Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободное время, досуг и отдых




БЮДЖЕТЫ ВРЕМЕНИ И ДОСУГ

С развитием цивилизации при постоянном совершенствовании и росте производства у человека увеличивается количество свободного време­ни. Поначалу его использование сводилось в основном к отдыху восста­новлению трудоспособности (лечение, снятие утомления, вызванного производственными процессами) и к профилактике заболеваний. Поз­же свободное время и досуг стали считать пространством духовного развития личности, а в постиндустриальном обществе эти понятия ста­ли базовыми для создания крупной индустрии с многомиллиардными оборотами.

Досуг — определенная часть свободного времени, период любительской деятельности, просмотра телепередач, чтения книг, посещения театров и т.п. Досуг входит как составная часть в свободное время, которым человек рас­полагает по своему усмотрению. Основные параметры досуга — продолжи­тельность, место и способ проведения, структура. Отдых — не только сон, но также отпуск, прогулки.

Этимологически слово досуг {leisure — англ.) происходит от латинского licere, означающего позволение, разрешение. От последнего берут начало английское слово license (разрешение) и французское loisir (свободное вре­мя). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода делать нечто специфическое или подразу­меваемое; 2) возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности; 3) возможность распоряжаться временем по своему усмотре­нию; 4) дискуссия, обсуждение.

В зарубежных энциклопедиях указывается, что аналогом латинскому licere выступает греческое слово schole, от которого произошли английское

scnooi, scnoiarsmp. а таком случае посещение школы является досугом. Мо­жет быть, у греков так и было? И в самом деле, долгое время к досугу отно­сили образование, ученость и философию. Отсюда происходит аристотелев­ское понятие досуга как идеального состояния свободы и интеллектуального просвещения. Греческое слово ascholia означает отсутствие досуга.

В Encyclopedia of the Social Sciences досуг определяется как бескорыстная деятельность типа развлечения или отдыха; иными словами, это любая дея­тельность, не связанная с добыванием средств существования, которая осу­ществляется человеком по своему усмотрению. В балансе суточного бюдже­та времени это, как правило, остаточная, или резидуальная, категория, ибо досуг — то, что остается, если из 24 часов вычесть время работы, сна и про­чих обязанностей. Квазидосугом следует называть виды деятельности типа работы в саду и хобби, которые имеют утилитарное предназначение.

Существуют две главные традиции в понимании досуга: 1) философская, восходящая к идеям Аристотеля, где досуг понимался как форма интеллек­туальной деятельности, мудрствование, духовная свобода и медитация; 2) обыденная и социологическая — досуг как совокупность всех форм рек­реации. Первый подход нормативный, второй дескриптивный. Для фило­софов досуг — высший гуманистический идеал, для социологов — вторич­ная по отношению к труду сфера деятельности. В научном понимании тер­мин «свободное время» появился в XIX в.

Свободное время населения представляет собой часть его внерабочего времени. Оно предназначено для культурного, интеллектуального, физичес­кого развития и отдыха. Свободное время носит остаточный характер в том смысле, что речь идет о том, что остается человеку после трудовых будней, хождения по магазинам, домашних хлопот, воспитания детей и т.д. Сюда же входит время, затрачиваемое на дополнительные заработки. По статистике доля свободного времени у разных групп населения колеблется от 5 до 34% суточного фонда времени.

Свободное время должно быть личным и никаким другим. Психологи­чески расслабиться, отдохнуть от суеты жизни, слегка вздремнуть, почитать книгу, посмотреть телевизор, поговорить по телефону или прогуляться — это и есть проведение свободного времени. Свободное время включает время на домашний труд и самообслуживание, сон и еду, передвижение к месту ра­боты и обратно, время, затрачиваемое на учебу, воспитание, отдых, общег ственную деятельность.

Свободное время включает элементы умственной, социальной, физичес­кой деятельности, отдых и развлечения. В классификации затрат свободно­го времени сейчас выделяются следующие: посещение театров, кино, кон­цертов, спортивных и других зрелищных мероприятий; просмотр телепе­редач, прослушивание радио; чтение газет, журналов, художественной литературы; прогулки и занятия спортом; встречи, визиты, игры и т.п.; про­чие виды отдыха; социально-политическая деятельность, митинги, со­брания, религиозные занятия.

Свободное время исторически меняется. Если сравнить его объем и структуру, например, в 1985 и 1990 гг., то обнаружатся определенные раз­личия (табл. 18 и 19).

За пять лет дифференциация свободного времени у мужчин и женщин осталась той же: у мужчин его в 2 раза больше, чем у женщин. Однако в обоих

Таблица 18 Свободное время работающих, СССР, март 1985 г.

 

 

 

Элементы свободного времени Свободное время, ч и мин
мужчин женщин
рабочий день выходной день рабочий день выходной день
Посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий 0-07 0-36 0-07 0-37
Просмотр телепередач, прослушивание радио 2-04 3-18 1-09 2-18
Чтение газет, журналов, художественной литературы 0-41 1-18 0-18 0-42
Прогулки и занятия спортом 0-19 0-17 0-11 0-57
Другие виды затрат 0-29 2-09 0-22 1-28
В среднем на одного работающего 3-42 8-38 2-07 6-02

Источник: Социальная статистика: Учеб. / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 218.

Таблица 19 Свободное время работающих женщин, СССР, март 1990 г.

 

 

Элементы свободного времени Свободное время, ч и мин
рабочий день выходной день
Посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий 0-04 0-22
Просмотр телепередач, прослушивание радио 0-51 1-50
Чтение газет, журналов, художественной литературы 0-14 0-30
Прогулки и занятия спортом 0-05 0-29
Встречи, визиты, игры и т.п. 0-04 0-48
Прочие виды отдыха 0-04 0-32
Социально-политическая деятельность, митинги, собрания 0-01 0-02
Религиозные занятия - 0-01
В среднем на работающую женщину в сутки 1-23 4-38

Источник: Социальная статистика: Учеб. / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 219.

случаях оно сокращается. Возросли затраты времени на ведение домашне­го хозяйства и работу в личном подсобном хозяйстве, на садовом, дачном и другом земельных участках. Свободное время населения сокращается и с возрастом. Так, у женщин в возрасте 45 лет и старше его меньше, чем в воз­расте 16—19 лет, в 1,7 раза.

Общая закономерность в использовании рабочего времени ра­ботающими членами семей сводится к тому, что большая его часть исполь­зуется пассивно, в основном на просмотр телепередач и прослушивание

радио. Так, по рабочим дням у мужчин и женщин на это уходит 60% свобод­ного времени, а на чтение — в среднем 10%. В выходные дни свободное вре­мя используется более разнообразно. Снижается доля пассивного отдыха в среднем до 40% и увеличиваются затраты времени на встречи, визиты, игры посещение кафе и т.п.1

Международное исследование, проведенное учеными Мичиганского университета, выявило, что меньше всего свободного времени остается у японцев, традиционно отличающихся трудолюбием и высокой ра­ботоспособностью: немногим более 13 ч в неделю у мужчин и около 11 ч у женщин. На другом полюсе датчане, у которых время на отдых составляет 54 ч в неделю, — у мужчин и на 1 ч меньше у женщин. На среднестатисти­ческого мужчину в США приходится в неделю 20,5 ч отдыха, а на женщи­ну — около 222.

Досуг — это совокупность действий, которые человек совершает по сво­ему желанию, с тем чтобы расслабиться или отвлечься, добровольно при­нять участие в общественной жизни, приобрести какие-то знания или са­моусовершенствоваться, после того как он освободится от своих професси­ональных, семейных и социальных обязанностей. Возможно, что при таком определении досуг сливается с отдыхом.

Однако досуг не следует отождествлять ни с отдыхом, хотя некоторые его формы могут включать в себя и досуг, ни с праздностью, когда человек ищет пути удовлетворения своих потребностей, не принимая участия ни в рабо­те, ни в иной продуктивной деятельности. Одним словом, досуг — это дея­тельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершен­ствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Иначе говоря, это деятельность, ко­торой люди занимаются просто потому, что она им нравится.

Возможности проведения досуга ограничены следующими моментами:

1) выбирать можно только из того, что доступно;

2) выбирать из того, что можно позволить себе с материальной точки зрения;

3) развлекаться можно только так, как это принято в данном обществе и в данное время.

В передовых странах досуг проводится по-разному. Это зависит от эко­номического уровня развития общества и бытующих в нем традиций.

