Это расхождение в датировках порождало у исследователей истории религии Египта достаточно пессимистичные прогнозы. В конце XIX века Шантепи де ля Соссе замечал, что результаты исследований по египтологии «были популяризованы, можно сказать, слишком скоро», поскольку «еще невозможно построить египетскую хронологию» и в результате «в обиход вошло много ложных воззрений»1. Так же и сам список царей не избежал упреков в произвольности. Отчасти эти вопросы сохраняются и сегодня. Например, современный египтолог С.В.Кузнецов считает, что первые пирамиды можно датировать вплоть до VI тысячелетия до н. э. Не утихают споры вокруг, так называемой, «новой хронологии» А. Фоменко. В то же время изучение истории Египта различными методами (радиоизотопный анализ, астрономические расчеты и т. д.) позволили уточнить эти вопросы, хотя и не окончательно, но, по-видимому, проблема теперь сводится к нескольким столетиям. Например, первым фараоном Египта ученые считают Нармера, но в официальный список царей Египта он не включен2. Сегодняшние представления о хронологии и основных вехах истории религии Египта можно представить следующей хронологической таблицей египетской истории, культуры и религии:
Шантепи де ля Соссе. Д. П. Иллюстрированная история религий. М, 1899. С. 15.
Dunn J. Egyptian Kings. InterCiy Oz. 1996 p.l.
Хронологическая таблица1
Время
Политическая история
История религии и искусства
Доисторическое время
V—IV тысячелетие, Додинасти-ческий период
5000-4000 гг., новый каменный век 4000—3000 гг., медный век Взаимные переходы верхнеегипетских кочевых племен и ниж-не-египетских крестьян Господствующее положение городов Буто, Иераконполя и Абидоса
Тотемные изображения. Местные божества в образе животных и растений
Поклонение матери-богине. Геометрическая орнаментика нового каменного века
Первые письмена на памятниках Иераконполя
Династия 0
Гор, Гор —Скорпион,. Гор — Ра, Гор — Сехем Гор — Нар — мер (Нармер, Мен, Менее?)
Воплощения бога Гора. Фараон — воплощение бога Гора
Царь верхнего Египта завоевывает всю долину Нила вплоть до Средиземного моря. Объединение двух царств под новым символом «белой короны» Юга, соединенной с «красной коронойл Севера. Абидос становится священной столицей бога Осириса, здесь находится резиденция визиря Нижнего Египта и десяти советников Верхнего Египта. Гелиополь и Нехеб превращаются в города-святилища
Раннее царство
Примерно с 3000 до 2780 гг.
1—2-я династии Финикийский период Царь 1-й династии: Аха (Менее)
Цари 2-й династии: Перибсен
Хасехемуи (Хасехем)
Антропоморфизация образа бога
Персонификация сил природы Царь — воплощение бога мира Гора. Основывает город Мемфис. Его гробница похожа на дворец с башнями Переносит столицу в Мемфис; изменяет свою титулатуру, объявив своим богом Гора, вместо Сета; погребен в Абидосе Провозглашает культ Гора государственной религией с сосредоточением высшей религиозной власти в Гелиополе
1 Хронологическая таблица составлена по работам: Лукер М. Египетский символизм. М., 1998; Dunn J., Egyptian Kings. Intercity Oz. 1996; Berg H. Kinglist/AVinGlip. Utrecht. 1997; Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989; Eberchard О. Das Verhaltnis von Rite und Myt-hus im Agyptischen. Heidelberg. 1958.
Продолжение
Время
Политическая история
История религии и искусства
Древнее царство, около 2780 до 2250 гг.
3—8-я династии: Столица Мемфис 3-я династия: царь Джосер 4-я династия (около 2720 до 2560 гг.): Снофру, Хеопс, Хеф-рен, Микерин 5-я династия: Сахур, Унас 6-я династия: Пиопи II
Теологическая система Гелиополя (бог Солнца Ра, местный бог Атум) и Мемфиса (местный бог Пта). Джосер совмещает культ солнца с культом фараона и завладевает властью жреца. Царь — сын бога Ра. Сооружение пирамид, начиная с 3-й династии. Сфинкс Гизе (4-я династия). Открытый храм Солнца (5-я династия). Унас строит пирамиду, украшая ее внутри «Текстами пирамид» и «Мудростью Птах-Хоте-па», двумя важнейшими египетскими текстами, дошедшими до нас
Первое междуцарствие, около 2250 до 2040 гг.
