Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юнгианское исследование мифов и сказок




Пропп полагал, что мотив инициации есть древнейшая основа сказки.

В цикле представлений о смерти имеются следующие мотивы: похищение девушек змеями, разновидности чудесного рождения, возвращение умершего, отправка в путь с железной обувью, лес, как вход в иное царство, запах героя, окропление дверей избушки, угощение у яги, фигура перевозчика-путеводителя, далекий путь на орле, коне, лодке, бой с охранителем входа, стремящимся съесть пришельца, взвешивание на весах, прибытие в иное царство и т.д.

Сложение этих двух циклов порождает все множество волшебных сказок. Здесь важно, что эти мотивы или циклы взаимопроникают друг в друга. Так, известно, что весь обряд инициации проводился как побывка в стране мертвых и наоборот, умерший переживал все то, что переживал посвящаемый – получал помощника, сталкивался с поглотителем и т.д. С точки зрения Проппа, сказка порождается не какими-то особенностями психики, а отражает вполне конкретную реальность прошлого, то, что когда-то делали или представляли, теперь рассказывают в виде сказок.

Миф, в отличие от сказки, представляет собой живую, сакральную идеологическую основу племени, лишившись которой, племя не могло существовать, сказка в этом смысле более архаическое образование.

Аналитическая психология исходит из того, что любая волшебная сказка или миф является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение. Все сказки и мифы пытаются описать один и тот же феномен, который Юнг назвал Самостью, поскольку в ней заключено все психическое содержание личности. Сказки и мифы описывают динамику различных этапов взаимодействия человека с коллективным бессознательным. Что позволяет все множество сказок разбить на 3 группы: сказки с фиксацией на начальных фазах развития, связанных с проблемой архетипы Тени; сказки с акцентом на проблемах взаимоотношения с архетипами Сизигии; сказки с акцентом на поиске Самости (поиск сокровищ).

Структурным элементом сказки или мифа является архетип, а архетипический образ является специфической формой его отражения.

Интерпретация символических форм. Подход к интерпретации базируется на представлении о четырех функциях сознания (мышление, интуиция, эмоции, ощущения). Чем более полно будут учтены все эти функции при интерпретации, тем полнее она получится. В качестве объектов интерпретации выступают архетипические образы.

Структура сказки. Структура сказки включает: Экспозицию (описание времени, места действия). Действующих лиц (здесь важно посчитать численность персонажей вначале и в конце повествования, сравнить количественный состав мужских и женских персонажей). Перипетия (собственно, сюжетная линия). Кульминация (момент наивысшего накала повествования). Развязка (может иметь двойное окончание – счастливый конец, за которым следует присказка-облом, например, «мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»; назначение этого элемента в возвращении читателя сказки в мир объективной реальности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.