Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игра и досуг




Я9Я

Спорт

Спорт подразделяется на два вида — любительский (его следует относить к рекреативной деятельности широких слоев населения) и профессиональ­ный, который правильнее считать видом оплачиваемого труда небольшой группы людей. Основная часть населения имеет отношение к тому и друго­му виду деятельности, но в любительском спорте люди активно участвуют, а профессиональный пассивно наблюдают. В этом смысле профессиональ­ный спорт является зрелищем. Некоторые специалисты разводят оба вида спорта, полагая, что любительский правильнее относить к рекреации (ры­балка, велосипедные прогулки и др.), а профессиональный — к собственно спорту.

Термин sport произошел от средневекового английского слова dispor, оз­начающего развлечение, забавы. Этимология подразумевает тесную связь между современным спортом и игрой, досугом, развлечением. Современ­ные словари определяют спорт как атлетическую деятельность, требующую

специальной подготовки, физической силы, достижительной мотивации. Нынешний спорт мало похож на сво­ его прародителя. В примитивном, ан­тичном и средневековом обществах спорт действительно ближе к развлечению, честному состязанию, религи­озному ритуалу. Греческое athlos обозначало участника в состязании. И се­годня спорт и атлетика считаются синонимами.

Исторически спорт зародился в родоплеменном обществе и представлял вначале смесь игры и религиозного ритуала. Только у древних греков спорт приобрел современное значение спортивного соревнования. Первые олим­пиады проводились в 1300 г. до н.э. Их особая роль состояла в том, что они позволяли грекам вопреки любым раздорам сохранять и развивать культур­ное единство, способствовали формированию единого народа из разрознен­ных племен.

Участвовать в Олимпиаде могли только любители, имеющие статус полноправного гражданина и обладающие безупречной репутацией (юно-

7 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 25—26.

ши до 18 лет соревновались после взрослых, а для женщин устраивали от­дельные соревнования). В классическую эпоху к подготовке каждой Олим­пиады приступали задолго до ее открытия. Приготовления вступали в ре­шающую стадию за десять месяцев, когда избирали судейский совет из 10 че­ловек — он наблюдал за тренировками будущих участников состязаний. Программа игр включала от 13 до 15 видов спорта. Соревнования начина­лись с восходом солнца забегами на короткие и длинные дистанции. Затем

следовали борьба, кулачный бой, панкратион — комбинация кулачного -боя и борьбы; пятиборье, включавшее

метание копья, диска, бег, прыжки, борьбу; конные ристания — заезды на колесницах и верховые скачки. Ни один гражданин не исключался из соревнований (физических, интеллек­туальных, политических), большинство участников предпочитали прини­мать участие сразу во многих видах спорта, а не специализироваться на од­ном. Сегодня только десятиборье напоминает нам об античной эпохе.

В эллинистической Греции при Александре Македонском происходит специализация спортсменов, соревнования коммерциализируются и про­фессионализируются. Наступает разрыв с культурными традициями антич­ных греков. Формируется современная парадигма спорта: выкоквалифици-рованные и узкоспециализированные спортсмены устраивают красочный спектакль, а множество любителей-неспортсменов пассивно наблюдают за ними с трибун. Спорт разделяется на участвующий и неучаствующий. Воз­водятся стадионы для популярных при Александре Великом состязаний колесниц и гигантские ипподромы для конных скачек.

Римляне продолжили традиции, заложенные эллинистической Грецией, превратив спортивное соревнование в спектакль, разновидность бойцовс­кого зрелища. Битвы гладиаторов проходили в огромных цирках, где тол­пы пассивных зрителей взирали с трибун на кровавое зрелище. Культура непроизвольной игры и досуга-развлечения приходит в упадок. Исполни­тельские искусства, музыка, театр и спорт низведены в низший разряд и отданы на откуп иностранцам. Постепенно половину римского календаря стали занимать праздники. Праздным толпам горожан римские власти предоставили в общей сложности 200 каникулярных дней, посвященных играм и зрелищам. Досуг превратился в пассивное созерцание. Вошли в моду бани, атлетические клубы, гимнастические залы и площадки для игры в мяч. Но еще более популярным занятием у римлян являлось созерцание акро­батов, атлетов и борцов, которые не только соревновались, но и калечили друг друга. Атлеты сформировались в настоящих профессионалов, все вре­мя уделявших исключительно спорту, специализировавшихся и организо­вывавшихся в команды, возглавлявшиеся тренерами и учителями, припи­санными к определенной школе8.

Спорт становится политическим поприщем, сенат проводит спортивные парады, смотреть на которые выходит все взрослое население городов. Спорт выливается в непристойное и оскорбляющее человеческое достоин­ство зрелище, часто очень грязное, связанное с закулисными махинация-

8 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V.Mosby Co., 1980. P. 268.

ми и коррупцией, новые поколения римлян вырождались в физически ела бых и духовно развращенных людей, хотя по-прежнему римляне оставались прекрасными инженерами, строителями, солдатами и администраторами Но им не хватало здоровой жизненной философии и внутреннего достоин ства, считает Т. Кэндо. Их отсутствие, возможно, послужило одной из глав­ных причин заката римской цивилизации.

После падения Римской империи в Европе наступила эра аскетизма, в Средневековье игры и спорт как равнодоступная для всех категорий насе­ления форма деятельности исчезли, хотя для высшего класса Католическая церковь их разрешала. Так, любимым занятием дворянства и духовенства была соколиная охота. В XII в. начинает формироваться рыцарская культу­ра, важным элементом которой являлись турниры закованных в доспехи во­инов, восседающих на «бронированных» лошадях. Турниры из военизиро­ванного мероприятия превратились в показательные выступления, спортив­но-зрелищное состязание. Их нельзя сравнивать с древнеримскими поединками гладиаторов.

У крестьянства, как отмечают исследователи, были собственные турни­ры, где вместо мечей использовались дубинки. В те времена практиковались также игра в мяч, борьба и петушиные бои. В Англии, Франции, Северной Италии и других европейских странах в ходу были стрельба из лука и ана­логи современных тенниса, футбола, бильярда. В XVI столетии теннис ста­новится отличительным знаком английского дворянства, футбол — италь­янского дворянства, а позже всего населения Великобритании, петушиные бои и стрельба из лука превращаются в международные виды спорта. Стра­стными поклонниками и пропагандистами спорта являлись некоторые ко­роли, например, английский Генрих VIII и французский Франциск I. Они не только возводили для дворянства спортивные клубы и площадки, но и соревновались между собой в борьбе. Открылись спортивные школы и кур­сы, где можно было научиться фехтовать, ездить верхом, прыгать, бегать. Самыми популярными тренерами и мастерами фехтования считались ита-

льянцы. Постепенно формировалась новая парадигма спорта как благород­ного занятия, воспитывающего высокую нравственность, предполагающе­го честные правила, глубоко эстетичного по своей зрелищности.

Ренессанс возродил не только искусство, но и спорт. Философия Ренес­санса дала главное для новой парадигмы спорта — теоретическое оправда­ние. Вольтер, Руссо, Локк, Рабле выступали за восстановление античных идеалов, главный из которых выражался знаменитой фразой: «В здоровом теле должен быть здоровый дух». Это означало, что физические занятия не должны служить самоцелью, они призваны воспитывать в человеке мораль­ные качества. Руссо прямо говорил о том, что тренировка тела составляет наиважнейшую часть воспитания нравственности. Спорт, согласно воззре­ниям Руссо, удовлетворяет желания и потребности индивида на каждой стадии его развития9.

Однако эпоха Реформации и наступление протестантизма вернули си­туацию к мрачному Средневековью. Реформация и протестантизм заложили основы новой парадигмы аскетизма, главным принципом которой являлась враждебность к спорту и досугу. В Англии футбол, теннис, танцы, карточ­ные игры, боулинг, петушиные бои, охота были запрещены как «дьявольс­кие занятия».

Любительский спорт снова возникает в Европе и США в начале XIX в., когда появляются такие его виды, как гребля, борьба, парусный спорт, спортивная ходьба, стрельба. Возраждается профессиональный спорт. В городах получают развитие игровые виды спорта, например, бейсбол, первый матч по которому состоялся в 1869 г. В начале XX в. быстро разви­вается вузовский спорт при университетах и колледжах; многие виды спорта в США становятся на профессиональные рельсы и их участники оп­лачиваются.

Для спорта в XX в. характерны три процесса: профессионализация, ин-ституционализация и коммерциализация. Это значит, что для достижения высоких результатов спортсмену приходится специализироваться на одном виде, проходить специальную подготовку, тренироваться каждый день, получая определенное вознаграждение, которое в профессиональном спорте становится главным. Спорт для тысяч людей стал главным видом ра­боты. Институциализация означает, что спорт стал важным государствен­ным делом, для управления им создана мощная система учреждений и орга­низаций как на местном, так и на глобальном уровне — начиная с Между­народного олимпийского комитета и заканчивая местными ассоциациями и кружками любителей спорта. Коммерциализация означает превращение спорта в доходную статью бизнеса. И в XIX в. по поводу победителя на по­единке, например, боксеров делались ставки, как делались они и на иппод­ромах. В XX в. для заключения многомиллионных ставок созданы откры­тые и подпольные тотализаторы. Учреждены всевозможные местные и меж­дународные фонды помощи спорту, трансляция спортивных соревнований и футбольных матчей приносит заинтересованным сторонам колоссальные деньги. Наконец, вокруг телевизионной рекламы перед или во время спортивным программ также крутятся немалые деньги.

9 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 270.

Хотя XX век называют веком спорта, из двух его основных разновидно­стей — спорт как зрелище и спорт как участие — в США наибольшее раз­витие получила первая. Коммерциализация спорта, превращение его в про­фессиональный доставило миллионам людей истинное эстетическое удо­вольствие сродни с искусством, но вместе с тем лишило людей активного участия в состязании. Спорт, как и искусство, социально дифференциро­ван, к примеру, представители высшего и среднего классов занимаются голь­фом и теннисом, а низший и рабочий классы — боулингом и софтболом. Различие между классами, полами и возрастами часто определяется не ко­личеством времени, а видами спорта. Скажем, заграничные поездки чаще практикуют состоятельные, образованные, мужчины, горожане, молодежь. Мужчины и молодежь занимаются спортом гораздо чаще, чем женщины и пожилые. Негры не занимаются зимними видами спорта, предпочитая ры­балку и пикники10.

Профессионализация выгнала любительский спорт (рыбалка, охота и другие виды внедомовой активности) на периферию общественной жизни. Однако в 80—90-е гг. он возвращает утерянные позиции. Пропаганда здо­рового образа жизни и строительство чуть ли не у каждого дома спортив­ной площадки вернули американцев к любительскому спорту. Очень мно­гие занимаются сегодня путешествиями и туризмом: велосипед, моторные лодки, автомотодома помогают передвигаться на дальние расстояния, об­щаться с природой и восстанавливать здоровье.

В 1656 г. по приказу царя Алексея Михайловича была составлена «Кни­га, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути», т.е. сборник правил соколиной охоты, излюбленной потехи того вре­мени. В конце предисловия к «Уряднику» Алексей Михайлович сделал соб­ственноручную приписку, напоминавшую охотникам, дабы они, увлекаясь потехой, не забывали о службе государству: «Правды же и суда и милости-выя любовь и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час».

Слова эти стали пословицей, которую часто толкуют не совсем правиль­но, понимая под словом время большую часть, а под словом час — меньшую. Поэтому вместо «и потехе час» стали говорить «а потехе час». Но царь и не помышлял о том, чтобы потехе из целого времени отдавать только час. В его словах выражена мысль, что всему нужно время: и делу, и потехе.

Ситуация, когда время дела и время потехи сливаются в единое целое, называется игрой. Игра входит составным элементом в понятия досуга и рекреации.

Современная цивилизация, подобно римской, часто смешивает рекреа­цию и досуг, так что досуг принимает рекреативную форму. Однако рекре­ация не имеет нормативного элемента, она не поучает, не развивает круго­зор и дух. Спорт и спектакли — рекреация, а не досуг. Игра (play) присуща детям, а рекреация — взрослым. Игра — культурная универсалия, присущая всем эпохам и обществам. Отсюда понятие homo ludens. Игра — антитеза се­рьезной деятельности. Термин play произошел от латинского plaga означа-

10 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 300—306.

ющего удар, толчок в применении к музыкальным инструментам, из кото­рых извлекают ритмические звуки, или удар по мячу. В Европе этот термин появился лишь в начале XVII в. Но и понятие «ребенок» (child), с которым связана игра, появилось не раньше. Картины Джотто, Дюрера и Брегеля доказывают, что в Средние века существовали лишь две возрастные катего­рии — взрослые и маленькие взрослые (homunculi). «Черты лица, украше­ния и одежда, функции детей в средневековой живописи часто те же самые, что и у маленьких старичков. Социализация детей из королевской семьи или дворянства не отличалась от социализации взрослых. Дети из низших клас­сов вращались в той же среде, что и взрослые, а именно в тавернах, спаль­нях, заводских мастерских. У детей даже не было своих детских игр»11.

Досуг — это важная часть нашей жизни

Теория игры появилась в конце XVIII — начале XIX в. (энергетическая теория Г. Спенсера, Ф. Шиллера, рекреационная теория М. Лазаруса, ин­стинктивная теория К. Гроса, теория катарсиса современных психологов, рекапитуляционная теория С. Холла, релаксационная теория Дж.Т.У. Пат­рика). Подавляющее большинство современных психологов и педагогов считают игру подготовительным этапом социализации, в ходе которого дети осваивают роли взрослых. Если детские игры выполняют педагогическую функцию, то игры взрослых — терапевтическую и катарсисную.

Дж. Мид первым концептуализировал различие между play и game. С тех пор оно стало классическим: play — это исполнение детьми взрослых ролей: матери, учителя, полицейского. Это воображаемое пребывание в роли как

11 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 28.

будто она настоящая; game — это более организованная и утонченная дея­тельность, например игра детей в футбол.

Немецкий историк Хейзинга12 раскрыл социокультурную функцию play. Она сыграла решающую роль в возникновении цивилизации и социальных институтов: война, закон, религия, политика. Роджер Кейлос (Caillois R. Man, Play and Games. N.Y.: The Free Press., 1961), проанализировав гречес­кую терминологию, выделил следующие типы игры: agonistic play (спортив­ные соревнования), alea (игра судьбы и удача), mimicry, или мимикрия, ими­тация (театр и иные виды играния ролей), ilinx (головокружение и другие сенсорные стимуляторы типа наркотиков).

Антропологи и социологи согласны, что игра — культурная универсалия, лежащая в основе социальных институтов. В обществах, ориентированных на успех, дети в своих играх развивают физические и профессиональные навыки, в обществах, ориентированных на политику, дети играют в войны.

Термин game применяется к другой реальности. Математики разрабаты­вают теории игр применительно к экономическим и политическим процес­сам, используя аппарат обшей теории систем. Деловые игры имитируют реальные экономические ситуации на предприятии или в банке и помога­ют обучить управлению персонал и администрацию. Обучающие игры широко применяются в вузах и бизнесе, представляя собой разновидность педагогической практики. Это слово восходит к старогерманскому Сатап, означающему веселье, ликование, песню. Содержательно происхождение двух терминов, обозначающих игру, во многом сходное: game относят к высокоструктурированной, формализованной, организованной и повторя­ющейся деятельности, a play — к спонтанной, свободной, несерьезной де­ятельности.

Эрик Берн13 составил свою классификацию games. Она включает: игра-ние карьерных ролей, играние семейных ролей, играние ролей в дружеской компании, криминальные игры (между полицейскими и нарушителями), консультативные игры (между психоаналитиком, врачом и пациентом).

Ассортимент подвижного досуга, включающего в себя игровые элемен­ты, сегодня удивительно разнообразен. Сюда можно причислить качели, аттракционы, катамараны, коньки, лыжи, санки, мотоциклы и мопеды. Нынешняя «крутая» молодежь с упоением отдается катанию на таких не­повторимых спортивных приспособлениях, как ролики, маунтинбайки и виндсерфинг. Роллеры знают друг друга — они собираются и объединяют­ся, вместе проводят свободное время где-нибудь в парке, а то и на централь­ной площади, придумывают всякие игры, перепрыгивают через различные предметы, выписывая в воздухе немыслимые фигуры. Но есть еще и другое, утилитарное применение для роликов — на них можно гораздо скорее, чем пешком, добраться до института, дискотеки или ближайшего магазина. Маунтинбайк, или горный велосипед, — это нечто среднее между обычным велосипедом и мопедом. У маунтинбайков в арсенале целый велогардероб, состоящий из шлема, перчаток, маек, очков, штанов и ботинок. Из водных видов спорта молодежь полюбила виндсерфинг — весьма своеобразное ка-

12 Huizinga J. Homo Ludens: A Study of the Play Elements in Culture. London: Rolitledge and Kegan Paul
Ltd., 1949.

13 Berne E. Games People Play: The Psychology of Human Relations. N.Y.: Grove Press, Inc., 1964.

тание по воде на небольшой доске с парусом. Поклонники этого вида спорта утверждают, что он дает человеку ни с чем не сравнимое чувство единства со стихией моря (реки или озера).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.