9—10-я династии. Период Гераклеопо-ля
Распад государства с преобладанием могущественных городов Гераклеополя и Фив
Учение о ба. Зарождается вера в то, что каждый умерший попадет к Озирису. Абидос — столица поклонения Озирису. Идея о судьях в Царстве мертвых. Древние загробные тексты. Упадок и застой пластического искусства
Среднее царство, Примерно от 2040 до 1730 гг.
Примерно от 2040 до 1730 гг.
От 11 — до начала 14-й династии 11-я династия: царские имена Ментухо-тепа 12-я династия (около 1991 до 1778 гг.): резиденция в Фаюме Царские имена Аме-немхета и Сесостри-са 13-я династия: царские имена Себекхо-тепа
Приход культа Амона в Фивы. Более молодые загробные тексты
Старейший обелиск, установленный в Ге-лиополе. Гробницы правителей Бени Хазан
Храм мертвых Аменемхета III, известный как «Лабиринт»
Второе междуцарствие. Примерно от 1730 до 1580 гг.
15—16-я династии: чужеземное господство гиксосов; резиденция Ауарис В Фивах в 1680— 1580гг. местная 17-я династия
Внедрение сирийских богов; Ваал приравнивается Сету
Последняя царская гробница в виде пирамиды (17-я династия)
Новое царство
18—20-я династии
Амон становится богом государства. При царе-«еретике»Эхнатоне монотеизм как вера только в Атона
Продолжение
Время
Политическая история
История религии и искусства
От 1580 до 1085 гг.
18-я династия (1580—1314 гг.): цари Аменхотеп I, Тутмос I, царица Хат-шепсут, Тутмос III (подчинил большую часть Сирии), Аменхотеп III, Аменхотеп IV — Эхнатон (резиденция: Амарна), Ту-танхамон 19-я династия (1314— 1200 гг.): Се-тос I, Рамзес II. (Соглашение с Хепитерном. Новая резиденция: город Рамзес) 20-я династия (1200—1085 гг.): цари от Рамзеса III (последний расцвет могущества) до Рамзеса XI
«Книга Мертвых» как оснащение гробницы. Сооружение храма Амона в Фивах Храм мертвых Хатшепсут в Эль-Бари. Колосс в Мемносе — статуя сидящего Аменхотепа III
Гробницы ночи и Рамос. Натуралистическое искусство периода Амарны
Храм мертвых Сетоса I в Абидосе. Храм в скале в Абу-Симбеле. Строительство «большого храма» Мединетом Хабу (начатого Рамзесом III)
Переход к позднему периоду с 1085 по 663 гг.
21—25-я династии 21-я династия имеет резиденцию в Тани-се, в Верхнем Египте «Государство бога Амона» 22-я династия (950—730 гг.) основана ливийским военачальником в Бубастисе 23-я династия и в Са-исе 24-я династия (также ливийская) 25-я династия эфиопских (нубийских)чужеземных правителей — 671 г.— Ассирия завоевывает Египет
Считавшиеся до сих пор носителями священных качеств животные становятся сами объектами поклонения, особенно бык, крокодил и кошка (растущее значение богини Бает)
Частое изображение фигур, несущих наос
Исключительно реалистически выполненные статуи при 25-й династии
Продолжение
Время
Политическая история
История религии и искусства
Поздний период, с 663 по 332 гг.
26—30-я династии 26-я династия (663— 525 гг.): цари Псаме-тик I и Неко, проживавшие в Саисе 27-я династия — чужеземная, власть персов 2 8—3 0-я династии с последним местным князем в Дельте Царь Нектанебус I
Теологизация религии приводит к народному противоположному течению, выросшему из магических представлений и практики. Так называемый Серапиум (сооружение для гробницы Аписа) Псаметика I в Саккаре
Греческий период
332 г. Завоевание Египта Александром Македонским
Птолемей I утвердил образ эллинистического и египетского гибрида бога Сераписа
От 332 до 30 гг. до н. э.
Династия Птолемеев со столицей в Александрии
Распространение по Египту культа Изиды Храм Хнума в Эсне Храм Гора в Эдфу Храм Хатор в Дендере Двойной храм Сухоса и Хороериса в Ком Омбо
Известный египтолог Гюнтер Ланцковский дает несколько иную, хотя и близкую периодизацию1:
1—2 династии
Ранний период или финикийский
Около 3000—2778*
3—6 династии
Древнее царство
2778—2263
7—10 династии
1-й промежуточный период или период Гераклеоиля
2263—2040
Стреднее царство
11—12 династии
2130—1786
13—17 династии
2-й промежуточный период или период господства Гюксосов
1785—1562
18—20 династии
Новое царство
1562—1085
Все даты до н. э.
Поздний период датируют вплоть до завоевания Египта Александром Македонским (332 г. до н. э.). За ним следует период Птолемея (до 30 г. до н. э.)- Сравнивая эти хронологии, можно сделать вывод, что колебания и уточнения египетской хронологии еще возможны как резуль-
См.: Lanczkowski G. Die Religion der alten Agypter//Heiler Fr. Die Religionen der Mens-chheit. S. 103.
тат новых археологических находок или новых исследований. На сегодняшний день наиболее спорным оказывается вопрос о «времени пирамид», причем расхождения здесь очень существенные. Проблема хронологии — это первая загадка древней египетской культуры и религии, влекущая весьма далекие и вызывающая весьма различные следствия. Проблема хронологии именно в египтологии вызывает решающий вопрос, а существовала ли вообще египетская религия или же существовали несколько местных религий, связанных между собой лишь использованием, но различающиеся интерпретацией общего пантеона богов. Имеем ли мы в древнеегипетской религии какой-то общий священный «текст» и его различные интерпретации или же мы имеем схожие в силу близости проживания общей истории, но все же различные «тексты».
Уже античные авторы на этот вопрос отвечали неоднозначно. Геродот и Плутарх говорили о различии религиозных взглядов древних египтян в зависимости от местности. Из современных исследователей эта точка зрения близка историческим работам М.В.Коростовцева. По его мнению, «в объединенном Египте религия... является результатом слияния сначала независимых племенных культов. Каждый город имел свое божество в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного. Таким образом, политеизм объединенного Египта — вполне закономерное следствие слияния местных номовых религий додинастического Египта, главной формой которых были фетишизм и тотемизм»1.
Геродот оставил намеки на то, что есть тайны, о которых египтяне говорить не хотят: «О празднике же Исиды в городе Бусирисе я уже рассказал выше. После жертвоприношения все присутствующие мужчины и женщины — много десятков тысяч — бьют себя в грудь в знак печали. А кого они оплакивают, мне не дозволено говорить...»2 Эта недосказанность относится не только к мистериальному характеру праздника, она гораздо шире. По замечанию современного египтолога Пьера Монтэ, исследование храмовой египетской архитектуры, текстов и усыпальниц древнеегипетской цивилизации приводит нас к странным выводам. «На изображениях в гробницах не хватает лишь одного: хотя бы намека на то, чем именно занимался сам ее хозяин при жизни. Будь то усыпальница воина или придворного, цирюльника или врача, архитектора или визира — повсюду изображены одни и те же сцены. Их может быть больше или меньше, но иероглифические надписи, обрамляющие эти сцены или заполняющие пространство между персонажами, объясняют почти одинаковыми терминами их действия и воспроизводят оди-
Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976. С. 12. Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972. С. 89.
наковые диалоги: всюду одни и те же слова, одни и те же песни. Изображения и тексты восходят к одному и тому же источнику»1. Этот образец, согласно Монтэ, появился в начале IV династии и всегда оставался неизменным.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление