КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Революция досуга
За рубежом в последнее время появился термин «рекреалогия», обозначающий социальную науку, изучающую закономерности организации и проведения досуга, восстановление психических и физических сил человека во время отдыха. Оно образовано от английского слова recreation — восстановление, расслабление, отдых28. Переходу к так называемому обществу досуга в середине 50-х гг. послужили в США быстрый экономический рост и подъем материального благополучия широких масс населения, увеличение производительности труда и соответствующее ему сокращение рабочей недели, переориентация среднего американца с ценностей труда на ценности досуга, широкое употребление бытовой техники (домашних комбайнов, радиоприемников и магнитофонов), повышение уровня грамотности и облегчение доступа населения к институтам культуры, в том числе школам и университетам, библиотекам и театрам, кино и телевидению. Социологи стали говорить о культурной революции досуга, происходящей в период перехода развитых стран от индустриального в постиндустриальное общество. По мнению некоторых американских ученых, массовая культура включает: а) технические средства распространения (телевидение, радио, киноиндустрия, пресса); б) повседневную культуру людей. В отличие от нее популярная культура — это и есть народная культура в нашем понимании в противоположность элитарной культуре, создаваемой профессионалами. Переход от трудового общества к досуговому в научной литературе иногда изображается как переход от homofaber к homo ludens. Повседневная культура создается представителями всех классов — рабочего, среднего, высшего. На протяжении всей истории человечества немногочисленная элита общества, освобожденная от занятия физическим трудом, изымала прибавочный продукт у большинства населения, накапливала богатства и получала досуг для занятия и развития высокой культуры, искусства. Формировался праздный класс, который культивировал то, что осуждалось большинством населения — лень и ничегонеделание. С одной стороны, лень считалась нравственным злом, грехом, с другой — она служила предпосылкой для появления таких вещей, как сплин, меланхолия, свобода творчества, созерцательность, выступавшие необходимым условием для занятия поэтическим творчеством. Большинство трудового населения, вынужденного в поте лица добывать себе хлеб насущный, не имело возможности, желания и времени заниматься высоким искусством. Его создавал праздный класс. Он был как бы освобожден от земных забот. Но существовал и другой путь освобождения от них — уход от общества. Киник Диоген, живший в бочке и занимавшийся мудрствованием, не был богатым человеком, но он освободил себя от земных забот и физического труда. Свой досуг он посвятил медитации и созерцанию, хотя и не принадлежал к праздному классу. А богатей Крез, имея горы золота, вовсе не занимался искусствами и философией. К. Маркс предлагал так устроить общество, чтобы досуг равномерно распределялся по всем слоям общества, чтобы в обществе не было бедных и богатых, трудящихся и праздных классов. Он считал, что в будущем коммунистическом обществе достаточно будет заниматься четыре часа производительным трудом, а четыре часа — творческим досугом. Нынешнее общество еще далеко от Марксова идеала, тем не менее в развитых капитали- 28 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C. V. Mosby Co., 1980. P. VI. стических странах, перешедших в постиндустриальную стадию, досуг стал уделом значительной части населения. В истории большинство типов общества являлись неравными с точки зрения распределения богатства и свободного времени. Тем и другим обладало избранное меньшинство. В античных Афинах три грека вынуждены были трудиться для того, чтобы освободить четвертому время для занятий политикой, искусствами и философией. Соотношение 3:1 представляет собой типичную формулу распределения труда и досуга в человеческом обществе. Начиная с XVI в. Европа переживает медленную социальную революцию, выразившуюся в том, что коммерция и занятие трудом, а вовсе не досуг, стали тем каналом вертикальной мобильности, через который большие массы населения, прежде всего мелкая буржуазия и интеллигенция, продвинувшись наверх, приобщились к массовому досугу. Прежде чем буржуазии удалось сломать старую сословную структуру и построить классовую, наилучшим образом приспособленную для нее, ей пришлось произвести в сознании культурную революцию. Результатом явилась новая религия — протестантизм, возвеличившая физический труд до уровня религиозной ценности. Та самая коммерческая деятельность, которая послужила мощным каналом вертикальной мобильности для буржуазии, теперь получила освещение в созданной ею религии. Таким образом, буржуазия совершила две революции: культурную в головах людей и социальную в структуре об щества. Католицизм, стоявший на защите старой сословной системы, оправдывавший возможность заниматься творчеством для избранного меньшинства (духовенства и дворянства, развивавших сакральную и светскую культуру), оказался тормозом для культурного прогресса. Поскольку его не удалось ликвидировать, рядом с ним вырастили мощного конкурента, успешно боровшегося за умы людей. Кальвинизм стимулировал людей заниматься упорным трудом, отвлекая их от праздного досуга. На его фундаменте сформировалась господствовавшая последние столетия система ценностей трудового общества. Если католицизм ориентировал людей преимущественно на загробную жизнь, которая и считалась истинной, то протестантизм XVII в. вернул людей к земле, станку, магазину, утверждая, что только через усердный труд и уже при жизни человек получает право на истинную жизнь. Католицизм приучал людей жить будущим, протестантизм — настоящим. Протестантская трудовая этика и дух капитализма санкционировали превращение денег и богатства в основной канал вертикальной мобильности29. Свой вариант трудовой этики предложил человечеству марксизм. Он также ставил труд во главу угла, но считал, что основой общественного развития выступает не индивидуальный, а коллективный труд. Главное не вертикальное восхождение индивида, пусть и заработанное неустанным трудом, а коллективное восхождение на новую ступеньку прогресса всего общества. Продвигаться вперед К. Маркс предлагал не индивидуально, а кол- 29 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 6. лективом. Свобода у него являлась осознанной необходимостью. Что обязан был осознать человек? Необходимость трудиться на благо общества. Повышение производительности труда, по Марксу, должно привести к сокращению рабочего дня и расширению досуга, который человек обязан был употребить для расширения знаний и нравственного совершенствования. Если он этого не делал, то считался эгоистом. Оказывается, и свободным временем человек распоряжаться не вправе. Как с ним поступать, должно указать общество. А человек обязан был осознать и принять общественную необходимость в качестве своей свободной установки, внутреннего желания. В коммунистическом обществе труд как таковой не исчезал. Он менял свою социальную сущность. Происходило это следующим образом. Во-первых, уничтожалась старая система разделения труда, при которой умственный труд закреплялся за одним классом, а физический — за другим. В новом обществе физический и умственный труд попеременно выполнялся каждым человеком. Во-вторых, уничтожался частичный узкоспециализированный труд, превращавший человека в односторонне развитое существо. Поскольку результаты труда в новом обществе не отчуждались, работник выполнял полный трудовой цикл, сливаясь с характером, содержанием, процессом и продуктом труда. Человек становился хозяином своего трудового процесса и в нем находил способ самовыражения. Таким образом труд превращался в сферу творческого самовыражения индивида. Из скучного и однообразного занятия труд становился игрой творческих сил человека. По мнению Т. Кэндо, исторически марксизм сыграл такую же роль в социалистических странах, какую протестантизм сыграл в капиталистических30. Обе идеологии возвышали усердный труд и поощряли индивида вносить трудовой вклад в экономическое и социальное процветание общества. В той и другой содержался мощный запал аскетизма. Героика социалистического труда, стахановское движение, трудовой героизм Павки Корчагина свидетельствуют о том, что марксизм сумел возвести в культ неприкосновенности идеалы свободы как познанной необходимости, беззаветного служения обществу, усмирения собственных желаний и потребностей. В противоположность такому возвеличиванию труда в СССР и Китае гедонистические ценности индивидуального досуга, занятия исключительно собой намеренно принижались и относились к «буржуазным» ценностям. Свобода в сексе, художественные искания, выходившие за рамки утвержденных канонов, увлечения модными танцами и аранжировками пресекались. По мнению Кэндо, американское общество рождалось в недрах протестантизма, в сильном отвращении к праздности. Ассамблея штата Вирджиния в 1619 г. постановила, что каждый человек, найденный в праздности, направлялся на принудительные работы. Ранние колонисты Востока и последовавшее за ними поколение пионеров Запада вынуждены были неустанно трудиться не только в силу исповедуемых ими протестантских принципов, но также по причине враждебности местного населения, неосвоенности земель, отсутствия транспортных магистралей, налаженной инфраструктуры, дефицита трудовых ресурсов, иными словами, под дав- 30 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 8. лением объективных факторов. Рисковая среда не давала возможностей для расслабления, отдыха и полноценного досуга. В Америке она была менее благоустроенной и более рисковой, нежели в Европе того же времени. По мнению некоторых социологов, США формировались как общество среднего класса, в котором основной акцент ставился на восходящую мобильность и индивидуальные трудовые усилия, соответствующие протестантской этике. Именно средний класс впоследствии сыграл главную роль в формировании массовой культуры и общества досуга. Характерное тяготение американцев к плодам технической цивилизации, изобретательский пафос и стремление технизировать все и вся помогли в короткие сроки создать материальные носители массовой культуры — радио, телевидение, транснациональные газетные империи. Наконец, третий фактор — страсть американцев все, до чего они касаются, превращать в выгодный бизнес, способствовал коммерциализации досуга среднего и молодого поколения Америки в 50—60-е гг.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |