КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Истолкование. «Молитва Моисея, человека Божия»
Тема и Композиция Заглавие Псалом 89 Молитва Моисея «Молитва Моисея, человека Божия». Я ничуть не сомневаюсь в том, что этот псалом был написан Моисеем, хотя многие библейские исследователи утверждают обратное. Каждый его стих, каждая Тема, каждая фраза настолько пропитаны духом блужданий израильтян по пустыне, а лексика настолько совпадает с лексикой Пятикнижия, что невозможно отрицать авторство Моисея, несмотря на несколько незначительных трудностей. Моисей был великим писателем и великим деятелем, и, на мой взгляд, данный псалом является одной из его самых красноречивых молитв. Ее величие ничуть не уступает величию молитвы, записанной во Второзаконии. Моисей был человеком от Бога. Бог избрал его, вложил в него Своего Духа и прославил его. Моисей был верным рабом в доме Божьем и в полной мере заслужил данное ему имя. Псалом назван молитвой потому, что последние его стихи содержат конкретные прошения к Господу, а предшествующие стихи представляют собой как бы вступление к ним. Человек Божий — это всегда великий молитвенник. Восемьдесят девятый псалом — не единственная его молитва, а, скорее, пример того, как пророк горы Хорив общался с Господом Богом и ходатайствовал за Израиль. Это один из самых ранних псалмов, и благодаря своему величию и уникальности он является достойным водоразделом между двумя частями Псалтири. Не одно поколение утешалось его строками, оплакивая своих умерших родных. Они черпали из него утешение несмотря на то, что не всегда понимали его связи с блужданиями Израиля по пустыне и той незыблемой надеждой, на которой стоит современное христианство. Тема псалма — немощь человека и мимолетность человеческой жизни. Автор противопоставляет ей вечность Бога и просит Его о сострадании. Псалом — единое целое, поэтому мы разобьем его лишь на две части (хотя это и необязательно): размышления (ст. 2—12) и молитву (ст. 13—17). 2 Господи! Ты нам прибежище в род и род. 3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог. 4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» 5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи. 6 Ты как наводнением уносишь их; они как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает; 7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. 8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего. 9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. 10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим. 11 Кто знает силу гнева Твоего и ярость Твою по мере страха Твоего? 12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
2. «Господи! Ты нам прибежище в род ирод». Все стихи псалма следует относить к коленам Израилевым во время их блуждания по пустыне, и тогда нам станет ясен их истинный смысл. Моисей как бы обращается к Израилю со словами: хотя мы странники, бредущие по пустыне, мы обрели в Господе прибежище, подобно отцам нашим, покинувшим Ур Халдейский и жившим в шатрах в Ханаане. Для святых всемогущий и всевышний Господь Бог является надежной крепостью и убежищем. В Нем они находят кров, утешение, защиту, поддержку и любовь. У лисиц есть норы, у птиц — гнезда, а святые Божьи во все времена находят обитель в Боге. Мы обитаем не в скинии и не в храме, а в самом Боге. Мы всегда в Нем обитали, с первого дня церкви, и мы никогда не меняли место жительства. Он непоколебимая скала, в тени которой мы нашли укрытие. Время не щадит царские чертоги, с течением веков они превращаются в груду развалин, а царственная обитель народа царей и священников неподвластна времени. Взойдите на Палатинский холм, и вы увидите пустые залы, в которых некогда оглашались повеления грозных императоров. Когдато в них раздавались рукоплескания порабощенных Римом народов, ныне же все безжалостные поработители преданы забвению. А теперь взгляните в небеса, и вы увидите в Господе Боге нерушимое прибежище всех святых, которому не страшны ни время, ни упадок. Мы пребываем в тех же чертогах, в которых пребывали отцы наши тысячу родов назад. Святой Дух изрек о святых Нового Завета следующее слово: «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, а Он в том». Божьи уста возвестили: «Пребудьте во Мне», — и добавили: «Кто пребудет во Мне, и Я в нем, тот принесет много плода». Какие утешительные слова сказал Моисей о Господе: «Ты прибежище нам в род и род». Черпать в милости Господней надежду на помощь в настоящем и в будущем — великая мудрость. Именно это делает псалмопевец в следующем, девяностом псалме, размышляя о полной безопасности пребывающих в Боге. 3. «Прежде нежели родились горы». Великий и всесильный Господь существовал еще до того, как из недр содрогающейся земли вышло ее первое исполинское чадо. Даже самые старые горы, покрытые вечными снегами и ледниками, кажутся Богу лишь новорожденными младенцами, которых вчера еще не было. «И Ты образовал землю и вселенную». Автор опять сравнивает образование земли с рождением младенца. Бог образовал землю только вчера, суша была отделена от воды всего несколько мгновений назад. «И от века и до века Ты — Бог». Бог существовал даже тогда, когда ни земли, ни неба еще не было. Бог был Богом даже тогда, когда земля еще была бесформенной массой, когда над горизонтом еще не вздымались горы и когда не было ни тверди земной, ни тверди небесной. И в этом незыблемом Боге все поколения верующих обрели надежное прибежище. Если бы Бог сам родился только вчера, Он не мог бы быть прибежищем для смертного человека. Если бы Он мог измениться или умереть, Он был бы весьма сомнительным прибежищем для Своего народа. Автор псалма противопоставляет печное бытие Бога мимолетности человеческой жизни. 4. «Ты возвращаешь человека в тление». Бог возвращает человека в прах. Тело человека разлагается на составные элементы и становится частью земли. «И говоришь: „возвратитесь, сыны человеческие!”» Возвратитесь в прах, из которого вышли. В этих словах автор как бы подчеркивает бренность человеческого бытия. Бог создает человека из праха, и он, отжив свой срок, возвращается в него, по слову Создателя. Господь говорит слово, и человек умирает. Человек сотворен словом, и слово низводит его в могилу. Обратите внимание на то, что смерть человека вызывается самим Богом — не слепой судьбой, а Господом. Все совершается Им, Его руки движутся, Его уста говорят. Без Его воли мы никогда не умерли бы, ибо никакая сила ни на небе, ни на земле не смогла бы лишить нас жизни. Рука херувима не избавит меня от смерти, а рука серафима не столкнет меня в могилу. 5. «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел». Тысяча лет! Какой долгий срок! Сколько событий может уместиться в такой огромный отрезок времени: возвышение и падение империй, расцвет и закат династий, зарождение и крах сложных философских систем, бесчисленные события, значительные как для всего народа, так и для каждого его члена в отдельности, о которых в истории нет ни малейшего упоминания. И вот этот огромный период, в который, можно сказать, уместилась вся новая история, и который на обыденном языке означает «неопределенно длинный отрезок времени», для Господа — ничто, как день вчерашний. Грядущее мгновение и то длится дольше, чем «день вчерашний, когда он прошел», ибо день вчерашний навсегда канул в небытие. Для Господа же тысяча лет, как день, которого нет. По сравнению с вечностью даже самые продолжительные отрезки истории не более чем точки. Они не сравнимы с вечностью. «И как стража в ночи», которая приходит и уходит, как одно мгновение. За тысячу лет ангелы даже не успевают смениться на ночной страже. Когда их тысячелетнее бодрствование подходит к концу, им кажется, что стража только началась. Человек складывает бесконечные дни и ночи, чтобы отсчитать тысячу лет. Для Бога же это даже не ночь, а всего лишь ее малая часть. Если тысяча лет для Бога как одна ночная стража, то сколько же лет умещается в Его вечном бытии? 6. «Ты как наводнением уносишь их». Господь истребляет поколение за поколением, как водный поток сметает все на своем пути. Время уносит человеческие жизни, словно ураган, очищающий небо от облаков. Перед Богом все люди предстают как бестелесные призраки, как ночные тени. Не только наши замыслы и планы, но и вся наша жизнь подобна зыбкому сну. Мы сотканы из ночных сновидений. «Они как сон, как трава, которая утром вырастает». Как трава, вырастающая утром, вечером становится соломой, так и человек совершает путь от богатырского здоровья до полной немощи за несколько часов. Мы не кедры и не дубы, а всего лишь ничтожная трава, весной вырастающая, но не доживающая и до середины лета. Воистину нет на земле существа более хрупкого, чем человек. 7. «Утром цветет и зеленеет». Утром луга одеваются травным великолепием и сияют, словно усеянные драгоценным жемчугом. У травы, так же как у человека есть время бурного роста и молодости. «Вечером подсекается и засыхает». Вечером зеленую траву скашивают, и только брызги росы оплакивают ее скорый уход. Таков краткий век полевой травы — она сеется, растет, скашивается и засыхает. Участь человека мало чем отличается от участи полевой травы. Естественный ход событий прерывает нашу жизнь так же, как косарь скашивает траву. Мало кто доживает свой век; приходит смерть со своей косой и скашивает нас в расцвете сил. Воистину скоротечна жизнь человеческая! Утром мы в полном расцвете сил, а вечером — засыхаем как трава полевая. Бренность человеческого бытия не случайность, а нечто вполне соответствующее нашей природе. Грех наш возбудил ярость Господа, и Он предал нас смерти. «Ибо мы исчезаем от гнева Твоего». Гнев Божий и является этой косой, ярость Божья как пламя, сжигающее солому. Все это в особенности относится к блужданиям народа Божьего по пустыне. Именно там многие израильтяне лишились жизни в результате своего неверия. Они умерли не своей смертью, а в результате суда Божьего. Моисей, должно быть, с великой печалью наблюдал за тем, как постепенно сокращается некогда многочисленный народ, пока, в конце концов, не осталось ни одного человека из числа вышедших из Египта. Милость Божья — это жизнь, а гнев Его — смерть. Скорее трава будет зеленеть в печи огненной, чем человек жить в присутствии разгневанного Бога. «И от ярости Твоей мы в смятении», или, иначе говоря, в ужасе. Сознание божественного гнева привело их в смятение, и они жили как приговоренные к смерти. К нам это относится лишь отчасти, ибо с пришествием евангельского бессмертия и вечной жизни, сама смерть стала иной, и для верующих во Христа она уже не является судом Божьим. Гнев и ярость — жало смерти, но верующие ограждены и от того, и от другого. Проходя узкими вратами смерти, мы уповаем на любовь и милость Господа, и они вводят нас в вечную славу. Читать эти слова на христианских похоронах можно только с оговоркой: к верующим во Христа они прямо не относятся, поскольку мы благословенны гораздо более, нежели те, кто «поражены были в пустыне». Применять псалом, написанный в домостроительстве ветхого завета по случаю суда Божьего над нечестием, заслуживающим смерти, к тем, кто почил во Христе Иисусе, — это верх безумия. Пример израильтян для нас поучителен, однако мы не должны автоматически применять к возлюбленному народу Божьему то, что было сказано в отношении осужденных на погибель бунтовщиков, о которых Бог во гневе сказал, что они никогда не войдут в Его покой. Впрочем, для души, осознавшей свой грех, язык этого псалма покажется понятным и вполне соответствующим состоянию отчаявшейся души. Никакой огонь не жжет так, как огонь божественного гнева. Никакая печаль не тяготит душу так, как Божий гнев. Благословен Господь Иисус Христос, принесший себя в жертву за наш грех. 8. «Ты положил беззакония наши пред Тобою». Что ж, печаль израильтян была вполне понятна. Когда Бог видит наш грех, Он наказывает его смертью. И только благодаря заместительной жертве Иисуса Христа гнев Божий может быть отвращен. Беззакония Израиля были пред лицом Господа, когда Он поражал их в пустыне, и потому на их головы обрушилась справедливая и суровая кара. Господь не мог спокойно смотреть на их беззакония и оставить грех без наказания. «И тайное наше пред светом лица Твоего». От Господа ничего не скроешь, Он разоблачает тайные помышления человека и выносит их на свет. Нет более яркого света, чем свет лица Божьего, и в этот свет Бог вынес все тайные грехи Израиля. Солнечный свет не сравним со светом, исходящим от Создателя Солнца, о котором написано: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Если под лицом Божьим Моисей подразумевает Его любовь и благословение, то отвратительность греха ярче всего выражается в неблагодарности ко всеблагому и всемилостивейшему Богу. В свете Его справедливости бунт кажется черным злом, а в свете Его любви — порождением ада. Как можем мы раздражать столь благого Господа? Сыны Израилевы были выведены из Египта могущественной десницей Господа, Он питал их в пустыне манной и заботливо вел к земле обещанной, а посему грехи их вдвойне отвратительны. Мы же были искуплены кровью Христа, спасены Его преизобильной милостью, а потому всякое отступление от Господа — вопиющий грех. Как же мы должны теперь жить! Как должны молиться, чтобы Господь избавил от тайных грехов! Какое утешение, что Господь бросил все грехи наши за хребет и никогда уже не вынесет их на свет! Мы живем лишь потому, что с нас были сняты вина и смертный приговор. 9. «Все дни наши прошли во гневе Твоем». Гнев Господень унес жизни множества израильтян, каждая их стоянка становилась кладбищем. На всем протяжении их пути можно было видеть могильные камни. Господь покарал их за неверие, и дни их сократились. «Мы теряем лета наши, как звук». Не только дни, но и годы пролетали мимо, подобные невесомой мысли, быстрокрылой и легкой, преходящей и тщетной, как досужие толки. Все существование израильтян было окутано мраком греха, жизнь их потеряла всякий смысл, и они умирали, не дожив и до половины дней своих. Конечно, первая часть стиха никак не применима к истинным христианам, ибо дни наши проходят в благости Господней, как сказал Давид в Пс. 22:6: «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей». Более того, жизнь христианина нельзя назвать пустой, как звук или как досужие толки. Мы живем во Христе и имеем Духа Божьего, и жизнь для нас реальна и осмысленна. Все это так, если только мы веруем в то, что благочестивая жизнь интересна, полна чудес, занимательных событий, но вместе с тем так же упорядочена божественным провидением, как импровизированная речь в устах искусного оратора. Наша жизнь — это иллюстрация небесной благости, притча божественной мудрости, поэма священной мысли, свидетельство о беспредельной любви. Блаженны те, чью жизнь можно назвать отзвуком божественной истории. 10. «Дней лет наших — семьдесят лет». Сам Моисей жил гораздо дольше, однако это было скорее исключением, чем правилом. В те времена срок человеческой жизни сократился до семидесяти лет. По сравнению с продолжительностью жизни предыдущих поколений семьдесят лет — это чрезвычайно мало. По сравнению же с вечностью это вообще ничто. И все же в эти несколько десятков лет можно уместить достаточно добродетели и благочестия, для греха же и богохульств это слишком долгий срок. Нужно сказать, что Моисей выражает свои мысли весьма бессвязно, тем самым как бы показывая ничтожность суетного человеческого существования. Вот как выглядят его слова в оригинале: «Дней лет наших! Семьдесят лет». Автор как будто пытается сказать: «Дни жизни нашей. Сколько их? Стоит ли о них вообще говорить? Все эти семьдесят лет — ничто, суета сует». «А при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь». Если человек, обладающий большей крепостью, переходит рубеж семидесяти лет, то последнее десятилетие его жизни проходит в изнеможении и скорби. Если даже старость в ее лучшей поре не более чем труд и болезнь, то что же ощущает немощный и слабый старик? Ему трудно дышать, ему тяжело двигаться, у него немеют руки и ноги, а в душе появляется мучительное чувство беспомощности. Приходит «день злой», и человек вопиет о том, что жизнь ему не мила. Он не может поднять даже кузнечика, у него не остается ни одного настоящего желания. Таково проклятие старости. Что же касается христиан, то для них это проклятие смягчается воспоминанием о днях, прожитых с Богом, и облегчается надеждой на бессмертие. Участь престарелых христиан вовсе не плачевна, а завидна. Солнце уже опустилось за горизонт, воздух посвежел, однако тишина и прохлада вечернего отдыха приносят с собой утешение и навевают сладостные думы. День клонится к закату, но на смену ему приходит не темная и зловещая ночь, а вечный и безоблачный день славы. Смертное облачается в бессмертие. Ветхий человек засыпает, чтобы проснуться в объятиях вечной молодости. «Ибо проходят быстро, и мы летим». Канат, связывавший нас с пристанью, оборвался, и нас понесло в открытое море вечности. Привязь лопнула, и орел взмыл в свою родную стихию. В своей песне Моисей оплакивает незавидную участь человека, видя то, как его братья–израильтяне гибнут в пустыне. Если перевести этот стих дословно, то он звучит так: «Он гонит нас быстро, и мы летим». Как куропатки гонимы сильным западным ветром, так и человек летит, гонимый ветром смерти. Для верующих, впрочем, ветер этот благоприятен, поскольку несет их, словно ласточек, прочь от холодных и мрачных мест в края вечной весны:
Туда, где обитает вечная весна И где цветы вовек не увядают.
Может ли душа желать лучшей доли? Стоит ли нам задерживаться здесь на земле? Что может предложить нам этот унылый мир, чтобы мы остались на его мрачных берегах? Летим от него прочь! Не здесь наш покой. Вперед, к небесам! Пусть ветра Господни гонят нас домой, и когда пробьет наш час, они приведут нас в дивный край, где обитает сам Бог. 11. «Кто знает силу гнева Твоего». Моисей постоянно видел вокруг себя умирающих людей. Он жил на кладбище и ужасался последствиям божественного гнева. Он хорошо понимал, что никто не в силах измерить силу гнева Господня. «И ярость Твою по мере страха Твоего?» Праведные страшатся гнева Божьего больше всего на свете, но не сверх меры. Нечестивцы же, осознавшие гнев Божий, трепещут от страха, и так и должно быть, ибо страшно впасть в руки разгневанного Бога. Когда Святое Писание говорит о гневе Божьем, оно никогда не использует преувеличений, поскольку преувеличить гнев Божий невозможно. Как бы сердце ни было тронуто благоговейным страхом и святым трепетом, оно никогда не трепещет достаточно. Сколько бы мы ни размышляли над божественным гневом, наши размышления никогда не будут чрезмерными. Никто не может представить себе, каков гнев Божий в аду, и каков он был бы на земле, если бы не милость Божья. Современные мыслители нещадно критикуют Мильтона, Данте, Беньяна и Бакстера за их крайне зловещие описания, однако истина состоит в том, что ни поэт, ни провидец не может вообразить себе гнева Божьего таким, какой он есть на самом деле, и уж тем более преувеличить его. Темный человеческий ум не может адекватно описать грядущий гнев, и скорее преуменьшает его, чем преувеличивает. У нас не хватит ни слов, ни воображения, чтобы выразить его. Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Он не восхитил, и не будет избавляющего. Страшен Бог в святыне. Помните о Содоме и Гоморре! Помните Корея и его сообщников! Не забывайте могил, рассеянных по пустыне, ибо они памятники похоти. Помыслите о том страшном месте, где червь не умирает и огонь не угасает. Кто устоит против справедливого и разгневанного Бога? Кто не побоится налететь на Его щит и испробовать на себе острие Его меча? О, если бы все мы, смертные грешники, предали себя в руки вечного Бога, который в любой момент может возвратить нас в прах и ввергнуть в бездну адову! 12. «Научи нас так счислять дни наши». Научи нас, Господи, так относиться ко времени, чтобы мы оплакивали прошлое, потраченное на угождение плоти, прилежно использовали настоящее, которое есть время благоприятное и день спасения, а также не откладывали ни одного важного дела (такого как молитва) на будущее, понимая, что оно может для нас не наступить. Счет — упражнение для детей начальной школы, но чтобы сосчитать верно свои дни, лучшие из мужей нуждаются в наставлении самого Бога. Мы с большей охотой подсчитываем количество звезд на небе, чем отведенные нам дни, а меж тем последнее гораздо важнее. «Чтобы нам приобрести сердце мудрое». Размышляя над быстротечностью жизни, человек начинает больше задумываться над вечностью. Взирая на могилу, которая скоро станет его ложем, он смиряется духом. Перед лицом вечности страсти его остывают, он предает себя в руки премудрого Бога. Но это возможно лишь тогда, когда сам Господь учит человека. Только Он один может умудрить человека во спасение. Моисей молится о том, чтобы примеры Своего справедливого суда Господь использовал для нашего освящения. «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою». Сам Господь говорит нам через закон. Сердце, которое скоро перестанет биться, должно руководствоваться высшей мудростью. Чем короче жизнь, тем мудрее ее надо прожить. Мы не можем позволить себе роскоши бесцельно провести хотя бы даже четверть часа. Никто из нас не знает, сколько он проживет, и потому никто не должен медлить в доброделании. Если бы мы были мудры сердцем, то знали бы это; знание, не достигающее сердца, не может наставить нас на путь истинный.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими. 14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши. 15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие. 16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя; 17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
13. «Обратись, Господи! Доколе?» Господи, обратись к нам и яви нам милость Твою. Не оставляй нас на верную погибель. Не сокращай дней жизни нашей и не наполняй их одними бедами. Ты сказал нам: «Возвратитесь, сыны человеческие», — и мы отвечаем Тебе: «Возвратись, Хранитель всякой твари». Только в Твоем присутствии мы можем вынести тяготы быстротечной земной жизни. Обратись же к нам. Грех отвращает лицо Божье от нас, а покаянное сердце призывает Господа вернуться. Принимая наказание от Бога, человек имеет право вопрошать Бога: «Доколе?» Проблема лишь в том, что в такие времена наш грех состоит не в том, что мы обращаем к Богу слишком смелые молитвы, а в том, что мы вообще перестаем молиться. «Умилосердись над рабами Твоими». Как ни удивительно, Моисей называет израильтян рабами Божьими. Они восстали против Бога, но не покинули Его совсем. Они хотели продолжить служить Ему, поэтому просили пожалеть их. Разве хозяин не пощадит своего собственного раба? Бог сурово наказал израильтян, но не отказался от них совсем. Он не отрекся от них, и поэтому они просили Его о благоволении. Моисей просит Бога ниспослать народу милость и сменить гнев на благодать, даже если им не суждено увидеть земли обещанной. Эта молитва вполне соответствует духу израильского законодателя: как и все прочие молитвы Моисея, она сошла с уст человека кроткого, но дерзновенно молящегося за свой народ. Моисей говорил с Богом так, как человек говорит со своим другом. 14. «Рано насыть нас милостью Твоею». Псалмопевец просит Бога о скором вмешательстве, зная о том, что все мы смертны, а жизнь наша скоротечна. Праведные умеют превращать даже самые тяжелые испытания в доводы у престола благодати. Всякий желающий молиться может и должен обращаться к Господу с прошениями и ходатайствами. Народ Божий может насытиться только милостью Божьей. Вот почему Моисей ревностно просил Господа о скорой милости: как манна падала утром, так пусть милость будет дана как можно раньше, ибо жизнь скоротечна. «И мы будем радоваться и веселиться во все дни наши». Мы скоро умрем, так не лишай же нас милости Своей, о Господь! Насыть нас рано, молим Тебя. Дни наши коротки, и ночь уже не за горами, насыть же нас благодатью, дабы мы радовались и веселились весь наш краткий век. Наполненные божественной любовью сердца израильтян будут непрестанно радоваться и ликовать, пока смерть не заставит их остановиться. Когда Господь обновляет наш дух, сердца наши исполняются радостью, которую никто не может у нас отобрать. Кто наслаждается присутствием Божьим, того не устрашат вести о скорой кончине. Он знает, что скоро грядет ночь, однако не смущается ни от какого страха, но продолжает жить в полную силу, торжествуя о милости Господней и предавая будущее в Его заботливые руки. Все поколение вышедших из Египта было обречено умереть в пустыне, и эта весть, вполне естественно, повергала их в уныние. Вот почему великий вождь племен израильских обратился к Богу с просьбой благословить народ Своим благодатным присутствием, ибо знал, что никакое другое благословение не способно утешить сердце так, как это. 15. «Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие». Никто не может утешить сердце так, как Ты, Господи. Возвесели нас так же, как ты некогда нас поражал. Уравновесь чаши весов. Ниспошли нам столько же благости, сколько мы видели скорби. Ты питал нас горькими травами, так даруй же нам и ягненка. Пусть день наш длится столько же, сколько ночь. Перед нами неповторимая, по–детски наивная, но очень глубокая молитва. Она основана на особой благости Господа, который всегда воздает человеку добром после того, как тот вкусил зла. Благодаря великим испытаниям мы обретаем способность чувствовать великую радость и становимся вестниками преизобильной благодати. Все действия Божьи совершаются согласно премудрому замыслу. В ничтожной жизни все ничтожно, а в великих историях все огромно: как скорбь, так и обретенное счастье. В этих историях есть и высокие холмы, и глубокие долины. Для левиафана Бог создал море, а для мелкой рыбешки — пруд. Все, что существует в море, сочетается своими размерами с левиафаном, а в маленькой речке все маленькое — по размерам ее мелким обитателям. Если Бог посылает нам великие испытания, значит, мы можем ожидать от Него великих радостей. Более того, мы должны молиться о них с верой и дерзновением. Бог, посещающий нас жезлом сурового наказания, никогда не бывает скуп в Своей благости. Чем тяжелее испытание, тем обильней будет радость. Воззовем же к Господу с твердой верой. 16. «Да явится на рабах Твоих дело Твое». Заметьте, что псалмопевец делает особый акцент на слове «рабы». Закон не позволял ему называть народ Божий както иначе, для Моисея это было пределом. Христос же называет нас не рабами, а друзьями, и потому, если мы мудры, то должны в полной мере воспользоваться данной нам свободой. Моисей просит Бога явить избранному народу Свое могущество в провидении и тем самым ободрить сердца верующих. В своих собственных делах они не находили никакого утешения, тогда как дела Господни были для них неиссякаемым источником надежды. «На сынах их слава Твоя». Израильтяне жаждали увидеть на своих растущих сынах какиенибудь проявления обещанной Богом славы. Их сыновья должны были унаследовать землю обещанную, и израильтяне хотели увидеть на них знамение Господне, некий отблеск грядущей славы. Все праведники искренне и страстно молятся за своих детей. Они с радостью согласятся претерпеть множество страданий только для того, чтобы их дети познали славу Божью и служили Богу всем сердцем. Мы согласны трудиться не покладая рук, только бы наши дети увидели плоды трудов наших, и мы с радостью сеем для того, чтобы они могли пожать. 17. «И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас». Да снизойдет на нас Твое благословение, несмотря на то, что мы никогда не увидим земли обещанной! Нам вполне достаточно того, чтобы в наших мыслях и поступках отражалась святость Божья и чтобы на всем нашем стане были явлены совершенство и красота Господа Бога. Христиане должны непрестанно молиться о своем освящении. «И в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй». Пусть все дела наши будут истинными и останутся после нас, когда мы сойдем в могилу. Пусть дела нынешнего поколения способствуют становлению святого народа. Праведники не терпят бессмысленных дел. Они знают, что без Бога ©ни не могут делать ничего, и потому просят Господа о помощи во всех делах своих, о благоволении ко всем своим начинаниям и об утверждении всех своих замыслов. Церковь жаждет во всем видеть руку Божью, помогающую делам святого народа, дабы во славу Божью воздвигался вечный и незыблемый храм. Человек приходит и уходит, а дела Божьи пребывают вовек. Мы готовы умереть спокойно, зная, что Христос живет вовек и Царство Его растет. Господь вечен, и потому мы предаем все дела наши в Его руки, зная, что все совершенное нами будет пребывать вовек, ибо совершается в большей степени Им, чем нами. Мы сгорим как солома, брошенная в огонь, а наши святые дела, подобно золоту и драгоценным камням, останутся нетронутыми пламенем.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |