Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Норма и отклонение




Разумеется, понятие нормы весьма неоднозначно. Если задуматься, то можно прийти к выводу, что четкой границы между «приемлемым» и «не­приемлемым» нет. Не существует и «идеальной» нормы. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Просто у отдельных людей некоторые свойства выражены сильнее, чем у остальных, которые (обычно составля­ющие большинство населения) присваивают им обидные и оскорбляющие их достоинство ярлыки. По этому поводу в социальной психологии сфор­мировалось целое направление, именуемое социокультурным подходом, со­гласно которому «безумных» порождает окружение, истолковывающее не­похожее на других поведение как анормальное. Приклеивая ярлык психи­чески больного человеку, которому просто несколько труднее жить, чем другим людям, с него снимают ответственность за его проблемы, что и по­буждает его вести себя как подобает «больному».

Известный американский социолог Ирвинг Гоффман полагал, что наше восприятие поведения других людей значит для нас гораздо больше, чем само по себе это поведение. В этом смысле ярлык, наклеенный на человека, лишь усугубляет ситуацию, поскольку может привести к одиночеству чело­века «с ярлыком» и к еще большей неспособности его общаться с другими.

20 Бутинов Н.Л. Детство на островах Адмиралтейства // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М.: Наука, 1992. С. 64—65.

Чаще всего такая изоляция приводит его в больницу, где имевшаяся анома­лия достигает крайней степени. Сам факт помещения якобы больного в настоящую больницу укрепляет его в мнении, будто с ним что-то «не в по­рядке».

В противоположность Гоффману представители структурно-функцио­нального подхода искали причины девиантности не в субъективных особен­ностях людей, а в объективном устройстве общества. Они стремились обо­сновать связь психических болезней либо с социальным статусом (чем ниже статус, тем чаще встречаются душевные заболевания), либо с воз­действием среды (в районах, где про­живает беднота, число случаев заболе­ вания шизофренией намного выше, чем в районах, где проживают состо­ятельные люди). Выделение душевнобольных в особую группу, по их мне­нию, с одной стороны, может служить групповой сплоченности тех, кто вос­принимается как душевноздоровые (нормальные), а с другой — позволяет выработать представление о норме социального поведения, что необходи­мо для успешной социализации членов общества. Сторонники конфликт­ной парадигмы в социологии объясняют происхождение душевных болез­ней внутриролевым диссонансом личности.

Отношение к физически неполноценным людям как к ненормальным, отклоняющимся от общепринятого стандарта и потому нежелательным существовало и в первобытную эпоху. Этнографы, изучавшие жизнь авст­ралийских аборигенов, сообщают множество подобных фактов.

У аборигенов существовало сильное предубеждение против всего не­нормального, отличающегося от обычного в физическом строении людей. Всякие физические патологии считались опасными. От младенцев с врож­денными физическими недостатками стремились избавиться. Если таких детей не убивали сразу при рождении, они, как правило, не жили дольше нескольких лет, потому что взрослые мало или совсем не заботились о них21.

В современном обществе для квалификации человека в качестве «боль­ного» применяются не только медицинские, но и социальные критерии. Примером может служить промышленная или финансовая корпорация. Если человек не отвечает критериям нормальности, установленным началь­ством, он может прослыть «неуживчивым в коллективе», «способным вы­дать секреты», «безответственным» и т.д., хотя бы даже эти качества никто, кроме начальника, не замечал. Социальные ярлыки в этом случае отража­ют только мнение руководства, указывают стиль сложившихся между руко­водителем и подчиненным отношений, но не обязательно объективное по­ложение дел. Тем не менее обидная характеристика закрепляется за инди­видом и путешествует с ним на новое место работы, передается по каналам общественных слухов или телефонных переговоров начальников. В таком случае девиант (т.е. тот, кто не отвечает критериям нормальности,

21 См.: Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М., 1981.

установленным начальством) «находится под угрозой оказаться не у дел и лишиться своих социальных связей, а вдобавок, возможно, его заклеймят как человека, который запросто может "выпадать" за рамки ответственно­сти перед другими людьми, и такая "слава" будет преследовать его до тех пор, пока он не продемонстрирует свое раскаяние ("прозрение") и отречение (" реакция на лечение ")»22.

В современном мире отношение к душевнобольным считается одним из показателей цивилизованности общества. Об этом свидетельствует язык. Прежнее отношение к «дурачкам», «убогим», «блаженным», «юро­дивым», как к людям Божьим, посланным во спасение окружающих от душевного нечувствия ушло, на слуху осталось: «псих», «шизик», «дебил», «маразматик».

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в РФ за последнее десятилетие число инвалидов 1-й и 2-й групп психичес­ких расстройств возросло более чем на 30% и составляет около 700 тыс. че­ловек. Каждый десятый пациент в России поступает в психиатрическую лечебницу против своей воли. Принудительная госпитализация психичес­ки нормального и хорошо ориентирующегося в современной жизни чело­века сегодня маловероятна. Другой вопрос — помещение в больницу чело­века, плохо вписывающегося в социум, уязвимого, растерянного, ослаблен­ного, а тем более — состоящего на учете.

По информации независимых экспертов, около 4,5% детей в РФ стра­дают психическими расстройствами. Из подростков и юношей Москвы и Московской обл., признанных негодными к военной службе в мирное вре­мя, почти каждый второй имеет психическое отклонение.

За последние годы более чем в 2 раза возросло число общественно опас­ных деяний, совершенных лицами с психическими расстройствами.

В течение последних 5 лет почти в 2 раза увеличилось число самооубийств среди больных, не имеющих жизненных перспектив и достаточной помощи.

Многие люди стремятся достичь античного идеала — гармонического соотношения здорового тела и здорового духа, — но далеко не всем это уда­ется.

Кого можно считать здоровым, психически уравновешенным человеком? Ученые разработали несколько критериев.

В физическом плане уравновешенный человек должен обладать отменным телесным здоровьем: у него хорошее телосложение, он любит физические усилия и умеет сопротивляться усталости.

В аффективном плане уравновешенный индивидуум способен устанав­ливать гармоничные интимные отношения с другими людьми, умеет про­являть внимание к партнеру и чувствовать его потребности.

В интеллектуальном плане уравновешенным можно считать того, кто обладает хорошими умственными способностями, которые позволяют ему мыслить и действовать продуктивно: он быстро переходит от мыслей к делу, реально оценивает свои возможности, не питает иллюзий, постоянно совер­шенствует свою квалификацию, стремясь добиться поставленной цели в разумные сроки.

22 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 74.

В нравственном плане уравновешенный человек обладает развитым чув­ством справедливости, склонен больше полагаться на собственные сужде­ния, чем на оценки других людей, всегда готов признать собственные ошиб­ки, обладая твердой волей и внутренним достоинством.

В личностном плане уравновешенный человек — это оптимист, любит жизнь, чаще всего это добродушный, жизнерадостный по характеру чело­век. Это зрелая личность, способная брать на себя ответственность, не от­казываясь и от риска. Она достаточно устойчива в эмоциональном плане, не проявляет ни излишней доверчивости, ни чрезмерной подозрительности и способна принять собственную неудачу без несоразмерных переживаний. Как правило, уравновешенный человек предпочитает достигать желаемого собственными усилиями, а не жалобами или манипуляциями23.

Если вы примените к себе эти критерии, то скорее всего обнаружите, что мало что из них подходит. Какие-то черты у вас присутствуют, а каких-то

не хватает. Счастливчиков, сумевших воплотить в себе античный идеал, не так уж и много. Согласно данным ме­дицинских обследований, только 30% всех людей являются по всем показа­ телям психологически здоровыми. Напротив, более 70% всех людей об­наруживают поведение невротического типа, из них 5% населения страда­ет тяжелыми неврозами24.

Как мы выяснили, среди людей большинство составляют те, кто обна­руживает различного рода нарушения личности. О расстройствах личнос­ти говорят только в тех случаях, когда человек недостаточно гибок, плохо приспосабливается к меняющейся реальности и вследствие этого испыты­вает постоянное напряжение и стресс, которые усложняют и без того непро­стую жизнь.

Нарушения могут быть самого разного толка. К примеру, формы пато­логического поведения, связанные с неодолимой потребностью совершать определенные действия: красть без всяких видимых на то оснований (клеп­томания), совершать поджоги (пиромания) или убивать других людей без какой-либо причины (мании убийства).

Параноидная личность свойственна крайне подозрительным людям. Шизоидная личность характеризуется некоторой социальной изоляцией и недостаточно эмоциональным переживанием событий. Компульсивная лич­ность присуща педантам и людям, чрезмерно стремящимся к совершенству. Нарциссическая личность замыкается на самой себе; она испытывает неуме­ренную любовь к собственной персоне, крайне пренебрежительно относит­ся к культурным условностям, правам других людей. Неустойчивая личность характеризуется резкими изменениями настроения, нередко она становится жертвой приступов тоски. Пассивно-агрессивная личность свойственна за­висимым людям, которые внешне кажутся со всем согласными, а на самом деле сопротивляются или оказывают пассивное противодействие. Зависи­мая личность испытывает постоянную потребность в поддержке со сторо-

23 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с фр. М.: Мир, 1992. С. 175-177.

24 Там же. С. 177.

ны других людей. «Избегающая» личность проявляет социальную фобию в виде сильного страха и тревоги при переживании тех или иных социальных ситуаций. Антисоциальная личность характеризуется неспособностью уста­навливать прочные социальные отношения, соблюдать свои обязательства, отсутствием чувства вины даже за свои самые неблаговидные поступки25.

Если вы не обнаружили себя среди абсолютно здоровых личностей, то, возможно, найдете в себе черты, объединяющие с одним из типов личност­ного расстройства. Причиной их появления служат не врожденные, а по большей части приобретенные черты. В подобных случаях психиатры горько шутят: оставаться здоровым в больном обществе может только нездоровый человек.

Большинство наших современников — люди в меру больные и в меру здоровые. Иными словами, они — среднестатистические, у них всего понем­ногу. Но что такое «нормальный» человек?

Под «нормальным» правильнее понимать не абсолютно здорового, пси­хически уравновешенного и уверенного в себе человека, а вполне реально­го среднестатистического, такого же, как мы все. Каков этот среднетипич-ный житель современного общества?

Вполне «нормальный» человек, столкнувшись с трудностями или экст­ремальной ситуацией, переживает подчас сильную тревогу или глубокую депрессию. «Нормально» и то, что мы прибегаем к механизмам психологи­ческой защиты, позволяющим достичь пусть даже временного облегчения и «удержаться на плаву».

«Нормальным» человеком можно, по сути дела, считать всякого, кто живет и уживается со всеми своими недостатками. Он часто ошибается, изо всех сил стараясь принимать только правильные решения. Он корректен и вежлив, лишь когда у него хорошее настроение, когда по отношению к нему поступают также корректно либо когда ему очень выгодно быть таковым. Чаще всего среднестатистический человек злится на себя и на окружающих и ничего не может поделать с собой, хотя постоянно дает себе слово пере­стать это делать.

«Нормальный» человек, как существо крайне эгоистическое, стремится делать прежде всего то, что ему выгодно, а остальное совершать лишь тог­да, когда к тому его принуждают или нет иного выхода. Заранее просчиты­вая ходы — свои собственные и чужие, он тем не менее постоянно куда-то «влипает», совершает неосторожные поступки, покупает не то и не за ту цену, хотя для выгодной покупки ранее оббегал полгорода.

Среднестатистический человек учится, преодолевая трудности и совер­шая множество ошибок. Социальное научение приходит к нему с возрас­том, когда он немного помудреет. Устройством, помогающим человеку адап­тироваться от агрессии со стороны внешнего мира и при этом сохранить собственное «Я», выступают механизмы психологической защиты.

Социальные отношения в ближайшем и дальнем окружении людей фор­мируются как бы «между». Понятие «между», введенное в научный оборот философом-экзистенциалистом Мартином Бубером, обозначает погранич­ную область, где прекращается «существование души, а мир еще не начи-

25 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2: Пер. с фр. М.: Мир, 1992. С. 153.

нался». Это нейтральная зона между внутренним миром человека, отожде­ствляемым с «Я», и внешним миром, где находятся «Мы» и «Они».

«Необходимо выработать аргументированную точку зрения на понятие "между", ибо принято думать, что отношение между личностями локали­зовано либо во внутренней жизни одинокого человека, либо в охватываю­щем их конкретном всеобщем мире, тогда как оно фактически обнаружи­вается между ними», — писал М. Бубер26.

«Между» — это место и носитель межчеловеческой событийности, кото­рая спонтанно возникает в беседе двух человек, их взаимодействии. Блес­тящий пример такой событийности — возникновение рационализаторского предложения в ходе работы японских кружков качества. На их заседание никто не приходит с заранее подготовленными предложениями. Новые идеи возникают по ходу беседы, когда каждый член кружка высказывает личную точку зрения, а другие, подхватив ее, критикуют, развивают дальше, пред­лагая новые подходы. Событийность отражает тот факт, что возникающие отношения или общение заранее не планируются, их не готовят по типу домашнего задания.

М. Бубер приводит иные примеры категории «между». Первый касается беседы, которая заранее не оговаривается в деталях, но, напротив, проте­кает совершенно спонтанно, в которой каждый говорит со своим собе­седником и вызывает у него непредсказуемые возражения. Второй пример — университетская лекция, также спонтанная и неповторяющаяся, где преподаватель не знает заранее результаты. Она протекает как взаимно нео-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.