КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социокультурная составляющая терроризма
Терроризму ныне посвящены многочисленные международные конгрессы, съезды, конференции и прочие симпозиумы, а также диссертации. Интеллектуальная атака этой проблемы пока дает противоречивые результаты. Например, в одной из последних диссертаций утверждается, что терроризм можно условно обозначить как преступное деяние, состоящее в применении насилия или устрашения насилием отдельных лиц, группы лиц или всего общества, сопровождающееся преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности и напряженности, с одной лишь целью — заставить правительство принять решение, выгодное террористам. Что здесь противоречивого? Смешаны цель (устрашение) и средство (насилие). Нет указания на социальный статус тех, к кому обычно применяется это насилие (мирные жители, т. е. невиновные, или носители власти). Не всегда цели террористов однозначны. Далее, определение начинается с утверждения о том, что терроризм — преступное деяние. В глазах кого? Какой правовой культуры? Обычно смешиваются боевые действия (содержание войны) и антитеррористические акции (взятые под стражу террористы должны осуждаться по законам уголовных кодексов суверенной страны) и т. д. Этот небольшой экскурс иллюстрирует нечеткость нашего понимания терроризма. Следовательно, для достижения более ясного знания о терроре и терроризме проблема требует дальнейшего анализа. С этой целью здесь делается попытка рассмотреть терроризм в более широком контексте, а именно — в свете теории о константах человеческого существования, проявляемых в социальной, т. е. совместной, жизни многих людей. Почему террор встречает сопротивление и осуждение миллиардов землян? Следует знать, во-первых, что организаторы террористических организаций формируют враждебность, т. е. эмоциональнокогнитивное состояние нетерпимости к будущей жертве нападения, и что оно может в любой момент перейти в состояние агрессии, т. е. к физическим актам с применением оружия. Грань между этими состояниями массы весьма хрупка. Во-вторых, террор обычно направлен против невиновных людей, личность которых сформирована в условиях господства правосознания, исповедующего принцип презумпции невиновности. Напомним себе, что презумпция невиновности (от лат. ргае- sumptio — предположение) — это один из демократических правовых принципов судопроизводства, согласно которому обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Этот принцип — существенная гарантия законности при разрешении уголовных дел. В Европе этот принцип победил после крушения монархических режимов в результате Великой французской революции и наполеоновских войн. В результате его воздействия на культуру повседневности в течение почти двухсот лет заметно возросла ценность человеческой жизни, особенно после Второй мировой войны. Любая власть, а также и движения, возникающие для ее завоевания (в том числе и терроризм), нуждаются в идеологическом обеспечении. Вспомним: идеология — это идейно-духовное средство борьбы за интересы, она не может быть универсальной, ведь в современном, т. е. буржуазном, обществе нет групп с едиными интересами (исключая периоды оборонительных войн). Она имеет критическую, мобилизующую, защитительную и разъяснительную функции. Пропаганда связана с разьяснением основ принятой доктрины (идеологии достижения цели), критикой других доктрин и тем самым с защитой своих позиций. Агитация призвана мобилизовать людей своей социальной базы, электората, интересы которых защищаются, на конкретные политические и другие действия. В основе любой идеологии лежит система идей — в них в краткой форме содержатся логически обоснованная позиция и основная цель субьекта социального интереса: нации, класса, группы демографического или профессионального характера. Любая идеология стремится к легитимизации (к признанию своих идей «законными», т. е. справедливыми, правильными, социально признанными). Однако, в силу того что нет единой идеологии, она обычно выдает интерес своей социальной базы за всеобщий интерес и потому может выступать формой «ложного сознания» (К. Маркс, К. Мангейм). Обратим внимание на то, как часто в речах политиков звучит слово «народ». На самом деле «народ» состоит из наций, классов и групп с весьма различающимися друг от друга интересами, поэтому доминирующая группа обычно манипулирует сознанием людей, вводя «ложное сознание» в массовое сознание как дымовую завесу для сокрытия своих истинных целей и реального положения вещей в обществе, позволяющем бесконтрольно распределять блага (авторизировать и размещать ресурсы страны). Поэтому в обществе необходимо иметь оппозицию реальной власти, критикующей ее со своих позиций. Борьба идеологий в этом случае носит для общества в целом спасительный характер, рассеивая словесный флер любой политической пропаганды и агитации. Изложенное позволяет нам выделить понятие «идеологическое насилие», под которым надо понимать внушение массам идей, являющихся опасными с точки зрения развития общества. Опасно то, что побуждает человека или группу к действиям вопреки его коренным, т. е. жизненным, интересам. Именно такими представляются идейные основы терроризма. Обычно их связывают с стремлением террористов установить режим тоталитарной власти. Наша публицистика тоталитаризм связывает лишь со страхом людей перед политическим насилием и вытекающим отсюда, мол, безоговорочным подчинением людей велениям властей. Но страх не созидателен — он действует на людей сковывающе. Россию было бы невозможно индустриализовать, коллективизйровать, победить в тяжелейшей войне фашизм лишь на основе страха и подавления людей. Без созидательного актора было бы невозможно добиться этих успехов. Мобилизационный актор лежит в сфере любви к идее (признание ее «законной»), системе, вождю, а массовый энтузиазм, вера и любовь являются духовной основой радикальности их движений. Самоидентификация личности с тем или иным учением и его олицетворением — вождем или вероучителем может принимать националистические (Гитлер, Муссолини), классово-политические (Ленин, Сталин) или религиозные (Будда, Христос, Мухаммед) формы. Идентификация, сопровождающаяся самовозвеличиванием, самолюбованием (нарциссизм), преданностью «своим» и ненавистью к «другим», доктринально противопоставленным (государству, нации, классу, группе), является сильнейшим защитным механизмом (3. Фрейд) для личности, позволяющим отвлечься от тягот повседневности, породить надежды на лучшее будущее, что и скрашивает настоящее. Любовь и ненависть, их причудливое сочетание в массовом сознании часто выступают в виде различных форм патриотизма (просвещенного, черносотенного, квасного), которые могут сопровождаться развитием ксенофобии — своеобразной мании величия, продукта социального нарциссизма в отношении себя и занижении ценности «других» — и тем самым переводам «врагов» в разряд «недочеловеков», достойных истребления (“Untermensch” в практике гитлеризма). Этот исторический факт указывает, что любая ксенофо- бия нуждается в своем оправдании, легитимизации в виде различных доктрин националистического или религиозного характера. Существует терроризм бескорыстный — «ради счастья народа». Идейный терроризм, как бы мы ни относились к тем или иным идеям, связан с фанатизмом, механизм формирования которого социальная психология объясняет как прочное самоотождествление личности с какой-либо «спасительной» идеей или с человеком с высоким статусом (верноподданность, личная преданность и т. д.). Идея при этом действует всепоглощающе, что и приводит к психологическому отчуждению личности фанатика от людей; жесткая привязанность к своим убеждениям лишает человека свободы выбора и обновления своих взглядов на жизнь. Фанатик глух и не приемлет рациональной аргументации, поэтому может стать и становится часто жертвой чужих фантазий и утопий. Высокая степень конформности ведет к усилению слепой веры, безоговорочному принятию откровений лидера, вождя и т. д. Спасительный скепсис покидает человека, его жизнь превращается лишь в «служение». Психоанализ указывает на то, что корни терроризма, когда люди утверждают себя истреблением других, часто невиновных, уходят в предысторию человечества: они связаны с архетипами Матери (Родины, земли) и Отца (мага, вождя). Многие люди бессознательно переносят на свой род, племя, нацию, религию, землю и природу в целом свое отношение к матери как к кормилице и защитнице. Человек, вступая в информационное общество, обнаружил и свою уязвимость и даже беззащитность от потока идей, индуцирующих массовые психозы. Исследования феномена психической заразительности показывают: содержание «заразной» идеи, ее ничтожность или, наоборот, ее величие, ее ложность или справедливость решающего значения для поведения рядовой массы не имеют. Раскачивание перед телевизором, из которого вещают многочисленные «целители» и экстрасенсы, гремучая смесь идей воскрешения и переселения душ, существования потусторонних сил и т. д. не только дестабилизируют психику населения, но часто приводят и к кровавым, жестоким преступлениям. Доверчивость человека ныне становится опасной для жизни и здоровья. Спасительное сомнение по отношению к иррациональным идеям и лозунгам, внушениям и заражениям есть функция образования, гуманистического воспитания и самовоспитания личности. Недавняя история с группой людей, «спрятавшихся» в пещеры (Пензенская область) от надвигающегося «конца света», показывает, к каким трагедиям может привести пропаганда «диких» идей, внушаемых «святым». Тематические разделы программы этнокультурного исследования
Прикладная социальная антропология нуждается в различного рода методических материалах, с помощью которых проводятся культурантропологические исследования. Обозначим тематические блоки собственно этнокультурного исследования. 1-й блок «Родной язык». Измеряются: а) языковая компетентность (степень владения родным и другими языками); б) языковое поведение (основной разговорный язык в школе, семье, в общении со сверстниками, профессиональный язык, язык в иноэтническом окружении); в) языковое предпочтение (выбор языка чтения книг, газет, прослушивания радио- и телепередач). 2-й блок «Культура». Измеряются:1 а) знание фольклора (песни, сказки, легенды, танцы, названные респондентом); б) знание среды профессиональной культуры (имена национальных деятелей культуры: писателей, композиторов, художников, ученых); национальные предпочтения в выборе музыки, танцев, теле- и киносюжетов; в) индикаторы материальных форм национальной культуры — наличие в домашнем обиходе предметов национального быта, национальная кухня; г) частота соблюдения обычаев и традиций (национальные и религиозные праздники, ритуалы посвящения детей в общество, похороны, обряды, почитания предков). 3-й блок «Национальное самосознание». Измеряются: а) знание национальных героев, основных событий исторического прошлого своего народа; б) степень идентификации («Что Вас связывает со своим народом?»); в) роль социальных институтов в приобщении детей к этнической информации, передаче этнокультурных ценностей (это выясняется с помощью вопроса об источниках знаний о жизни своего и других народов). 4-й блок «Демография» (национальность, пол, возраст, социальное положение, образование свое и родителей, место проживания). Эти блоки информации позволяют косвенным образом выяснить также вопросы ассимиляции, маргинальности, акультурации и инкультурации, оптации или депортации нацменьшинств в данной системе. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как понимать термины «этнос», «нация», «этнокультура»? 2. Каковы ведущие факторы этнической самоидентификации? 3. Какие фазы этнического конфликта Вы наблюдали? Опишите эти фазы. 4. Вы в роли президента страны. Каковы Ваши решения по погашению активной фазы этнического конфликта? 5. Опишите логику составления анкеты культурантропологичес- кого исследования. ЛИТЕРАТУРА
Бромлей 10. В. Очерки теории этноса. М., 1972. Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. М., 2002. Лосский Н. О. Характер русского народа. Кн. 1, 2. Посев, 1957. Репринтное издание. Минюшев Ф. И. Социальная антропология. М., 2004. Поликарпов В. С. История нравов России. От Алексея Тишайшего до Николая Второго. М., 1995. Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994. Сергеев В. Молодежь и город: лицом к лицу. М., 2002. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. Раздел: Социальная антропология. Т. 3. С. 711— 741. М., 2003. Человек и современный мир. М., 2002. Интеллигенция и проблемы межнационального и межконфессио- нального диалога //Интеллигенция в диалоге культур. М., 2007.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |