Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоаналитическая теория массообразования. Ее использование в исследовании массовых процессов




Замечания к психоанализу кино.

Фильм может быть интерпретирован в качестве «искусственного» сновидения. Методика психоаналитического истолкования кино полностью идентична методике снотолкования. Фильм рассматривается в качестве «большого» сновидения, имеющего бесконечное число толкований. В нем нет второстепенных деталей, и каждая деталь должна быть истолкована в соответствии с принципом детерминизма. В качестве дневного остатка выступает актуальная на момент создания фильма объективная ситуация в окружающем мире. Основной задачей психоанализа кино является прояснение истоков массовой реакции и составление социально-психологического прогноза состояния основных динамических сил в массовом бессознательном. Психоанализ строит модель адекватного культурного мифа и оценивает эффективность всей системы социальности.

 

 

 

Психологию толпы и процессы массообразования Фрейд рассматривает в работе «Коллективная психология и анализ Я». Он проводит аналогию между массой в ее современном историческом состоянии и первобытной ордой – первичным проявлением массы. Он устанавливает эту параллель после изучения процессов внушения и гипноза. Именно внушаемость составляет главную характеристику толпы, как она описана французским социологом и философом Густавом Ле Боном в его работе «Психология толпы» 1895 года.

Фрейд перечисляет качества присущие толпе: она импульсивна и легко возбудима, легковерна, лишена критического подхода, не терпит отсрочки в выполнении желания, испытывает чувство всемогущества, восприимчива к магической силе слов и не желает правды. «Толпы всегда требуют иллюзий… и отдают предпочтение нереальному перед реальным.» Эти качества дают Фрейду основание сравнить «душу толпы» с «душой примитивных существ» (дикарей), а так же с душой ребенка и невротика. Человек в толпе чувствует себя всемогущим, не воспринимает рациональных аргументов, склонен к панике и пропаганде. Эти особенности толпы Ле Бон пытался объяснить внушением, массовым гипнозом. По Фрейду суть феномена толпы объясняется сексуальными механизмами, энергией либидо. «Сущность толпы заключена в либидных связях, которые пересекают ее в разных направлениях подобно густой сети». Эти связи протягиваются в двух основных направлениях. В вертикальном плане, когда проявляется тяготение к Главе (Вождю). Здесь напрашивается аналогия с детской любовью к могущественному Отцу. В горизонтальном плане доминируют братские отношения, основанные на равенстве всех и единстве. Это проявление процесса отождествления (идентификации), имеющего существенную либидную окраску: все мы братья, ты как я, у нас общий идеал (предмет любви) – Вождь, Глава, Бог и т.д. В толпе происходит возврат к инфантильному состоянию, когда руководство отца и подчинение ему были гарантией безопасности. Происходит отчуждение собственного Сверх-Я и проекция его на вождя. Каждый чувствует себя сыном лидера (Отца) и идентифицируется с другими участниками толпы как с братьями. Тем самым обеспечивается эмоциональная сплоченность и чувство равенства.

Определяющей иллюзией толпы является иллюзия любви – иллюзия или представление о главе, любящим всех равной и справедливой любовью. Но это лишь идеализация архаических отношений в первобытной орде, «где все сыновья знают, что одинаково преследуются отцом, который им внушает равный страх». В толпе также возникают эти отношения – ведущий толпу воплощает собой первобытного отца, вызывающего такой же страх. Таким образом, состояние толпы – это массовый гипноз, основанный на эротической привязанности: материнской – успокаивающей и убаюкивающей (регресс в самой ранней стадии существования, возврат в материнское лоно) и отцовской – базирующейся на гневе, наказании и подчинении.

Психоаналитическая политология, изучая динамику коллективного бессознательного, может предвидеть характер массовых реакций и определить какая символическая фигура и какой лозунг являются наиболее актуальными. То есть определить возможность управления массами. Психоаналитическая политология исследует процессы массообразования в связи с конкретной личностью и может предвидеть их перспективу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.