КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура досуга
Свободное время — все время, за вычетом затрат его на домашнюю работу, еду, покупки, передвижение в транспорте, но при этом к нему добавляется время, затраченное на дополнительные заработки. Оно состоит из отдыха и досуга, причем первый включает в себя не только сон, но и отпуск, прогулки. Свободное время можно проводить за рюмкой водки, на рыбалке, в азартных играх, увлечении наркотиками либо бесцельно тратить его кому как вздумается, но можно тратить его с пользой. Досуг — время любительской деятельности, просмотр телепередач, чтение книг, посещение театров. Любая форма досуга, не направленная на развитие духовного мира человека, не может считаться культурной. Культурным является, по всей видимости, только такой досуг, который направлен на познание, духовное и эстетическое развитие человека. А где мы можем расширить свой кругозор, приобщиться к прекрасным произведениям искусства, как не в библиотеках и музеях? О них и пойдет речь дальше. Библиотеки и музеи играли важную роль в развитии человеческого общества и культуры. Библиотеки. Библиотека — учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати. Памятники письменности начали собираться, каталогизироваться и храниться в глубокой древности (Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме). Первые библиотеки появились во II тысячелетии до н.э. Первая публичная библиотека функционировала уже в V в. до н.э. (при Писистрате в Афинах). Широкое развитие библиотеки получили при монастырях раннего Средневековья, а новое качество — в XV в. после изобретения книгопечатания. В XIX в. публичные библиотеки становятся массовым явлением. В России монастырские библиотеки появились в XI—XII вв., а первые светские — в XVIII в. при Академии наук и Московском университете. Сегодня библиотеками считаются самостоятельные учреждения, где собираются и хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка (научная и реставрационная) и организуется доступ к ней специального контингента, называемого читателями. В нормативных документах библиотеки проведены как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Тем самым определяются их культурные функции. Библиотеки подразделяются на массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). К массовым относятся школьные, районные, городские, республиканские библиотеки. Они могут далее классифицироваться на общедоступные, юношеские, детские. Для массовых библиотек главное — доступность фондов для читателя. В специализированные библиотеки доступ ограничен. Для записи помимо паспорта необходимо так называемое «отношение» — документ или справка, свидетельствующие о том, что читатель имеет ведомственную принадлежность к ней, т.е. является сотрудником учреждения, работает в дан- ной системе, например Академии наук, либо прикреплен особым распоряжением. Некоторые специализированные библиотеки несут так называемую мемориальную функцию — хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинные или уникальные документы. Для таких библиотек основным являются книжные фонды как таковые, а затем уже использова ние их читателями. Наиболее крупные библиотеки работают одновременно в массовом и специализированном режимах. Знаменитая Библиотека им. В.И. Ленина в Москве, которая с 1992 г. называется Российской государственной библиотекой, хранит обязательный экземпляр, ведет широкую научно-исследовательскую деятельность, допускает в свои фонды специализированные категории читателей (научный зал для кандидатов и докторов наук) и массовый контингент. Термин «библиотека» применим не только к учреждениям, но и к личным (домашним) собраниям произведений печати. В нашей стране домашние библиотеки стали массовым явлением в 70—80-е гг., когда большинство населения получило среднее, а значительная часть и высшее образование. Сформировалась широкая прослойка читающей публики, иметь личную библиотеку стало модным. Она служила показателем определенного уровня культуры. Музеи. Музеи (от греч. museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Первые музеи как «храмы муз» появились в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты состязались в своем мастерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т.е. было представлено в зачаточном состоянии первое социокультурное назначение музея — научно-просветительское. Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, Олимпии, Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения. В Афинах в Ликее, основанном Аристотелем в 335 г. до н.э., была собрана коллекция естественно-научных памятников, которая использовалась в образовательных целях. По существу это был первый социальный институт, который выполнял функции современных музеев (информационные, демонстрационные, просветительские) и при этом оказывал эстетико-эмоци-ональное воздействие. Наиболее значительным хранилищем картин эллинистической эпохи являлась пинакотека, созданная на Акрополе в Афинах. Не менее известны Александрийский музей (основан около 290 г. до н.э.) и Пергамская библиотека (III в. до н.э.) — крупнейшее в античности хранилище книг и художественных ценностей. Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флоренции XTV—XV вв. Многие состоятельные торговые дворы флорентийских купцов и аристократы увлекались составлением коллекций из монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптур, живописи, редких книг, предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV—XVI вв. относится время создания одного из старейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции. Так на рубеже XIV—XV вв. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться «кунсткамеры», «кабинеты редкостей», «мюнц-кабинеты», «галереи», «пинакотеки». В XVI в. возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии21. В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Европе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI в. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем. Сегодня специалисты различают три типа музеев (научно-просветительские, исследовательские, учебные) и множество профилей: исторические, художественные, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. Главное предназначение таких учреждений — тщательно собирать, каталогизировать, научно описывать те культурные ценности, которые остались от прошлых либо еще живущих поколений. Музейные и коллекционные фонды постоянно пополняются, фиксируются, обрабатываются, реставрируются, изучаются и экспонируются. Благодаря бережному подходу к отбору, хранению и экспонированию предметов музеи и галереи создают эталонные культурные среды. В этом заключается их важнейшая культурная функция. Действительно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Вторая не менее важная функция — просветительская.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |