Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как мы меняем друзей




Так как основой дружбы является общность интересов и склонностей, то дружеские отношения могут меняться в связи с изменением места работы, профессии, социального слоя или места жительства. На новом месте появ­ляются новые интересы, проблемы и заботы, помогать в решении которых берутся уже другие люди. И нет ничего удивительного в том, что в совре­менном обществе одновременно с увеличением мобильности и количества новых связей растет число новых, пусть и временных, друзей. Чем чаще индивид переезжает или меняет место работы, тем интенсивнее идет «кру­гооборот дружеских отношений в природе».

Новые друзья могут появиться не только в связи с внешними перемена­ми. Измениться может сам человек. С возрастом его духовный мир меняет­ся, следовательно, должен меняться круг людей, выражающих его новые интересы и ценности.

По мнению известного американского социолога А. Тоффлера, основу нашей социальной деятельности составляет режим поиска. «Это бесконеч­ный процесс обнаружения, в котором люди ищут новых друзей на место уже

несуществующих или не разделяющих наши интересы. Этот круговорот при­влекает людей в города и принуждает их к временной работе. Выявление людей, разделяющих ваши интересы и склонности, на основе которых может расцвести дружба, — непростая про­ цедура в обществе, где быстро разви­вается специализация. В настоящее время специализация повышается не только в профессиональной и трудо­вой сфере, но и в повседневной жизни. Редко когда общество предлагало такой широкий круг приятных и легко доступных развлечений. Чем боль­ше разнообразие работы и развлечений, тем больше специализация и тем труднее становится найти настоящих друзей»10.

Английский профессор Саргант Флоренс подсчитал, что необходимо минимум 1 000 000 человек, чтобы обеспечить профессионального работ­ника двенадцатью друзьями. Женщина, которая рассматривает временную работу как стратегию поиска новых друзей, поступает весьма разумно. Бла­годаря своей работе она вступает в контакт с большим количеством людей и тем самым увеличивает математическую возможность найти людей с близ­кими ей интересами".

Мы выбираем себе друзей из огромного множества знакомых. Проводя исследование, Майкл Гуревич из Массачусетского технологического инсти­тута просил разные группы отследить всех людей, с которыми те контакти­ровали на протяжении 100 дней. В среднем каждый назвал 500 имен. Соци­альный психолог Стенли Милграм, который привел потрясающие данные, связанные с коммуникативными отношениями среди знакомых, говорит, что у каждого американца круг друзей и знакомых колеблется от 500 до 2500. В действительности у большинства людей нет и тех 12 друзей, о которых говорил Флоренс12.

В основе выбора близких друзей лежит чувство родства — подростки выбирают того, кто на них похож. Они подбирают друзей так, чтобы тожде­ство между ними было максимальным. Если же подросток видит, что взгля­ды или поведение приятеля не соответствуют его собственным, он либо разорвет отношения и постарается найти другого товарища, либо будет стре­миться изменить поведение своего друга.

Как подбираются дружеские компании, образуются группы товарищей?

10 ТоффлерА. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. С. 90.

1' Там же.

12 Там же. С. 91.

В дружеское сообщество принимают того, кто такой же, как его члены: оцениваются манера одеваться и держаться, положение в классе, увлечения в свободное от учебы время, умения и способности, социально-экономи­ческое положение, репутация и личностные качества.

Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех, кто не соответствует этим свойствам, группа лишает своего внимания. Во время опроса, проведенного среди 200 учеников двух средних школ, учащиеся назвали умение подстраиваться (в своем поведении, увлечениях, манере разговаривать и одеваться) одним из важнейших условий популяр­ности в группе.

В девичьих компаниях больше озабочены поддержанием гармоничных отношений и стремлением оправдать ожидания своих подруг, чем в груп­пах мальчиков. В одном из исследований влияния ровесников на подрост­ков, проведенном среди учеников старших классов, было выявлено, что это влияние сильней сказывается на жизни девочек. Имелась в виду необходи­мость проявлять организационную активность и поддерживать имидж «хо­рошей девочки». Для мальчиков внешнее давление сводилось к тому, что­бы быть мужественным и физически развитым, употреблять наркотики или алкоголь и иметь сексуальные отношения.

Коллектив девочек всегда более организован и сплочен, чем подобные группы мальчиков

Подросток проводит долгие часы в телефонных разговорах со своим приятелем; посещает вместе с ним школу, кружок, спортивные соревнова­ния. Он копирует его манеру одеваться и поведение. Обычно лучший друг происходит из той же социально-экономической среды, имеет ту же наци­ональность, получил схожее воспитание; живет по соседству, учится в той

же школе и классе, находится в таком же возрасте и имеет те же интересы и увлечения. Приятели обычно хорошо ладят, если у них находится много общего. Гармонично развивающиеся дружеские отношения, так же как и удачный брак, основываются на способности удовлетворять запросы дру­гого человека. Если товарищам удается удовлетворить взаимные потреб­ности, узы их дружбы могут стать еще прочней.

В Линкольне, штат Небраска, тридцать девять супружеских пар средне­го класса попросили назвать своих друзей. Целью исследования было уста­новить, кто оказывает больше влияния на выбор друзей, — муж или жена. Оно показало, что в среднем супружеская пара назвала семь «объектов», столько же, сколько и одинокий человек. Это позволяет предположить, что число друзей у средней пары колеблется от 7 до 14. Значительное их чис­ло — не местные жители. Жены назвали большее количество иногородних друзей. Поэтому можно предположить, что они не особо хотят бросать сво­их друзей после переезда. Что же касается мужчин, то они более чем умело разрывают отношения13.

Когда подростки покидают стены начальной школы для продолжения учебы в средней школе, их дружеские отношения становятся намного более широкими и разнообразными. У них появляется возможность знакомиться со сверстниками из других районов. Их новые знакомые могут вести себя, одеваться, разговаривать и думать ина­че, чем прежние.

Обычно в течение раннего подрос­ткового периода (примерно до 15 лет) число друзей возрастает. Затем подро­стки становятся более разборчивыми, и количество дружеских связей умень­шается. Два исследования 1300 учени­ ков 7—12-х классов в трех городах на Среднем Западе США показали, что подростки младшего возраста в целом предпочитают большие компании, но спустя некоторое время потребность в многочисленных контактах снижается14.

Одно из исследований показало, что мальчики прежде всего озабочены тем, какое место они занимают в своей группе, а девочек больше интересу­ют чувства общности и близости между подругами. Однако как мальчики, так и девочки хотят нравиться своим ровестникам. Для детей среднего под­росткового возраста главная цель — быть признанными членами компании, которая их больше всего привлекает. На этом этапе они очень чувствитель­ны к критике или негативной реакции со стороны других. Они пережива­ют по поводу того, что о них думают люди, поскольку самооценка подрост­ков определяется тем, как их воспринимают другие.

13 ТоффлерА. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. С. 91.

14 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. С. 344—345.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.