КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чужие и чужаки
«Чужак» — не просто незнакомец, т.е. человек, которого мы плохо знаем или не знаем вообще. Скорее наоборот. Чужого мы должны хорошо знать, чтобы сказать: он мне чужд по взглядам, убеждению, образу жизни, поведению. Чужой здесь означает противоположный мне. Я придерживаюсь одних ценностей, а он совсем других, противоположных или чуждых мне. Мне, как православному, чужд атеизм. Как стороннику демократического общества мне чужд тоталитарный строй. Наконец, как сочувствующему скорее рыночной экономике мне неприятна централизованная, плановая экономика, запрещающая проявление всяческой инициативы и ограничивающая свободу действий. Хотя мне совершенно чужды те нувориши, которые накопили несметные богатства, обманывая народ. Мне чужды цинизм, предательство и бескультурье. Список можно продолжать, ибо у каждого человека найдется круг ценностей, за которые он готов постоять, и другой, который он ни при каких условиях не примет как свои ценности. Действительно, речь идет о противоборстве ценностей. Однако следует сделать очень важную оговорку. Противоположные моим ценностям — это враждебные ценности и взгляды. Человека с такими убеж- дениями я называю врагом, но не чужаком. Если я придерживаюсь белого, а он черного, я доброго, а он злого, то ситуация ясна. Оба мы — враги. Но как быть с третьим, четвертым, пятым, которые придерживаются промежуточных позиций? Одному нравится серый, а другому зеленый цвет. Они чужие, но не враги мне. Они придерживаются отличных от моих, но не враждебных взглядов. В результате мы должны сказать: понятие «чужак» гораздо шире, чем понятия «враг», «противник», «оппонент». В составе Государственной Думы предыдущего (19 декабря 1999 г.) созыва левые и правые, коммунисты и либералы противостояли как противники. Они придерживались крайних и исключающих взглядов. А как быть с независимыми депутатами, партиями «Яблоко», «Отечеством — вся Россия» (ОВР), ЛДПР? По каким-то вопросам их представители в случае голосования поддержат Союз правых сил (СПС), а по каким-то — коммунистов. Они занимают разные и промежуточные позиции. Они считают друг друга то врагами, то друзьями. Но очевидно, что убеждения коммунистов, стоящих на левом фланге нашего парламента, чужды взглядам членов ОВР, занимающих центристские позиции, что принципы СПС чужды убеждениям «Яблока», хотя оно от центра расположено в правую, а не в левую сторону. Вряд люди бывают противоположны друг другу. Если они различаются в чем-то одном, то непременно сходятся в другом. Сами по себе их различия редко бывают настолько безусловными, чтобы их можно было отнести к противоположным категориям. Можно представить, как большинство человеческих свойств изменяется постепенно, гладко и почти незаметно. Деление людей на «своих» и «чужих» очень часто сопровождается идеей насилия. Эта идея выступает в разных вариантах. Самый примитивный связан со стремлением уничтожить «иных», «чужих», не «своих». Противопоставление «Мы» и Они» — один из древнейших социально-психологических механизмов консолидации человеческих общностей. Драматизация положения, в котором оказались «Мы», и объяснение всех бед указанием на виновника — «Они» почти неизбежно трансформирует негативные эмоции в агрессию, направленную вовне. Причем чем больше проблем возникает в той или иной общности, спаянной социоцентрическим менталитетом, тем острей потребность в поиске «врага». Когда те или иные писатели ищут в своей собственной среде или в обществе в целом «не наших» и винят их в ненависти, русофобии, преклонении перед западным образом жизни, то это очень напоминает средневековую охоту на ведьм5. Расстояние между двумя людьми, стоящими недалеко друг от друга, может быть бесконечно малым. Человеческие убеждения, взгляды и качества пересекаются и постепенно меняются, поэтому любое разграничение между людьми неизбежно будет размытым, нечетким. Иногда бывает трудно определить, в какую категорию отнести взгляды или действия конкретного человека. В одном он придерживается демократических принципов, а в другом стоит на позициях планово регулируемой экономики. 5 См.: Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996. Подобная нечеткость запутывает ситуацию и чрезвычайно затрудняет правильный выбор отношений. Мы не знаем, как вести себя с ним в той или иной ситуации, не желая его обидеть или задеть близкие ему убеждения. Общаясь с другими, мы чутко прислушиваемся к тому, какую позицию занимает собеседник, и стараемся не портить с ним отношений, не конфликтовать. С врагами мы воюем, друзей любим и привечаем, а что делать с теми, кто и не враг, и не друг? Или с теми, кто может быть и тем, и другим одновременно? Но от чего зависят различия во взглядах и убеждениях — от характера человека, строения его черепа, воспитания или социальной среды? Рассказывают, что в Средние века подпольно распространялся рисунок, изображавший четыре черепа и сопровождавшийся надписью: «Угадай, какой из них принадлежал папе, какой — государю, какой — крестьянину, а какой — нищему». Черепа, конечно же, были совершенно одинаковые; их полное сходство намекало на то, что