами». Studia humana превра­тились в studia humaniora («истинно человеческие» науки), или humaniora, под которыми понималось преимущественно изучение тривиума. Это яви­лось отражением возросшего авторитета гуманитарного знания. Благодаря усилиям гуманистов артистические факультеты ряда университетов, выпол­нявшие ранее служебную, подготовительную функцию, становятся самосто­ятельными, начиная уже под названием «философских»64 играть важную роль, не уступая по значимости «старшим» факультетам, значение которых по мере дискредитации средневековой науки постепенно падало.

С развитием сети университетов Европа превратилась в единое образо­вательное пространство. Тогда преподавание во всех или во многих универ­ситетах велось на латыни. На ней же проходили службы в католических

64 Гольцев В. Очерк развития педагогических идей в Новое время (XVI и XVII столетия). М., 1880. С. 45.

храмах. Сегодня функцию международного языка общения играет англий­ский. Благодаря этому европейцы могли учиться в любом понравившемся университете и постоянно передвигались из страны в страну. Особое место занимало изучение римского права, которое рассматривалось как единое право всего латинского Запада, а сам он — как прямое продолжение Рима65. В XIV—XV вв. внутри университетов стали выделяться отдельные груп­пы студентов, изучающих близкие по направлениям науки, например ме­дицину или юриспруденцию. Такие группы стали называть коллегиями (colleagues, отсюда — колледжи), а членов этих групп называли коллегами

(от латинского слова «лигарэ» (//'- gare) — связывать и приставки «ко» (со) — вместе). Слова «коллегия» и «коллега» дословно означают «связан­ные вместе». Сначала так называли общежитие студентов. Со временем в них также стали проводиться лекции и диспуты. В коллегиях вместе учились и трудились студенты и учителя, име­ющие близкие склонности, способности к изучению и занятиям данными науками.

Самый старый из существующих колледжей, вероятно, Юнивер-сити-колледж (1249 г.), однако его основание не так хорошо документировано, как основание Мертонского колледжа в 1264 г. Самый старый колледж Кем­бриджского университета — Питерхауз, основанный в 1284 г. Крупнейший колледж в обоих этих университетах — Тринити колледж (Кембридж), ос­нован в 1546 г.

Постепенно слово «коллегия» было вытеснено нынешним «факультет» — объединением студентов и учителей, посвятивших себя работе и учебе в науках одного направления. По-латыни слово «facultas» означает «способ­ности, возможность». Отсюда же произошло и слово «факультатив» — за­нятия по способности, по склонности, не требующие обязательного посе­щения.

Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля,— Сорбонна — постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому университету — самой крупной высшей школе средневековья. К концу XV в. в Европе существовало около 80 университетов, численность которых была самая разная: в Парижском университете в XIV в. обучалось около 3 тыс. человек, в Пражском — 4 тыс., в Краковском — 904 человека66. Многие из них существуют и по сей день, заслуженно гордясь своей бога­той историей и бережно сохраняя старинные традиции.

Блестящие примеры такого рода дает, в частности, история Венского, Эрфуртского, Виттенбергского и ряда других европейских университетов, в которых развернули свою деятельность гуманисты: Конрад Цельтис, Уль-рих фон Гуттен, Филипп Меланхтон и другие, прославившиеся своими уси­лиями в области классической филологии и ренессансной педагогики. По

Садовничий В.А. и др. Университетское образование. М., 1995. С. 95.

Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993; Роуг В. Уни­верситет как явление средневековой культуры // Вестн. высшей школы (Alma mater). 1990. № 7, 8.

инициативе гуманистов, недовольных засильем схоластики в университе­тах, открываются филологические школы высшего типа, среди них College de France, основанная Франциском I по настоянию Гийома Бюдэ. В ней существовали кафедры древнееврейского, греческого и латинского языков67. Пробуждение самосознания личности, гуманистическое внесословное понимание достоинства, благородства человека, высокая оценка роли ра­зума и земной славы — все это были общие приметы европейского гуманиз­ма. Гуманисты эпохи Возрождения вносили изменения в предмет, методы, цели образования, способствуя его секуляризации и сближению с практи­ческой жизнью. Резко расширялся круг изучаемых древних авторов, острой критике подвергались традиционные учебники, формализм схоластической логики, труды средневековых комментаторов. Как и в Италии, главным принципом становилось обращение к первоисточникам, в частности к но-вонайденным. Использовались тексты, очищенные от средневековых иска­жений методами историко-филологической критики, примеры которой дали итальянцы. Гуманисты в своей педагогике неразрывно связывали за­дачи образования с задачами воспитания в духе гуманистической этики, личной и гражданской, а также с эстетическими целями — совершенство­ванием вкуса, языка и стиля по образцам классической латыни68.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.