В индустриальном обществе время, остающееся после работы, можно заполнить самыми разнообразными занятиями, такими как уход за садом или огородом, мелкий ремонт дома, рыбная ловля, игры с детьми, спорт, чтение, посещение театра или кино, можно слушать радио и смотреть те­лепередачи, отправиться на экскурсию или в путешествие, навестить род­ственников или друзей и т.п. А что происходит в традиционном обществе, которое столь широко представлено в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки?

В отсталых странах, в частности в Дагомее, труд и культовые обряды сли­ты воедино. Причем деятельностью, приносящей наибольшее удовлетворе-

1 Социальная статистика: Учеб. / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статисти­
ка, 1997. С. 220.

2 Там же.

ние, является как раз ритуал. Нет такого вида работы, куда бы он ни проник. Работа рассматривается просто как действие, необходимое для поддержания благосостояния группы, а ее добровольное исполнение — как выражение красоты, добродетели, полного единения с миром и уважения к старшим.

Досуг, посвященный ритуалам, у европейцев не встречается. На празд­нествах, посвященным языческим богам, жители африканской деревни поют и пляшут под звуки тамтама, отмечая окончание уборочных работ. Другая разновидность ритуалов связана с культом мертвых. Смерть стари­ка отмечается как его отъезд из деревни. Если же умирает молодой человек, то это обычно сопровождается целым рядом ритуальных церемоний. Мно­гочисленные карнавалы с тамтамами и танцами происходят даже в городе в конце недели, месяца или квартала.

С первобытных времен Африка была и остается местом, где не только труд, но и вся жизнь проходит вне дома — на открытом воздухе. Когда лич­ные потребности сведены к минимуму и легко удовлетворяются, понятия досуга, а тем более его организации, не требуется. Триединство работы, от­дыха и досуга определяло ритм жизни в традиционном обществе, течение которой разнообразилось лишь сменой дня и ночи да еще времен года.

Досугон и в Африке досуг

С приближением вечера работа в поле и общественные обязанности сме­нялись отдыхом и развлечениями. Большое место отводилось танцам. Ког­да выпадает свободное время — после окончания рыболовецкого сезона или до наступления времени уборки урожая, главное место занимает досуг, во время которого африканцы проявляют максимум фантазии и изобретатель­ности. Это повод привить любовь к художественному творчеству: деклама­ции стихов, рассказыванию сказок, исполнению песен и танцев, развитию физических навыков с помощью игр, бега и всевозможных состязаний. В этот период совершаются также семейные и ритуальные церемонии: свадьбы, крестины, обряды инициации, похороны, поклонение богам и предкам.

Досуг можно рассматривать как смену видов деятельности. В африканс­ком обществе он включает различные художественные промыслы: плетение корзин, изготовление шляп или вееров, починку старых и изготовление

новых рыболовецких сетей, подновление стен жилища, сооружение новой крыши, занятие постройкой или ремонтом храма. Часто это выполняется под звуки тамтама и других музыкальных инструментов. Невозможно пе­речислить все виды занятий, которым дагомейцы сегодня посвящают свой досуг, отдыхая от повседневной работы. У женщин их диапазон безграни­чен, начиная с изготовления бус и кончая плетением кос друг другу, что в Африке является настоящим искусством.

Кроме того, досуг представляет собой форму развлечения. Тогда он под­разумевает игры, веселье, забавы и восстановление сил. Все эти понятия имеют определенное значение и не выступают синонимами. Игры в Аф­рике — это целый мир. Их насчитывается более 2000. Они рассчитаны на любой возраст, пол и наклонности. Однако основным элементом культур­ной самобытности африканцев выступают песни и танцы под тамтам. Аф­риканская деревня буквально гудит от звуков тамтама, песен, танцев, дет­ских криков, смеха взрослых. Удары тамтамов, создающие постоянный звуковой фон деревни и разносящиеся далеко вокруг, одним помогают толочь зерно, следуя их ритму, а другим — убирать жилище, пританцовы­вая с метлой в руках.

Наконец, существует культурный досуг. Вечером африканцы любят рас­сказывать различные истории. При свете луны или костра глава семьи или старший брат вспоминает семейные предания или рассказывает о подвигах мифического героя. Это прекрасная тренировка памяти, источник знаний и средство нравственного воспитания3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.