КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Друзья и ровесники
Два понятия — «другие» и «друзья» — имеют много общего, даже по части этимологии. Вместе с тем между ними много различий. Можно с уверенностью утверждать, что мы имеем дело с двумя противоположными полюсами социально-психологической шкалы человеческих отношений. Другие — это чужие или незнакомые нам люди. Напротив, друзья — близкие и знакомые нам индивиды, выбранные нами для совместного проведения досуга, трудовой деятельности и межличностного общения. Дружба — антагонист одиночества и вражды. Противоположным одиночеству состоянием человека является, по всей видимости, дружба — самая сильная, романтическая и чувственная форма социальной привязанности одного человека к другому. Там, где есть дружба, там нет места одиночеству. Недаром самым радикальным средством лечения от всех недугов одиночества остается дружба. Как показывают современные исследования, дружба — особенно важное условие предотвращения одиночества. Дружба играет исключительно важную роль в становлении человеческой личности и процессе социализации. В каждой второй из известных высокоразвитых цивилизаций дружба между учащимися одного пола составляла неотъемлемую часть процесса воспитания7. С возрастом все больше подростков при установлении дружеских связей обращают первостепенное внимание на личностные качества, а не на успехи и внешние характеристики. Таким образом, один из главных способов, с помощью которого подростки стараются добиться внимания сверстников, — это развить в себе качества, которые вызывают восхищение других. В табл. 21 дана подборка черт личности, которые подростки хотят или не хотят видеть в своих ровесниках. Она составлена на основе нескольких исследований. 7 Mud M. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 107. Таблица 21 Приемлемые и неприемлемые особенности личности
Источник: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. С. 350— 351. В расцвете зрелости деятельность, направленная на достижение поставленных жизненных целей, не позволяет уделять слишком много времени дружбе. Поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до пяти и меньше. С приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека, многие теряют своих спутников жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей. Дружеские связи, однако, укрепляются, когда друзья, в свою очередь, тоже оказываются в сходной ситуации (среднее число друзей у человека, вышедшего на покой, составляет приблизительно 6 человек)8. 8 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2: Пер. с фр. М.: Мир, 1992. С. 42—43. Старинную дружбу люди начинают ценить только в зрелом возрасте и ближе к старости. По отношению к друзьям детства и юности у стариков, испытывающих во все возрастающей степени одиночество, появляются ностальгия и горькое чувство утраты. По мнению немецкого этнографа Г. Шурца, именно из мужской дружбы возникли первые ростки государственной и экономической организации. В европейской традиции предполагается, что, отвыкая от дома, юноша должен найти себе друга, в такой же степени стремящегося определить свое лицо, стать личностью, получая удовольствие от взаимного доверия и самоанализа. Стать личностью, не имея крепких и надежных друзей, сложнее, нежели обладая таковыми. С другом ты делишься своими мечтами, обсуждаешь самые интимные и щекотливые вопросы, о которых не рискнул бы заговорить с родителями. Понятие «дружба» одинаково знакомо детям и взрослым, хотя его критерии с возрастом меняются Друг помогает сформировать способности проявлять нежность, теплоту, идеализировать окружающих людей — черты, совершенно необходимые в межличностных отношениях и при построении собственной семьи. Благодаря другу в мальчике-подростке пробуждаются возросшие и нереализованные потребности в самоанализе, плодотворным изучением которых он может заниматься только с друзьями одного с ним возраста и пола. Хороший друг выступает своеобразным зеркалом твоего «Я», которое необходимо иметь для того, чтобы глядеться в него и правильно оценивать самого себя, стадии своего духовного роста, достигнутые успехи и совершенные промахи. Друг даст объективную оценку и поможет преодолеть затруднения. Он поступает так же, как поступил бы ты сам. С верным другом можно пойти, что называется, в разведку, и он не подведет. Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок. Подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и они сами. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля представителей другого пола. Это, пожалуй, единственный возраст, когда настоящая дружба не связана с сексуальными претензиями индивида. Мальчики дружат с девочками так же, как они дружили бы с мальчиками, и наоборот. В детском возрасте связь между ровесниками не столь очевидна. Мальчишки и девчонки подыскивают себе товарищей по играм, с которыми легко находят общие интересы и увлечения. Они по-дружески соперничают, могут завоевывать или утрачивать доверие, но никакой глубокой привязанности и эмоциональных контактов между ними практически нет. Ребенок гораздо больше привязан к родителям. Именно от них он ждет похвалы, любви и нежности. И лишь в том случае, если его лишают всего этого, он восполняет свои потребности с помощью товарищей или других взрослых. В подростковый период картина меняется. В это время весьма ощутимой становится потребность в хороших друзьях. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем чтобы найти у них то, что раньше давали им родители. Юность — период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, идентификации с группой ровесников. В основе юношеской дружбы лежит страстная потребность в понимании другого и себя другим и самораскрытии. «Счастье — это когда тебя понимают», — говорит юный герой фильма «Доживем до понедельника». Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Именно потому дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, позволяя подросткам выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги. Юношеская дружба не только склонна к исповедальности, но и чрезвычайно эмоциональна. И выражена эмоциональность не столько в словах и предложениях, сколько в характерных интонациях, акцентах, недоговоренности, недомолвках, которые подросток при всем желании не смог бы перевести в понятия, но которые доносят до его друга-собеседника тончайшие нюансы его настроений, оставаясь бессмысленными и непонятными для постороннего слушателя. Этот «пустой» разговор психологически важнее и значительнее «содержательной» светской беседы о высоких материях... Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. При всей их исключительности дружеские отношения в таких случаях обычно кратковременны9. 9 Типы дружбы // http://azps.ru. В юности дружба занимает монопольное положение в системе личных отношений. По мере взросления человека взрослеют и его чувства. Они становятся рациональнее и сдержаннее. В системе межличностных привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное положение. Детская дружба быстро возникает и быстро гаснет. Она может распасться из-за пустяка. Юноши уже готовы мириться с отдельными недостатками своих друзей, но сама дружба все-таки понимается как нечто тотальное. Если в молодости человек энергично ищет друзей, интересную работу, хорошее место жительства, стремится познать новое в самых различных областях человеческой культуры и знаний, то с годами он приобретает определенные привычки и навыки, с которыми ему трудно расстаться, стремится сохранить и ограничить круг друзей и знакомых, не хочет менять свою квартиру на другой район даже в пределах одного города. Три момента особенно важны для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы: 1) относительное завершение формирования самосознания; 2) расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; 3) появление новых интимных привязанностей. Таким образом, по мере взросления меняются содержание и структура дружеского общения. Терпимость к различиям становится одной из характерных ее особенностей.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |