КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема антропогенеза
Однако по мере развития стремление держаться за бессознательное становится антитетическим тому, что можно назвать прогрессом. Когда новая и более высокая ценность, солнечный мир, начинает противостоять лунному миру, как патриархат и матриархат, оба понимаются как психологические стадии. Только на более поздних стадиях развития, когда патриархат достигает реализации или получает нелепое завершение и теряет связь с материнской основой, в фазе индивидуации происходит обратное. Теперь патриархальное солнечное сознание воссоединяется с тем, что ему предшествовало и вместе с возрождающей силой первичных вод матриархального сознания – ближе к первичной матрице и ее центральному символу, луне – поднимается из глубин, чтобы отпраздновать древнейший ритуал иерогамии луны и солнца на новом, более высоком уровне человеческой психики. В заключение давайте еще раз вспомним фазы развития женщины. В фазе самосохранения первичные отношения преобладают абсолютно, мужчина является подчиненным как инструмент или как ребенок. Исходя из размера опыта женского эго, оно использует его и в контексте архетипически Женского и в контексте материнства; Кора это Деметра, то есть, эго переживает свою идентичность с тотальностью психики совершенно и безраздельно. Принцип противоположностей недостаточно разработан и поэтому сознание бедно содержанием. В фазе патриархального уробороса заметны новые изменения. Мужчины и архетипическое Мужское ощущаются как чрезвычайно отличающиеся от нее, и, отступая от себя и сдаваясь трансперсональному Мужскому, женщина ощущает себя как лицо женского пола на новом уровне. Во-первых, она должна принести в жертву свои первичные отношения с матерью и с материнским основанием, от которого ее освобождает патриархальный уроборос, и теперь она воспринимает мужчин и Мужское как жена и дочь, а не как мать, ощущающая что-то, рожденное от нее. Это констеллирует новую фазу сознания, которую мы охарактеризовали как матриархальное. В этой фазе мужской духовный компонент занимает свое место как Господин Женщин, как луна; потрясенное этим, сознание принимает его и становится им оплодотворенным. В обеих констелляциях когниция и знание – это не что-то, произведенное сознанием, а скорее что-то, что с ним происходит. Активность находится в лунно-духовной части сознания, той части психики, которая впоследствии превращается в мир анимуса. Его способ выражения – это мир появляющегося узнавания, познания и фрагментов знания, которые эго ждет, принимает и за которыми наблюдает, в определенной степени только как «акушерка». Когда аспект луны-духа является матриархальному сознанию в женской форме как София, это означает, что женская Самость стала видимой женскому эго. Такое проявление луны-богини-Софии соответствует процессу трансформации ахетипического Женского как такового, в которое прорывается присущая ему духовная природа. Трансперсональный небесный архетип женского духа противостоит земному бессознательному архетипической Деметры, которая отказывается уступить свою дочь Кору. Даже если такая София-стадия женского развития приобретает окончательную ясность только в процессе индивидуации, она сначала проявляется в мифологической проекции в ранней фазе патриархального уробороса. Там мужской лунный дух ощущается как центр анимуса-мира, как сын-дух-потомок тотальности женского духа. Подобно тому, как для мужчины анима – это дочь мужской фигуры духа, представляющая тотальность (мужское божество), анимус в женщине – это сын женской фигуры духа, Софии, женского божества, представляющего целостность. После того как она проживает разные стадии патриархата и противостояния, женщина преодолевает патриархат и патриархальное сознание в конечной фазе индивидуации. Ее исконные отношения с Великой Матерью восстановлены на новом уровне, однако, в той мере, в которой матриархальное сознание не впадает в болезненное самоотчуждение, она также переживает усиленное оживление матриархального сознания, которое продолжает активно оказывать на нее свое воздействие, даже если ее затемняет дневная видимость вновь победившего патриархального сознания-солнца. Для мужчины, чей отличающийся ход развития принуждает его двигаться в сторону большего дистанцирования от бессознательного и от Великой Матери, матриархальное сознание далеко не архаичный пережиток, который нужно преодолевать. Дифференциация, достигшая своего апогея в современном патриархальном сознании, привела к тому, что современное человечество стало невротичным, самоотчужденным, привела к серьезной потере творческой энергии в психике. Именно поэтому, воссоединение с подсознательным особенно важно для мужчин. Но в их случае такое воссоединение происходит через аниму, его женскую часть. Мужчине также необходимо сделать