КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ учебных планов
Содержание образовательных программ Уровни обучения и реализуемых образовательных программ СТАНДАРТ 2. СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Http://ficbook.net/readfic/856439 Кафедра «БУиФ» осуществляет профессиональную подготовку кадров по 2 специальностям бакалавриата – 5В050800 «Учет и аудит», 5В050900 «Финансы» по очной и заочной формам обучения, по 1 специальности магистратуры – 6М050900 «Финансы» (Таблицы 5, 6), содержание которых соответствует миссии вуза и отвечает потребностям работодателей. Таблица 5. Перечень специальностей бакалавриата, представленных на аккредитацию:
Таблица 6. Перечень специальностей магистратуры, представленных на аккредитацию:
Основным критерием качества подготовки выпускников вузов является профессиональная компетентность, которая характеризуется уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для реализации профессионального и личностного потенциала специалиста. Решение вопроса качественной подготовки выпускников начинается с определения требований к молодым специалистам со стороны самой личности и работодателей, а затем – выбора образовательных технологий вуза. Суть формирования ОП заключается в переходе от «знаниевой» модели обучения к «компетентностной», предполагающей трансформацию знаний в действия. Поэтому, модель выпускника - это система качеств личности специалиста-выпускника высшего профессионального учебного заведения, это идеальное представление результата деятельности образовательной системы. Основным системообразующим элементом модели выпускника является компетентность будущего специалиста. Результаты освоения ОП бакалавриата 5В050900 «Финансы», 5В050800 «Учет и аудит» и магистратуры 6М050900 «Финансы» определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, то есть его способностью применять знания, умения, навыки, личностно-деловые качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Необходимые компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения ОП «Финансы», «Учет и аудит» по всем уровням обучения отражены в моделях выпускников по этим направлениям, которые определяются на основе ГОСО РК, внутренних нормативных документов, с учетом мнений работодателей, ППС, выпускников ОП (приложение 6). В разработке модели выпускника принимают участие преподаватели, имеющие ученую степень и многолетний опыт работы, преподаватели-практики, работодатели в лице АО АПК «Адал», ТОО СП «Арарат», АО НПФ «Сентрас Иншуранс», ТОО «Аксай-нан», АО Альянс Банк, АО Народный Банк, ТОО «Ассоциация бухгалтеров и аудиторов», ТОО «FM-consulting», Налоговый департамент г. Алматы, Департамент Казначейства по Алматинской области и другие предприятия и организации, а также выпускники кафедры. Проекты моделей выпускников по всем ОП по уровням обучения ежегодно направляются работодателям, после заочного обсуждения общих и специальных компетенций от предприятий-работодателей на кафедру направляются письма-рекомендации, которые обсуждаются на методическом совете кафедры, в результате чего формируются рекомендации по компетенциям, которые отражаются в моделях выпускников. При разработке моделей по уровням образованиям учитываются цели обеспечения непрерывности содержания ОП, логика академической взаимосвязи дисциплин, их последовательность и преемственность. Каждый уровень обучения влияет на содержание модели выпускника путем получаемых компетенций. Модель выпускника ОП в зависимости от уровня обучения отличается совокупностью и уровнем компетенций, получаемых обучающимися. В бакалавриате выпускник овладевает ключевыми компетенциями в профессиональной деятельности – умение работать с информацией, владение коммуникабельными качествами, социально-этическими компетенциями и применение профессиональных знаний в стандартных ситуациях. Для выпускников первой ступени – бакалавров – выделены общие для различных предметных областей компетенции: • способность продемонстрировать знание основ и истории дисциплины; • способность логично и последовательно представить освоенные знания; • способность воспринимать новую информацию и дать её толкование; • умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между дисциплинами; • способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий; • способствовать правильному использованию методов и техники дисциплины; • способность оценить качество исследований в данной предметной области; • способность понимать результаты экспериментальной проверки научных теорий. В магистратуре ориентация идет на углубление полученных в бакалавриате компетенций в контексте научных исследований. В магистратуре готовятся научные, педагогические и управленческие кадры. Выпускники второго уровня – магистры - должны обладать следующими компетенциями: • владеть предметной областью на продвинутом уровне, то есть владеть новейшими методами и техниками (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации; • критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики; • владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне; • быть способными внести вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, например, в рамках квалификационной работы; • продемонстрировать оригинальность и творческий подход; • владеть компетенциями на профессиональном уровне. Содержание образовательных программ «Финансы», «Учет и аудит» по всем уровням обучения определяется исходя из ГОСО РК, типовых учебных планов, каталогов элективных дисциплин. В формировании образовательных программ принимают участие следующие категории заинтересованных лиц: обучающиеся, ППС, работодатели организаций и учреждений финансовой сферы (страховых компаний, коммерческих банков, пенсионных фондов и т.д.) и предприятий пищевой и других отраслей промышленности и сферы услуг. При формировании ОП «Финансы», «Учет и аудит» по уровням обучения и ее дальнейшей актуализации в соответствии с требованиями рынка учитывается потребность потенциальных работодателей в более глубоком освоении некоторых дисциплин и развитии умений и навыков выпускников. Регулярно проводится анкетирование работодателей, встречи и беседы, связь в онлайн-режиме, где высказываются замечания и пожелания по улучшению качества образовательных услуг по уровням обучения. После прохождения студентами преддипломной практики руководители практики от организации-работодателя на каждого студента дают отзыв-характеристику, заверенную подписью и печатью организации. На основании отзывов работодателей и по итогам практик анализируются запросы работодателей о необходимости получения дополнительных знаний в различных областях, адаптируются цели и задачи реализуемой программы, вносятся изменения в учебные планы, а также корректируются тематика ВКР и программа ГАК. Специалисты – практические работники финансовой сферы принимают участие в: • преподавании профилирующих дисциплин; • организации и руководстве профессиональной практики; • работе итоговых государственных аттестационных комиссий. Для вуза важнейшими внешними потребителями являются работодатели. Среди них, наиболее продолжительные отношения сложились с такими, как ТОО СП Арарат, АО НПФ «Сентрас Иншуранс», ТОО «Аксай-нан», ТОО «Alem-Кенсе», АО «Альянс Банк», АО «Народный Банк Казахстана», АО АТФ Банк, АО Ситибанк Казахстана, ТОО «Ассоциация бухгалтеров и аудиторов» и другие, которые предоставляют места для прохождения практики с последующим трудоустройством студентов специальностей «Финансы», «Учет и аудит». Созданная из состава ППС кафедры группа координационно-методического обеспечения изучает спрос и требования работодателей, предъявляемые к специалистам и профессионалам, на основании чего формулирует необходимые личностно-квалификационные компетентности для потенциального работника – выпускника. Группа координационно-методического обеспечения создает требования к модернизации действующих учебных программ в соответствии с запросами работодателей. В число функций участников входят: связь и информирование работодателей о ходе работ; изучение спроса и требований работодателей, предъявляемых к специалистам и профессионалам, разработка механизма формирования заказа на обновление и совершенствования подготовки специалистов предприятий и учреждений в соответствии с алгоритмом квалификационных требований; проведение анализа «площадок» для практических занятий обучающихся, а также для прохождения производственной практики. В КЭД бакалавриата ОП «Финансы», «Учет и аудит» были включены такие дисциплины: Организация казначейства, Государственный бюджет, Бухучет на предприятиях пищевой промышленности, Управленческий учет на предприятиях пищевой и мясомолочной промышленности, которые способствуют формированию более глубоких компетенций в области организации, оперативного планирования и оптимизации денежных потоков, контроллинга, особенностей бухгалтерского, финансового и управленческого учета в отдельных сегментах бизнеса. Данные компетенции необходимы для современного специалиста по мнению таких работодателей, как Алматинский областной Департамент казначейства Минфина РК, АО АПК «Адал», НПФ «НефтеГаз-Дем» (Официальные письма-рекомендации работодателей по включению дисциплин в КЭД приведены в приложении 22). Степень вовлечённости предприятий и организаций в процесс формирования ОП отражена в анкетировании работодателей. С целью выявления степени удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников и соответствия его предъявляемым требованиям коллектив кафедры проводит ежегодно со студентами, выпускниками университета и работодателями «Дни открытых дверей», «Ярмарка вакансий», конференция по итогам преддипломной практики.
