Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повседневность как мир опыта




ТЕМА 6. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Существенным недостатком общей культурологии является ее абстрактность, не «опускающаяся» до уровня повседневной жизни людей. Социальная антропология пытается преодолеть этот разрыв. И данной теме будут рассмотрены некоторые подходы к объяснению культуры повседневности. Разумеется, этим не исчерпываются воз­можности и достижения теоретического анализа.

Повседневное — это привычное, обычное и близкое. Это тот жиз­ненный порядок, в котором каждый человек, кем 'бы и каким бы он НИ был, ориентируется свободно. Аналитическое проникновение в Повседневное представляет собой серьезную трудность ввиду того, •по все здесь кажется само собой разумеющимся. Так происходит потому, что человек в культуру повседневности включен и своим Подсознанием, нерефлектирующей частью разума.

Повседневное — это сфера человеческого опыта, характеризую­щимся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Для нее характерно напряженно- бодрствующее состояние сознания, личное участие в мире, представ­ляющем собой совокупность видимых, не вызывающих сомнения в объективности своего существования, форм пространства, времени и тональных взаимодействий. Все эти формы являются интерсубъективно, т. е. социально, организованными1.

А Шюц считает, что повседневность — это одни из миров опыта, и для которого характерны: а) бодрствующее напряженное внимание к жизни, б) воздержание от всякого сомнения в существовании мира, в) преобладающей формой активности является трудовая деятельность. Среди всех видов активности последняя «играет важнейшую роль в конституировании реальности повседневной жизни». Реаль­ность и трудовая деятельность вступают в когнитивную функцио­нальную связь, детерминированную трудом. Трудящееся Я выступа­ет как целостное, нефрагментированное Я, поскольку труд наиболее полно активизирует все потенциальные качества личности, наделяет их единством1. И это понятно, потому что основной функцией пов­седневности выступает жизнеобеспечение.

Естественно, в трудовой деятельности присутствуют и спонтан­ные физические проявления, и свойство созерцающей рефлексии (обзор результатов действия), и деятельность воображения (проекти­рование действия). Но главным остается действующее начало, чем и отличается повседневное от мира фантазии (литературный замысел, мир волшебной сказки, мифа и т. д.). В последнем нет труда, мотиви­рованного окружающим миром и, в свою очередь, воздействующего на его объекты, нет характерного для повседневности долженствова­ния, в силу чего и внимание к жизни ослаблено, напряженно-бодрствующая установка заменяется созерцательной, воображающей, практикуется воздержание от суждения о существовании объектов этого мира (мира фантазии). Все воображаемые образы имеют право на существование в этом безграничном мире.

Ясно, что в основе когнитивного стиля, конституирующего пов­седневное, лежит принцип правдивости в коммуникациях людей, порождающий чувство уверенности людей в истинности происхо­дящего. Принцип правдивости утверждается трудовой активнос­тью людей. Поскольку в мире фантазии обнаруживается дефицит деятельности (личностной и социальной), напрашивается вывод о том, что этот мир является трансформацией мира повседневности, а не представляет изолированную от нее и равноправную с ней ре­альность. Поэтому в искусстве главным принципом был и остается принцип жизнеподобия, а не отхода от него.

В повседневной жизни людям приходится изобретать, создавать свой мир. В «своем» мире люди участвуют и своим внешним планом (деятельностью, поведением), и внутренним (духовно-психическим) миром. Внутренняя жизнь стремится быть согласованной с внешней, и наоборот, поскольку люди так или иначе хотят жить в согласии с собой, в состоянии душевного равновесия. Это возможно благодаря способности людей создавать и накладывать на мир фактов и процес­сов свой смысловой и ценностно-нормативный порядок и приводить оба этих мира в соответствие друг другу. Ясно также, что социальное взаимодействие невозможно без устойчивых символических форм. Появляются артефакты — структурно сходные объекты. Культура повседневности организуется в таких символических формах, как позитивный опыт, имеющий свойство передаваться от человека к человеку, от поколения к поколению. Социокультурный опыт людей кодируется в мимике, жестах, телодвижениях, интонациях и словах, формулах, образах, технологиях. Эти проявления существуют в об­ластях совместной жизнедеятельности людей, межличностной вер­бальной и невербальной коммуникации, письменных текстах, сферах невербальных эстетических объектов. Для участия в такого рода коммуникациях человек должен обладать определенной культурной компетенцией1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.