КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О клубе
С развитием промышленности естественно возрастает и активность рабочих, их стремление разобраться до конца в целом ряде основных вопросов, понять, осознать жизненные связи во всей их сложности. Смешно думать, что курсы политграмоты могут заменить ту глубокую работу мысли, которая идет и будет все шириться с каждым годом в недрах рабочего класса. Курсы политграмоты, при условии, что они составлены не доктринерски, в лучшем случае могут помочь лишь той самостоятельной работе мысли, без которой не может быть настоящей убежденности. Партия сильна не внешней дисциплиной, а дисциплиной внутренней, которая дается только убежденностью. Можно кончить партшколы всех ступеней, ответить по всем вопросам «на ять» и все же остаться внутренне чуждым партии человеком. Для того чтобы разобраться в основных вопросах общественной жизни, людям надо иметь возможность потолковать между собой, поделиться своими соображениями, услышать на них товарищеский, внимательный ответ, поспорить, сообща подумать. Где может сделать это рабочий? На заводе жизнь становится все более размеренной, регламентированной, работа – напряженнее. Надо найти какое-то другое место для бесед, для товарищеского разговора. Таким местом может стать клуб. Но в современном клубе слишком много опеки, регламентации: синяя блуза, вечера самодеятельности, кружки, концерты, кино, физкультура... Шумно время убить можно с успехом, а ни отдыха, ни удовлетворения не получается никакого. Сейчас наблюдается такое явление. Великолепно оборудованный клуб с библиотекой, оркестром, сценой, шахматами, радио. Завод в несколько тысяч человек, в клуб заходит человек пятнадцать. А рядом, в казарме, – свой живой клуб. Сидят на полу, говорят громко, не боясь никаких председателей и инструкторов, говорят открыто о том, что лежит на душе. Заливается гармоника в тон настроению – и куда ближе кажется она собравшимся, чем оркестры, устраиваемые в клубах для «разумного развлечения рабочих». Рабочие – не хозяева в большинстве клубов, не они определяют, что в клубе надо делать, не они подбирают руководителей. Дискуссия о клубах уперлась в вопрос о внутриклубной демократии. Надо нащупать живые пути осуществления этой внутриклубной демократии, могущей наиболее тесно спаять клубную работу с трудом и бытом рабочих. Сейчас известные слои заводских рабочих развертывают большую общественную работу. Эта работа, однако, распылена и не освещается должным образом перед всей массой. Клуб должен стать своеобразным центром, где вся эта работа собиралась бы воедино, обслуживалась, где бы она пропитывалась социалистическим духом. Если бы это удалось, клуб стал бы для профсоюзных масс могучей «школой коммунизма». Вот почему коммунисты, члены профсоюзов, должны принимать в клубной работе самое активное участие. Одно из средств оздоровления клубов – это перенесение будничной клубной работы в обстановку, близкую рабочим. Необходимо перенесение этой работы в красные уголки в цехах и общежитиях. Нужны индивидуализация и углубление этой работы. В цехе и стенная газета, и производственная пропаганда, и санитария, и всякая другая работа приобретают сразу иной характер. Надо давать побольше инициативы, наглядных разъяснений и проявлять в этой работе как можно меньше опеки. Общий клуб должен как-то учитывать работу отдельных красных уголков, выявлять ее, устраивать совместные обсуждения этой работы, должен ее объединять, помогать ей, дополнять ее. И не надо работу красных уголков и клубов шаблонизировать, подгонять под общий ранжир, надо только создавать благоприятные условия для развития различных видов клубной работы, как можно меньше навязывая, как можно меньше регламентируя, оставляя простор творческой работе самих рабочих и работниц. Многим покажется, что это отказ от партийного и профсоюзного руководства. Как раз напротив. Партийная пропаганда должна будет выйти за стены политкружков, она должна пропитать собой всю работу клуба и работу кино, инсценировки, читки, лекции и пр. Это ни в коей мере не значит, что вся работа должна превратиться в какую-то шаблонную, трескучую агитку, но это значит, что в кино будут изображать не жадные руки, ищущие голого тела, не быт кафе-шантанов, а доподлинную жизнь масс с ее борьбой, победами и поражениями. Конечно, если начать использовать кино для грубой тенденциозной агитки, его перестанут смотреть, но если научиться глядеть на жизнь через микроскоп марксизма, увидишь такие чудеса, отображение которых способно будет захватить каждого зрителя и воспитать его не хуже, чем воспитывает любая школа политграмоты. А радио? Надо ли его использовать? Еще бы, но как? Послушайте, и вы услышите, как наше радио сплошь и рядом льет воду совсем не на мельницу Советской власти. Летом 1925 г. один немецкий коммунист рассказывал мне (в чем, между прочим, не могло быть сомнения), как немецкая буржуазия искусно использует радио и кино в своих целях, каким прямо могучим средством обмана народных масс они служат. В свое время Владимир Ильич писал и говорил о том, как важно концентрировать пропаганду. Когда послушаешь иной раз, какую чепушинку несут неопытные пропагандисты, какие мелкобуржуазные идейки преподносят они, например, деревенскому комсомолу, жуть берет. Радио и кино могут играть у нас, в Советской стране, через клубы и избы-читальни колоссальнейшую воспитывающую роль. В то время как мы тут только-только раскачиваемся, буржуазия не дремлет. И вся работа в клубах должна быть пропитана духом марксизма-ленинизма. Не в том этот дух должен выражаться, чтобы развесить повсюду портреты Маркса и Ленина, а в том, чтобы выяснить их подход к вопросам. Заведующий клубом, руководитель, должен быть хорошим марксистом; пусть в клубах будет в десять раз меньше опекунов – от этого будет только польза, но те руководители, которые останутся, должны быть уже на высоте задачи. Во всех мелочах ведь сказывается. понимает ли руководитель что к чему или нет. Возьмем вопрос о физкультуре. Физкультура может быть могучим средством оздоровления населения, но в руках буржуазии физкультура и спорт всегда служили и служат. очень действенным средством для отвлечения рабочих от рабочего движения, от классовой борьбы. Подведем итоги сказанному. Какие лозунги в отношении клубной работы диктует нам жизнь? Во-первых, клуб должен принадлежать рабочим, они должны быть хозяевами в клубе, в клубе должна развертываться их самодеятельность. Как можно меньше опеки над рабочими в клубе. Во-вторых, необходимо марксистское углубление работы, пропитывание всех отраслей клубной работы духом марксизма-ленинизма. Углубленное марксистское руководство. В-третьих, необходимо превращение клуба в коллектор (собиратель) рабочей самодеятельности. 1925 г.
УВЯЗКА РАБОТЫ ИЗБЫ-ЧИТАЛЬНИ С ДЕРЕВЕНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (РЕЧЬ НА КУРСАХ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ИЗБАЧЕЙ И ВОЛОСТНЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ)
Если мы подойдем к вопросу о том, какую роль может сыграть изба-читальня в повышении культурного уровня населения, то первое, что следует отметить, – это то, что изба-читальня не просто учреждение, которое в такие-то часы открывает свои двери и в такие-то часы закрывает. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что изба-читальня - – это культурный центр, работа которого не может происходить только в четырех стенах. Это культурный центр, к которому должны тяготеть все культурные силы деревни, и притом такой центр, которому не безразлично, что в- деревне делается. Конечно, и теперь можно найти избу-читальню, которая смотрит на дело не так. Но таких изб-читален не так много. В большинстве случаев желание поднять культурный уровень населения в целом имеется. Конечно, в одних местах это делается более умело, в других – менее умело. Что изба-читальня – культурный центр деревни, необходимо особо твердо подчеркнуть. Да сама жизнь диктует такой подход к избе-читальне. Что же изба-читальня может сделать? Первая задача – повышение уровня технической грамотности. Мы и сейчас наблюдаем между избой-читальней и школой самую тесную связь. Изба-читальня часто даже ютится в школе, а если она работает врозь со школой, то необходимо увязать работу избы-читальни с работой школы. Часто бывает и так, что изба-читальня в деревне есть, а школы нет. Та изба-читальня, которая добивается того, чтобы школа была, завоевывает себе авторитет у населения. Бывает и так: школа переполнена комсомолом и подростками, сидит восьмилетний мальчуган и рядом – тринадцатилетний парень. В таких случаях лучше всего создать одногодичную школу для подростков или ликпункт. И в этом деле изба-читальня не должна быть в стороне. Подрастающий молодняк – это строители новой жизни, и их отваживать от избы-читальни, от культурного центра, никак нельзя. Из них нужно готовить помощников избе-читальне, организовывать, учить. Создать ликпункт подле избы-читальни очень полезно. Необходимо, чтобы в избе-читальне и учитель и ликвидатор неграмотности бывали, чтобы они отчеты о своей работе там делали так, чтобы население видело, что изба-читальня интересуется этим делом. И если важно, чтобы крестьянин научился грамоте, то не менее важно еще, чтобы было что читать. Техническая грамота приобретается, но за неупотреблением она забывается. И вот надо, чтобы одна балка крепила другую, надо, чтобы техническая грамотность связывалась с материалом для чтения. Газета – могучее средство для этого. И она стала проникать теперь в деревню. Стенная же газета, если в ней обсуждаются вопросы, не очень захватывающие население, – мертвое дело. Но вот в одной избе-читальне в стенгазете за