Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парадоксы молодежного сознания




Врезка

В крупномасштабном исследовании СП Климова сравнивала ценностные ориентации студенчес­кой молодежи за 10 лет — в 1982 и 1992 гг. Что же оказалось?

«Свои» и «Чужие» — разные социальные общно­сти, и относимся мы к ним по-разному. «Свои» на­делены четкими, определенными чертами. «Чужие» — размытая, неопределенная масса людей.

С «Чужими» чаще связываются неприятные и отрицательные ожидания, со «Своими» — прият­ные, положительные. Повысилась роль мужчин при упоминании «Чужих» и незнакомых людей. Раньше больше внимания обращали на красивых женщин. Мужчина служил только фоном. Сегод­ня обращают внимание на «человека с положе­нием» (банкир, безнесмен). Значение личност­ных качеств отодвинулось на второй план. На­против, значение социального статуса вышло на первые позиции.

По-прежнему социальный состав горожан делит­ся на местных и иногородних («лимита»). Пере­стройка, а затем радикальные экономические


реформы не увеличили интереса молодежи к политическим партиям.

Раньше, оценивая окружающих, молодежь выде­ляла лентяев, тунеядцев, нахлебников. Сегодня никто не интересуется, как и сколько человек ра­ботает. Важно, сколько он зарабатывает. Вмес­то тунеядцев и лодырей появились «умеющие делать деньги», «деловые» и «крутые с деньга­ми» и т.д.

Появилось больше нигилизма, упала цена нрав­ственных качеств. Возросло негативное отноше­ние к «инородцам», «лицам кавказской нацио­нальности», «чуркам». Если раньше критерий на­циональности был нейтральным, то сегодня уже нет.

Увеличилась неприязнь молодежи к чиновникам и богачам. Социальные отношения расщепились. Безразличные отношения с посторонними вос­принимаются как враждебные. Личные отноше­ния со знакомыми — как дружелюбные. Боль­шинство убеждены: в моем окружении все люди милые, а вокруг — дураки и негодяи.

Социологические исследования. 1993. № 11. С. 77

26 Бубер М. Проблема человека. Перспективы //Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 94.

жиданная для преподавателя и слушателей встреча. Это подлинное, не пре­вратившееся в привычку событие, подлинный, а не разыгранный поединок. Он разыгрывается «между» двумя участниками. Когда встречаются друг с другом «Я» и «другой», обнаруживается некий остаток, не сводимый к ме­ханической сумме частей. Третий пример — смертельная давка в бомбоубе­жище, где на мгновение встречаются друг с другом взгляды двух незнакомых людей. Но вот звучит сигнал окончания тревоги, и все уже забыто. «Быва­ют случаи, — пишет М. Бубер, — когда в полумраке оперного театра между двумя зрителями, воспринимающими звуки музыки Моцарта с одинаковой частотой и одинаковой интенсивностью, устанавливается едва видимая и притом простейшая диалогическая связь, которая исчезает, как только вспы­хивает свет». «Царство "между" находится там, где встречаются "Я" и "Ты", на узком горном хребте, по ту сторону субъективного и объективного»27.

М. Бубер предлагает понимать «Я» как существо, в чьем бытии-вдвоем происходит и постигается обусловленная обстоятельствами встреча одного человека с другим. Только в этом случае мы сможем приблизиться к ответу на вопрос: «Что есть человек?»

27 Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 94—96.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.