Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истолкование. Когда жизнь втоптана в землю




Композиция

Заглавие

Псалом 142

Когда жизнь втоптана в землю

«Псалом Давида». Он так похож на все остальные творения Давида, что его авторство не вызывает у нас ни малейшего сомнения. История самого Давида служит иллюстрацией к этому псалму, в каждой строчке которого живет дух его автора. Трудно сказать, почему он причислен к так называемым покаянным псалмам. Ведь он звучит скорее как провозглашение Давидом его собственной праведности и негодующая молитва об отмщении клеветникам, чем исповедь. И хотя, судя по второму стиху, Давид даже не надеется оправдаться перед Господом, он едва ли проникнут сокрушенным духом покаяния. Псалмопевец настроен скорее воинственно. Он молит о прекращении своих страданий, однако нельзя сказать, что при этом он слезно исповедует свои прегрешения. Вероятно, ктото из священников или раввинов по своему усмотрению сделал семь покаянных псалмов неотъемлемой частью богослужения. В действительности же они представляют собой удивительное многообразие напевов, шкатулку с благовониями, где смешались различные ароматы: сладостные и горестные, резкие и утонченные. Это вопль смятенной души, человека, бессильного вознестись к высотам истинно духовной молитвы. Вновь и вновь он со слезами погружается в самые глубины своих временных бед, тем не менее не оставляя попыток обратить свой взор на вещи более возвышенные. Порой его голос переходит в стон, молящий о милости не в состоянии сдержать призывов к отмщению. Псалмопевец воздевает руки к небесам, будучи в то же время опоясан острым мечом, звон которого безошибочно различим в заключительной части псалма.

Псалом разделен на две части словом «селах». Мы последуем этому естественному делению, не прибегая к дополнительному расчленению псалма. Да ведет нас Дух Святой к постижению его сокровенного смысла.

1 Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей 2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. 3 Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, — 4 и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое. 5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. 6 Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.

 

1. «Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему». В предыдущем псалме Давид рассказывает о том, как он воззвал к Господу. Здесь же он ищет благоволения Яхве, живого Бога, который внемлет всем нашим молитвам. Памятуя об этом, он молит Господа услышать его слабый срывающийся голос. Дважды он просит своего милосердного слушателя об одном и том же благословении: «услышь» и «внемли». Праведник так сильно жаждет быть услышанным, что готов вновь и вновь повторять свою мольбу. Псалмопевец желает быть не только услышанным, но и понятым. Посему он восклицает: «услышь», а затем и «внемли». Мы оказались в затруднительном положении, и нам необходимо особое внимание. Вероятно, Давид хотел бы представить свою тяжбу с врагами на рассмотрение праведного

Судьи с уверенностью в том, что после разбора выдвинутых против него ложных обвинений его ожидает полное оправдание. Желая предстать перед Королевским судом, в конце концов, он тем не менее обращается к мировому судье, называя свою просьбу молитвой, а не судебным иском. Более того, Давид отнюдь не стремится к судебному разбирательству себя самого и своей жизни. Ведь в этом случае ему не пришлось бы рассчитывать на оправдательный приговор. Он так настойчиво взывал к Богу о помощи, что вся его жизнь превратилась в единую и непрерывную молитву. Прошения его столь разнообразны, что вылились во множество отдельных молений.

«По истине Твоей услышь меня, по правде Твоей». Святые Господни надеются не только быть услышанными, но и получить ответ на свою молитву. Они жаждут узреть исполнение Божьих обещаний и торжество правды и справедливости. Благо тому, кто взывает об избавлении, уповая на праведность Божью. Именно этому учит нас Евангелие: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши». Даже более суровые качества Бога проявляются во благо тем, кто смиренно уповает на Него и изливает свое упование в молитве. Если все наши устремления праведны, мы ощущаем себя в безопасности. Верность и праведность Божьи окружают нас, подобно неприступным крепостным стенам. Эти Его качества дают ответ на всякую молитву. Все отвергнутые ими прошения недостойны божественного слуха как нечестивые и противоречащие Господним обещания.

2. «И не входи в суд с рабом Твоим». Припадая к престолу благодати, Давид не имеет намерения предстать перед судом. Он чист в глазах людей, но перед Богом вина его очевидна. Называя себя рабом Божьим, он не претендовал на совершенство и особые заслуги. Ведь и в роли раба он не представлял для Бога никакой ценности. Если же в голосе раба звучит такое смирение, что же сказать о молитве грешника? «Потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих». Никто не устоит перед Богом, опираясь на закон. Взор Божий проникает прямо в сердце. От Судьи не укроется даже малейший из наших недостатков. Лицемерие и пустые обеты не являются преградой для Его проницательного взгляда. Перед Ним открыты самые потаенные уголки нашей души. В этом стихе Давид изложил учение о всеобщем осуждении по закону задолго до того, как Павел взялся за перо. Истина эта непреложна сегодня так же, как и во времена Давида: никто из живущих не смеет предстать перед судом великого Царя, опираясь на закон. В наши дни находятся и такие отъявленные гордецы, которые осмеливаются претендовать на совершенство во плоти. Но и эти тщеславные хвастуны не являются исключением из правила. Они всего лишь люди, к тому же не лучшие их представители. Внимательно вглядевшись в их жизнь, мы обнаружим у них гораздо больше недостатков, чем у смиренно кающихся грешников, превосходством над которыми они так кичатся.

3. «Враг преследует душу мою». Он гонится за мной со зловещей решимостью, доставляя мне неприятности всякий раз, когда я оказываюсь в пределах досягаемости. Неприятель посягнул на душу, то есть жизнь псалмопевца. Намерения наших врагов злы, их нападки не детская игра, ведь они ищут отнять у нас самое дорогое — нашу жизнь. «Втоптал в землю жизнь мою». Жестокость недругов Давида отравляла ему жизнь. Он оказался как бы брошенным на землю под ноги своим врагам, не имея сил подняться. Злословие угнетает дух, оно подобно удару, который заставляет нас на время потерять сознание. «Принудил меня жить во тьме, как давно умерших». Враги не удовольствовались тем, что Давид пал на землю. Они пытались свести его в могилу и даже ниже. Ибо если бы это было возможно, они заперли бы святого в темных глубинах ада. Враждебность Саула вынуждала Давида жить в пещерах и тайных убежищах, подобно духу, лишенному пристанища. Он передвигался по ночам, а днем скрывался как некий беспокойный дух, которому отказано в достойном погребении. Праведные начали забывать о нем, словно его давно не было в живых. Нечестивцы же насмехались над его горестным видом, как бы осененным могильной тенью. Несчастный Давид! Будучи достоин благословлять дома живущих, он вынужден был общаться с умершими! То же может произойти и с нами, но Господь и тогда не отвергнет нас. Одно остается неизменным — Господь, позволивший нам обитать в окружении смертной тьмы, выведет нас на свет, в общество тех, кому Он даровал жизнь вечную.

4. «И уныл во мне дух мой, онемело сердце мое». Давида нельзя назвать стоиком. Он тяжело переживал свое изгнание, подвергаясь жестоким нападкам и лживым обвинениям. Он был растерян и сокрушен, в отчаянии от своего одиночества. Будучи человеком мыслящим и тонко чувствующим, он страдал от незаслуженной и неоправданной враждебности своих гонителей. Кроме того, его угнетало ощущение полного одиночества. На какоето время Бог, казалось, забыл о нем, и душа Давида была охвачено тоскою смертной. Те же слова мог бы произнести и Господь наш Иисус Христос, так что Глава подобна членам, а члены — Главе.

5. «Вспоминаю дни древние». Когда вокруг нет ничего, что могло бы нас порадовать, задумаемся о былом. Когдато мы были счастливы и наслаждались свободой, благодаря за нее Господа. Быть может, все это повторится. В прошлом Яхве не раз даровал Своему народу спасение. Почему бы Ему вновь не прийти нам на помощь? Нам и самим есть на что оглянуться. Мы вспоминаем о прошедших днях с радостью и благоговением. Эти воспоминания подобны цветам, с которых наша вера, как трудолюбивая пчела, собирает мед для нашего пропитания.

«Размышляю о всех делах Твоих». Когда мои собственные дела служат мне укором, размышления о Твоих подвигах придают мне силы и уверенности. Если деяния Господни не вселяют в нас надежду, давайте еще раз мысленно обратимся к ним, вновь и вновь освежая в памяти проявления Божьего провидения. Нам следует взглянуть в перспективе на все дела Господни, ибо все они содействуют нам ко благу, и каждое в отдельности заслуживает прилежного изучения. «Рассуждаю о делах рук Твоих». Давид не оставлял этого занятия даже в часы испытаний. Божье творение, как открытая книга, являла ему мудрость и благость Господню. Листая страницу за страницей, он вновь и вновь находил в делах рук Его бальзам для своих ран и покой от тревог. Когда наши собственные дела огорчают нас, пристальнее вглядитесь в Его творение. Воспоминания, размышления и рассуждения — три добродетели, служащие проводниками благодати для страждущего и унылого духа. Когдато Давид игрой на арфе изгнал из Саула злого духа. Теперь же мысли о Боге рассеивают мрак в его собственной душе.

6. «Простираю к Тебе руки мои». Мысли Давида устремлялись к Богу. Они возбуждали в нем пламенные желания, которые он изливал в самых ярких выражениях. Здесь псалмопевец подобен узнику, с мольбой воздевающему руки в надежде на освобождение. «Душа моя — к Тебе, как жаждущая земля». Подобно растрескавшейся земле, зияющей глубокими провалами и молчаливо взывающей к Богу, душа поэта томится жаждой. Ее не напоит дождь, пролившийся из небесного святилища. Лишенная средств благодати, она пересохла, и потому Давид восклицает: «К Тебе возношу я душу мою!» Ничто не утолит его жажду, кроме присутствия Божьего. Не только руки, но и сердце певца простерты к Господу. Он страстно желает предстать перед Ним. Если бы он хотя бы ощутил присутствие Божье, то перестал бы чувствовать себя подавленным и окруженным смертной тьмой. Все вокруг источало бы радость и мир.

«Селах». Молитвенный пыл достиг своего накала, и пришло время молчания. Струны арфы и сердца натянуты до предела, им необходим краткий отдых, прежде чем они исполнят для нас вторую часть своей песни.

 

7 Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу 8 Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. 9 Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю. 10 Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благой да ведет меня в землю правды. 11 Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою. 12 И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.

 

7. «Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает». Если избавление задерживается, оно может прийти слишком поздно. Несчастный проситель слабеет, стоя на пороге смерти. Жизнь постепенно покидает его, на счету каждая минута. Скоро наступит конец. Ни в одной мольбе не звучало еще столько отчаяния. Кто откажется помочь человеку, если речь идет о его жизни и смерти? Когда страдания достигают своей крайней точки, милость Божья спешит к нам, не зная преград. Дух наш изнемогает, но Господь не оставит нас. Он не замедлит явиться на крыльях ветра. «Не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу». Общение с Богом столь драгоценно для верующих, что недостаток его равносилен смерти.

Лишаясь такого общения, сердце наполняется отчаянием, а разум теряет способность мыслить. Кроме того, в Его отсутствие враги могут безнаказанно осуществлять свои замыслы, так что их несчастной жертве вновь грозит неминуемая гибель. Когда Господь обращает на нас лицо Свое, мы пробуждаемся к жизни. Когда же Он отворачивается от нас, мы умираем. Благоволение Божье к нашему труду сулит успех и процветание, если же Он не призрит на дело рук наших, то все наши усилия окажутся напрасными.

8. «Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю». Господи, горе лишило меня слуха — помоги мне вновь научиться различать звуки. Лишь один голос способен вселить в меня радость — даруй мне услышать милость Твою. Она услаждает мой слух, даруй мне услышать ее ранним утром на заре. Для нашей души Божья любовь подобна росе. Ночь прошла, и утренняя свежесть осушает слезы и дарует радость. Один Бог силен изгнать из нашего усталого слуха суетный шум, заворожив нас сладостной мелодией Своей любви. Верою мы взываем к Господу, и Он не оставляет надеющихся на Него. Слова «на Тебя уповаю» для Бога звучат убедительнее самых красноречивых заверений. Даровавший нам слух вновь вернет его нам. Тот, кто является воплощением любви, не лишит нас Своей милости.

«Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою». Великий Первоисточник дарует нам и слух, и знание. Способность духовного восприятия вещей исходит от Бога, и Он один обогащает нас священным познанием. Нам крайне необходимо научиться выбирать правильный путь в жизни. Кто может в точности соблюдать закон, не поняв его до конца? Разве святость совместима с невежеством? Не зная пути, нельзя по нему следовать. Не изучив окрестностей, нельзя найти верную тропу. Псалмопевец возносит к Богу душу свою — вера пробуждает к жизни, и души уповающих на Него воскреснут из мертвых. Не позволяйте свой надежде угаснуть, но старайтесь подняться над жизненными невзгодами. Так поступают мудрые. Оказываясь в затруднительном положении, Давид неизменно возносил свою душу к Господу, зная, что в этом случае он едва ли собьется с правильного пути. Когда душа «унывает и смущается», вознесем ее к Богу. Это может оказаться полезным в молитве: Бог, к которому мы возносим свои души, милостиво снизойдет к нам и явит Свою волю. Последуем же примеру Давида, и когда на сердце тяжело, будем искать не утешения, но самого Господа.

9. «Избавь меня, Господи, от врагов моих». Нас окружают враги, мы не в силах справиться с ними или хотя бы бежать от них. Но Господь может и желает избавить нас, если мы воззовем к Нему в молитве. Это оружие послужит нам лучше, чем щит и меч. «К Тебе прибегаю». Гонения обернулись для Давида благом. Беда заставляет нас прибегать к Господу, но Он обращает ее в радость. Такой побег не проявление малодушия, поскольку требует большого духовного мужества. Бог силен уберечь нас от зла, и Он не даст ему даже приблизиться к нам. В Нем мы находим свое убежище. Христос стал утешителем Своего народа. Чем скорее мы всем сердцем приникнем к Нему, тем лучше для нас. Под алым покровом искупления Господня верующие находятся в полной безопасности. Укроемся же под ним и обретем покой. В седьмом стихе поэт воскликнул: «Не скрывай лица Твоего!», здесь он просит Бога укрыть его самого. Обратите внимание, как часто он произносит слова «к Тебе». Он неизменно следует за Богом, даже если со стороны это больше напоминает отступление. Всем своим существом Давид желает приблизиться к Богу. Откажется ли Господь утолить его жажду? Нет, ибо Бог есть любовь.

12. «И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою». Давид не сомневается, что так и будет, и с уверенностью предсказывает такой исход событий. Будучи христианами, мы не вправе молить Бога о подобных вещах, но в ветхозаветные времена это не противоречило духу закона. Жажда справедливости побуждала Давида к такому прошению, но оно не было проникнуто духом любви. Мы, христиане, можем следовать его примеру лишь в духовном смысле. Однако Давид, будучи по природе своей великодушным человеком, поступал с Саулом столь благородно, что этот стих, видимо, является преувеличением его подлинных чувств. «Ибо я Твой раб». Я верю, что мой Господин защитит Своего слугу и дарует победу в бою. Этот псалом — молитва воина, в нем запах пыльных дорог и дым сражений. Молитва Давида была услышана, а значит, не напрасна. И все же есть «путь еще превосходнейший».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.