что-то финансового агента пробрали, и все население двинулось, чтобы прочитать статейку. Конечно, неизвестно, за дело ли пробрали этого финансового агента, был ли он виноват на самом деле, но если в стенгазете сообщается факт, который волнует население, интерес к чтению растет. Когда крестьянин видит, что грамотность врывается в его жизнь, вклинивается в нее, интерес к чтению у него, конечно, увеличивается. Не с общей агитацией за ликвидацию неграмотности нужно выступать, а принимать целый ряд конкретных мер. На учительском съезде говорили о том, что в некоторых местах школьники распределены по избам, в которых есть неграмотные. Этот подход небесполезно практиковать и в избе-читальне, она всегда может сорганизовать группку ребят, которая взяла бы на себя эту обязанность. Принести в избу, где есть неграмотные, газетку и книжку – обязанность школьника. В таком случае газета попадает к тем, кто не пойдет в избу-читальню. Все это – элементарные вещи, но я думаю, что, если мы хотим из нашей избы-читальни сделать культурный центр, надо уделять побольше внимания мелочам. Теперь вернемся к газете. Она имеет громадное значение, она врывается куском новой жизни, которая откуда-то в деревню приходит. Правда, в газетах часто пишут таким языком, что не всякий крестьянин ее поймет, пишут для людей, окончивших средние учебные заведения и вузы, и пишут часто о вещах, которые крестьянину не нужны. Но все же газета все более и более приноравливается к требованиям читателей. Сейчас в любой газете есть материал, который доступен даже безграмотному. Иногда надо сказать только два-три поясняющих вводных слова – и статья будет понятна. Но нам надо еще много работать, чтобы создать популярную, доступную книжку или газету. В Главполитпросвете с будущего года будет организован практикум, где общественники, естественники будут работать над тем, как писать для малограмотного населения популярно и доступно. У нас уже имеются такие книжки, которые написаны без иностранных слов, кратко, без придаточных предложений, но и этого мало. Надо еще уметь и «зацепить читателя». Вы все должны наблюдать, как на читателе отражается та или иная книжка или статья в газете, и сообщать нам об этом. Избачи пишут нередко: пришлите книжку поосновательнее. Просят: пришлите Бердникова и Светлова[26], а то просят и «Анти-Дюринг». Значит, есть уже стремление к более основательной книжке, но мы все же таких писем получаем очень мало. Работа с газетой очень важна, но надо учить, как читать газету, что из газеты брать, надо пользоваться иностранным словарем, надо, чтобы была увязка с жизнью, надо брать из газеты то, что, быть может, имеет отношение к жизни именно данного села. Важна увязка жизни с газетой. Избачи пишут, что агитируют за выписку газет. Дело это необходимо усилить. Надо, чтобы читали газету в красных уголках, это будет приближением газеты к читателю. Теперь о книжке. У нас в коллекторе имеются готовые наборы для разных родов читателя: и для ребят, и для сельского хозяина, для женщин, для кооператоров. Всякие вопросы, которые перед деревней стоят, освещены там. Эти книжки еще нужно усовершенствовать. Давайте нам ваши отзывы о них. Хочу остановиться еще на следующем. У нас часто изба-читальня в Орловской губернии, например, похожа на такую же в Сибири, а сибирская изба-читальня похожа на самарскую. Все по одному образцу, по одному шаблону работают, а между тем в каждой местности каждая изба-читальня должна работать по-разному, в зависимости от того, чем население занимается. Например, возьмем сельскохозяйственные кружки. И в Сибири и в Астрахани они должны быть, но по содержанию они должны быть разными. В большинстве наших клубов нет тех кружков, которых требует жизнь, а есть исключительно такие, которые ориентируются на молодежь. Боюсь, что это не только в клубах, боюсь, что и в деревне так. Скажем, вот село, которое собирается переходить на новое землеустройство. Естественно, что тут должен быть кружок, который захватил бы всю деревню, – кружок землемерный. Таких не бывает, а ведь именно этим волнуется деревня. Кооперативных кружков в селе мало, а ведь это для нас особенно важно сейчас. Точно так же обстоит дело с вопросами техническими. В письмах, отчетах, которые мы получаем от изб-читален, нет указаний на технические кружки. И также нет указаний на кружки кооперативные. На углубленную кружковую работу надо обратить больше внимания. Теперь дальше. Сказать-то все легко, как по картам все разложили, но проводить на деле-то трудно. Часто избач становится в затруднение, как без оборудования и людей все это проводить в жизнь. Но еще Владимир Ильич говорил, что мы не умеем пользоваться тем немногим, что у нас есть. Наш инспектор, обследовавший Тверскую губернию, рассказывал, что одна избачка там сумела привлечь к работе всех в деревне – даже учителя, который был совсем старого закала, и того привлекла. Учитель этот оказался опытным садоводом, любящим, знающим садоводство. Организовала избачка кружок по садоводству, человек тридцать пришло. Начали работу, получился большой результат. В деревне есть либо агроном, либо кто-нибудь из медицинского персонала. Всегда есть люди, у которых есть специальные знания, их-то и надо привлекать. Если избач думает, что можно все собственными руками и ногами сделать, это большая ошибка. Молодежь, стоящая в гуще жизни, должна понимать, что собственными ногами и руками многого не сделаешь. Все дело в организации. Избы-читальни должны научиться не только привлекать, но и заинтересовывать человека, чтобы он принял участие в жизни избы-читальни; надо добиться от специалиста, чтобы он показал, рассказал, как делать. Скажем, речь идет о совхозе: там есть агроном, он не желает принимать участия в работе избы-читальни. Но, может быть, можно организовать молодежь для посадки в совхозе яблонь и т. п. и таким путем привлечь на свою сторону агронома. Тоже и со школьниками: выпишите ради привлечения их и учителя педагогический журнал, вы учителя расположите на свою сторону. Теперь уже редки такие учителя, которых ничем не заинтересуешь. Сейчас в деревне уже есть организационные ячейки; есть партийные ячейки, есть комсомол. С ними можно связаться; можно оказать кооперации целый ряд мелких услуг по вывешиванию плакатов и пр. Важно, чтобы кооперация видела, что изба-читальня заинтересована ее работой; если она поможет, например, организовать лавочные комиссии, она окажет кооперации чрезвычайно большую услугу. Тоже и комитетам взаимопомощи в этом отношении изба-читальня чрезвычайно много поможет сделать. Работа избы-читальни должна быть тесно связана с работой сельсовета, целый ряд услуг изба-читальня может оказать сельсовету: выписки делать для него и т. д. Идут, например, перевыборы, важно, чтобы изба-читальня этот вопрос осветила и дала бы возможность гражданам провести этот вопрос серьезно. Точно также и в вопросе с женщиной. Она идет на общественную работу, но не видит в окружающих поддержки себе, она часто плохо разбирается во многих вопросах. Нужно и женщине помочь. Далее, возьмем пионеров. Это ведь могучее движение. А надо сказать, что ребята у нас очень часто заброшены. часто их силенок не хватает, чтобы самим идти по правильному пути, и комсомол не всегда может помощь оказать. На одном барабанном бое, на одном показном далеко ведь не уйдешь. Ребята часто не знают, с какого конца надо начинать, надо им в этом помочь. Если мы говорим, что изба-читальня – культурный центр, то нужно и можно через нее поднимать и всю культурную работу. В заключение остановлюсь еще на одном вопросе. В письмах нам пишут, какое огромное впечатление производит кино. На Северном Кавказе показывали кино – в первый раз оно там было, – на экране был Владимир Ильич, впечатление получилось огромное, думали, что живой к ним Владимир Ильич явился. Кино – чрезвычайно могучее средство агитации, рабочий человек мыслит образами, и кино его особенно волнует, кино расширяет горизонт, кино вас и в недра земли переносит, и в воздухе вы летаете, и к Северному полюсу, и к тропикам. Кино чрезвычайно расширяет горизонт и дает очень глубокие переживания. Говорят, что, когда в кино показывают «Броненосец «Потемкин», все зрители всем сердцем переживают то, что на экране. И вот, когда видишь, как зритель воспринимает картину, понимаешь, какую громадную воспитательную роль играет кино. И буржуазия это прекрасно понимает и использует кино в своих интересах. В Европе кино направлено на то, чтобы рабочих разъединять, а не объединять, оно создает преклонение перед богатством, национальную ненависть, «квасной патриотизм». Мы подходим теперь к тому, чтобы ставить свое кино, и, если удастся поднять работу на нужную высоту, в наших руках будет могучее средство, чтобы поднять массы. Если мы их поднимем, мы поднимем и тот революционный дух, который воспитан всеми событиями последних лет. Чтобы дух этот не умер, важно, чтобы он продолжал жить в образах. В избе-читальне необходимо использовать кино. Но дать надо такое кино, которое крепило бы строительство социализма, а не разрушало его; важно, очень важно заботиться о том, чтобы кино проникало в деревню. Другое могучее средство агитации – это радио. Буржуазия западноевропейских стран и Америки очень умело использует и его. У нас только-только создается радио, еще надо подбирать материал для деревни, у нас только начинается контроль за ним, за всем тем, что передается в деревню по радио. Конечно, если радио попадет в деревню, оно будет помощью избачу. Кино и радио чрезвычайно могучие рычаги для обслуживания масс. Надо стараться, чтобы кино и радио проникли в деревню, пришли бы на помощь избачу. 1926 г.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |