Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия




Принимая во внимание значительное распространение среди детей, имеющих задержку развития, и учащихся, испытывающих трудности в процессе обучения, тех или иных проявлений нарушений высших психических функций, нейропсихология, как отрасль психологической науки представляет, неоценимые возможности для своевременного выявления и коррекции имеющихся дисфункций

Для психологической науки важны следующие положения Л.С. Выготского: высшие психические функции формируются прижизненно в определенной хронологической последовательности и в виде изменения их мозговой организации; влияние очаговых поражений на высшие психические функции неодинаково на разных этапах психического развития, в частности у взрослого человека и в детском возрасте

2.«Высшие психические функции» - центральное понятие для

нейропсихологии – введено в общую психологию и в нейропсихологию Л. С. Выготским, а затем подробно разработано А. Р. Лурия.

В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями, программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

Психические функции обладают тремя основными характеристиками: они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов, они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы) и произвольны по способу осуществления.

Высшие психические функции (ВПФ) – сложное системное образование, качественно отличное от других психических явлений. Они представляют собой психологические системы, которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого.

Основные характеристики высших психических функций – опосредованность, осознанность, произвольность как системные качества.

.. Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменным в них является исходная задача (осознанная цель) или программа деятельности и конечный результат. Средства, с помощью которых реализуется заданная задача вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.

Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний процесс.

Теория системной динамической локализации высших психических функций предполагает их многоэтапную иерархическую многоуровневую системную мозговую организацию.

Локализация высших психических функций характеризуется также д инамичностью, изменчивостью.

Принцип динамической локализации высших психических функций человека опирается на данные современных исследования, установивших их изменчивость под влиянием различных воздействий, включая влияние индивидуальной среды воспитания и коррекционных программ.

Содержание этой теории раскрывается в нескольких теоретических положениях или принципах.

1. Принцип созревания мозга “снизу вверх”, что проявляется в иерархической структуре ВПФ..

2. Принциы иерархии и гетерохронности локализации ВПФ, сложной их последовательности.

ВПФ, формируясь на разных возрастных этапах, локализуются не одновременно, а каждая психическая функция находит своё место в головном мозге в определённый период формирования и развития. Гетерохронность созревания мозга и гетерохронность формирования ВПФ сначала идут параллельно, затем сталкиваются, пересекаются, и каждая ВПФ находит свою систему и область мозга, которая готова её реализовать. Этот сложный и неоднородный процесс приводит в определённый возрастной период к созреванию определённых зон мозга и к формированию соответствующих им психических функций. Сбой в этом процессе может привести к несформированности, задержке развития или дефекту тех или других ВПФ.

В этом сложном процессе формируется системная и динамическая локализация ВПФ в головном мозге. ВПФ, представляющие собой функциональные системы, не могут быть локализованы в неких “мозговых центрах”.

Учение о “системной и динамической” локализации ВПФ предполагает, что ВПФ осуществляются системами совместно работающих, но функционально высокодифференцированных зон коры мозга

Каждая ВПФ осуществляется той системой зон мозга которых реализует её психологическую структуру.

“Динамическая локализация” означает: рабочие объединения различных зон и уровней мозга, обеспечивающих ту или другую психическую функцию, могут меняться по мере её формирования. То есть функция меняется местами по мере развития по своей структуре, и меняются её взаимоотношения с другими психическими процессами, а следовательно, меняется её локализация, которая резко отличается у взрослого и ребёнка. Меняется локализация функции и при её нарушении при очаговых поражениях мозга, которые нарушают целостность функциональной системы, а восстановительное обучение (а иногда и спонтанные перестройки) перестраивает её локализацию. Понятие “системная локализация” определяет подход к анализу их нарушений, возможностей и путей восстановления.

3. Принцип постепенной латерализации ВПФ раскрывает постепенное включение в работу обоих полушарий мозга и их роль в локализации формирующихся и развивающихся ВПФ ребенка.

4. Принцип системной локализации ВПФ указывает на взаимодействие определённых групп ВПФ и их определённый способ локализации – не изолированной, а системной..

 

3. К собственно нейропсихологическим понятиям можно отнести большое число разного рода понятий, из которых наиболее важными являются следующие.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

Первичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, непосредственно связанных с нарушением определенного фактора.

Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением определенного фактора.

Нейропсихологический фактор – физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры, нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома

Факторный анализ – изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с выпадением определенного фактора

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов

Нейропсихологическая диагностика – исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга

Функциональная система – физиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П.К. Анохина, используемое для объяснения физиологической основы ВПФ

Практические аспекты - высшие психические функции формируются на основе определенных зон мозга(первичные зоны) за счет поэтапного установления связей с пограничными областями(вторичные зоны) и отдаленными участками мозга (третичные зоны). Их функционирование осуществляется за счет системной деятельности различных участков мозга, причем вклад каждой зоны в общую деятельность зависит от стоящих перед индивидуумом задач.

При анализе возникающих проблем в деятельности человека важно выявить «слабое звено» функциональной системы для разработки целенаправленной нейропсихологической коррекции.

4. Гибкие и жесткие звенья мозговых систем.

Этот термин был введен Н.П. Бехтеревой. К жестким звеньям относятся генетически детерминированные, врожденные функции обеспечивающие элементарные функции (зрение, слух, ощущение) Они предопределяют развитие мозга. На их базе формируются более сложные, изменчивые системы обеспечивающие более сложную психическую деятельность – это гибкие звенья.

Гибкие звенья формируются в течении всей жизни, выступают в качестве объекта развития, обеспечивают полноценность восприятия, мышления, воображения, надежность памяти и внимания

Жесткие звенья труднее поддаются коррекции, но их можно развивать (развивать ощущения, слух).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.