КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игра и досуг
Я9Я Спорт Спорт подразделяется на два вида — любительский (его следует относить к рекреативной деятельности широких слоев населения) и профессиональный, который правильнее считать видом оплачиваемого труда небольшой группы людей. Основная часть населения имеет отношение к тому и другому виду деятельности, но в любительском спорте люди активно участвуют, а профессиональный пассивно наблюдают. В этом смысле профессиональный спорт является зрелищем. Некоторые специалисты разводят оба вида спорта, полагая, что любительский правильнее относить к рекреации (рыбалка, велосипедные прогулки и др.), а профессиональный — к собственно спорту. Термин sport произошел от средневекового английского слова dispor, означающего развлечение, забавы. Этимология подразумевает тесную связь между современным спортом и игрой, досугом, развлечением. Современные словари определяют спорт как атлетическую деятельность, требующую специальной подготовки, физической силы, достижительной мотивации. Нынешний спорт мало похож на сво его прародителя. В примитивном, античном и средневековом обществах спорт действительно ближе к развлечению, честному состязанию, религиозному ритуалу. Греческое athlos обозначало участника в состязании. И сегодня спорт и атлетика считаются синонимами. Исторически спорт зародился в родоплеменном обществе и представлял вначале смесь игры и религиозного ритуала. Только у древних греков спорт приобрел современное значение спортивного соревнования. Первые олимпиады проводились в 1300 г. до н.э. Их особая роль состояла в том, что они позволяли грекам вопреки любым раздорам сохранять и развивать культурное единство, способствовали формированию единого народа из разрозненных племен. Участвовать в Олимпиаде могли только любители, имеющие статус полноправного гражданина и обладающие безупречной репутацией (юно- 7 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 25—26. ши до 18 лет соревновались после взрослых, а для женщин устраивали отдельные соревнования). В классическую эпоху к подготовке каждой Олимпиады приступали задолго до ее открытия. Приготовления вступали в решающую стадию за десять месяцев, когда избирали судейский совет из 10 человек — он наблюдал за тренировками будущих участников состязаний. Программа игр включала от 13 до 15 видов спорта. Соревнования начинались с восходом солнца забегами на короткие и длинные дистанции. Затем следовали борьба, кулачный бой, панкратион — комбинация кулачного -боя и борьбы; пятиборье, включавшее метание копья, диска, бег, прыжки, борьбу; конные ристания — заезды на колесницах и верховые скачки. Ни один гражданин не исключался из соревнований (физических, интеллектуальных, политических), большинство участников предпочитали принимать участие сразу во многих видах спорта, а не специализироваться на одном. Сегодня только десятиборье напоминает нам об античной эпохе. В эллинистической Греции при Александре Македонском происходит специализация спортсменов, соревнования коммерциализируются и профессионализируются. Наступает разрыв с культурными традициями античных греков. Формируется современная парадигма спорта: выкоквалифици-рованные и узкоспециализированные спортсмены устраивают красочный спектакль, а множество любителей-неспортсменов пассивно наблюдают за ними с трибун. Спорт разделяется на участвующий и неучаствующий. Возводятся стадионы для популярных при Александре Великом состязаний колесниц и гигантские ипподромы для конных скачек. Римляне продолжили традиции, заложенные эллинистической Грецией, превратив спортивное соревнование в спектакль, разновидность бойцовского зрелища. Битвы гладиаторов проходили в огромных цирках, где толпы пассивных зрителей взирали с трибун на кровавое зрелище. Культура непроизвольной игры и досуга-развлечения приходит в упадок. Исполнительские искусства, музыка, театр и спорт низведены в низший разряд и отданы на откуп иностранцам. Постепенно половину римского календаря стали занимать праздники. Праздным толпам горожан римские власти предоставили в общей сложности 200 каникулярных дней, посвященных играм и зрелищам. Досуг превратился в пассивное созерцание. Вошли в моду бани, атлетические клубы, гимнастические залы и площадки для игры в мяч. Но еще более популярным занятием у римлян являлось созерцание акробатов, атлетов и борцов, которые не только соревновались, но и калечили друг друга. Атлеты сформировались в настоящих профессионалов, все время уделявших исключительно спорту, специализировавшихся и организовывавшихся в команды, возглавлявшиеся тренерами и учителями, приписанными к определенной школе8. Спорт становится политическим поприщем, сенат проводит спортивные парады, смотреть на которые выходит все взрослое население городов. Спорт выливается в непристойное и оскорбляющее человеческое достоинство зрелище, часто очень грязное, связанное с закулисными махинация- 8 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V.Mosby Co., 1980. P. 268. ми и коррупцией, новые поколения римлян вырождались в физически ела бых и духовно развращенных людей, хотя по-прежнему римляне оставались прекрасными инженерами, строителями, солдатами и администраторами Но им не хватало здоровой жизненной философии и внутреннего достоин ства, считает Т. Кэндо. Их отсутствие, возможно, послужило одной из главных причин заката римской цивилизации. После падения Римской империи в Европе наступила эра аскетизма, в Средневековье игры и спорт как равнодоступная для всех категорий населения форма деятельности исчезли, хотя для высшего класса Католическая церковь их разрешала. Так, любимым занятием дворянства и духовенства была соколиная охота. В XII в. начинает формироваться рыцарская культура, важным элементом которой являлись турниры закованных в доспехи воинов, восседающих на «бронированных» лошадях. Турниры из военизированного мероприятия превратились в показательные выступления, спортивно-зрелищное состязание. Их нельзя сравнивать с древнеримскими поединками гладиаторов. У крестьянства, как отмечают исследователи, были собственные турниры, где вместо мечей использовались дубинки. В те времена практиковались также игра в мяч, борьба и петушиные бои. В Англии, Франции, Северной Италии и других европейских странах в ходу были стрельба из лука и аналоги современных тенниса, футбола, бильярда. В XVI столетии теннис становится отличительным знаком английского дворянства, футбол — итальянского дворянства, а позже всего населения Великобритании, петушиные бои и стрельба из лука превращаются в международные виды спорта. Страстными поклонниками и пропагандистами спорта являлись некоторые короли, например, английский Генрих VIII и французский Франциск I. Они не только возводили для дворянства спортивные клубы и площадки, но и соревновались между собой в борьбе. Открылись спортивные школы и курсы, где можно было научиться фехтовать, ездить верхом, прыгать, бегать. Самыми популярными тренерами и мастерами фехтования считались ита- льянцы. Постепенно формировалась новая парадигма спорта как благородного занятия, воспитывающего высокую нравственность, предполагающего честные правила, глубоко эстетичного по своей зрелищности. Ренессанс возродил не только искусство, но и спорт. Философия Ренессанса дала главное для новой парадигмы спорта — теоретическое оправдание. Вольтер, Руссо, Локк, Рабле выступали за восстановление античных идеалов, главный из которых выражался знаменитой фразой: «В здоровом теле должен быть здоровый дух». Это означало, что физические занятия не должны служить самоцелью, они призваны воспитывать в человеке моральные качества. Руссо прямо говорил о том, что тренировка тела составляет наиважнейшую часть воспитания нравственности. Спорт, согласно воззрениям Руссо, удовлетворяет желания и потребности индивида на каждой стадии его развития9. Однако эпоха Реформации и наступление протестантизма вернули ситуацию к мрачному Средневековью. Реформация и протестантизм заложили основы новой парадигмы аскетизма, главным принципом которой являлась враждебность к спорту и досугу. В Англии футбол, теннис, танцы, карточные игры, боулинг, петушиные бои, охота были запрещены как «дьявольские занятия». Любительский спорт снова возникает в Европе и США в начале XIX в., когда появляются такие его виды, как гребля, борьба, парусный спорт, спортивная ходьба, стрельба. Возраждается профессиональный спорт. В городах получают развитие игровые виды спорта, например, бейсбол, первый матч по которому состоялся в 1869 г. В начале XX в. быстро развивается вузовский спорт при университетах и колледжах; многие виды спорта в США становятся на профессиональные рельсы и их участники оплачиваются. Для спорта в XX в. характерны три процесса: профессионализация, ин-ституционализация и коммерциализация. Это значит, что для достижения высоких результатов спортсмену приходится специализироваться на одном виде, проходить специальную подготовку, тренироваться каждый день, получая определенное вознаграждение, которое в профессиональном спорте становится главным. Спорт для тысяч людей стал главным видом работы. Институциализация означает, что спорт стал важным государственным делом, для управления им создана мощная система учреждений и организаций как на местном, так и на глобальном уровне — начиная с Международного олимпийского комитета и заканчивая местными ассоциациями и кружками любителей спорта. Коммерциализация означает превращение спорта в доходную статью бизнеса. И в XIX в. по поводу победителя на поединке, например, боксеров делались ставки, как делались они и на ипподромах. В XX в. для заключения многомиллионных ставок созданы открытые и подпольные тотализаторы. Учреждены всевозможные местные и международные фонды помощи спорту, трансляция спортивных соревнований и футбольных матчей приносит заинтересованным сторонам колоссальные деньги. Наконец, вокруг телевизионной рекламы перед или во время спортивным программ также крутятся немалые деньги. 9 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 270. Хотя XX век называют веком спорта, из двух его основных разновидностей — спорт как зрелище и спорт как участие — в США наибольшее развитие получила первая. Коммерциализация спорта, превращение его в профессиональный доставило миллионам людей истинное эстетическое удовольствие сродни с искусством, но вместе с тем лишило людей активного участия в состязании. Спорт, как и искусство, социально дифференцирован, к примеру, представители высшего и среднего классов занимаются гольфом и теннисом, а низший и рабочий классы — боулингом и софтболом. Различие между классами, полами и возрастами часто определяется не количеством времени, а видами спорта. Скажем, заграничные поездки чаще практикуют состоятельные, образованные, мужчины, горожане, молодежь. Мужчины и молодежь занимаются спортом гораздо чаще, чем женщины и пожилые. Негры не занимаются зимними видами спорта, предпочитая рыбалку и пикники10. Профессионализация выгнала любительский спорт (рыбалка, охота и другие виды внедомовой активности) на периферию общественной жизни. Однако в 80—90-е гг. он возвращает утерянные позиции. Пропаганда здорового образа жизни и строительство чуть ли не у каждого дома спортивной площадки вернули американцев к любительскому спорту. Очень многие занимаются сегодня путешествиями и туризмом: велосипед, моторные лодки, автомотодома помогают передвигаться на дальние расстояния, общаться с природой и восстанавливать здоровье. В 1656 г. по приказу царя Алексея Михайловича была составлена «Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути», т.е. сборник правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. В конце предисловия к «Уряднику» Алексей Михайлович сделал собственноручную приписку, напоминавшую охотникам, дабы они, увлекаясь потехой, не забывали о службе государству: «Правды же и суда и милости-выя любовь и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час». Слова эти стали пословицей, которую часто толкуют не совсем правильно, понимая под словом время большую часть, а под словом час — меньшую. Поэтому вместо «и потехе час» стали говорить «а потехе час». Но царь и не помышлял о том, чтобы потехе из целого времени отдавать только час. В его словах выражена мысль, что всему нужно время: и делу, и потехе. Ситуация, когда время дела и время потехи сливаются в единое целое, называется игрой. Игра входит составным элементом в понятия досуга и рекреации. Современная цивилизация, подобно римской, часто смешивает рекреацию и досуг, так что досуг принимает рекреативную форму. Однако рекреация не имеет нормативного элемента, она не поучает, не развивает кругозор и дух. Спорт и спектакли — рекреация, а не досуг. Игра (play) присуща детям, а рекреация — взрослым. Игра — культурная универсалия, присущая всем эпохам и обществам. Отсюда понятие homo ludens. Игра — антитеза серьезной деятельности. Термин play произошел от латинского plaga означа- 10 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 300—306. ющего удар, толчок в применении к музыкальным инструментам, из которых извлекают ритмические звуки, или удар по мячу. В Европе этот термин появился лишь в начале XVII в. Но и понятие «ребенок» (child), с которым связана игра, появилось не раньше. Картины Джотто, Дюрера и Брегеля доказывают, что в Средние века существовали лишь две возрастные категории — взрослые и маленькие взрослые (homunculi). «Черты лица, украшения и одежда, функции детей в средневековой живописи часто те же самые, что и у маленьких старичков. Социализация детей из королевской семьи или дворянства не отличалась от социализации взрослых. Дети из низших классов вращались в той же среде, что и взрослые, а именно в тавернах, спальнях, заводских мастерских. У детей даже не было своих детских игр»11. Досуг — это важная часть нашей жизни Теория игры появилась в конце XVIII — начале XIX в. (энергетическая теория Г. Спенсера, Ф. Шиллера, рекреационная теория М. Лазаруса, инстинктивная теория К. Гроса, теория катарсиса современных психологов, рекапитуляционная теория С. Холла, релаксационная теория Дж.Т.У. Патрика). Подавляющее большинство современных психологов и педагогов считают игру подготовительным этапом социализации, в ходе которого дети осваивают роли взрослых. Если детские игры выполняют педагогическую функцию, то игры взрослых — терапевтическую и катарсисную. Дж. Мид первым концептуализировал различие между play и game. С тех пор оно стало классическим: play — это исполнение детьми взрослых ролей: матери, учителя, полицейского. Это воображаемое пребывание в роли как 11 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 28. будто она настоящая; game — это более организованная и утонченная деятельность, например игра детей в футбол. Немецкий историк Хейзинга12 раскрыл социокультурную функцию play. Она сыграла решающую роль в возникновении цивилизации и социальных институтов: война, закон, религия, политика. Роджер Кейлос (Caillois R. Man, Play and Games. N.Y.: The Free Press., 1961), проанализировав греческую терминологию, выделил следующие типы игры: agonistic play (спортивные соревнования), alea (игра судьбы и удача), mimicry, или мимикрия, имитация (театр и иные виды играния ролей), ilinx (головокружение и другие сенсорные стимуляторы типа наркотиков). Антропологи и социологи согласны, что игра — культурная универсалия, лежащая в основе социальных институтов. В обществах, ориентированных на успех, дети в своих играх развивают физические и профессиональные навыки, в обществах, ориентированных на политику, дети играют в войны. Термин game применяется к другой реальности. Математики разрабатывают теории игр применительно к экономическим и политическим процессам, используя аппарат обшей теории систем. Деловые игры имитируют реальные экономические ситуации на предприятии или в банке и помогают обучить управлению персонал и администрацию. Обучающие игры широко применяются в вузах и бизнесе, представляя собой разновидность педагогической практики. Это слово восходит к старогерманскому Сатап, означающему веселье, ликование, песню. Содержательно происхождение двух терминов, обозначающих игру, во многом сходное: game относят к высокоструктурированной, формализованной, организованной и повторяющейся деятельности, a play — к спонтанной, свободной, несерьезной деятельности. Эрик Берн13 составил свою классификацию games. Она включает: игра-ние карьерных ролей, играние семейных ролей, играние ролей в дружеской компании, криминальные игры (между полицейскими и нарушителями), консультативные игры (между психоаналитиком, врачом и пациентом). Ассортимент подвижного досуга, включающего в себя игровые элементы, сегодня удивительно разнообразен. Сюда можно причислить качели, аттракционы, катамараны, коньки, лыжи, санки, мотоциклы и мопеды. Нынешняя «крутая» молодежь с упоением отдается катанию на таких неповторимых спортивных приспособлениях, как ролики, маунтинбайки и виндсерфинг. Роллеры знают друг друга — они собираются и объединяются, вместе проводят свободное время где-нибудь в парке, а то и на центральной площади, придумывают всякие игры, перепрыгивают через различные предметы, выписывая в воздухе немыслимые фигуры. Но есть еще и другое, утилитарное применение для роликов — на них можно гораздо скорее, чем пешком, добраться до института, дискотеки или ближайшего магазина. Маунтинбайк, или горный велосипед, — это нечто среднее между обычным велосипедом и мопедом. У маунтинбайков в арсенале целый велогардероб, состоящий из шлема, перчаток, маек, очков, штанов и ботинок. Из водных видов спорта молодежь полюбила виндсерфинг — весьма своеобразное ка- 12 Huizinga J. Homo Ludens: A Study of the Play Elements in Culture. London: Rolitledge and Kegan Paul 13 Berne E. Games People Play: The Psychology of Human Relations. N.Y.: Grove Press, Inc., 1964. тание по воде на небольшой доске с парусом. Поклонники этого вида спорта утверждают, что он дает человеку ни с чем не сравнимое чувство единства со стихией моря (реки или озера).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |