КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Местные и пришлые: конфликт или примирение
Норберт Элиас, всесторонне проанализировав ситуацию, порождающую предубеждение, создал теорию признанных и посторонних. Признанными являются «свои» — коренные москвичи, коренное население страны, а посторонними — «чужие»: эмигранты, беженцы, «лимитчики», иногородние, иностранцы. Приток посторонних воспринимается «местными» как угроза своему благополучию, сложившемуся образу жизни коренного населения. Даже если пришлые не очень сильно отличаются от коренных своим языком, обычаями, взглядами. Через некоторое время совместное проживание местных и приезжих обязательно вызывает психологическое напряжение. Оно возникает пото- му, что первым приходится потесниться ради размещения вторых. Дело не только в том, что места мало. Потесниться означает не только уступить часть своего пространства другому человеку. Потесниться приходится в своих привычках, интересах, ресурсах. С приезжим надо считаться, чем-то делиться, в чем-то уступить. Он стесняет нас. Потребность посторонних искать для себя места заставляет обе стороны преувеличивать различия людей. Зачастую даже самые незначительные черточки, которые при других обстоятельствах остались бы незамеченными, теперь выпячиваются. Они вдруг становятся препятствием для совместного проживания. А может быть, и объектом неприязни. Чем больше количество посторонних, тем скорее появится у местных желание ограничить их размещение, передвижение, трудоустройство какими-либо административными указами. Во второй половине 90-х гг. Москва переполнилась иностранными рабочими. Под ними понимались не только строители и водители автобусов, но также продавцы на рынках, часто выходцы с Кавказа. В результате уровень антикавказских настроений в Москве поднялся до 70%: столько горожан относились к ним отрицательно15. Ничего хорошего из этого не вышло, поскольку параллельно росло недовольство русскими в закавказских регионах. Иностранных рабочих насчитывалось более 400 тыс. на 6 млн москвичей (без жителей пригородов). Чуть ли не каждый десятый горожанин! Их присутствие стало не только заметным, но нередко и обременительным. В прессе писали о том, что с потоком иностранцев и иных «гостей столицы» вырос уровень преступности, антисанитарии, проституции, наркомании. В итоге правительство Москвы пыталось принять ряд ограничительных указов, например, касающихся прописки иногородних. В Германии, куда в 80-90-е гг. хлынул поток эмигрантов из Восточной Европы и Ближнего Востока, не только вводились административные санкции, но прокатилась волна 15 Постсоветское пространство: этнополитические проблемы («Круглый стол») // Социологические исследования. 1997. № I. С. 38. народного возмущения. Бритоголовые провели против турецких рабочих череду террористических акций с поджогами и убийствами. Можно привести более яркие примеры. Негров в США и Южно-Африканской республике до недавнего времени рассматривали как людей второго сорта. Хотя в США они были пришлым населением (в свое время негров привезли из Африки в качестве рабов), а в ЮАР — коренным. Тем не менее именно белые чувствовали себя в той и другой стране хозяевами положения. Они считали, что негритянское население им угрожает, и приняли ограничительные меры, которые получили название расовой дискриминации — систематическое умаление прав другого народа или группы граждан по мотивам их национальности или расы. Иногда дискриминация приводит к погромам и массовому недовольству, как это часто происходит с неграми в США. Лос-Анджелес — этнически разношерстный район. В 1992 г. здесь возникли массовые беспорядки: раздраженные негры выступили против корейцев и латиноамериканцев, которые вследствие массовой миграции отбирали у них рабочие места. Дискриминация была отменена в США только в 50-х гг. XX в., а апартеид в Южной Африке и того позже — в 1991 г. Апартеид (на языке африкаанс apartheid — раздельное проживание) подразумевает лишение людей другой расы или национальности не только политических (например, права голосовать), но также социальных (жить в одном доме или районе с белыми) и экономических прав, скажем, ограничение в трудоустройстве. Древние источники оставили нам многочисленные свидетельства вражды двух или нескольких народов, не поделивших общую территорию. Чаще всего они выливались в кровавые войны и резню. В Ветхом Завете описано насильственное выселение народа со своей родины, предпринятое в 568 г. до н.э. вавилонским царем Навуходоносором. Доставалось им и от римских императоров, и от немецких фюреров. История еврейского народа превратилась в историю скитаний по чужим землям. Предубеждение одного народа против другого может меняться во времени. Примером служит отношение русских к иностранцам — американцам, немцам, французам и др. До революции перед ними откровенно заискивали, считая их более влиятельными и более богатыми. В советское время в каждом иностранце видели замаскированного врага и боялись заводить знакомство. В начале 90-е гг. XX в. к ним вновь начали благоговеть, а в середине 90-х гг. милость сменилась гневом и раздражением. США пытались диктовать нашей стране внешнюю и даже внутреннюю политику. Как бы плохо наше население ни относилось к своему правительству, но указки из-за рубежа оно терпеть никак не могло. У каждого народа есть чувство национальной гордости. Возможно, сработал принцип: своим я прощаю то, что не могу простить чужим. Стремление оградить себя от контактов с чужаками подогревается страхом подхватить какую-нибудь заразу в буквальном или переносном смыс- ле: считается, что чужаки кишат паразитами — разносчиками заразных болезней, пренебрегают правилами гигиены и потому представляют опасность для здоровья. Или их изображают распространителями вредных идей и привычек, которые, как счита ют, характерны для чернокнижников. Озлобление или неприятие распространяется на все, чем живут чужаки: на их манеру говорить, одеваться, на их религиозные обряды, образ их семейной жизни и даже запахи, которые, как кажется, источает их тело.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |