КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия и показатели социокультурного процесса
Итак, мы установили, что любая принятая в данной культуре парадигма взаимодействия людей, если придать ей динамичность, выступает как социокультурный процесс. Аналитической единицей такого процесса является социальное действие. Классический вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс [«Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951)]. В общественном целом он видит три главных компонента: личность, культуру и социальную систему. Пока сохраняются отношения взаимодействия (а не противоборства) — система жизнеспособна. В ней, наряду с другими, выделяются главные, интегративные структуры, объединяющие собой и ценностные представления людей, и регулятивные образцы, руководящие поведением и ограничивающие личную сферу интереса1. Общественное равновесие достигается, но Парсонсу, интеграцией мотивов действий, гармонизацией ролей через нормативные культурные стандарты, общие для всех из них и являющиеся основной силой, мобилизующей единство социальной системы и функцию социальной культуры. В этом подходе заложено новое для своего времени понимание социального: оно есть единство субъективных мотивов и социальных ролей. В настоящее время интегративные структуры Т. Парсонса понимаются как социокультурная структура и социокультурный процесс. Любое социальное действие содержит в себе культурные атрибуты. Любой поведенческий и деятельностный акт человека оснащен регулятивами и смыслами. Знание, ценности и нормы, ролевой алгоритм, законы, символы и знаковые обозначения, речь как главная семиотическая система, социальные образцы — все это входит в арсенал действий современного человека. Эти элементы культуры преобразуют биопсихофизическое основание действия в социокультурное явление с ясной конфигурацией, обозначенными целями и принятыми в данной культуре мотивами и ориентацией. Именно с таким культурным оснащением одиночное или групповое действие может включаться в поток социокультурных процессов. Девиантное поведение, проявляющееся со стороны ряда его участников, лишь подтверждает общее правило, норму, диктуемую культурой. Следовательно, когда мы ведем речь о социокультурном исследовании (культурантропологическом исследовании), надо иметь в виду, что основной его задачей является определение степени оснащенности элементами культуры конкретного социального (политического, экономического, межличностного, семейного) процесса. Устанавливая меру такой оснащенности, социолог может, посредством накопления количественных данных, прийти к выводам о стабильности или нестабильности социальной системы, ожидаемых напряжениях и будущих парадигмах взаимодействия. Понятно, что в этом случае мера кореллирует со стабильностью. Так мы выходим на повседневный уровень применения понятия «культура», т. е. культурности того или иного человека, группы, поведенческого акта и т. д. Появляются понятия политической, семейной, экономической, правовой и т. п. культуры, позволяющие оценивать «культурность» тех или иных сфер жизнедеятельности людей. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что понимается под «социальностью»? 2. Как оценить культурность той или иной формы социального взаимодействия? 3. Опишите какое-либо свое часто повторяющееся действие с| обозначением элементов культуры в нем. Попытайтесь выяснить откуда исходят эти требования, когда и как они Вами восприняты. ЛИТЕРАТУРА
Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. III (Социо-1 культурный словарь). М., 1991. Елисеев О. П. Культурная антропология. М., 2003. Гл. 2. Ионии Л. Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М., 1995. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию,! М., 1994. Очерки социальной антропологии. СПб., 1995. Современная американская социология. М., 1994. Социокультурное исследование / Под. ред. Мшпошева Ф. И. М., 1994; 2004. Cultural antropology. New York. 1991. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. Раздел: Социальная антропология. М. 2003. Т. 3. С. 711-741.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |