Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Брусчатые мостовые




Общие сведения о мостовых

 

Усовершенствованными называют покрытия из штучных мате­риалов (брусчатки, шашки, плит, блоков) геометрически правиль­ной формы, укладываемых на основание вручную.

В зависимости от исходного сырья, из которого изготовлены штучные материалы, мостовые разделяют на три группы: из горных пород (брусчатые и мозаиковые мостовые); из сырья, термически обработанного при высокой температуре (клинкерные мостовые); из цементе- и асфальтобетонных смесей (плиты и блоки).

Усовершенствованные мостовые из горных пород отличаются большими сроками службы, способностью выдерживать самое ин­тенсивное и тяжелое движение. Поэтому их применяли на наиболее нагруженных дорогах, на подъездах к городам, крупным промыш­ленным предприятиям и т. п. Мостовые брусчатые и из цементобетонных блоков устраивают на участках с неустойчивым земляным полотном: на болотах, на высоких насыпях, в местах прокладки подземных сооружений, а также в случае ремонта подземных соо­ружений, на которых во время эксплуатации возможна длительная и неравномерная осадка грунта. При таких осадках материал не разрушается, и можно периодически восстанавливать поперечный и продольный профили и ровность мостовой путем перекладки штучных материалов. Ввиду ручной укладки и сложной технологии изготовления штучные материалы в настоящее время почти не применяются.

Мостовые при значительной прочности и больших сроках служ­бы обладают меньшей ровностью, чем асфальто- и цементобетонные (монолитные) покрытия. Однако мостовые из брусчатки твердых тонкозернистых горных пород (диабаз, базальт) шлифуются, ста­новясь скользкими. У недостаточно прочных материалов на скалы­вание со временем наиболее слабые части — кромки стираются, скалываются и изнашиваются раньше средней части. Мостовая ста­новится неровной, она «обулыживается». По такой мостовой движе­ние становится невозможным. Поэтому их используют как основания для асфальтобетонных и других монолитных покрытий.

В Австрии швы брусчатой мостовой расчищают и заполняют би­тумной мастикой, выравнивая поверхность мостовой, не закрытыми мастикой остаются только центральные части брусчаток.

 

 

Брусчатка — колотые, с грубой отеской камни, изготовленные из горных пород или отлитые из огненно-жидких шлаков (табл. 40).

Брусчатые мостовые устраивают на основаниях различных ти­пов. Наибольшее применение получили мостовые на песчаном ос­новании (рис. 76, а). На такие основания укладывают только высо­кую брусчатку. Для снижения транспортных расходов и стоимости брусчатки применяют каменные основания (щебеночные, шлако­вые, гравийные, старые мостовые), на которых устраивают

Наименова-ние сорта Ширин, см Длина, см Высота, см
Низкая узкая » широкая Средняя Высокая 9-11 12-15 12-15 12-15     15-20 15-20 15-20 15-20   11-13 14-16

 

Рис. 76. Конструкция брусчатых мостовых:

 

1— брусчатка; 2 — выравнивающий слой 2—3 см; 3 — щебеночное основание 15—20 см; 4 — песчаный дополнительный слой основания 10—15 см;5 — песчаное основание 20—40 см

мостовые из средней брусчатки (рис. 76,б). Чем прочнее основание, тем меньшей высоты может быть применена брусчатка. Для получения особенно прочной мостовой ее устраивают на бетонных основаниях из низкой брусчатки.

При мощении мостовой на каменном или бетонном основании предварительно устраивают промежуточный слой (подушку) из песка слоем 3—4 см; на бетонном основании вместо песка применя­ют песчано-цементную (1: 10) сухую смесь или раствор распределя­ют слоем 2—3 см. Такой слой необходим ввиду разницы по высоте брусчаток.

Мостят поперечными рядами и рядами под углом 45° к оси до­роги (рис. 77) Косыми рядами укладывают для того, чтобы замед­лить обулыживание брусчаток и сделать движение по мостовой бо­лее спокойным. Однако такой способ мощения несколько сложнее и более трудоемок, так как требует притески крайних брусчаток. В каждом ряду брусчатки должны быть примерно одной ширины для образования правильных рядов. При укладке каждого последу­ющего ряда соблюдают обязательную перевязку швов, чтобы не бы­ло совпадений швов в соседних рядах. Расстояние между ближай­шими швами в соседних рядах должно быть не менее половины длины брусчатки. Перевязка необходима, иначе при обулыживании вдоль брусчаток на мостовой образуются как бы колеи.

В местах сопряжения с обочиной укладывают два или три про­дольных ряда брусчаток, которые укрепляют мостовую от распол­зания и подчеркивают кромку покрытия.

Мощение начинают с подготовки основания, придавая ему нуж­ный поперечный профиль. К подготовленному основанию подвозят

 

 

Рис. 77. Расположение брусчатки в плане

 

брусчатку и складывают ее штабелями на обочинах или на краю уже построенной мостовой, отбирают с помощью деревянной мерки бруски одинаковой ширины для укладки в один ряд. Для этого иногда брусчатку раскладывают по основанию, чтобы облегчить от­бор брусков по ширине. Отобранную брусчатку укладывают пра­вильными рядами в один уровень и вплотную друг к другу с пере­вязкой швов.

Для соблюдения ровности рядов пользуются рейками или на­тянутым шнуром-причалкой.

После укладки участок мостовой уплотняют ручными механиче­скими трамбовками или самоходными катками. Затем швы запол­няют песком, песком с добавкой цемента. Больший эффект дает за­полнение швов битумом или смесью битума с минеральным порош­ком. Цементным раствором, придающим наибольшую прочность мостовой, швы заполняют при устройстве мостовой на бетонном ос­новании. Цементный раствор должен быть состава 1:2 жидкой кон­систенции. Раствор разливают по мостовой и резиновыми гладилка­ми сдвигают с брусчаток в швы. В жаркую погоду после заполне­ния швов цементным раствором мостовую закрывают влажным пес­ком или мешковиной, в течение 7—10 дней поливают водой. Движе­ние открывают после набора прочности (через 10—14 дней). При применении быстротвердеющих цементов этот срок может быть со­кращен вдвое

Брусчатые мостовые на внегородских дорогах СССР почти не применяют. Их строили почти исключительно в городах при боль­ших продольных уклонах. Объясняется это высокой стоимостью, отсутствием заводов для выработки брусчатки из горных пород, большим расходом брусчатки (от 0,25 до 0,45 т на 1 м2) и сравни­тельно большой трудоемкостью укладки (0,08 чел.-смен на 1 ). Некоторое применение на Урале имеет шлаковая брусчатка из ог­ненно-жидких шлаков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.