реальным и воплотить матриархальное сознание, связанное с анимой. Единственный путь, приводящий к синтезу, к новым знаниям, которые мы можем назвать озарением или просветлением, по сравнению с односторонним сознанием, это воссоединение мужчины с анимой-миром души и воссоединение женщины с анимусом-миром духа. В китайском языке иероглиф Мин, озарение или просветление, нарисован как сочетание образов солнца и луны. [48] И для мужчин и для женщин целостность достижима только тогда, когда соединенные вместе противоположности дня и ночи, высшего и низшего, патриархального и матриархального сознания достигают свойственной им генеративности, восполняют и оплодотворяют друг друга. Еврейский Мидраш повествует нам о том, что в начале сотворения мира луна и солнце были одинакового размера, но потом случилось что-то непредвиденное, и размеры луны уменьшились, а солнце стало господствующим небесным телом. Однако обещание Бога, данное луне, говорит о возможности восстановления первоначальной ситуации в будущем: В грядущие времена будешь Ты опять великим как Солнце; А сияние Луны будем таким же, как сияние Солнца[49] Перевод Ника Смит
[1]“ Uber den Mond und das matriarchale” – специальное издание, 1950 год Neumann Origins and History [2] Уроборос – это змея, держащая во рту свой собственный хвост; символ закрытой, само-контейнируемой бессознательной психической ситуации, первичного состояния. См. там же. [3] «Мужское» и «женское» здесь используются как символические термины и не должны конкретно идентифицироваться с «мужчиной» и «женщиной» как обладателями специфических половых характеристик. Мужчина и женщина психологически бисексуальны, поскольку у обоих в бессознательном присутствуют контр-сексуальные «авторитеты» - фигуры анимы у мужчины и анимуса – у женщины. К.Г. Юнг «Отношения». [4] См. предыдущее эссе данного сборника [5] Было бы достаточно легко представить здесь обширный материал, подтверждающий каждую из этих и других мифологических стадий, но мне кажется это здесь избыточным, поскольку нас интересует толкование феномена, а не нагромождение материала для его амплификации. См. следующих авторов. [6] См. Rene Spitz [7] См. Hugo Rahner [8] См. A. Jeremias [9] Этот материал будет подробно представлен в предполагаемом исследовании Psychologie des Wieblichen {Нойманн не публиковал в последнее время материала, который, возможно, явился бы более подробной работой о психологии женского, хотя он коснулся темы палочки для добывания огня в работе Великая Мать. См. также Юнг Symbols of Transformation. [10] См. Kelsen, стр.45 [11] Компенсаторные отношения луны и принципа сознания, при которых архетипически мускулинная луна-анимус компенсирует архетипически фемининное матриархальное сознание, а луна-анима принадлежит мускулинно-патриархальному сознанию, не являются абсолютно достоверными. Например, на матриархальной стадии фазовая природа луны может быть представлена как архетипически фемининная, как мы уже видели. Напротив, в патриархальной психологии иудаизма мужчина может представлять себя как фемининную луну по отношению к превосходящему ее мускулинному божественному солнечному принципу, если религиозное сознание мужчины идентифицируется с женской луной-анимой. Идентификация Иакова и луны в еврейском Мидраше является показательным примером. Похожие примеры можно найти в Кабале. Аналогичные символические взаимоотношения являются валидными на коллективном уровне при идентификации церкви с луной (см. выше Rahner п.7) и индивидуально, где, как, например, в мистицизме конкретная душа принимает рецептивную природу луну по отношению к божеству. [12] См. A Ungnad [13] См. Origins and History [14] См. выше Briffault, п. 5 [15] Там же [16] См. M. Esther Harding Women’s Mysteries, Ancient and Modern, с выводами которой я согласен лишь частично. [17] См. работу [18] Бисексуальность луны находит свое выражение уже в мифах Платона, в которых мужчины порождаются солнцем, женщины [планетой] Венерой, а гермафродиты луной. Бисексуальность связана с первичной ситуацией уробороса, содержащей в себе и феминное и мускулинное. {ср. The Symposium, где, однако, говорится, что женщины появляются из Земли}. [19] См. Бриффолт, the Mothers [20] Свет природы – это интуитивное понимание фактов, своего рода озарение. Юнг «Парацельс как духовное явление». [21] Сравни следующие этимологические словари [22] См. словарь [23] См. работы [24] Не случайно, что территория Муз, то есть женских сил, женской силы, управляющей всеми «размышлениями», музыкой, ритмом, танцем, пророчеством и гаданием, и, в целом, всем творческим и артистичным, связано с луной и ее отношением к числам девять и три (см. Кереньи). Подобным образом связаны фигуры Мусея, его сына Евмолпа, и Орфея, ставшего важной фигурой для продвижения матриархального сознания в Орфических и Элевсинских мистериях (См. Бакофен). Далее следует упомянуть, что в Китае возникновение театра связывается с луной. Как гласит легенда, император, посетивший луну, был так очарован танцующими и поющими там феями, что после возвращения на Землю, он стал учить юношей и девушек этим пеням и движениям и, таким образом, основал китайский театр (См. Дж Бредон и Игорь Митрофанов) [25] В этом смысле, конечно, музыка не является только одним конкретным видом искусства, существующим во времени; весь символизм луны, концепция качественного времени, ритма, фаз и т.д., становятся определяющими для ее базовой структуры и далеко не только в примитивной музыке. [26] См. Вилли Хеллпак [27] Здесь мы только можем ссылаться на психологию астрологии, которая описывает человеческую типологию в целом, а также течение судьбы с точки зрения космической обусловленности во время беременности и родов [28] См. Рудольф Отто [29] См. Нойманн [30] См. Origins and History [31] См. сказки Гримма для больших и маленьких. [32] См. выше стр. 781 [33]Здесь и в последующем изложении мы рассматриваем мышление только как явный пример дифференцированной функции, чье преобладание является характерной чертой патриархального сознания. См. Юнг «Психологические типы». [34] Глагол Aufgehen имеет несколько оттенков значений. Во-первых, он означает подниматься, восходить, как это делают луна или солнце. Во-вторых, при употреблении с растениями и семенами aufgehen означает прорастать или всходить, давать ростки, давать побеги, выстреливать. Когда мы применяем этот глагол с бутонами или соцветиями, он приобретает значение открываться или раскрываться. Этот глагол также применяется, когда мы описываем поднимающееся тесто. В переносном смысле aufgehen встречается в выражении «Mir gehen die Augen auf», означающем «я вижу свет», «мне пришло в голову», «я понимаю». В деловом или политическом языке глагол означает «сливаться». Все эти нюансы отражают использование слова Нойманном в данном контексте (прим. нем. переводчика). [35] Интересно, что часто говорят, что сокровище «расцветает». [36] См. Лао Дзы [37] См. Гераклит из Эфеса [38] См. Ницше [39] См. Иеремия [40] См. Кереньи [41] Здесь мы не будем рассматривать символ серебра, принадлежащего луне, и связанной с ним работой Гесиода «Серебряный век человека». [42] См. Иеремия [43] См. Пол Деуссен [44] См. Гете [45] См. предыдущее эссе [46] Как бы в ответ на вопрос о зависти к пенису, которую мужчины приписывают женщинам, одна психоаналитическая теория женщины-аналитика содержат постулат (имеющий под особой основания и, несомненно, обладая чувством юмора), что все культурные достижения мужчины - всего лишь компенсация за его неспособность давать рождение в конкретной форме и поэтому возникают, в каком-то смысле, из «зависти к матке». (Это ссылка на теорию Карен Хорни: см. ее ранние работы, переизданные в журнале Feminine Psychology) [47] См. Бриффолт The Mothers [48] См. Rose Quong [49] См. J. Bin Gorion
Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных, – сознание человека. Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение человека к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики. По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуя над нею, стал, превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама деятельность его становилась все более сознательной: направленная в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная на определенные результаты – на производство определенного продукта, – требовал предвидения. Необходимое для труда, оно в труде и формировалось. Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, "инстинктивного" в своей основе поведения животных. Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа. Данные современной науки исключают возможность происхождения человека от одной из современных пород человекоподобных обезьян, но определенно указывают на общность их происхождения. <...> В процессе очеловечения, в филогенезе человека решающее значение имело опять-таки изменение образа жизни прачеловека: отдаленный предок человека спустился с деревьев на землю. <...> Развитие руки как органа труда было вместе с тем и ее развитием как органа познания. Многообразные прикосновения в процессе труда стимулировали чувствительность руки и, отражаясь на строении периферических рецепторных аппаратов, привели к усовершенствованию осязания. В процессе активного ощупывания предмета рука начинает дифференцировать различные чувственные качества как признаки и свойства обрабатываемых человеком предметов. <...> Развитие трудовой деятельности привело также к развитию более совершенных, более тонких и лучше координированных движений, совершаемых под контролем высших чувств, главным образом зрения: для труда потребовалась все более совершенная координация движений и в процессе труда она развивалась. Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений – с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшийся характер деятельности человека и соответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. так называемые проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи. Так развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения, а развитие его строения обусловило в свою очередь возможность появления и развития новых, все более сложных функций, как двигательных, так и сенсорных, как практических, так и познавательных. Вслед за трудом и рядом с ним возникшая в совместной трудовой деятельности речь явилась существеннейшим стимулом развития человеческого мозга и сознания. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие его мозга создало новые возможности для развития его сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия на окружавшую его природу все новые стороны ее. Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человечеством опыт из поколения в поколение, с другой стороны, эта передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи. Для общественного труда необходимо было общественное, материализованное в речи сознание. Необходимое для общественного труда, оно в процессе общественного труда и развивалось (см. главу о речи). Становление человека было длительным процессом. Древнейшим представителем человечества и в то же время по своему физическому типу переходной формой от обезьяны к человеку является яванский питекантроп; <...> питекантропу уже свойственно было прямохождение при действиях верхними конечностями, свободными от функций локомоции при передвижении по земле. Точно неизвестно, изготовляли ли питекантропы орудия, но можно предполагать, что они уже перешли эту грань. С несомненностью установлено употребление орудий у синантропов. <...> Синантропы по уровню развития культуры стояли довольно высоко: это были несомненно общественные существа с общественным способом охоты и поддержания огня. Череп синантропов еще очень схож с черепом питекантропа; в некоторых отношениях он даже более примитивен (например, по особенностям височной кости), но мозговая коробка более объемиста. <...> К кругу обезьянолюдей причисляют (или выделяют в отдельный вид) еще гейдельбергского человека, известного только по одной нижней челюсти. <...> В то время как синантропы жили в первую половину четвертичного периода, общая длительность которого исчисляется примерно в один миллион лет, гейдельбержцы жили во вторую межледниковую (миндельрисскую) эпоху, около 400 тысяч лет назад. В их время каменные орудия в Европе имели тип орудий ашельской культуры, предшествовавшей культуре мустьерской. Носителями мустьерской культуры были неандертальцы, которые являются потомками обезьянолюдей, или людей эпохи аморфной стадии индустрии и эпохи раннего палеолита. <...> Первая находка человека подобного типа была сделана на склоне горы Гибралтар в 1848 г. <...> Неандертальцы – представители древнего человеческого типа, предшествовавшего типу современного человека и являвшегося предком последнего. <...> Палестинские неандертальцы обнаруживают удивительное сочетание особенностей неандертальцев (например, надглазничный валик) с особенностями типа современного человека (например, явственно выраженный, хотя еще и не сильно развитый, подбородочный выступ): этих неандертальцев можно вполне считать переходной формой между собственно неандертальцами и ископаемыми людьми современного типа (кроманьонцами и т.п.). <...> Неандертальцы преобразовались в более высокоразвитого человека позднего палеолита: уже люди ориньякской эпохи обладают всеми основными чертами строения современного человека. <...> Развитие внешнего облика, самой природы человека шло в связи с развитием общественного труда, с развитием техники изготовления и применения орудий, с развитием общества. В процессе общественно-производственной деятельности людей, благодаря которой они изменяют окружающую их природу, изменяется и их собственная природа.46 Изменяется их природа – и физическая, и психическая. Совершенствуется рука, способная создавать более тонкие и разнообразные орудия, например резцы, с помощью которых кроманьонские мастера создавали свои первые оригинальные произведения примитивного искусства. Совершенствуется глаз, способный любоваться этими произведениями искусства, развивается головной мозг. Словом, из Homo neandertalensis формируется Homo sapiens – человек с теми морфологическими чертами, которые в основном характеризуют современных людей, и это уже подлинная история со сменой эпох, которые недаром обозначают как каменный, медный, бронзовый, железный век. За ними следуют уже исторические времена, определяемые историческими датами, хронологией.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |