КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религии Австралии
Коренное население Австралии составляют многочисленные племена, сохраняющие архаические формы верований. Эти племена говорят на различных языках и образуют самостоятельные этнические группы, что означает глубокие различия между ними в культурном и религиозном отношениях; в целом картина религиозной жизни племен Австралии представляется достаточно разнообразной. В то же время в системе их мировоззрения и ритуальной практики имеется существенное единство, что позволяет исследователям говорить о «панавстралийской религиозной модели»1. Религии Австралийского континента достаточно давно оказались в сфере внимания европейской науки, и, несмотря на трудности в сборе материала, были достаточно хорошо изучены. Еще в прошлом веке такие выдающиеся исследователи первобытных религий, как Э. Б. Тайлор и Дж. Г. Фрезер, уделили в своих трудах серьезное внимание верованиям австралийских аборигенов. Австралийцы занимают достойное место в целом ряде общих исследований, посвященных природе ранних верований,— можно назвать труды В.Шмидта, Э.Лэнга, Р.Петаццони, Ф. Гребнера. На рубеже XIX—XX вв. появляется целый ряд значительных работ, посвященных специально Австралии: в этой области работали А. В.Хауит, Б. Спенсер и Ф.Дж. Гиллен, А. ван Геннеп, Ф.Гребнер. Большое значение имели работы Р. и К. Берндов, а также Т.Г. Штрелова. Существует также множество исследований, посвященных отдельным австралийским племенам, или верованиям населения отдельного австралийского региона, или даже отдельным богам австралийских пантеонов. Архаические религии Австралии располагают весьма разработанной системой мифов, лежащих в основании всей религиозной жизни племен. Ядром австралийских мифов являются, как правило, повествования, сообщающие о некотором давнем, или первоначальном, времени, в котором жили и действовали сверхъестественные существа — герои 1 Элиаде М. Религии Австралии. СПб. 1998. С. 73. священной истории. В это сакральное время происходили в высшей степени значимые, священные события: чаще всего с этим временем связано начало существования мира и людей, а также растений, животных и всего, что составляет условия жизни человека. Само понятие первоначальности обладает важной религиозной функцией в верованиях австралийцев. Первоначальное, или исходное, мифологическое время — это источник всех установлений жизни, зарождение моделей существования и его логики. В первоначальное время устанавливается порядок вещей, формируется священный принцип, лежащий в основании всего сколько-нибудь значимого в мире аборигенов. «Все, что действительно существует, —гора, водоем, социальный институт, обычай,— признается реальным, ценным и значимым, потому что оно появилось в начале, и «пришло» оттуда»1. Первоначальность сообщает также высший авторитет законам и ритуальным установлениям. То или иное положение освящено высшим авторитетом, если о нем сказано, что «так повелел Байаме» или что «так было во времена Альтьира». При этом исследователи2 говорят о «двух типах первоначальности» в австралийском мифе — она может быть связана либо с Эпохой Небесного Отца, либо с так называемой Эпохой сновидений (Альтьира), в которую действовали тотемистические предки. Вера в верховное божество, к которому может быть отнесено название «Небесного Отца», распространена, главным образом, в юго-восточной части континента. Имена этого божества у разных племен различны: в племени нарриньери его зовут Нуррундере, в племенах вотья-булук и кулин — Бундьил, камиларои называют его Байаме, а племя юин — Дарамулуном. Однако почти всегда с именем этого бога связывают эпитет «наш отец» или «отец всех нас», а иногда эти слова становятся его непосредственным именем, как Мунган-нгауа у курнаи). Этот верховный бог когда-то создал первого предка племени, он обустроил землю, чтобы сделать ее пригодной для жизни, дал людям законы, которые передаются от отца к сыну, основал ритуалы, научил охотиться и т.п., иначе говоря, этот мифологический персонаж чаще всего соединяет в себе черты демиурга и культурного героя. Завершив свои дела, он покидает землю, что означает завершение сакрального мифологического времени. После этого он становится обитателем неба (иногда в образе того или иного созвездия), откуда наблюдает за людьми и может наказывать их за несоблюдение установленных им законов. После смерти людей он встречает на небе их души. 1 Элиаде М. Цит.соч. С.90. Там же. С. 73. В других же районах Австралии, в особенности в многочисленных племенах группы аранда (населяющих преимущественно центральные районы континента), а также у обитателей полуострова Арнемленд преимущественно распространены мифы о Великих предках (тотемных предках), которые действовали в Эпоху Сновидений (на языке племени аранда она называется алчера или алчеринга). Отмечается, что в некоторых племенах рассказы об эпохе Великого Отца существуют параллельно с рассказами об Эпохе сновидений, однако значение последних в таких случаях всегда неизмеримо выше. Небесный Отец представляется как бы божеством, завершившим свои дела, хотя и продолжающим существовать; его влияние на повседневную жизнь племени оценивается невысоко, и реального поклонения ему оказывается все меньше. Тотемные же предки, напротив, и по завершении Эпохи Сновидений продолжают присутствовать в сегодняшней реальности. Они как бы вновь и вновь актуализируют свое существование в человеческой жизни, они — ее источник и образец, и именно на эти мифологические циклы преимущественно сориентирована обрядовая жизнь племени. Тотемные предки также выполняют функции демиургов и культурных героев. Характерным для австралийского мифа является представление о том, что акт творения не был творением «из ничего», но лишь преображением, оформлением существовавшей ранее среды или материала. Даже сами тотемные предки обладали неким извечным, изначальным существованием (чаще всего под землей), от которого они пробуждаются к деятельной жизни с началом Эпохи Сновидений и в которое вновь погружаются по ее окончании. Так, по представлениям племен аранда, в Начале эпохи Сновидений тотемные предки (о которых говорится, что они «были рождены из своей собственной вечности») пробудились ото сна, в котором пребывали под землей, и вышли на ее поверхность. Земля была абсолютно плоской и пребывала в полной темноте. С пробуждением тотемных предков впервые взошло солнце. Большинство из них имело как зооморфные, так и антропоморфные черты, или же они могли превращаться из человека в животное и обратно. Они принялись странствовать по земле (большинство мифов этого цикла — довольно монотонное повествование о странствиях этих существ из одного места в другое), совершая различные преобразования: придавали конкретный облик ландшафту, населяли землю растениями и животными. О творении же человека можно сказать, что они не столько создали, сколько завершили его, придав человеку его нынешний вид. Считается, что до появления тотемных предков на земле существовало нечто вроде человеческой «зародышевой массы», или своего рода «личинки» людей. Это были неоформившиеся младенцы, не способные двигаться и вообще не развивавшиеся (то есть стариться и умирать они 7 - 3404 97 тоже не могли). «Они разрезали зародышевую человеческую массу на отдельных детей, затем разделили с помощью паутины им пальцы на руках и ногах и «открыли» им уши, глаза и рты»1. Потом они научили человека делать орудия труда и охоты, добывать огонь, готовить пищу. Когда же их странствия пришли к концу, силы их истощились, и они вновь погрузились в первоначальное состояние сна. Их тела либо ушли обратно в землю, либо превратились в скалы или камни, либо стали так называемыми чурингами (чуринга — ритуальный предмет, соотнесенный с тем или иным сверхъестественным существом и наделенный, как считается, его силой). Характерно, что многие австралийские мифы связывают окончание Эпохи Сновидений с определенными событиями, в результате которых на землю пришла смерть. Как и во многих других мифологиях, здесь присутствует молчаливая предпосылка, что смерть не присуща бытию изначально и привнесена в мир некоторыми событиями, которые в том или ином смысле являются недолжными (случайность, оплошность, проступок), либо вызвана поступками враждебных людям персонажей, действующих вопреки изначальному замыслу творения. Большинство австралийских мифов считают смертность уделом только земного существования, а существование на небе (которое представляется им полным свежей воды и кристаллов кварца) должно быть равносильно бессмертию. Неизбежность смерти живых существ на земле наступает в силу того, что прерывается нормальная связь с небом, которая прежде была доступна не только тотемическим предкам, но и людям. Так, по верованиям западных аранда, тотемные предки имели сношения с небесным миром, взбираясь туда по высокой горе, но Небесный герой сделал так, что эта гора ушла в землю. Южные аранда рассказывают о двух гигантских деревьях казуарина, одно из которых могло служить «лестницей на небо» и для людей, но некие враждебные силы срубают это дерево, и мост на небо для людей оказывается уничтожен навсегда. Аранда рассказывают также миф о братьях Нтьикантья, которые взбираются на небо по копью, воткнутому в землю, а потом выдергивают это копье и поднимают наверх, произнося при этом заклинание, которое обрекает людей на земле быть смертными (по версии аналогичного мифа, люди не смогли взбираться по копью на небо, потому что оно было вымазано кровью и стало от этого очень скользким). Характерно, что это прерывание связи между землей и небом означает невозможность попасть на небо также и для тотемных предков, которые, оставаясь на земле, хотя и считаются в известном смысле бессмертными, но Цит. по: Элиаде М. Религии Австралии. С. 92. именно в известном смысле: миф может рассказывать о смерти этих героев или даже гибели их от рук людей, после чего иногда следует воскресение, однако чаще всего не в первоначальном виде: они продолжают свое существование в качестве чуринг, или же в качестве духов, которые могут наблюдать за поведением людей, судить их и наказывать за несоблюдение установленных ими законов; кроме того, их дух воплощается в детях, рождающихся в племени. Последнее верование особенно примечательно: австралийцы верят в реинкарнацию, понимая ее так, что каждый появившийся на свет ребенок несет в себе частицу души тотемного предка. То есть в какой-то степени он и есть этот первопре-док, хотя он сам и не подозревает этого, пока ему не откроют этого в инициациях. Иначе говоря, каждый член племени ощущает не просто свою родственную связь, но свою идентичность с изначальным сверхъестественным существом, и эта идентичность открывается ему все более глубоко и полно по мере того, как он знакомится с мифами и обрядами племени. Последние составляют священное и тайное достояние племени и открываются только посвященным, причем посвящение может иногда продолжаться многие годы. Первым приобщением подрастающего поколения к этому достоянию являются возрастные инициации. Считается, что обычай проводить инициации был установлен в Эпоху Сновидений мифологическими предками (и, таким образом, он освящен высшим авторитетом), и что в жизни каждого члена племени инициация является главным религиозным событием. Мальчиков для обрядов инициации собирают в группы; возраст инициируемых варьируется от шести до двенадцати лет. Для проведения соответствующих церемоний (которые также являются тайной племени, скрываемой от женщин и от непосвященных) взрослые мужчины племени и инициируемые подростки удаляются от места обычной стоянки в специально приготовленные «священные» места. Считается, что эти места связаны с тем или иным событием из жизни тотемного предка и потому заключают в себе его силу. Этому предшествует прощание подростков с женщинами племени— матерями и сестрами; женщины делают вид, что пытаются удержать мальчиков и не отдать их мужчинам для проведения инициации; уходящих оплакивают, как если бы они уходили на смерть, и в представлении участников событий это почти буквально так и есть: считается, что посвящаемый должен умереть для старой жизни и возродиться для новой уже в новом качестве; он, конечно, вернется, но на самом деле в его образе вернется уже другой человек. Символика смерти и воскресения пронизывает большую часть обрядов инициации; в особенности отчетливо присутствует она в тех телесных операциях, кото- 7* 99 рые совершаются над посвящаемыми (обрезание, выбивание зубов — то и другое понимается как ритуальное убийство), а также в огненных церемониях, которые чаще всего проводятся на заключительной стадии инициации (посвящаемых заставляют подолгу находиться около огня, или долго смотреть на него, или бросают в них горящими головешками, или их самих бросают в сильно дымящий костер). В продолжение цикла обрядов новичкам раскрывают тайные мифы, повествующие о тотемических предках, объясняют тайный смысл ритуалов и церемоний, совершаемых над ними и практикуемых племенем, им сообщаются священные песнопения и обычаи, которые прежде были им неизвестны и которые они теперь тоже должны хранить как великую тайну. Как правило, посвященные получают новое имя, которое тоже не следует никому открывать. Продолжаться цикл обрядов инициации может от нескольких месяцев до трех лет. Иногда он соединен с другими обрядами, например, с обрядами плодородия,— тогда посвященные узнают и их сокровенный смысл. Однако получаемая в ходе инициации информация редко исчерпывает все сокровенное знание племени; приобщение к нему потребует еще долгих лет, и только войдя в зрелый возраст, мужчины племени узнают всю священную историю, все обрядовые песнопения и церемонии, заповеданные и освященные тотемными предками. Практически все ритуальные действия австралийцев направлены на то, чтобы «реактуализировать» время Эпохи Сновидений и восстановить контакт с ее обитателями. Считается при этом, что отдельные индивиды способны к возобновлению такого контакта более, чем другие. Их роль можно сравнить с ролью шаманов, колдунов или знахарей; в названиях, которые дают им соплеменники, обычно подчеркивается особый социальный статус этих людей — это «люди высокого звания». В их задачу входит врачевание и защита от черной магии, они руководят важнейшими обрядами — собственно, их руководство и участие и обеспечивает обрядам действенность, так как только они способны в полной мере поддерживать отношения с героями мифологической истории. Стать знахарями можно либо по наследству (отец готовит к посвящению своего сына), либо пережив некоторый опыт (сновидение, экстаз), в котором духи «сообщают» человеку о его призвании. Однако в любом случае «кандидат» на профессию проходит долгий, трудный и окутанный многими тайнами путь посвящения. Кроме продолжительного обучения у старых мастеров, ему приходится пройти особый цикл инициации, значительно более суровый, чем для обычных членов племени. Считается, что тело будущего знахаря должно быть преобразова- но, что он должен пройти через смерть, расстаться со старыми органа-и получить от духов новые, причем в этом новом «наполнении» осо-5ая роль отводится кварцевым кристаллам (которые часто действитель-ю вводят в тело будущих знахарей, делая, например, надрезы на коже); кварцевые кристаллы представляются чем-то вроде «затвердевшего света» и потому они — атрибут неба. Знахарям приписываются многочисленные необычные свойства: они умеют летать, путешествовать под землей, исчезать и вновь возникать; они могут вознестись на небо и беседовать там с его обитателями, а потом вернуться на землю. Существуют многочисленные рассказы о том, как знахарь поднимается вверх (на дерево, скалу или просто в воздух) при помощи жгута, который извлекает из собственного тела, при этом он «выпевает» этот жгут, то есть заставляет его появиться, воздействуя на процесс исполнением некоего магического песнопения. В число важных функций знахаря входит распознавание «убийцы» в случае смерти кого-то из членов племени (считается, что смерть никогда не бывает естественной и вызвана черной магией кого-то из недругов, и последнего пытаются выявить путем магического «дознания»). Кроме того, он сам занимается черной магией, а также вызывает дождь, лечит больных и т. п.; он может также увидеть во сне новые мифы и ритуалы, которые вольются в религиозную традицию племени, поскольку считается, что знахарь только отчасти живет в нынешнем мире, отчасти же — в священном времени Сновидений. Практика ведовства и знахарства непосредственно связана с первобытными анимистическими представлениями. В частности, именно вера в злых и добрых духов составляет основание этой практики. У австралийцев, однако, анимистические представления слабо персонифицированы: у них преобладают чисто магические, безличные представления о вредоносных влияниях, и последние приписываются почти всегда живым, реальным людям, в частности — иноплеменникам. Это обстоятельство проясняет генезис анимистических представлений, еще не осложненных никакими моментами мифологической персонификации. Но зачатки последней у австралийцев все-таки, по-видимому, просматриваются. Так, например, у племени куранаи есть поверье, что умершие враги-чужеплеменники превращаются в злых духов. У племени какаду, проживающем в Северной Австралии, есть поверье о злом духе Нанги-таин, которого связывают с враждебным племенем геимбайо; этот дух губит мальчиков и юношей1. См.: Токарев С. А. Ранние формы религии. М, 1990. С. 98. Анимистические представления о злых силах, в свою очередь, тесно связаны с представлением о некой невидимой части человеческого существа, страдающей от злых сил и вредоносной магии. Так формируется представление о душе. На эту связь между представлениями о душе и боязнью вредоносных сил указывают многие исследователи. Спенсер и Гиллен описывают один из видов колдовства у австралийского племени аранда, которое направлено непосредственно на душу объекта: в случае побега жены муж рисует на земле ее условное изображение и вместе с соплеменниками производит колдовской обряд вредоносной магии, направляя его на некую точку рядом с изображением, где по их представлениям, и помещается душа. Как мы видим, анимистические представления, включая и такие достаточно развитые формы, как представления об индивидуальной душе, пронизывают знахарскую, лечебную, вредоносную магию, как и магию промысловую, тесно связанную с тотемическими верованиями. Изучение религиозных представлений племен Австралии дает богатый материал для изучения генезиса самых ранних форм религии. 1 См.: Spencer В., GillenFr: Arunta. L., 1926. V. II. P. 416. ......
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |