Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ художественного творчества. Личность художника, движущая сила творческого процесса




 

Психоанализ – это не только лечение психических расстройств. Психоанализ применяется и при анализе художественной литературы. Начало этому исследованию было положено Фрейдом. Он говорил, что писатели ценные союзники, они «знают множество вещей между небом и землей». Следует отметить, что художественное произведение явление многоуровневое, и может служить основой для разных видов исследования – литературного, философского, исторического. Для Фрейда оно стало основой психоаналитического исследования.

Что же означает психоаналитическое исследование художественного произведения?

Ответ на этот вопрос дает Фрейд в своей работе «Бред и сны в «Градиве Йенсена». Он пишет, что писатель и психоаналитик черпают из одного и того же источника, обрабатывают один и тот же объект, но разными методами. Психоаналитик сознательно наблюдает аномальные психические процессы у других людей для того, чтобы уметь разгадывать и формулировать их законы. Художник направляет свое внимание на бессознательное в собственной душе и выражает наблюдаемое в художественной форме. Законы бессознательного содержатся в творениях художника в олицетворенном виде.

Фрейд в работе Достоевский и отцеубийство (1928), через призму эдипова комплекса рассматривая особенности психической жизни писателя, сделал заключение, о котором сообщил Цвейгу в письме, – Достоевский не нуждается в психоанализе, так как и без него разъясняет «странное» и «удручающее» в себе каждым своим образом и каждым предложением.

Прочитав роман Йенсена «Градиве» Фрейд нашел все его описания настолько верно отражающими действительность, что предложил назвать его повесть психиатрическим этюдом. Он увидел сходство между способом общения главных героев повести и аналитическим методом терапии. По его убеждению, образ действия Цое Бертганг по отношению к главному герою повести полностью соответствовал тому методу, который был введен Й. Брейером в медицину в конце xıx века и получил название катарсиса, а затем – психоанализа.

А в работе «Художник и фантазирование» Фрейд указывает на типичные черты «психологических романов» - они имеют одного героя, к которому писатель стремится привлечь симпатию читателя. В него влюбляются все женщины романа. И только один персонаж - герой, описан изнутри, художник как бы находится в его душе и выглядит наблюдателем поступков и мучений других людей, посторонних ему. Фрейд обращает внимание, что материал романа задан предпосылкой – былой детской игрой, а художественное произведение является продолжением и заменой былых детских игр. Ребенок ведет себя, как поэт, а поэт похож на ребенка с той только разницей, что он должен скрывать свои фантазии как нечто ребячливое и запретное, то чего нужно стыдиться. Из наблюдения, что счастливый никогда не фантазирует, а фантазирует только неудовлетворенный, Фрейд делает вывод, что каждая фантазия по отдельности – есть осуществление желания, исправление неудовлетворяющей действительности. Причем, она тщательно скрыта от других и может оттолкнуть или оставить равнодушными, если будет заявлена с откровенностью.

Но, выраженная в эстетической форме, «неудовлетворяющая действительность» способна доставить величайшее удовольствие, которая возникает из снятия напряженностей в нашей душе, которая приводит в состояние наслаждения нашими собственными фантазиями, на это раз без всяких упреков и стыда.

Однако психоаналитический подход, по мнению Фрейда, не может объяснить тайну писательского творчества.

Основные принципы прикладного психоанализа.

1. Принцип критического отношения к культуре. Природа естественна, культура искусственна. Какова цель этого искусственного образования, и каким образом оно воздействует на человека? Фрейд писал: «Культура есть враг человека, взятого в его единичности». Культура должна блокировать индивидуальные желания, «трансформация счастья в чувство вины» - это на благо человека, так как чувство вины блокирует агрессию. В работе «Недовольство культурой» Фрейд писал: «Чувство вины – важнейшая проблема развития культуры, платой за культурный прогресс является убыток счастья вследствие чувства вины. Чувство вины совпадает со страхом перед Сверх-Я… Агрессия интроецируется в Сверх-Я и направляется против собственного Я». «Культурное Сверх-Я, как и Сверх-Я индивида… наказывает страхом совести. У индивида упреки Сверх-Я совпадают с предписаниями Сверх-Я данной культуры». Критическое отношение к культуре носит терапевтический характер. Культуру надо подвергать ревизии и надо понимать, что она будит чувство вины и страх и таким образом гонит нас в массу. Но это чувство вины должно полностью сниматься в ритуалах и не должно приводить к индивидуальной патологии. Требуется выработка новых установок, менее жестких. Чем больше культурных запретов, тем больше чувство вины. Но человечество становится все более слабым в системе защит, все более открытым к массовому воздействию. Такой человек не может держать много чувства вины. Он либо выплескивает его вовне, проецируя в образе врага, либо направляет на себя, и возникает психосоматика. Необходимо снятие излишних запретов. Фрейд считал, что в современном ему обществе слишком много сексуальных запретов, поэтому много неврозов. Он «реабилитировал» мастурбацию, гомосексуализм, внебрачные связи. Но остается еще много культурных запретов. Должна быть динамика постепенного снятия табу. Критическое отношение к культуре требует отслеживания воздействия на наше бессознательное различных социальных ритуалов.

2. Принцип консерватизма (обратный «критическому отношению») Все, что в течение многих поколений люди воспроизводили, им нужно. Этот принцип представляет прикладной психоанализ как хранителя культурных ценностей, традиций. Надо понимать, что кризисы временны, а вне традиций, вне религиозных, семейно-брачных отношений и других ритуалов человек жить не может. Это уже не человек. В рамках ритуала человек чувствует себя в безопасности, это дает ему ощущения единства и защищенности. Психоаналитик выполняет эти функции по отношению к клиенту, психоаналитик – враг излишних культурных запретов, хранитель только тех ее форм, которые необходимы. Человеческая культура создала все необходимое, чтобы человек чувствовал себя здоровым и счастливым. Любые новации в культуре могут быть вредны. Культурная среда должна быть устойчива хотя бы на протяжении трех поколений, мир детства должен соотноситься с миром взрослого человека.

3. Принцип элитарности в подходах к соотношению личности и культурной среды. Культурные запреты универсальны, а люди индивидуальны: люди эроса и люди тонатоса. По отношению к ним культурные ритуалы должны строится по-разному. Элитарность заключается в следующем: сверхзначимыми в культурной среде являются люди тонатоса, нарциссы, так как они автоматически запускают вокруг себя динамику массообразования. Люди массы выделяют их инстинктивно, узнавая в них комплексы родительской нелюбви. Для формирования человека-тонатоса требуется особый тип воспитания – сверхтравматичный (отторжение от родителей). От нас требуется особая психологическая поддержка такого человека как творческой личности.

4. Принцип амбивалентности. Культура – враг человека, но и друг: порождает чувство вины, но снимает агрессию. Везде, где человек соприкасается с культурной средой, возникают «+» и «-». Должна быть уравновешенность в результате культурного воздействия.

5. Принцип исторического подхода. Культура несет в себе символическое отражение истории человеческого рода, филогенеза бессознательного. В нашем индивидуальном развитии должны быть точки подключения к нему в виде символов культуры. Исторический подход – это изучение того, как происходит подключение индивидуального развития к историческому.

6. Принцип бисексуальности. Культуры выбирают определенный тип поло-ролевой идентификации. Существуют маскулинные культуры, в основе которых лежит позитивный Эдипов комплекс. Обычно, культурные модели описываются на мужской модели, так как женщина изначально социальное существо, а врагом культуры является мужчина, в основе психики которого лежит агрессия и бегство от принуждения. Культурная среда направлена на подавление мужественности (и в мужчинах и в женщинах). В основе маскулинной культуры лежит позитивный Эдипов комплекс – идентификация с отцом. В обществах жесткого маскулинного типа (мусульманские) психоанализ не работает, так как не формируется невротичность. Феминные общества ориентированы на негативный Эдипов комплекс, основанный на подчинении отцу. Христианство проповедует пассивно-мазохистские, жертвенные формы поведения, любовь и отрицание героя. Иуда – единственный персонаж, который взял на себя роль героя (так как Иисус должен был погибнуть, но не мог совершить самоубийство, преданный ученик взял это на себя). Источник антисемитизма: европейцы не довольны ограничениями христианства и эту ненависть изливают на евреев. В рамках любого социального процесса всегда происходит половое разделение: женские качества развиваются, мужские, как разрушающие массу, подавляются, нагружаясь страхами. Это плохо, женщины заняли профессиональные места мужчин. Дети не имеют образца мужественности. Это регрессия к временам матриархата. Мужчине не дают проявить свою мужественность и возникают сбои в сфере психосоматики.

Подходы:

1) Анализ личности автора.

2) Анализ самого произведения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.