На кафедре на 2013-2014 учебный год на всех уровнях обучения разработаны учебные планы, предусматривающие модульное изучение дисциплин с соблюдением логической последовательности освоения образовательной программы. Учебные планы (УП), модульные образовательные программы (МОП) разработаны на весь срок обучения на основе типовых учебных планов специальности (ТУПлов, утвержденных приказом МОН РК № 343 от 16 августа 2013 года) и утверждаются на основании решения Ученого совета. (Приложение 7, 8.1., 8.3.). Университетом разработано положение по формированию модульных образовательных программ (АТУ- ППД-4.2.3-2013-06-02-01 ), где определены основные требования к модульному изучению дисциплин, структура МОП и т.д. Перечень и содержание образовательных программ по дисциплинам обязательного компонента соответствуют ГОСО специальностей, типовым учебным планам специальностей (ТУПы). типовым учебным программам дисциплин. В соответствии с ТУП ежегодно разрабатывается каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный перечень всех дисциплин компонента по выбору, содержащий код, наименование, пререквизиты, постреквизиты, объем дисциплин в кредитах, курс и семестр обучения, аннотацию с указанием предмета, задач и краткого содержания дисциплины. Электронный формат КЭДов размещается на информационно-образовательном портале университета www.atu.kz. Для обучающихся набора 2013 года в соответствии с ТУП, утвержденными приказом МОН РК №343 от 16 августа 2013 года, разработаны каталоги обязательных и элективных модулей (КОЭМ), утвержденные решением Ученого совета АТУ (протокол № 4 от 05 декабря 2012г.). Структура каталогов включает название, шифр и тип модуля, ответственного за модуль, количество кредитов и часов обучения в неделю, форму обучения, семестр, пререквизиты, содержание модуля, результаты обучения, формы итогового контроля, условия для получения кредитов, продолжительность изучения модуля и литературу (Приложение 9). Электронный формат каталогов обязательных и элективных модулей размещается на информационно-образовательном портале университета www.atu.kz. Дисциплины, включенные в КЭД и КОЭМ, отражают актуальные направления развития изучаемой области. КЭД и КОЭМ составляются с учетом логической последовательности изучения дисциплин. Компоненты, формирующие личностное развитие студентов, их творческие способности и социальные компетенции, содержатся в основном в элективных курсах образовательных программ цикла ООД. В компоненты по выбору цикла БД включаются дисциплины и модули, направленные на развитие творческой личности и формирующие профессиональные навыки обучающихся. Элективные дисциплины и модули профилирующего цикла учитывают последние изменения на рынке труда, отражают интересы работодателя, и вместе со всеми видами практик нацелены на подготовку к профессиональной деятельности. КЭД и КОЭМ разрабатываются ППС кафедр, рассматриваются на заседании НМК факультета, утверждается решением ученого Совета университета и предлагаются для выбора обучающимся. Каталоги элективных дисциплин по специальностям обновляются ежегодно на 25-30%, разрабатываются новые элективные курсы по требованию работодателей, корректируется содержание существующих дисциплин по каждой специальности, менее актуальные дисциплины упраздняются, дисциплины узкого профиля объединяются в модули определенной специальности. На основании УП, КЭД и КОЭМ определяется образовательная траектория обучения каждого студента. ИУП составляется студентом после консультаций эдвайзера и записи на дисциплины. На основании ТУП и ИУП разрабатываются РУПы на один учебный год. Студенты 2, 3 и 4 курсов ОП бакалавриата обучаются по рабочим учебным планам (РУПам), разработанным на основании типовых учебных планов, утвержденным ГОСО РК 6.08.008-2008. Бакалавриат. в Приложении 8 приведены РУПы ОП 5В050900 – «Финансы» и ОП 5В050800 – «Учет и аудит» набора 2011 года. Магистранты 2 курса научно-педагогической магистратуры обучаются по РУПам, разработанным на основании ГОСО РК 7.09.096-2008. Магистратура, а также с учетом изменений в содержании НИР, внесенных ГОСО РК 5.04.033-2011. Послевузовское образование. Магистратура., утвержденного приказом МОН РК №261 от 17.06.2011 г. В Приложении 8.2 приведены РУПы магистратуры набора 2012 года. Студенты и магистранты 1 курса обучаются по модульным учебным планам (МУПам), разработанным в соответствии с типовыми учебными планами, утвержденными приказом МОН РК №343 от 16 августа 2013 года (Приложение 8.1, 8.3). В РУПах указываются код и наименование дисциплины, распределение по семестрам, объем в часах и кредитах РК и ECTS, распределение по видам работ: лекции, семинарские, лабораторные. СРСП. СРС, курсовые работы; распределение этих видов работ по семестрам. Содержание ОП 5В050900 – «Финансы» и ОП 5В050800 – «Учет и аудит» бакалавриата включает в себя общеобразовательные (ООД), базовые (БД), профилирующие (ПД) дисциплины. В соответствии с ГОСО РК 6.08.008-2008. Бакалавриат в РУПах ОП 5В050800 – Учет и аудит, выдерживается соотношение объема дисциплин циклов: • ООД - составляет 25 % от общего объема часов или 33 кредита: • БД - составляют 50% от общего объема или 64 кредита, из них 34 кредита отводится на дисциплины обязательного компонента и 30 кредита - на дисциплины компонента по выбору. • ПД –составляют 25% от общего объема дисциплин учебного плана или 32 кредита, из них 18 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 14 кредитов - на дисциплины компонента по выбору. В учебных планах ОП 5В050900 – Финансы выдерживается соотношение объема дисциплин циклов: • ООД - составляют 25 % от общего объема часов или 33 кредита: • БД - составляют 50% от общего объема или 64 кредита, из них 35 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 29 кредита - на дисциплины компонента по выбору. • ПД –составляют 25% от общего объема дисциплин учебного плана или 32 кредита, из них 18 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 14 кредитов - на дисциплины компонента по выбору. В соответствии с ГОСО РК 7.09.096-2008. Магистратура. ОП включает в себя базовые (БД) и профилирующие (ПД) дисциплины. В РУПах ОП 6М050900 – «Финансы» профильного направления выдерживается соотношение объема дисциплин циклов: • БД - составляют 50% от общего объема или 9 кредитов, из них 5 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 4 кредита - на дисциплины компонента по выбору. • ПД –составляют 50% от общего объема дисциплин или 9 кредитов, из них 2 кредита отводится на дисциплины обязательного компонента и 7 кредитов - на дисциплины компонента по выбору. В учебных планах ОП 6М050900 – «Финансы» научно-педагогического направления выдерживается соотношение объема дисциплин циклов: • БД - составляют 47% от общего объема или 16 кредитов, из них 9 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 7 кредитов - на дисциплины компонента по выбору. • ПД – составляют 53% от общего объема дисциплин или 18 кредитов, из них 6 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 12 кредитов - на дисциплины компонента по выбору. Содержание дисциплин компонента по выбору ОП бакалавриата и магистратуры приведены в КЭД на 2011-2012 учебный год, размещенных на сайте АТУ. В результате изучения дисциплин цикла ООД обучающийся должен знать основные положения социально-гуманитарных дисциплин; владеть казахским, русским, иностранным языками; иметь навыки работы с компьютером как средством управления, работы с программными средствами общего назначения; пользоваться информацией, получаемой из глобальных компьютерных сетей. В результате изучения дисциплин цикла БД обучающийся должен уметь анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; должен знать на профессиональном уровне языки, необходимые для изучения профилирующих дисциплин. В результате изучения дисциплин цикла ПД обучающийся должен приобрести знания, умения и навыки, необходимые для осуществления всех видов профессиональной деятельности в области финансов, бухгалтерского учета и аудита. В модульных учебных планах бакалавриата набора 2013 года ОП 5В050800 – Учет и аудит и ОП 5В050900 – «Финансы» выдерживается соотношение объема дисциплин циклов: - ООД составляют 25% или 33 кредита, из них на дисциплины обязательного компонента отводится 31 кредит, дисциплины компонента по выбору – 2 кредита; - БД составляют 50% или 64 кредита, из них на дисциплины обязательного компонента отводится 20 кредитов, компонента по выбору – 44 кредита; - ПД составляют 25% или 32 кредита, из них на дисциплины обязательного компонента отводится 5 кредитов, компонента по выбору – 27 кредитов. В модульных учебных планах магистратуры набора 2013 года ОП 6М050900 – Финансы профильного направления выдерживается соотношение объема дисциплин циклов: • БД составляют 44% от общего объема или 8 кредитов, из них 5 кредитов (или 62,5%) отводится на дисциплины обязательного компонента и 3 кредита (или 37,5%) - на дисциплины компонента по выбору. • ПД составляют 56% от общего объема дисциплин или 10 кредитов, из них 1 кредит (или 10%) отводится на дисциплины обязательного компонента и 9 кредитов (или 90%) - на дисциплины компонента по выбору. В модульных учебных планах магистратуры набора 2013 года ОП 6М050900 – Финансы научно-педагогического направления выдерживается соотношение объема дисциплин циклов: • БД составляют 48% от общего объема или 20 кредитов, из них 8 кредитов (или 40%) отводится на дисциплины обязательного компонента и 12 кредитов (или 60%) - на дисциплины компонента по выбору. • ПД составляют 52% от общего объема дисциплин или 22 кредита, из них 2 кредита (или 9%) отводится на дисциплины обязательного компонента и 20 кредитов (или 91%) - на дисциплины компонента по выбору. • В описании модульных учебных планов учитываются четыре вида модулей: 1) общие обязательные модули – циклы базовых дисциплин, формирующих общие компетенции, напрямую не связанные со специальностью; 2) обязательные модули по специальности - циклы базовых и профилирующих дисциплин, составляющие основу специальности и направленные на формирование профессиональных компетенций; 3) модули по выбору для определенной специальности – циклы дисциплин по индивидуальному профилированию, направленные на формирование возможных компетенций в рамках специальности; 4) модули по выбору, выходящие за рамки квалификации – циклы дисциплин, не относящиеся к специальности и направленные на формирование дополнительных компетенций (информационные технологии, иностранные языки). Содержание обязательных и элективных модулей ОП бакалавриата и магистратуры приведено в Справочнике по модулям (Приложение 9.1, 9.2, 9.3). По специальностям предусмотрено проведение профессиональных практик. Цель учебной практики – изучение предмета производственной деятельности в соответствии с видом профессиональной деятельности. Цель производственной практики – закрепление теоретических знаний по спецдисциплинам; приобретение опыта работы в трудовых коллективах при решении производственно-экономических вопросов, при финансово-экономическом анализе производственного процесса, планировании работы в организации, технологии управления отдельными экономическими процессами и его развитием в экономических институтах и организациях; закрепление навыков работы с годовыми отчетами, производственными и перспективными планами, а также первичными учетными документами при анализе производственной деятельности предприятия и его подразделений, оценке уровня организации производства, управления финансовыми ресурсами; овладение практическими навыками по составлению экономических программ, форм финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия, по разработке и внедрению финансовых и бизнес- планов. Цель преддипломной практики – подготовка и написание дипломной работы (проекта). В РУПах ОП 5В050800 – Учет и аудит и ОП 5В050900 – Финансы 2010, 2011 и 2012 годов предусмотрено прохождение студентами учебной практики в объеме 2 кредитов во 2 семестре и производственной практики в 4, 6 и 8 семестрах в объеме 6 кредитов. Согласно МУПам 2013 года набора в рамках данных образовательных программ предусмотрена профессиональная практика в объеме 6 кредитов в 4, 6 и 8 семестрах. В РУПах и МУПах ОП 6М050900 - «Финансы» профильного направления предусмотрено 2 кредита производственной практики и 2 кредита на исследователькую работу магистрантов; в магистратуре научно-педагогического направления по данной ОП предусмотрено 3 кредита на исследовательскую, 3 кредита на педагогическую практику, а также 7 кредитов на научно-исследовательскую работу. Преподавание всех дисциплин, связанных с подготовкой специалистов по кластеру «Финансы» бакалавриат-магистратура, основано на развитии межпредметных связей. Основу подготовки составляет сбалансированность аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся, которая в среднем составляет 33 на 67%. В процессе непрерывности обучения (бакалавриат – магистратура) особо важную роль играют дисциплины, входящие в состав модулей специальности. Дисциплины, которые изучаются в бакалавриате, находят свое логическое продолжение на следующем уровне образования - в магистратуре. Последовательность образовательных программ уровней бакалавриата, магистратуры отражена на рисунке 1. Включение в МОПы модулей, выходящих за рамки квалификации, дает реальную возможность будущему специалисту освоить дополнительное количество кредитов и компетенций. По окончании обучения обучающийся будет иметь познания не только в рамках свой непосредственной специальности, но и познания, косвенно относящиеся к его искомой специализации. Это является еще одним преимуществом при осуществлении академической мобильности, так как спектр осваиваемых дисциплин пополняется за счет данного дополнительного модуля. Различные виды деятельности в структуре образовательных программ отражаются в дополнительных модулях – это все виды практик, научно-исследовательская работа, дипломные работы и магистерские диссертации, число кредитов которых не входит в общее число кредитов теоретического образования.
Рисунок 1. Последовательность образовательных программ уровней бакалавриата и магистратуры по ОП «Финансы» На рисунках 2 и 3 отражены дополнительные виды деятельности, предусмотренные модульной образовательной программой, которые оказывают влияние на личностное развитие обучающегося, интеллектуальные и академические навыки, формирование ключевых компетенций обучающегося. Принцип построения образовательных программ основывается, прежде всего, на логичности последовательности изучения дисциплин, то есть присвоения статуса пост- или пререквизита. Распределение дисциплин по семестрам в учебных планах учитывает последовательное изучение той или иной дисциплины с учетом пре- и постреквизитов. Например, изучение дисциплины «Финансовый менеджмент» осуществляется после изучения дисциплины «Финансы» и «Корпоративные финансы», так как без знаний теории финансов невозможно изучение финансового менеджмента.
Итого дополнительные модули: 17 кр. РК, 26 ESTC Рисунок 2 – Различные виды деятельности в структуре образовательной программы бакалавриата
Итого дополнительные модули: 17 кр. РК, 26 ESTC Рисунок 3 – Различные виды деятельности в структуре образовательной программы магистратуры В качестве примеров на рисунке 4 приведена схемы пре- и постреквизитов по траектории «Финансовый менеджмент» на уровне бакалавриата и магистратуры научно-педагогического направления. Такой принцип построения образовательных программ применяется в общей системе обучения по всем ОП кафедры. Стоит отметить, что в зависимости от выбранной траектории обучающегося, пост- и пререквизиты могут варьироваться.
Рисунок 4 – Распределение постреквизитов дисциплин по ОП «Финансы» по уровням обучения Результаты обучения проверяются на основе анализа соответствия содержания экзаменационных вопросов содержанию учебной программы дисциплины, а также по наличию в них профессионально ориентированных вопросов, таким образом, осуществляется аудит наличия знаний, навыков и компетентности обучающихся, заявленных в учебных программах и учебно-методических комплексах Влияние дисциплин и профессиональных практик на формирование профессиональной компетенции выпускников на примере ОП бакалавриата 5В050900 «Финансы» приведено в таблице 7. Реализация планируемых результатов обучения проходит через элементы учебного плана (модули).
Таблица 7 - Матрица планируемых результатов обучения и путей их достижения
Специфика образовательных программ определяет содержание учебных дисциплин. Так, в ОП бакалавриата 5В050900 «Финансы» включены дисциплины, в основном нацеленные на формирование компетенций специалиста по финансам, а именно: курсы по корпоративным финансам, финансам, налогообложению, банковскому делу и др. ОП бакалавриата 5В050800 «Учет и аудит» включает дисциплины, ориентированные, в основном, на формирование компетенций бухгалтера и аудитора, а именно: дисциплины по бухгалтерскому учету, финансовому, управленческому, налоговому учету, экономическому анализу и аудиту и др. (Приложение 8). Ежегодно проводится сравнительный анализ содержания образовательных программ по уровням образования с ведущими казахстанскими и российскими вузами, в частности, таких вузов, как КазНУ им Аль-Фараби, КазЭУ им Т.Рыскулова, КазНПУ им. Сатпаева и другие. В результате сравнительного анализа в учебный план 2013-2014 учебного года были внесены изменения, к примеру, в ОП бакалавриата 5В050800 «Учет и аудит» введены новые элективные дисциплины «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Основы технологии пищевых продуктов», «Управленческий учет для предприятий пищевой промышленности», «Бухучет на предприятиях АПК», «Бухучет на предприятиях мясо-молочной промышленности» (Приложение 8.1).. Образовательные программы раскрываются в ряде вузовских документов, а именно в УМКС и УМКД. В УМКД входят учебно-методические документы, раскрывающие планирование, организацию и проведение обучения по дисциплине. Комплексы содержат все необходимые документы, которые расписаны в ГОСО РК 5.03.007-2006 Система образования Республики Казахстан. Образовательно-профессиональные программы. Основные положения. В университете имеется регламент разработки, рассмотрения и утверждения учебно-методического комплекса дисциплины. По каждой дисциплине разрабатывается УМКД, в который входят: типовая программа, рабочая программа, силлабус, конспекты лекций, методические рекомендации по изучению дисциплин и другие. Все компоненты УМКД проходят экспертизу и утверждение. Преподаватели пересматривают свои программы ежегодно и вносят в них свои изменения в связи с появлением новых исследовательских работ, новой литературы; изменениями в современной экономике; изменением законодательства, стандартов.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |