Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Друзья и ровесники




Два понятия — «другие» и «друзья» — имеют много общего, даже по ча­сти этимологии. Вместе с тем между ними много различий. Можно с уве­ренностью утверждать, что мы имеем дело с двумя противоположными по­люсами социально-психологической шкалы человеческих отношений. Дру­гие — это чужие или незнакомые нам люди. Напротив, друзья — близкие и знакомые нам индивиды, выбранные нами для совместного проведения до­суга, трудовой деятельности и межличностного общения.

Дружба — антагонист одиночества и вражды. Противоположным одино­честву состоянием человека является, по всей видимости, дружба — самая сильная, романтическая и чувственная форма социальной привязанности одного человека к другому. Там, где есть дружба, там нет места одиночеству. Недаром самым радикальным средством лечения от всех недугов одиноче­ства остается дружба. Как показывают современные исследования, друж­ба — особенно важное условие предотвращения одиночества.

Дружба играет исключительно важную роль в становлении человеческой личности и процессе социализации. В каждой второй из известных высо­коразвитых цивилизаций дружба между учащимися одного пола составля­ла неотъемлемую часть процесса воспитания7.

С возрастом все больше подростков при установлении дружеских связей обращают первостепенное внимание на личностные качества, а не на успе­хи и внешние характеристики. Таким образом, один из главных способов, с помощью которого подростки стараются добиться внимания сверстни­ков, — это развить в себе качества, которые вызывают восхищение других.

В табл. 21 дана подборка черт личности, которые подростки хотят или не хотят видеть в своих ровесниках. Она составлена на основе нескольких ис­следований.

7 Mud M. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры // Лабирин­ты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 107.

Таблица 21 Приемлемые и неприемлемые особенности личности

 

Приемлемые Неприемлемые
Наружность
Привлекательность Женственность, стройная фигура (у девочек) Мужественность, хорошее телосложение (у мальчиков) Опрятность, ухоженность Подобающая одежда Длинные волосы (у мальчиков) Невзрачность, непривлекательность Отсутствие женственности, излишняя полнота или худоба (у девочек) Изнеженность, худосочность, полнота (у мальчи­ков) Неопрятность, неряшливость Старомодная, плохо сидящая, грязная одежда Физические увечья
Поведение
Раскованность, дружелюбие, умение ладить с другими Активность, энергичность Участие в общественной жизни Социальные навыки: хорошие манеры, умение вести беседу, внимательность, уравно­вешенность, естественность, тактичность, уме­ние танцевать, играть в различные игры, увле­чение спортом Жизнерадостность, умение развлекаться Соответствие своему возрасту, зрелость Хорошая репутация Умение подстраиваться Застенчивость, робость, замкнутость, мол­чаливость Апатичность, безынициативность, пассивность «Отшельничество» Развязность, плохие манеры, неуважение к дру­гим, хвастливость, позерство, невыдержанность, хихиканье, грубость, косноязычие, нерастороп­ность, неумение играть в различные игры Унылость, неумение веселиться Инфантильность, незрелость Плохая репутация
Черты характера
Доброта, способность проявить сочувствие, по­нимание Товарищеские качества, выдержанность Отсутствие эгоизма, щедрость, великодушие Приветливость, оптимизм Чувство ответственности, надежность Честность, прямота Чувство юмора Наличие идеалов Уверенность в себе, умение ценить себя и одно­временно быть скромным Рассудительность, ум Ожесточенность, неприязненность, безуча­стность Сварливость, агрессивность, раздражитель­ность, высокомерие, мстительность Невнимательность, себялюбие, прижимистость Пессимизм, вечное недовольство Безответственность, ненадежность Лживость, хитрость Неумение понимать шутки, отсутствие чувства юмора Грязные мысли Самодовольство, тщеславие

Источник: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. С. 350— 351.

В расцвете зрелости деятельность, направленная на достижение постав­ленных жизненных целей, не позволяет уделять слишком много времени дружбе. Поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижа­ется до пяти и меньше.

С приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека, многие теряют своих спутников жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей. Дружеские связи, од­нако, укрепляются, когда друзья, в свою очередь, тоже оказываются в сход­ной ситуации (среднее число друзей у человека, вышедшего на покой, со­ставляет приблизительно 6 человек)8.

8 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2: Пер. с фр. М.: Мир, 1992. С. 42—43.

Старинную дружбу люди начинают ценить только в зрелом возрасте и ближе к старости. По отношению к друзьям детства и юности у стариков, испытывающих во все возрастающей степени одиночество, появляются но­стальгия и горькое чувство утраты.

По мнению немецкого этнографа Г. Шурца, именно из мужской дружбы возникли первые ростки государственной и экономической организации.

В европейской традиции предполагается, что, отвыкая от дома, юноша должен найти себе друга, в такой же степени стремящегося определить свое лицо, стать личностью, получая удовольствие от взаимного доверия и само­анализа. Стать личностью, не имея крепких и надежных друзей, сложнее, нежели обладая таковыми. С другом ты делишься своими мечтами, обсуж­даешь самые интимные и щекотливые вопросы, о которых не рискнул бы заговорить с родителями.

Понятие «дружба» одинаково знакомо детям и взрослым, хотя его критерии с возрастом меняются

Друг помогает сформировать способности проявлять нежность, тепло­ту, идеализировать окружающих людей — черты, совершенно необходимые в межличностных отношениях и при построении собственной семьи. Бла­годаря другу в мальчике-подростке пробуждаются возросшие и нереализо­ванные потребности в самоанализе, плодотворным изучением которых он может заниматься только с друзьями одного с ним возраста и пола.

Хороший друг выступает своеобразным зеркалом твоего «Я», которое необходимо иметь для того, чтобы глядеться в него и правильно оценивать самого себя, стадии своего духовного роста, достигнутые успехи и совершен­ные промахи. Друг даст объективную оценку и поможет преодолеть затруд­нения. Он поступает так же, как поступил бы ты сам. С верным другом мож­но пойти, что называется, в разведку, и он не подведет.

Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень важную роль, осо­бенно для развития идентификаций и формирования установок. Подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старши­ми, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что

и они сами. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля представителей другого пола. Это, пожалуй, единственный возраст, когда на­стоящая дружба не связана с сексуальными претензиями индивида. Мальчи­ки дружат с девочками так же, как они дружили бы с мальчиками, и наоборот. В детском возрасте связь между ровесниками не столь очевидна. Маль­чишки и девчонки подыскивают себе товарищей по играм, с которыми легко находят общие интересы и увлечения. Они по-дружески соперничают, мо­гут завоевывать или утрачивать доверие, но никакой глубокой привязанно­сти и эмоциональных контактов меж­ду ними практически нет.

Ребенок гораздо больше привязан к родителям. Именно от них он ждет похвалы, любви и нежности. И лишь в том случае, если его лишают всего этого, он восполняет свои потребно­сти с помощью товарищей или других взрослых.

В подростковый период картина меняется. В это время весьма ощути­мой становится потребность в хоро­ших друзьях. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем чтобы найти у них то, что раньше да­вали им родители. Юность — период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, идентификации с группой ровесников. В основе юношес­кой дружбы лежит страстная потребность в понимании другого и себя дру­гим и самораскрытии. «Счастье — это когда тебя понимают», — говорит юный герой фильма «Доживем до понедельника».

Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Именно потому дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, позволяя подросткам выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

Юношеская дружба не только склонна к исповедальности, но и чрезвы­чайно эмоциональна. И выражена эмоциональность не столько в словах и предложениях, сколько в характерных интонациях, акцентах, недоговорен­ности, недомолвках, которые подросток при всем желании не смог бы пе­ревести в понятия, но которые доносят до его друга-собеседника тончай­шие нюансы его настроений, оставаясь бессмысленными и непонятными для постороннего слушателя. Этот «пустой» разговор психологически важ­нее и значительнее «содержательной» светской беседы о высоких матери­ях... Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. При всей их исключитель­ности дружеские отношения в таких случаях обычно кратковременны9.

9 Типы дружбы // http://azps.ru.

В юности дружба занимает монопольное положение в системе личных отношений. По мере взросления человека взрослеют и его чувства. Они становятся рациональнее и сдержаннее. В системе межличностных привя­занностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное положе­ние. Детская дружба быстро возникает и быстро гаснет. Она может распа­сться из-за пустяка. Юноши уже готовы мириться с отдельными недостат­ками своих друзей, но сама дружба все-таки понимается как нечто тотальное.

Если в молодости человек энергично ищет друзей, интересную работу, хорошее место жительства, стремится познать новое в самых различных областях человеческой культуры и знаний, то с годами он приобретает оп­ределенные привычки и навыки, с которыми ему трудно расстаться, стре­мится сохранить и ограничить круг друзей и знакомых, не хочет менять свою квартиру на другой район даже в пределах одного города.

Три момента особенно важны для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы: 1) относительное заверше­ние формирования самосознания; 2) расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; 3) появление новых интимных привязанностей.

Таким образом, по мере взросления меняются содержание и структура дружеского общения. Терпимость к различиям становится одной из харак­терных ее особенностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.