Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности строительства асфальтобетонных покрытий при пониженной температуре воздуха




 

В период, когда температура воздуха ниже допускаемой для строительства асфальтобетонных покрытий, т. е. весной ниже + 5° С, а осенью ниже +10° С, необходимо проводить специальные меро­приятия по обеспечению качества работ. Зимним считают период между датами наступления и окончания устойчивой отрицательной среднесуточной температуры в районе строительства. При необ­ходимости строительства покрытий при низкой температуре (до — 10÷—15°С) применяют смеси с наибольшей температурой, до­пускаемой для них. Верхний слой покрытия должен быть не тоньше 4 см, Работы ведут непрерывно с бесперебойной доставкой смеси на линию. Для уменьшения остывания смесь перевозят в автомобилях-самосвалах большой грузоподъемности с утепленными или обогре­ваемыми кузовами. Асфальтобетонную смесь в кузове укрывают утепляющими материалами. Особое внимание уделяют основанию, на которое укладывают горячие смеси: оно должно быть заблаго­временно построено (до наступления периода отрицательной тем­пературы) и хорошо уплотнено. Перед укладкой смеси основание тщательно очищают от грязи, снега и льда

Для облегчения очистки щебеночных оснований и придания им водонепроницаемости по основанию в сухую погоду распределяют жидкий битум или деготь (0,5—0,6 ) и не допускают по нему движения.

Влажные места высушивают разогревателями типа ДЭ-2 или горячим песком.

В этот период целесообразно устраивать только нижние слои покрытий. Если зимой по такому слою будет открыт проезд, то при­меняют только плотные смеси или поверх них укладывают защит­ный слой.

Верхние слои устраивают на свежеуложенных нижних слоях до их остывания (с сохранением температуры нижнего слоя в преде­лах 20—40°С). Для верхних слоев используют теплые смеси, при­готовленные на разжиженных битумах. Горячие смеси укладывают, при температуре не ниже 0°С. Для верхних слоев лучше применять смеси типов В и Д и обязательно с ПАВ. Смеси укладывают, если скорость ветра при температуре ниже 0°С не превышает 3—5 м/с.

Температура горячей смеси на месте укладки должна быть в пределах 150—160° С, теплой 80—120° С, при использовании ПАВ — не выше 150°С. Работы проводят ускоренными темпами с повышен­ным количеством автомобилей-самосвалов. Выглаживающую плиту асфальтоукладчиков прогревают форсункой и держат все время в подогретом состоянии. Укладку и немедленное уплотнение смеси ведут по всей ширине покрытия с повышенным числом катков,

 

Технический контроль и приемка асфальтобетонных покрытий

 

В процессе строительства ведут непрерывный контроль за все­ми элементами дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием, проверяя ровность, плотность и чистоту основания, а при пользо­вании боковых упоров или направляющих струн при автоматизиро­ванной укладке — правильность их установки.

В каждом автомобиле-самосвале, прибывшем на место укладки, проверяют температуру смеси термопарами или приборами по оценке инфракрасного излучения. Смесь с повышенной или пониженной температурой не принимают и возвращают на завод; температура смеси должна быть в пределах приведенной в табл. 36. Ровность и равномерность распределения асфальтобетонной смеси и заданную толщину слоя с учетом уплотнения определяют рейками и шаблона­ми по уровням упоров.

При проверке режима уплотнения учитывают соблюдение пра­вил уплотнения. Проверку ровности в продольном профиле ведут вслед за катком, отмечая мелом неудовлетворительные места. Все обнаруженные недостатки немедленно устраняют.

Окончив строительство покрытия, проверяют с применением ни­велира и шаблонов соответствие продольного и поперечного профи­лей проекту, руководствуясь техническими нормами, правилами и инструкциями с учетом требований СНиП III-40-78

Ровность и шероховатость покрытия оценивают с учетом изло­женного в т. I учебника. Ровность в отдельных местах определяют трехметровой рейкой с металлическим клином по величине просве­та под рейкой, который не должен превосходить 5 мм. Целесообразнее применять передвижные двухопорные рейки ПК-1 и ПРК-5, а также рейки с записывающим устройством ПКР-4 и ПКР-4М. Прокатывая эти рейки по различным местам покрытия, получают детальную оценку ровности. При большом протяжении участков оценку ровности проверяют установкой ПКРС-2.,

Рис. 75. Оценка шероховатости покрытия по способу «песчаное пятно»:

L — диаметр пятна, см; F — площадь, ; К — объем песка, , средняя толщина слоя, см

 

Для оценки шероховатости покрытия, а также коэффициента сцепления проводят специальные определения. В отдельных сомни­тельных местах шероховатость оценивают переносными приборами игольчатого типа ПКШ-4 и ПКШ-5 или маятниковым прибором МП-3 (типа Леру). Простейшим способом является оценка шерохо­ватости по средней глубине впадин, так называемое «песчаное пят­но». Для этого определенное количество «К» (10, 25 или 50 ) чистого, сухого, мелкозернистого песка распределяют по поверхно­сти покрытия Г так, чтобы песок ровным слоем в виде круга запол­нил все впадины на уровне наиболее высоких выступов. По площа­ди распределенного песчаного пятна судят о шероховатости покры­тия (рис. 75).

Для оценки всего построенного участка дороги применяют ди­намометрические тележки, объединенные под общим названием «пятое колесо». Прицепная тележка движется на прицепе у автомо­биля, из которого управляют ее работой. На определенной скорости, при которой предполагают определять коэффициент сцепления (40 или 60 км/ч), колесо тележки затормаживают и по увеличившейся силе тяги определяют величину коэффициента сцепления. На тележ­ке имеется бак с водой. Увлажняя покрытие перед колесом тележ­ки, определяют коэффициент сцепления при влажном покрытии.

Для контроля качества асфальтобетона и его уплотнения из по­крытия берут пробы, высверливая керны. Пробы отбирают на по­крытиях из горячего и теплого асфальтобетона через 10 сут после устройства покрытия, из холодного — не ранее чем через 30 сут. Пробы берут в различных местах покрытия из расчета: при ширине покрытия не более 7 м — три пробы на 1 км, при ширине более 7 м — три пробы на каждые 7 тыс. . Одновременно с этим измеряют толщину слоев и визуально оценивают прочность их сцеп­ления между собой и с основанием.

В лаборатории пробы испытывают в непереформованном и в пе­реформованном состояниях, т. е. нагревом асфальтобетона и при­готовлением из него цилиндрических образцов.

Основным показателем качества асфальтобетона может быть плотность. Для ускоренного определения плотности из смеси после выхода ее из смесителя (горячей при температуре 140—150° С) при­готавливают цилиндрические образцы и определяют их массу на воздухе, а затем в воде. Плотность образца определяют по формуле.

где — масса образца на воздухе, г; — то же в воде, г.

За период этого определения в течение 15—20 мин температура смеси не сказывается на результате.

Пользуясь взятыми пробами, можно определить плотность ас­фальтобетона в покрытии по соотношению среднего значения плот­ности образцов из покрытия (кернов) к среднему значению плот­ности переформованных образцов из тех же кернов. При надлежа­ще уплотненном покрытии это отношение должно быть равно или больше единицы, но не менее 0,98—0,99, а для холодных смесей не менее 0,96 Объемное водонасыщение асфальтобетона, также харак­теризующее его плотность и пористость, в зависимости от марки и типа асфальтобетона должно быть в пределах 1,5—4,5%.

Контроль качества уплотнения требует взятия проб, что сложно, и после этого необходима заделка мест взятия проб. Поэтому ве­дется разработка неразрушающих способов контроля главной оцен­ки— плотности асфальтобетона. Прибор Московского автомобиль­но-дорожного института, разработанный совместно с Гипродорнии, позволяет определить пористость асфальтобетона по измерению расхода воды, продавливаемой в испытуемое покрытие под избы­точным давлением. Прибор работает по принципу гравитационного аккумулятора. Создание избыточного давления в воде осуществля­ется механическим путем — посредством перемещения в гидроци­линдре поршня со штоком от усилия, прилагаемого к штоку через нагрузочное приспособление (систему полиспастов с грузами). Вода из гидроцилиндра нагнетается в дорожное покрытие через камеру, прижимаемую к испытуемой поверхности массой автомобиля-лабо­ратории, поддомкрачиваемого над камерой. Регистрацию расхода воды осуществляют при помощи прикрепленной к штоку мерной линейки. Длительность испытания в каждой точке покрытия не превышает 1 ч.

Зная плотность асфальтобетона в покрытии, можно оценить его прочность ультраакустическим способом с применением приборов типа ПИК-3 или ПИК-5. Для этого определяют модуль упругости асфальтобетона по скорости распространения ультразвуковых коле­баний. Скорость прохождения продольных упругих волн зависит от двух основных параметров — модуля упругости Е и плотности, которые находятся в следующей зависимости:

Зная u и g можно определить модуль упругости асфальтобе­тона

Плотность асфальтобетона в покрытии определяют также на ос­нове рассеянного гамма-излучения от изотопа кобальта или цезия. Определение основано на том, что при установке прибора на покры­тие от источника к счетчику проходят гамма-излучения. Чем плот­нее асфальтобетон, тем меньшая величина излучения достигает счетчика, что и отражается на пульте прибора. Недостатком при­емочного контроля является то, что при нем трудно учесть неодно­родность покрытия,т. е. неравномерное распределение физико-ме­ханических и других качественных показателей по площади.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.