все эти немыслимые и непреодолимые различия, скажем, между принцем и нищим, заключаются лишь в том, что один носил на голове, а другой не носил, но отнюдь не в форме или размерах самой головы. Существование этой промежуточной по взглядам массы людей, составляющей, кстати сказать, большинство населения, крайне выгодно обществу. Если бы все люди разбились на два противоположных лагеря, то между ними неизбежно возникла бы война не на жизнь, а на смерть. Промежуточная масса стабилизирует общество. В ней тонут немногочисленные крайности. Наконец, за голоса промежуточного большинства борются политические партии, переманивая людей на свою сторону. Они усиленно агитируют народ, надеясь, что кто-нибудь да откликнется. Для того чтобы завоевать как мож но больше сторонников, партии строят свои политические программы намеренно размытыми, с широким спектром политических идей. Конечно, позже подобная размытость мешает отстаивать свои принципы, ибо одни противоречат или сильно отличаются от других. Но это наступит после выборов, а пока что надо привлечь к себе как можно больше избирателей. После победы на выборах и прихода к власти политическая партия начинает бороться за строгость своих принципов. Она избавляется от неопределенных формулировок. Ее программа становится более жесткой, зато более выполнимой. Наконец, известны партии, которые, придя к власти насильственным путем, совершенно не заботятся о мнении большинства населения. Они стремятся навязать ему только свои убеждения, а тех, кто не соглашается, зачисляют в свои враги. Примером служит большевистская партия, господствовавшая в нашей стране более 70 лет. Несмотря на ряд несомненных ее достижений в деле укрепления общества, она принесла немало вреда. Уничтожив вначале явных врагов, она позже принялась за чистку рядов колеблющихся и сомневающихся в правильности ее линии. Но таких, как мы знаем, всегда большинство. Их называли инакомыслящими. Даже за невинный политический анекдот могли посадить в тюрьму. Действуя по принципу «Кто не с нами, тот против нас», большевики держали в страхе и трепете тот самый народ, на который они опирались, добиваясь власти. Люди чуждых убеждений встречаются не только в политической, но и в любой другой сфере, скажем, в религиозной. Их называют еретиками и сектантами. Другое имя им — вероотступники. Ересями (от греч. hairesis — особое вероучение) в христианстве называют течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины. Наибольшего развития они достигли в Средние века. В переносном смысле ересью именуют отклонение от чего-либо, принятого в обществе, какое-либо заблуждение. Секта возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Среди отличительных черт института секты специалисты отмечают: • ограниченное число последователей; • контролируемое членство; • изолированность от мирской жизни; • оппозиционность к официальной церкви и властям; • непримиримость к инакомыслящим; • претензии на избранность; • отсутствие деления на священнослужителей и мирян. Сектанты претендуют на особое положение — быть «избранными», «детьми Бога», «чистыми» (т.е. освободившимися от земной греховности). Секта рассчитывает осуществить Царство Божье «здесь и теперь». Типичным примером является секта «Свидетели Иеговы». Для ее представителей характерны «отказ от мира» — жесткая изоляция от окружающих, даже от верующих православной церкви, моральная строгость и аскетизм (запрет на «развлечения»), вера в скорое пришествие на землю Спасителя и убеждение в неизбежной гибели всех, не принявших сектантского учения, в «последней битве» — Армагеддон. Создавая иллюзию достижения идеального состояния через 1, 5, 10 лет, внушая приближение через такой-то срок конца света, секта воздействует на низменные чувства людей: панический страх, склонность к суевериям, скрытый мистицизм, желание сделать нечто без усилий и побыстрее. Многие политические партии и религиозные организации тратят гораздо больше времени и сил на борьбу с собственными инакомыслящими, нежели с внешними врагами. Вообще же предателей и отступников ненавидят гораздо сильнее, чем признанных, открытых врагов. Для националиста, патриота или воинствующего атеиста ни один враг не может быть столь презираем и ненавистен, как перебежчик или тот, кто недостаточно громко осуждает врага. Примиренчество осуждается гораздо сильнее, чем открытая враждебность. Все религии ненавидят своих еретиков больше, чем неверных, и преследуют их с большим рвением. С подозрением или презрением люди относятся также к дезертирам (воинам, покинувшим ряды своей армии), раскольникам (верующим, отколовшимся от основного течения, русла), перевертышам (изменившим свои идейные позиции на противоположные), неофитам (недавно обращенным в данную веру), нуворишам (вчерашним беднякам, которым неожиданно удалось стать богатыми), выскочкам (занимавшим низкую позицию в обществе, но быстро пробившимся к власти). Недавно они были «своими», но вдруг изменили «нам» и перешли в стан врагов. Теперь они чужаки или противники. Эти люди еще вчера были «здесь», а сегодня уже находятся «там». Им нельзя доверять.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |