Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уплотнение покрытий из горячих и теплых асфальтобетонных смесей




 

После укладки асфальтобетонной смеси на полосе длиной 8—10 м приступают к уплотнению, от степени которого зависит плотность асфальтобетона и, следовательно, срок службы покры­тия.

Покрытие следует уплотнять самоходными катками: двухосны­ми двухвальцевыми массой 6 т, двухосными двухвальцевыми и трехосными трехвальцевыми 8—15—18 т, самоходными катками 16 и 30 т на пневматических шинах, виброкатками 4 и 6 т.

Состав звена катков зависит от производительности асфальто­укладчика, площади построенного покрытия за смену и типа сме­си. В среднем при производительности завода 30—35 т/ч для уп­лотнения применяют звено из трех катков—один легкий и два тя­желых. Такое звено за смену может уплотнить 2500—2700 м2 покрытия из смеси типов А и Б, 3000—3500 м2 типов В и Д и 1500—2000 м2 типа Г.

При уплотнении толстых слоев число катков в звене увеличи­вают до четырех. На двухполосной проезжей части более чем тремя-четырьмя катками работать затруднительно. В этом случае смеси типов А, Б и Г целесообразнее уплотнять катками на пнев­матических шинах и работать на повышенной скорости. Весной и осенью при уплотнении нижних слоев покрытия применяют толь­ко катки массой 10—18 т.

Общее число проходов катков с гладкими вальцами по одному следу зависит от состава смеси и погодных условий и составляет легких 2—4, тяжелых 15—18. Число проходов устанавливают пробным уплотнением с проверкой плотности радиоизотопными приборами. Катки вибрационного действия применяют для усиле­ния работы катков статического действия при уплотнении верхне­го слоя покрытия из смесей типов А, Б и Г нижнего слоя. При этом первые два-три прохода по одному следу виброкаток делает с выключенным вибратором, затем три-четыре—с включенным. После виброкатков необходимо дополнительное уплотнение тяже­лым самоходным катком (6—10 проходов по одному следу). Уве­личение числа проходов виброкатков по одному следу может при­вести к разуплотнению смеси.

Самоходными катками можно уплотнять смеси всех типов. Важнейшим преимуществом их является большая глубина уплот­нения, возможность регулирования контактного давления и высо­кая производительность.

Если применяют самоходные катки на пневматических шинах, то после двух-трех предварительных проходов катка с гладкими вальцами делают 8—10 проходов на пневматических шинах. Для приглаживания неровностей от пневмошин, осуществляют два—четыре прохода тяжелым катком с гладкими вальцами. При при­менении смесей типов А и Б уплотнение начинают катком на пневматических шинах (10—12 проходов), а заканчивают тяже­лым катком с гладкими вальцами.

Катки должны двигаться от кромок к середине покрытия, за­тем от середины к кромкам, перекрывая каждый след от катка на 20—30 см (рис. 74). При последовательном уплотнении полос уп­лотнение второй полосы начинают по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой. Кат­ки двигаются ведущими вальца­ми вперед по ходу работ. Для обеспечения ровности покрытия каток должен трогаться плавно, без рывков. Нельзя останавли­вать каток на горячем недоуплотненном покрытии. Для остановки или изменения направления дви­жения каток выводят на основа­ние или на ранее уплотненные и остывшие участки покры­тия.

 

Рис. 74. Последовательность уплотне­ния покрытия при работе двух ас­фальтоукладчиков (I и II):

I, 2, 3, 4, 5 — последовательные проходы катков


 

 

Т а б л и ц а 39  
Разновидности смеси   Температура, 0С   Разновидности смеси   Температура, 0С  
Горячие А. Многощебенистые Б. Среднешебенистые В. Малощебенистые Г. Песчаные из дробле­ного песка     140—160 120—140 100—130 130—140   Д. Песчаные из природ­ного песка Смеси для нижнего слоя Литой асфальт Теплые   120—40   120—40   180—200 60—80  

 

Катки заправляют топливом и смазочными материалами на обочинах или на основании, а не на асфальтобетонном покрытии, так как пролитые материалы и топливо размягчают смесь и ухуд­шают качество покрытия.

Уплотнение горячей смеси начинают с той наибольшей возмож­ной температуры, при которой не образуются деформации в виде волн и просадок от давления катков. Рекомендуемая температура для эффективного уплотнения горячих смесей приведена в табл. 39.

При использовании пластифицирующих ПАВ температура сме­си в начале уплотнения может быть снижена на 10—20° С. Сме­си на вязких битумах марок БНД 40/60, БНД 60/90 и БНД 90/130 бесполезно уплотнять при температуре ниже 60—70° С.

Температура малощебенистых смесей в начале работы вибро­катка должна быть не выше 80—90° С. В теплую погоду смеси применяют с низшим пределом, в холодную—с высшим пределом температуры, указанной в табл. 39.

В начале уплотнения скорость катков должна быть в пределах 1,5—2 км/ч, а после пяти-шести проходов по одному следу ее уве­личивают; для самоходных катков с гладкими вальцами до 3,5, для виброкатков до 2—3, а для катков на пневматических шинах до 5—8 км/ч.

При уплотнении толстых слоев покрытий (15—20 см) скорость движения катков на пневматических шинах при первых двух-трех проходах не превышает 2—3 км/ч. Остальные проходы можно де­лать со скоростью 12—15 км/ч.

Катки на пневматических шинах наиболее эффективны при уп­лотнении смесей типов А и Б, даже с содержанием до 80% щебня, так как они не дробят минеральные зерна, ими можно уплотнять смеси со слабыми минеральными материалами. Работа с ними от­личается высокой производительностью, что достигается также за счет более высокой скорости. Ширина захвата от 1,7 до 2,5 м, чис­ло колес на катках от 7—9 до 11—13 (обязательно нечетное число для перекрытия следов). Давление в шинах оператор может регу­лировать от 0,2 до 0,8 МПа.

Легкие катки на пневматических шинах могут начинать уплот­нение, а тяжелые вступают в работу после легких катков с гладкими вальцами, но обязательно заканчивают тяжелыми катками с гладкими вальцами.

При непрерывной работе в течение 5 ч температура шин ста­новится ниже 110°С. Эта температура не приводит к чрезмерному разрушению резины, поскольку она выдерживает температуру 120° С. Когда температура шин и смеси ниже 60—80° С, она при­липает к шинам и в покрытии образуются глубокие борозды. По­этому до начала уплотнения шины должны быть разогреты про­ходами по уплотненному участку покрытия до температуры 60—80°. Давление воздуха в шинах в начале уплотнения должно быть не выше 300 кПа, а на заключительном этапе уплотнения—600— 800 кПа.

Требуемую плотность слоя толщиной до 20 см достигают за шесть—восемь проходов катков на пневматических шинах и четы­ре—шесть проходов тяжелых катков с гладкими вальцами или два—четыре прохода легких и 12—20 проходов тяжелых катков с гладкими вальцами. Если применяют виброкатки, тяжелые валь­цовые катки делают 10—12 проходов, а виброкатки с включенным вибратором пять-шесть.

Если укладывают слой тоньше 5 см, виброкатки работают преимущественно на III передаче со скоростью 120 м/мин, толстых слоев — на I и II.

Виброкатки по глубине и степени уплотнения дают такой же эффект, как и катки с гладкими вальцами, но при нагрузке на вальцы виброкатков в несколько раз меньшей. Начинать работу катками на пневматических шинах можно при более высокой тем­пературе смеси, чем катками с гладкими вальцами, что повышает эффективность уплотнения и производительность.

Уплотнение наиболее эффективно при наличии приспособлений для обогрева вальцов; вальцы трехосных катков заполняют горя­чей водой или горячим маслом.

Главным преимуществом, достигаемым при уплотнении слоев повышенной толщины, является сохранение высокой температуры в уплотняемом слое в течение длительного времени. При толщине слоя 15 см и температуре воздуха 18—20° С снижение температуры со 145 до 70° С происходит за 3—3,5 ч, при слое толщиной 9 см— за 2—2,5 ч, а при слое толщиной до 4—6 см—в течение 45— 50 мин.

Чтобы предотвратить прилипание асфальтобетонной смеси, вальцы катков смачивают соленой водой, смесью воды и керосина (1:1) или водным 1%-ным раствором отходов соапстока. Нельзя смазывать вальцы соляровым маслом и топочным мазутом.

Для определения количества катков производят расчеты с уче­том типа катка, числа проходов по одной полосе при заданной ско­рости. Число проходов по ширине покрытия В определяют в зави­симости от ширины вальцев (колес) катка

 

 

Общее число проходов одного катка по длине укладываемого участка (захватки) за смену составляет

где Т— число часов в смене; Кь —безразмерный коэффициент использования катка по времени (около 0,85—0,90); l1 длина участка уплотняемой полосы, м; l2 —длина пути для перехода на следующий след, м; и соответствующие скорости катка, м/мин, t— время на переключение передач в конце участка, мин; s — число отдельных циклов уплотнения на протяжении захватки в смену, , где L — длина захватки, м.

Производительность одного катка при т проходах по одной полосе составит

В целях уменьшения трудоемкости работ разработана система радиоуправления уплотнением.

При этой системе один оператор управляет двумя-тремя кат­ками.

После уплотнения покрытие может иметь блестящую и как бы жирную поверхность с повышенной скользкостью за счет избытка выступившего на поверхность битума и продуктов смазывания вальцев.

Во избежание аварий поверхность следует немедленно присы­пать пылеватыми материалами — минеральным порошком или це­ментом.

При уплотнении после двух-трех проходов легкого катка про­веряют поперечный уклон и ровность покрытия передвижной трех­метровой рейкой и шаблонами с приспособлениями для фиксации неровностей.

Обнаруженные дефекты немедленно устраняют—в занижен­ные места добавляют смесь, завышенные разрыхляют граблями и излишки смеси удаляют лопатами, пористые участки и уча­стки с нарушенной сплошностью слоя исправляют горячей смесью.

Обнаруженные после уплотнения излишне жирные или сухие участки, раковины и т. п. должны быть вырублены. Удалив забракованный асфальтобетон, такие места очищают, края смазыва­ют горячим вязким или жидким битумом, укладывают и уплотня­ют новую смесь.

При строительстве покрытий из малощебенистых смесей и из смесей, не обеспечивающих длительную шероховатость, в процессе укладки и уплотнения смеси или после уплотнения по поверхности покрытия укладывают слой износа (см. гл. 14).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.