КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новое и новейшее время
Врезка Основание Гарвардского университета В Кембридже на территории английской колонии Массачусетс 28 октября 1636 г. был основан старейший в Новой Англии колледж. Возведение его здания положило начало застройке города. С 1639 г. колледж носит имя английского министра, бакалавра искусств Джона Гарварда (1607- 1638), эмигрировавшего в Америку и завещавшего этому учебному заведению богатую библиотеку и половину своего состояния. В первой четверти XIX в. колледж был реорганизован в университет. Знаменитый Гарвардский университет в настоящее время один из ведущих университетов в США. 70 Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век): Под ред. Л.М. Брагиной. М, 1985. С. 309-310. вого времени и развитие научно-технического прогресса. Культурными кумирами европейского студенчества становятся не Аристотель и Платон, а Коперник и Джордано Бруно. Новый этап в развитии университетского образования начинается в XVIII в. Он ознаменован наступлением эпохи Просвещения, переходной фазы от феодализма к капитализму, связанной с борьбой за прогресс и просвещение народа, послужившей идеологической подготовкой ряда буржуазных революций (особенно Великой французской революции). Крупнейшие представители Просвещения (Дж. Локк в Англии; Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции; Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, И.В. Гете в Германии; Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн в США; Н.И. Новиков, А.Н. Радищев в России) боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу и гражданское равенство. Большое значение для достижения нового общественного порядка они придавали распространению знаний. Около трех веков университеты находились в авангарде интеллектуального развития Европы. С XII по XVв. на континенте возникло более 80 университетов, обладавших мощным идейным и политическим влиянием. В XVIII в. происходит кардинальный поворот: завоевывает права принцип свободы научного исследования, который влечет за собой свободу преподавания и обучения. Вместе они составляют принцип академических свобод71. Все европейские университеты постепенно отказываются от преподавания на латинском языке и переходят к преподаванию на языке той страны, где находился университет72. Формируются национальные научно-педагогические школы и традиции. Открывается доступ к высшему образованию широких слоев населения, которые составят костяк среднего класса. Расцвет естествознания XVII—XVIII вв., вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, в основном, минуя университеты. За редким исключением они упорно придерживались старой системы и были враждебны опытной науке. Только университетская реформа, осуществленная в начале XIX в. Вильгельмом фон Гумбольдтом (1767—1835), позволила соединить образование и исследование, высокую науку и традиционный университет73. В основу новой модели университета были положены три основных принципа. Первый состоял в отрицании примитивно-утилитарного воззрения на образование, когда знание ценят не ради него самого, а только ввиду его практической пользы. Второй предостерегал от господства (приоритета) опытной (эмпирической) науки, ибо это стало бы противодействовать Ortega у Gasset J. Mission of the University. Princeton, 1944. 2 Rashdall H. The university of Europe in the Middle Ages. Oxford, 1942, Vol. I — III. В 1809-1810 гг. он был министром культуры и образования в Прусском правительстве. Проводя свою реформу, Гумбольдт опирался на идеи Канта, Фихте, Шиллера, Шеллинга и Шлейермахера. фундаментальному теоретическому познанию. Гумбольдт говорил, что «высокомерие опытного знания поведет к пренебрежению теми жизненными и научными мотивами, которые как конечные и глубочайшие обусловливают успех истинного познания природы»74. Третий принцип, согласно которому без гуманитарного образования также не может быть образованной личности, утверждался Гумбольдтом постоянно. Без гуманитарного развития личности, без развитых нравственных интересов и убеждений,— опасался Гумбольдт,— научные знания выродятся в презирающий все «духовный материализм» и «безыдейный элитаризм», или, выражаясь современным языком, Гумбольдт предвидел и опасался технократизма как типа мышления и действия без контроля совести, ответственности75. Университет стал местом самостоятельной академической подготовки гимназических преподавателей. Согласно его реформе, оклады преподавателей резко повышались, а объем нагрузки снижался до 250 ч в год. Оставалось время на научные и фундаментальные исследования, подготовку аспирантов и учеников, т.е. будущих преподавателей университетов. Реформа предполагала введение экзаменов на аттестат зрелости и возникновение сословия гимназических преподавателей со стандартными требованиями к образовательной подготовке. Реформированный университет рассматривался как воспитательное учреждение. Речь шла о воспитании граждан, занимающих ведущие позиции в обществе. Именно гумбольдтовским реформам мы обязаны пониманию университета как фактора социальной мобильности. В условиях действующей иерархии доходов предпосылкой успешного развития образовательной системы выступала связь ожидаемых доходов с ростом уровня образования. Последнее становилось средством социального продвижения. Это, в свою очередь, означало массовое перераспределение доходов в пользу части населения, имеющего высшее образование, т.е. не в пользу большинства населения, не имеющего высшего образования. Основные черты новой модели европейского университета Вильгельм фон Гумбольдт описал так: университет — это элитарное высшее учебное заведение, где обучение и научные исследования слиты в неразрывное целое, при обеспечении свободы для обучаемого и обучающего со стороны государства. Главное в этой модели — синтез науки и образования при условии университетской автономии, включающей полную академическую свободу. Университет стал выполнять три функции: он выступает одновременно в виде профессионального, культурного и исследовательского института76. В. фон Гумбольдт понимал образование как развитие способности к профессиональной деятельности. Американские университеты, задающие сегодня моду в мировой социологии,— а в большинстве рейтингов университетов мира они явно домини- 74 Паульсен Ф. Германские университеты. СПб.,1901. 75 См.: Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Модель Гумбольдта: университеты — эталонные центры знания // 76 Садовничий В.А. и др. Университетское образование. М., 1995. С. 119. руют,— удачно соединили в себе демократические традиции ранних средневековых университетов и прагматизм немецкой университетской школы. Американский подход к университетскому образованию изначально отличался демократичностью и отстаивал ориентацию на служение обществу. Вследствие этого ведущие американские университеты к середине XX в. превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные комплексы, тесно связанные с бизнесом, индустрией и системами управления. Университеты США изначально имели особый правовой статус, обладали собственными уставами и конституциями, которые давали им высокую степень автономии, но не противопоставляли их обществу и власти. В силу того, что университеты имели в своем распоряжении землю, цена которой все более повышалась, многие из них становились самодостаточными в экономическом отношении субъектами хозяйственной деятельности77. Т. Парсонс в своей книге «Американские университеты», которая считается классикой социологии образования, исходит из того, что «система высшей школы выполняет одновременно четыре функции: основная — научное исследование и подготовка научной смены развивается параллельно с академической специальной подготовкой (и разработкой прикладной науки), с одной стороны, а также с развитием общего образования и с повышением культурного самосознания, интеллектуального просвещения — с другой». Парсонс мог бы сослаться на более дифференцированную в институциональном отношении систему высшей школы в США и увязать три первые из названных функций с тремя разными институциями: graduate schools,proffessionalschools, colleges. Однако каждая из названных институций, в свою очередь, столь сильно дифференцирована внутри себя, что время от времени они, с разной мерой нагрузки, распространяют свою деятельность на остальные функциональные области. И лишь четвертая функция не имеет базовой институции, в ее реализации и проявляет себя интеллектуальная роль профессоров78. По мысли К. Ясперса, идея университета предполагает реализацию четырех функций. Первая — исследование, преподавание и обучение специальным профессиям; вторая — образование и воспитание; третья — духовная коммуникация; четвертая — университет должен представлять «вселенную» наук. Только в процесс научной исследовательской деятельности настоящий ученый может стать хорошим преподавателем. Только тот, кто сам исследует, может по-настоящему учить. Участие студентов в совместной с преподавателем исследовательской работе становится предпосылкой его профессионального становления, ибо учит его методам и самостоятельности. В университете должен господствовать принцип связи исследования и обучения. Одно невозможно без другого79. Американские университеты ориентировались не только на развитие фундаментальной науки, но и на активную деятельность в прикладной области и бизнесе. Особое место в системе высшего образования США зани- Водичев Е.Г. «Исследовательские» университеты США и российская университетская система: опыт сравнительного анализа (www.prof.msu.ru). Хабермас Ю. Идея университета. Процессы обучения // Alma mater. 1994. № 4. С. 9—17. Ясперс К. Идея университета в XX веке. М, 1996. С. 20-24. мают «исследовательские университеты», ставшие ведущими научно-образовательными комплексами и центрами проведения независимых экспертиз. В середине XX в. стало ясно, что одних только элитных университетов, задача которых предоставить доступ ко всей совокупности современного знания и всем уровням образования, включая степень доктора наук (Ph.D.), уже недостаточно. Им нужна мощная подпитка со стороны научных иссле дований, включая использование последних в практике обучения студентов. К концу XX в. традиционных элитных университетов практически не осталось, все они ведут и обучение, и научные изыскания. Крупные университеты США, являясь федерально значимыми научно-образовательными центрами, выступают мощнейшим фактором развития регионов размещения через формирующиеся при них технопарковые структуры. Они ориентированы на современные направления науки, создание высоких технологий, а также на формирование инновационного сектора в экономике, науке и технике. Ныне американские университеты заняты подготовкой специалистов с продвинутой научной степенью, в связи с чем число магистрантов, аспирантов и докторантов превышает количество студентов, ориентированных на получение общего высшего образования. По мнению специалистов80, им присущи также следующие черты: • широкий набор специальностей и специализаций, включая естествен • высокий профессиональный уровень преподавателей, принятых на • высокая степень информационной открытости и интеграция в меж • конкурсность и селективный подход при наборе студентов; • наличие корпоративной этики, базирующейся на этосе науки, демократических ценностях и академических свободах; • стремление к лидерству внутри данного региона, страны и мирового Сегодня университет понимают как крупнейшее высшее учебное заведение для обучения универсальному знанию, иными словами — совокупности всех видов знаний. Кроме того, он выполняет важные культурные функции. Согласно положению о высшем образовании в Японии, задачи университетской подготовки заключаются в следующем: изучать теорию и прикладные аспекты науки, вести научные исследования, а также развивать личность студентов и воспитывать у них дух патриотизма81. 80 Водичев Е.Г. «Исследовательские» университеты США и российская университетская система: опыт 81 Tokimoto Kaigo. Japanese Education. Tokyo, 1968. P. 104. Степень доступности университетов для молодежи (от 20 до 24 лет) в Европе и Америке различается. Во второй половине XX в. в европейских странах вначале только 5% молодежи могло учиться в университетах. В 60-х гг. уже 15%, в 70-е гг. в Швеции — 24, во Франции — 17, в 80-е гг. в Швеции — 38, в ФРГ и ГДР —30, в Англии — 19, Польше— 18, Албании—6, в СССР — 21, в США — 58%. Спрос на образование в объеме колледжа, измеряемый процентом поступивших в колледжи от числа лиц, окончивших среднюю школу, в США ежегодно растет на 1%, тогда как в 70-х гг. он рос наО,3%*2. Пожалуй, нигде в мире так высоко не ценят хорошее образование, как на туманном Альбионе. Британские школы и университеты — одни из лучших в мире. Ежегодно сюда приезжают учиться десятки тысяч людей со всех концов земли. Британское образование — цитадель элитарного образования — именуют «фабрикой джентльменов». Оно является одной из доход-нейших статей экономики: им страна с успехом торгует на протяжении столетий, экспортируя свои престижные дипломы и сертификаты по всем странам и континентам. Цена подобных дипломов очень высока — как в прямом, так и в переносном смысле слова. Обучение в частном колледже или университете Британии стоит для иностранца многие десятки тысяч фунтов стерлингов83. Таким образом, в отличие от Европы, где создавалась преимущественно элитарная система высшего образования, в США с самого начала форми-
приходится около 17 тыс. марок. Родителям это удобно. Ведь таким образом общество финансирует затраты на образование их детей, которое в будущем принесет им высокий доход. Студенты. Безусловно, многие относятся к учебе вполне серьезно. Тем не менее — бесплатно хорошо не бывает. Дармовое ценится недорого. Кроме того, бесплатное место в университете дает преимущества (как материальные, так и психологические), которые никакого отношения к учебе не имеют. Студенческие столовые, медицинская страховка и железнодорожные билеты субсидируются государством. Кроме того, чисто психологически, с точки зрения социального статуса, лучше считаться студентом, нежели безработным. Таким образом, учеба превращается в своего рода стиль жизни, пристанище для каждого, кто работать не хочет или не может, в своего рода инструмент управления рынком рабочей силы, страдающим от роста безработицы. Все это, вероятно, решает очень важные социальные проблемы. Только они не имеют никакого отношения к учебе. Даже напротив — немецкие университеты превратились в мощную систему неправильного обращения с человеческими ресурсами. Они Эренберг Р.Дж., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996. С. 319. Дмитриева О. «Фабрики джентльменов» // Учительская газета. 2001. 17 июня. № 28-29. ровалась демократическая, общедоступная система: уже в 50-е гг. университеты были открыты для 30%, а в 70—80-е гг. — для 50—60% молодежи84. В Японии более 40% выпускников средних школ поступают в вузы, а количество студентов превышает 2 млн85. Современный университет создает интеллектуальный капитал общества. На пороге XXI в. университеты, по мнению Жака Делора, вновь обретают свою изначальную функцию — быть гарантом универсальных ценностей и культурного наследия86. Вовсе не случайно, что именно университет как специфический центр научной мысли стал местом зарождения социологии как в Европе, так и в Америке. Университет — высшее учебное и научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. От других вузов его отличает разносторонность подготовки, охват самых разных наук и дисциплин, а не сосредоточенность на одной-двух специальностях. В университете прекрасно уживаются рядом естественные и гуманитарные знания. Еще одна важная характеристика — нацеленность на фундаментальное, а не прикладное знание. Кроме того, университет представляет единство двух функций — научно-исследовательской и преподавательской. занимаются не своим делом, в результате чего собственные функции выполнять перестают. Половине нынешних студентов в университете не место. Они не хотят работать, зато хотят, чтобы их кормили.Требования в университете практически нулевые, да и те не выполняются (для сравнения — опять же, в [арварде студент обязан прочесть в неделю 250 страниц специальной литературы, выдержать тест в середине семестра, написать большую работу в конце семестра и/или сдать экзамен). В этих условиях лучшие студенты не получают того, на что рассчитывали, большей же части такая ситуация весьма удобна. Нигде преподавательский состав не проходит меньшую проверку на качество, нежели в 1ерма-нии (разве что еще в Японии). Неудивительно поэтому, что все опросы показывают, что преподаватели существующим положением дел крайне довольны. Многие читают лекции по пожелтевшим листочкам или же предлагают курсы, которые никому, кроме них самих, не интересны. Лучшие преподаватели надрываются и перерабатывают, зато большинство продолжают лениво трусить, поскольку перейти на галоп их ничто не вынуждает: ведь ни контроля за качеством, ни давления коллег не практикуется. В области же исследовательской работы их собственное везение оборачивается бедой для системы в целом. Везение их заключается в том, что величина немецкоговорящего рынка позволяет публиковаться только внутри него. Немецкие ученые не должны выдерживать международную конкуренцию, как, скажем, норвежцы или израильтяне. В таких журналах, как American Economic Review или American Political Science Review, почти не встречается даже ссылок на немецкие работы. Если повнимательнее изучить биографии немногих немецких нобелевских лауреатов, можно заметить, что каждый из них проработал некоторое время за границей. Благополучные родители (включая самого бундесканцлера) посылают своих детей, если у них есть способности, учиться в Кембридж: английский или массачусетский. Честолюбивые, но менее обеспеченные студенты пытаются получить стипендии для учебы за границей. Сокращено по источнику: Иоффе Й. Переход во вторую лигу // Иностранец. 1997. № 21. С. 8 84 Compton's Interactive Encyclopedia. Compton's NewMedia, Inc., 1994; Садовничий В.Л. и др. Универ 85 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М., 1996. С. 326. 86 Делор Жак. Образование: необходимая утопия. Образование для XXI в. // Педагогика. 1998. № 5. УНИВЕРСИТЕТЫ В РОССИИ Будучи европейской страной не только по географическому признаку, но и по своему историческому происхождению, Россия к XVIII в. отстала от других стран континента не только в социально-экономическом и промышленном отношении, но также в области среднего и высшего образования. Причины кроются в социально-политической сфере: сохранение крепостной системы и неограниченной монархии, незаинтересованность царского правительства в широком просвещении народа, отсутствие гражданского общества, традиций письменного права. Неразвитость начального и среднего образования не создала условий и для своевременного появления университетов. Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия, основанная в начале XVII в. В 1682 г. в Москве открылась Заиконоспасская школа, положившая начало будущей Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. Петр I основал в Москве математическую школу (математических и навигационных наук) для дворянских и приказных детей. Далее были открыты школы адмиралтейская, ар тиллерийская, инженерная и две горных на Урале. В 1715 г. школа навигационных наук получила название Морской академии и была перенесена в Петербург. Обе академии — Морская и Славяно-греко-латинская — способствовали образованию сети низших школ, учрежденных Петром I в провинции. По отношению к этим школам академии играли роль учительских семинарий. В России появление университета предшествовало созданию системы начального образования, поэтому неудивительно — то, что объявлялось «университетом», функционировало вначале как гимназия (с этого начинали и в Петербурге, и в Москве). Если в Европе первые университеты появились в XI—XIII вв. в Италии, Испании, Франции, Англии, то в России — только в XVIII в. До конца XIX в. было открыто всего девять университетов: Московский (1755), Дерптский (Юрьевский —1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Университет Св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский университет в Одессе (1864), Варшавский (1869), Томский (1888) и еще три других — в начале XX в. (до революции 1917 г.) — Саратовский (1909), Ростовский (1915) и Пермский (191 б)87. Однако кроме университетов в Российской империи функционировало около 100 высших учебных заведений88. В университет принимались лица, имеющие аттестаты зрелости, окончившие восемь классов классических гимназий или выдерживающие окончательные испытания (в Томский, Юрьевский и Варшавский университеты могли поступить лица, окончившие духовные семинарии по первому разряду, если они выдержали экзамены). Высшее юридическое образование получали на юридических факультетах университетов, Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М, 1994. С. 22. Куломзин А.Н. Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования. СПб., в Демидовском лицее в Ярославле, Александровском лицее в С.-Петербурге, училище правоведения (два последних были доступны детям привилегированных классов), Военно-юридической академии. Высшее техническое образование в России получали в Технологическом институте им. Николая I в Петербурге, Московском техническом училище, Харьковском практическом технологическом институте, Технологическом институте в Томске, Рижском политехническом институте. Музыкальное образование получали в Петербургской и Московской консерваториях, Варшавском музыкальном институте, Придворной певческой капелле, Синодальном училище церковного пения в Москве. Временем расцвета университетского образования в России стала вторая половина XIX в. К концу столетия в стране насчитывалось 11 университетов, в которых обучалось более 14 тыс. студентов. Крупнейшие российские университеты вошли в число ведущих учебных заведений мира с количеством обучавшихся от двух и более тысяч человек. Это наглядно видно из следующей таблицы89.
Определить уровень развития университетского образования в России на рубеже XIX—XX вв. однозначно нельзя. В чем-то оно значительно отставало от Европы и США, например по количеству вузов и показателям охвата населения высшим образованием. Так, в Западной Европе уже в начале XVI в. было примерно 60 университетов, и их количество продолжало расти. Кроме того, некоторые университеты работали как международные центры подготовки специалистов, восполняя нехватку учебных заведений в других странах. Так, в Лейденском университете только на протяжении XVII в. обучалось около 4 тыс. студентов из Англии40. По другим показателям наши университеты мало чем уступали западным. 89 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXXIV. СПб., 1902. С. 787. 90 Hackmann W.D. The Growth of Science in the Netherlands in the Seventeenth and Early Eighteenth По уровню постановки образования российские университеты не уступали лучшим университетам Запада, а такие как Московский, Санкт-Петербургский, Киевский, стали центрами науки и просвещения. За минувший XIX в. в них было накоплено много ценного, в том числе и в области формирования и подготовки профессорско-преподавательского состава. Сложился образ профессора русского университета, воплотившего в себе такие качества, как обширность научных познаний, обладание собственной школой преподавания, педагогическое мастерство, свободомыслие, честолюбие ученого, толерантность91. В 1875 г. в германских университетах обучался 16 501 студент, на которых приходилось 1313 профессоров — или один преподаватель на 12 студентов. В шести русских университетах было 4492 студента и 358 профессоров, что давало такое же соотношение — один преподаватель на 12 слушателей92. Рост численности студенческих контингентов определялся растущим интересом общества к развитию прежде всего технического образования. Начиная с 1905 г. ускоренно возникали неправительственные вузы как общественные (филантропические), так и частные (коммерческие). Основу их контингента составляли женщины, выпускники зачастую не приравнивались к дипломированным специалистам93. Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война нанесли огромный урон высшему образованию в России. Обучение в Московском университете после революции было прервано. По распоряжению властей в 1918 г. студенты-медики старших курсов направлялись в разные концы страны на борьбу с эпидемиями. В 1919 г. многих студентов призвали в армию, из которой они так и не дождались демобилизации: многие погибли на фронте. Чиненный А., Стоян Т. Университетский преподаватель: XIX век // Высшее образование в России. 1999. №3. С. 127-136. Иконников В.И. Несколько слов по поводу новых данных о наших университетах. Киев, 1876. С. 6. Петрова Т.Э. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа // Социс. 1999. №3. С. 120. Гибель, а также добровольная эмиграция ученых и преподавателей, дополнившаяся принудительной высылкой неблагонадежной интеллигенции, обострили проблему кадрового дефицита. Реорганизация старой и строительство новой высшей школы велись на принципах ликвидации сословности высшей школы и подчинения ее советской власти, демократизации работы вузов, изменения социального состава студенчества за счет представителей рабочего класса и крестьянства, перестройки процесса на основе марксистско-ленинской методологии, ликвидации разрыва между теоретическим обучением и практикой, максимального приближения подготовки специалистов и научной работы вузов к нуждам социалистического строительства94. Отменялись вступительные испытания, оплата за обучение, были установлены государственные стипендии студентам. За период 1918-1919 гг. количество студентов в вузах РСФСР удвоилось. Сложнейшей была проблема слабой подготовки едва ли не большинства студентов из рабочих и крестьян, поступивших на учебу с учетом декретированных льгот. В рассматриваемый период подавляющее большинство взрослых рабочих и крестьян, а также основная масса их детей могли поступить в вузы только через рабфаки. Поданным переписи 1939 г., помимо вузовских центров, имевших ся в царской России, новые вузы были открыты в 76 городах РСФСР. В 1925 г. Наркомпрос определил, что цифра в 110 тыс. студентов в РСФСР должна быть признана нормальной и обеспечивающей ежегодно хотя бы минимальный выпуск квалифицированных специалистов95. Система регулирования приема в вузы по классовому принципу существовала до 1936 г. С 1922 по 1927 г. в составе студенческого контингента российских вузов доля рабочих и их детей увеличилась вдвое и достигла 34,2%, доля крестьян и их детей составляла 24,3%, трудовой интеллигенции и совслужащих — 41%. Это был период восстановления разрушенного в ходе гражданской войны народного хозяйства и перехода к новой экономической политике. Рабочая сила промышленности рекрутировалась в значительной степени за счет крестьянства. Образовательный уровень и культурные потребности городского и сельского населения были невысоки. Одновременно с осуществлением культурной революции (всеобщая грамотность) предпринимались меры по повышению профессионального уровня рабочих и крестьян. Шла 94 Петрова Т.Э. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа // 95 Культурное строительство в РСФСР. 1917—1927 гг. Т. 1.4. 2//Документы и материалы 1921-1927 гг. техническая модернизация, развивалось движение за научную организацию труда (работы А.К. Гастева, П.И. Керженцева). В 40-е и 50-е гг. XX в. отмечается небывалый подъем университетского образования. Успехи советской науки в исследованиях космоса, в развитии ядерной энергетики и другие достижения подняли престиж высшего образования на максимальную высоту. Нив какое иное время престиж ученого и профессора в обществе не был так высок, как тогда. Подъем продолжался до конца 70-х гг., когда выпуск вузовских увеличился в 50 раз по сравнению с дореволюционным временем96. Именно высшая школа внесла главный вклад в создание советской интеллигенции, которая, вопреки идеологическому давлению и политическим преследованиям, прославила страну в области культуры и науки, внесла огромный вклад в мировую сокровищницу мысли. Ядром советской, а теперь уже и российской интеллигенции, выступают выпускники университетов. Русские дореволюционные университеты вобрали в себя все самое ценное, что было в мировой университетской практике. Они выступали одновременно центрами обучения и научных исследований, соединяя образовательные и изыскательские функции. Однако после революции 1917 г. картина изменилась. В СССР университеты в подавляющем большинстве случаев стали лишь обучающими центрами, отторгнутыми от передовых научных исследований и разработок. Как научные центры они не представляли большого интереса, явно проигрывая Академии наук и мощным отраслевым НИИ и КБ. Полномочия университетов в СССР не имели должного правового обеспечения. Им не принадлежали ни земля, ни здания и сооружения, социальный престиж и государственный статус университетов как образовательных центров был невысок. Зарплата профессоров не соответствовала ни дореволюционному уровню, ни мировым стандартам. Конкурс, хотя и был высоким, часто превращался в пустую формальность благодаря специальным спискам абитуриентов, поступающих по блату, за деньги или партийной принадлежности. Никакой университетской автономии не существовало. В результате университеты практически не отличались от обычных педагогических институтов. В 1994 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, свыше 30 негосударственных университетов. Для сравнения: в Великобритании только два частных университета, остальные 96 — государственные, но они отнюдь 96 Высшая школа СССР за 50 лет. М., 1967. С. 8. не бесплатные. Граждане Британии до недавнего времени не платили за обучение, но с 1998 г. английские вузы стали взимать плату — максимум 1 тыс. фунтов в год (примерно 1700 долл.). Иностранцы платят в 5-10 раз больше97. В английских университетах сегодня обучается 1,6 млн студентов, т.е. 30% выпускников средних школ98. В Австралии высшее образование платное для всех студентов, и иностранные студенты платят в 2 раза больше. Анализ западной литературы показывает ведущую роль государственных вузов и университетов в высшей школе и государственного финансирования их деятельности (от 50% в США до 80-90% в странах За падной Европы). Причем в государственных вузах США на долю госбюджета (на всех уровнях управления) приходится 80% их финансовых ресурсов, в Западной Европе этот же показатель составляет почти 90%99. Обучение в университете во многих странах мира требует значительных расходов. Плата за учебу взимается как в частных, так и в государственных университетах. Как правило, конкурс в государственные университеты везде выше, поэтому большей части молодежи (в Японии четырем из пяти студентов) приходится пользоваться услугами частных университетов, которых большинство. Абитуриенты частных вузов, как правило, делают вступительные взносы, а став студентами, оплачивают лекции, пользование учебным оборудованием и т.д. Самые крупные взносы установлены в медицинских заведениях, где первый учебный год обходится студенту в сумму, более чем в 2 раза превышающую годовой доход рядового японского рабочего100. Лучшим в нашей стране университетом по праву считается Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), крупнейшее высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Среди вузов мира МГУ занимает третье место после Оксфорда и Кембриджа. Он основан в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова, первоначально в составе трех факультетов: философского, юридического и медицинского. На философском факультете предполагалось изучать логику, метафизику, математику, физику, а также «гумманору»-элоквенцию, «студиум антиквитас» и «гисторию». При этом «академик матезеос сублимиорис может профессором логики и метафизики, и математики генеральной быть и при том же физику генеральную и экспериментальную учить». Философии в университете уделялось серьезное внимание. В нем изучались курсы «Руководство во всю философию» или «Введение в философию», история философии, логика, метафизика, практическая философия или этика, натуральная фи- 97 Ивачющенкова М. Высшая школа ее величества. //Деньги. 1999. № 14. С. 30. 98 International Guide to Qualifications in Education. British Councl. 1998. P. 11. 99 Бабин A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996. 100 Латышев И.А. Материальная и духовная издержки образования в Японии // Япония-82. М., лософия. В сетке учебных часов не было ни одного предмета, которому уделялось бы больше часов, нежели философии101. Некоторые историки вопреки установившемуся мнению полагают, что историю русской науки надо вести не с Петербургской академии, а с открытия Московского университета с двумя гимназиями, которые поставляли первые поколения студентов. Университет, кстати сказать, был основан на личные средства Ивана Шувалова — двоюродного брата знаменитого графа Петра Шувалова. Университет определялся как «собрание ученых людей, которые наукам высоким... до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают», а Академия как «собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в которым оные ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты оные совершить и умножить тщатся...» Тогда в университет зачислялись молодые люди по особому экзамену, принимаемому профессо- Поначалу в университет зачислялись молодые люди по особому экзамену рами. Занятия студентов, кроме слушания лекций, состояли в ежемесячных диспутах, проходивших под руководством профессоров. Курс обучения обычно был трехгодичным, по окончании университета студенты получали аттестаты, по которым они определялись на гражданскую службу. Для подготовки молодых людей к обучению в университете при нем была откры- Артемьева Т. Почему академики не читали лекций? // Литературная газета. 2002. № 34 (5889) 21-27 авг. та гимназия102. Он был создан подобно большинству университетов Западной Европы вне академической структуры. Находясь под «высочайшею протекцией», подчинялся непосредственно правительствующему Сенату. Все профессора, учителя и другие «принадлежащие к университету чины» были лишь подсудны университетскому суду и свободны от «всяких полицейских тягостей»103. Создание Московского университета ознаменовало приход кратковременной, но блистательной эпохи Русского Просвещения, продлившейся от времени Екатерины II до середины царствования Александра I. Тогда же в Российской Империи возникла целостная система народного образования и действовало 8 высших учебных заведений университетского типа. Позднее, начиная с царствования Николая I, стала понемногу формироваться еще и система технических высших учебных заведений. В каждом из государственных университетов полагалось иметь по 35, а позднее — по 53 профильные кафедры104. МГУ готовит кадры по физическим, математическим, химическим, биологическим, геологическим, географическим, филологическим, историческим, философским, психологическим, социологическим, экономическим, юридическим и др. специальностям. В 1992 г. университет получил статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России. Сегодня в МГУ работает и учится почти 100 тыс. человек. В тысяче зданий Московского университета учится 20 тысяч студентов, им преподают 4,5 тыс. преподавателей. М ГУ — это более 1 млн м2 территории, 24 факультета, более 200 кафедр, 7 НИИ, около 500 лабораторий и научных баз, 4 обсерватории, 12 учебно-научных станций, 3 музея, Ботанический сад, научная библиотека, издательство (основано в 1927 г.), 7 студенческих общежитий, квартиры для преподавателей, три музея, театр, спортивные залы и стадионы. В МГУ есть все, даже свой маломерный флот в Севастополе. МГУ дает фундаментальное, системное и консервативное образование. Предмет особой гордости — научные школы МГУ. О математической, например, говорят так: в любом американском университете найдется профессор математики из МГУ. На одном физфаке 28 научных школ. Есть в МГУ известные биохимики, экономисты, философы. В университете преподают 200 академиков, а всего их — третья часть российских академиков, 15% 102 Садовничий В.А. и др. Университетское образование. М., 1995. С. 167. 103 См.: Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование систе 104 Хромов Г. Российская академия наук: история, мифы и реальность // Отечественные записки. депутатов Госдумы, почти половина Конституционного суда. Выпускники МГУ есть в администрации президента, правительстве, в бизнесе. Университеты являются средой воспитания молодых ученых и общенациональными центрами фундаментальных исследований. Благодаря развитой системе образования наша страна и в 1960-е, и на пороге 1990-х гг. была одной из самых образованных в мире. Это подтверждалось такими данными, как коэффициент грамотности взрослого населения, доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, число студентов на 10 тыс. человек населения, а также доступность, всеобщность и бесплатность образования. По уровню грамотности взрослого населения Россия практически не уступала развитым странам мира. В России в вузе или техникуме учился каждый 30-й россиянин, в США — каждый 20-й житель страны105. Во всем же мире университетами называют чуть ли не каждый вуз. Мы тоже к этому пришли в 1990-е гг.: за эти годы число самых разных университетов у нас перевалило за тысячу. Кампания переименования происходила и в советские времена. Поводом служили важные юбилеи. Например, по случаю 50-летия СССР в 1972 году к рангу известных испокон века университетов были причислены 25 бывших областных пединститутов. Оправдать университетские вывески смогли не все. В 1992 г. возникло еще два десятка университетов в национальных республиках. Затем наступила очередь для политехнических институтов, сельскохозяйственных и военных академий и др. Разумеется, далеко не все из них дают университетское образование в традиционном понимании, как это делают в классическом университете. Подобных заведений в России всего 63. В них учится около полумиллиона студентов. Все классические университеты находятся в системе Министерства образования и науки. В составе высших учебных заведений получил развитие университетский сектор — 50% общего числа государственных вузов, около 30% составляет доля академий. Классическим принято считать университет, где имеется не менее 15 направлений естественно-научного и гуманитарного образования (причем последних должно быть не менее трети), где действуют ученые советы по защите докторских диссертаций, где академики не просто числятся свадебными генералами, а возглавляют научные школы. Ибо без науки фундаментального, т.е. университетского, образования не бывает. Как не бывает его без библиотеки с фондом не менее 2 млн книг. К сожалению, лишь несколь- Положение детей в мире. ЮНИСЕФ, 1990. О государственной политике в области высшего образования. М., 1992.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |