Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смешанные формы социального действия




В реальной жизни встречаются все перечисленные виды социальных действий. Чаще всего в одном поступке сочетаются два, три или все четыре типа социальных действий, открытых М. Вебером. Вот почему в категорию «смешанные формы» попадают такие действия, которые в строгом смысле нельзя отнести к какой-либо одной форме социального действия. Рассмот­рим конкретные примеры.

Исповедание надо причислять к разряду и традиционного, религиозно-культового действия, и ценностно-рационального, совершаемого во имя очищения своей совести от грехов. Отругать ребенка — такое действие мож­но отнести как к целенаправленному (родители не хотят, чтобы ребенок сде­лал это еще раз) и к аффективному (они пришли домой в плохом настрое­нии). Ревнивые жены, желая удержать мужа и сохранить семью, использу­ют такие средства, как скандалы, ссоры и слежка. Эмоциональное раздражение здесь соседствует с вполне инструментальными целями. По­купку книги можно считать одновременно примером целе- и ценностно-рационального действия.

Человек пробивает талончик за проезд, чтобы не быть пойманным кон­тролером и не желая платить штраф. В таком поступке сконцентрировалось сразу три типа действия: целерациональное (оплатить проезд), ценностно-рациональное (не потерять имидж) и традиционное (так принято в совре­менном обществе). Пощечина в ответ на оскорбление — аффективное и цен­ностно-рациональное действие. Чело­век, надевая рубашку, задумывается о том, какого цвета рубашку ему одеть. Действие является традиционным, но выбор цвета рубашки преследует оп­ределенную цель. К тому прибавляются ценностные соображения: выгля­деть прилично, не потерять своего лица в обществе, соответствовать ожи­даниям референтной группы.

В ношении дорогой шубы смешаны: целерациональное (холодно), тра­диционное (принято) и ценностно-рациональное (демонстрация высоко­го статуса) действия. Человек, покупая что-нибудь и платя за это деньги, пе­ресчитывает сдачу. Процесс получения сдачи очень традиционен, но ее пе­ресчитывание подсказывает нам, что человек не доверяет дающему сдачу и хочет убедиться в наличии положенных ему денег, т.е. преследует опреде­ленную цель. Мужчина, надевая ботинки, завязывает шнурки необычным узлом. У этого человека, видимо, скользкие шнурки на ботинках, и он превращает традиционное завязывание шнурков в целерациональное дей­ствие. Возложение цветов к памятнику или на могилу — дань традиции,

выражение своих чувств и тех ценностей, которые разделяет данный чело­век.

У Шекспира в «Юлии Цезаре» Брут произносит весьма знаменательную фразу, осуждая несдержанность Кассия: «Рабам показывает, как вспыльчив ты». В древнеримском обществе некоторые виды аффективного поведения (агрессия, злоба, раздражение, гнев, вспыльчивость) допускались в отноше­ниях между выше- и нижестоящими в социальной иерархии, но запреща­лись этикетом в отношениях равных по социальному статусу. Хозяин-три­бун может вспылить на своего раба или уличного бродягу, но в отношениях с другим трибуном он обязан контролировать себя. Иначе говоря, вести себя целерационально. Тем более не допускалось аффективное действие по от­ношению к вышестоящему.

Двойной стандарт поведения: не говорить при подчиненных то, что сле­дует произносить только с равными себе, — идет от самых древних времен. Сохранился он и сегодня: начальник, если он уважает себя (свой статус), не станет распекать подчиненного при всех, но сделает это один на один в кабинете.

Аффективное поведение, т.е. действия, идущие от личности, но не от социального положения, допускались лишь между равными, где статусные

различия действительно не играли большой роли, но не между разными по статусу людьми. И то, если равные были в дружеских, т.е. личных отно­шениях.

А как обстоят дела в современном обществе, где сняты сословные барь­еры и сословная мораль? Статус, осо­бенно высокий, накладывает на его носителя определенные обязатель­ства — совокупность ограничений, которые касаются прежде всего пове­дения. Почему именно поведения? Разве высокий статус не выражает себя в особых знаках отличия, привилегиях, форме одежды или размерах не­движимого имущества? Конечно, дорогая, изысканная одежда служит по­казателем более высокого ранга. Но хорошую одежду можно купить. Имен­но ценностно-рациональное поведение — самый верный признак статуса. Одежда, знаки, привилегии, имущество — все это можно передать от одного человека к другому, но изысканные манеры поведения нельзя снять или надеть. Они воспитываются всю жизнь и характеризуют внутреннее бла­городство человека. Даже скромно одетый, но изысканный в манерах чело­век обладает более высоким статусом, чем богатый и грубый. В США и Ев­ропе высший класс одевается даже скромнее, нежели средний. Чем выше статус, тем жестче ограничения, накладываемые на поведение человека. Не случайно говорят: положение обязывает.

Экстремальные виды социального действия — действия, несущие угро­зу жизни или благополучию индивида, группы. К ним относятся акции

15 Шекспир У. Поли. собр. соч. в 8 т. Т. 5. М.,1959. С. 292.

протеста, бунт, забастовки, голодовка, самосожжение, гражданское непо­виновение и др. Забастовки в атомной, энергетической отрасли страны зап­рещены законом. Атомщикам нельзя бастовать, но деньги не платили не­сколько месяцев в 1996 г. Людям не на что жить. Как быть? Работники АЭС, зная закон, объявили голодовку. Это квалифицируется как акция протеста, а не как забастовка. Они законом не запрещены. Но голодовка в конце концов способна привести к тем же результатам, что и забастовка — оста­новке энергоблоков, ослабленный персонал не сможет трудиться. Летом 1996 г. голодали на ряде АЭС и шахт страны.

Акции — демонстративное действие одиночки или группы, призванное произвести публичный эффект, например политические акции. Голодов­ка — отказ от пищи в знак протеста — является ценностно-рациональным действием, поскольку совершается во имя высоких целей, выходящих за рамки разумного эгоизма и соображений личной выгоды. Но в нем можно разглядеть и другие побуждения. Целью голодовки может быть стимулиро­вание правительства к своевременной выплате зарплаты, а это подпадает под разряд шантажа.

Донорство — сдача крови или жизненно важных органов (почки, печень, сердце) — относится к смешанному типу социального действия, так как наряду с ценностью спасения чужой жизни в ряде случаев присутствует и рациональная цель — получить вознаграждение.

Аплодисменты в театре — случай аффективного и традиционного дей­ствия. Так принято благодарить артистов за хорошую игру и вместе с тем выражать эмоциональную радость от полученного удовольствия.

Подаяние милостыни нищему управляется двумя разными мотивами — состраданием к ближнему (ценности) и выполнением общепринятой функ­ции (традиции). То же самое можно сказать о пожертвовании на восстанов­ление храма. Человек действует из высших религиозных соображений и одновременно так, как принято вести себя в христианском обществе, т.е. по традиции.

Обычай кровной мести у горцев нельзя ограничивать исключительно традиционным действием, поскольку он преследует достижение нравствен­ных ценностей отмщения за поруганную честь, ставит под угрозу собствен­ную жизнь и требует преодоления страха за нее.

Спасение утопающего предполагает несколько мотивов:

• целерациональное: если человек всю жизнь мечтал стать героем и по­
лучить медаль за спасение утопающих;

• ценностно-рациональное: когда человек видит, как например, ребе­
нок падает в воду, барахтается с криками о помощи, и все это взывает
к лучшим чувствам этого человека, и он спасает ребенка;

• традиционное: если этот человек — работник речной спасательной
службы;

• аффективное: человек влеком только одним эмоциональным поры­
вом — спасти жизнь другого человека.

Забота как вид социального действия. Это социологическая категория, так как она раскрывает характер социальных отношений людей. Можно

привести многочисленные примеры заботы, в частности, заботы родителей о больных детях, уход детей за престарелыми родителями. На первом месте в этом типе социального действия стоит ценностный компонент, на вто­ром — аффективный (сострадание), на третьем — целерациональный (ин­струментальные операции по организации ухода), на четвертое место сле­дует поставить традиционную составляющую, поскольку милосердие вклю­чено в культурную матрицу большинства народов планеты и входит неизменной частью традиций и обычаев. При своем историческом возник­новении уход за беспомощными членами социума являлся исключительно ценностно- и целерациональным действием. Хотя на заботу о беспомощ­ных собратьях первобытной общине приходилось выделять дополнитель­ные ресурсы и услуги, что в условиях их дефицита, а иногда и прямого от­сутствия, сделать было крайне непросто, институт социальной помощи, один из первых в человеческой истории, сыграл принципиальную роль в гарантии того, что любому человеку, независимо от его статуса и ранга, обя­зательно придут на помощь. В развитии социальной практики заботы были заинтересованы все классы и слои населения.

Забота об инвалидах, пенсионерах и детях-сиротах — пример институ-циализированного социального действия. Министерство, комитет, специ­альные службы и фонды, которые занимаются социальной реабилитаци­ей, — это институции социального действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.