Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура досуга




Свободное время — все время, за вычетом затрат его на домашнюю рабо­ту, еду, покупки, передвижение в транспорте, но при этом к нему добавля­ется время, затраченное на дополнительные заработки. Оно состоит из от­дыха и досуга, причем первый включает в себя не только сон, но и отпуск, прогулки.

Свободное время можно проводить за рюмкой водки, на рыбалке, в азар­тных играх, увлечении наркотиками либо бесцельно тратить его кому как вздумается, но можно тратить его с пользой.

Досуг — время любительской деятельности, просмотр телепередач, чте­ние книг, посещение театров. Любая форма досуга, не направленная на раз­витие духовного мира человека, не может считаться культурной.

Культурным является, по всей видимости, только такой досуг, который направлен на познание, духовное и эстетическое развитие человека. А где мы можем расширить свой кругозор, приобщиться к прекрасным произве­дениям искусства, как не в библиотеках и музеях? О них и пойдет речь даль­ше. Библиотеки и музеи играли важную роль в развитии человеческого об­щества и культуры.

Библиотеки. Библиотека — учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати. Памятники письмен­ности начали собираться, каталогизироваться и храниться в глубокой древ­ности (Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме). Первые библиотеки по­явились во II тысячелетии до н.э. Первая публичная библиотека функцио­нировала уже в V в. до н.э. (при Писистрате в Афинах). Широкое развитие

библиотеки получили при монасты­рях раннего Средневековья, а новое качество — в XV в. после изобретения книгопечатания. В XIX в. публичные библиотеки становятся массовым яв­лением. В России монастырские библиотеки появились в XI—XII вв., а пер­вые светские — в XVIII в. при Академии наук и Московском университете.

Сегодня библиотеками считаются самостоятельные учреждения, где со­бираются и хранятся фонды печатной продукции, производится ее специ­альная обработка (научная и реставрационная) и организуется доступ к ней специального контингента, называемого читателями. В нормативных до­кументах библиотеки проведены как научно-информационные и культур­но-просветительские учреждения. Тем самым определяются их культурные функции.

Библиотеки подразделяются на массовые (публичные) и специализиро­ванные (научные и технические). К массовым относятся школьные, район­ные, городские, республиканские библиотеки. Они могут далее классифи­цироваться на общедоступные, юношеские, детские. Для массовых библио­тек главное — доступность фондов для читателя.

В специализированные библиотеки доступ ограничен. Для записи поми­мо паспорта необходимо так называемое «отношение» — документ или справка, свидетельствующие о том, что читатель имеет ведомственную при­надлежность к ней, т.е. является сотрудником учреждения, работает в дан-

ной системе, например Академии наук, либо прикреплен особым распоря­жением. Некоторые специализированные библиотеки несут так называемую мемориальную функцию — хранят обязательный экземпляр печатной про­дукции, подлинные или уникальные документы. Для таких библиотек ос­новным являются книжные фонды как таковые, а затем уже использова­ ние их читателями.

Наиболее крупные библиотеки ра­ботают одновременно в массовом и специализированном режимах. Знаме­нитая Библиотека им. В.И. Ленина в Москве, которая с 1992 г. называется Российской государственной библиотекой, хранит обязательный экземп­ляр, ведет широкую научно-исследовательскую деятельность, допускает в свои фонды специализированные категории читателей (научный зал для кандидатов и докторов наук) и массовый контингент.

Термин «библиотека» применим не только к учреждениям, но и к лич­ным (домашним) собраниям произведений печати. В нашей стране домаш­ние библиотеки стали массовым явлением в 70—80-е гг., когда большинство населения получило среднее, а значительная часть и высшее образование. Сформировалась широкая прослойка читающей публики, иметь личную библиотеку стало модным. Она служила показателем определенного уров­ня культуры.

Музеи. Музеи (от греч. museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Первые музеи как «храмы муз» появи­лись в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окру­жающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты состязались в своем мас­терстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т.е. было представлено в зачаточном состоянии первое социокультурное назна­чение музея — научно-просветительское.

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах име­нитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые под­данными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийс­ком храме, Олимпии, Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения.

В Афинах в Ликее, основанном Аристотелем в 335 г. до н.э., была собра­на коллекция естественно-научных памятников, которая использовалась в образовательных целях. По существу это был первый социальный институт, который выполнял функции современных музеев (информационные, де­монстрационные, просветительские) и при этом оказывал эстетико-эмоци-ональное воздействие. Наиболее значительным хранилищем картин элли­нистической эпохи являлась пинакотека, созданная на Акрополе в Афинах. Не менее известны Александрийский музей (основан около 290 г. до н.э.) и Пергамская библиотека (III в. до н.э.) — крупнейшее в античности храни­лище книг и художественных ценностей.

Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию про­шлого, особенно во Флоренции XTV—XV вв. Многие состоятельные торговые дворы флорентийских купцов и аристократы увлекались составлением кол­лекций из монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптур, живописи, редких книг, предметов вооружения. Первое место среди флорен­тийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV—XVI вв. относится время создания одного из старейших в Европе му­зеев — галереи Уффици во Флоренции. Так на рубеже XIV—XV вв. был сде­лан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться «кунсткаме­ры», «кабинеты редкостей», «мюнц-кабинеты», «галереи», «пинакотеки». В XVI в. возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии21.

В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Европе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI в. Большую роль в создании художественных музеев сыг­рала Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания класси­ческой живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

Сегодня специалисты различают три типа музеев (научно-просветитель­ские, исследовательские, учебные) и множество профилей: исторические, художественные, технические, сельскохозяйственные, естественно-науч­ные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.

Главное предназначение таких учреждений — тщательно собирать, ката­логизировать, научно описывать те культурные ценности, которые остались от прошлых либо еще живущих поколений. Музейные и коллекционные фонды постоянно пополняются, фиксируются, обрабатываются, реставри­руются, изучаются и экспонируются. Благодаря бережному подходу к отбо­ру, хранению и экспонированию предметов музеи и галереи создают эталон­ные культурные среды. В этом заключается их важнейшая культурная фун­кция. Действительно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Вторая не менее важная функ­ция — просветительская.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.