КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Парадоксы молодежного сознания
Врезка В крупномасштабном исследовании СП Климова сравнивала ценностные ориентации студенческой молодежи за 10 лет — в 1982 и 1992 гг. Что же оказалось? «Свои» и «Чужие» — разные социальные общности, и относимся мы к ним по-разному. «Свои» наделены четкими, определенными чертами. «Чужие» — размытая, неопределенная масса людей. С «Чужими» чаще связываются неприятные и отрицательные ожидания, со «Своими» — приятные, положительные. Повысилась роль мужчин при упоминании «Чужих» и незнакомых людей. Раньше больше внимания обращали на красивых женщин. Мужчина служил только фоном. Сегодня обращают внимание на «человека с положением» (банкир, безнесмен). Значение личностных качеств отодвинулось на второй план. Напротив, значение социального статуса вышло на первые позиции. По-прежнему социальный состав горожан делится на местных и иногородних («лимита»). Перестройка, а затем радикальные экономические реформы не увеличили интереса молодежи к политическим партиям. Раньше, оценивая окружающих, молодежь выделяла лентяев, тунеядцев, нахлебников. Сегодня никто не интересуется, как и сколько человек работает. Важно, сколько он зарабатывает. Вместо тунеядцев и лодырей появились «умеющие делать деньги», «деловые» и «крутые с деньгами» и т.д. Появилось больше нигилизма, упала цена нравственных качеств. Возросло негативное отношение к «инородцам», «лицам кавказской национальности», «чуркам». Если раньше критерий национальности был нейтральным, то сегодня уже нет. Увеличилась неприязнь молодежи к чиновникам и богачам. Социальные отношения расщепились. Безразличные отношения с посторонними воспринимаются как враждебные. Личные отношения со знакомыми — как дружелюбные. Большинство убеждены: в моем окружении все люди милые, а вокруг — дураки и негодяи. Социологические исследования. 1993. № 11. С. 77 26 Бубер М. Проблема человека. Перспективы //Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 94. жиданная для преподавателя и слушателей встреча. Это подлинное, не превратившееся в привычку событие, подлинный, а не разыгранный поединок. Он разыгрывается «между» двумя участниками. Когда встречаются друг с другом «Я» и «другой», обнаруживается некий остаток, не сводимый к механической сумме частей. Третий пример — смертельная давка в бомбоубежище, где на мгновение встречаются друг с другом взгляды двух незнакомых людей. Но вот звучит сигнал окончания тревоги, и все уже забыто. «Бывают случаи, — пишет М. Бубер, — когда в полумраке оперного театра между двумя зрителями, воспринимающими звуки музыки Моцарта с одинаковой частотой и одинаковой интенсивностью, устанавливается едва видимая и притом простейшая диалогическая связь, которая исчезает, как только вспыхивает свет». «Царство "между" находится там, где встречаются "Я" и "Ты", на узком горном хребте, по ту сторону субъективного и объективного»27. М. Бубер предлагает понимать «Я» как существо, в чьем бытии-вдвоем происходит и постигается обусловленная обстоятельствами встреча одного человека с другим. Только в этом случае мы сможем приблизиться к ответу на вопрос: «Что есть человек?» 27 Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 94—96.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |