КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кончина святителя Игнатия 4 страница
В пятницу, 27 апреля, Преосвященный просил одного из близких учеников своих потереть ему ноги сосновым маслом и потом сказал: «Благодарю тебя, что потрудился для меня. Это уже в последний раз». — «Почему же в последний? Разве Вам не нравится, Владыко?» — «Нет, не потому, а потому что дни мои изочтены». Брату своему и своим приближенным он еще прежде отдавал приказание, что как скоро заметят, что наступает его кончина, — оставить его одного, не мешать ему и не давать знать родным о том ранее его смерти. Только теперь стало понятно, почему он удалил любимейшего своего брата в Петербург, почему там встретились ему непредвиденные препятствия заранее возвратиться на Бабайки и принять последний вздох и благословение всем сердцем и душою благоговейно чтимого брата-Святителя. Сам Господь так устроил по желанию верного раба Своего!.. Окружавшие его ученики говорили, что до последней минуты все вокруг него и в нем самом было так тихо, так просто, что никому и в голову не приходило, что с ним делается что-то необыкновенное. Особенно поражало их неизреченное милосердие, смирение и снисходительность в последние дни его жизни. И всегда он был снисходителен, милостив и смирен — это уж отличительная черта его характера, — но в последнее время любовь и смирение разливались вокруг него такими потоками, что потрясали души окружавших его и заставляли их как будто бояться чего-то. Накануне своей кончины он писал еще. Вот эти драгоценные строки незабвенного Святителя. «Нет во мне свидетельства жизни, которая бы всецело заключалась во мне самом; я подвергаюсь совершенному иссякновению жизненной силы в теле моем. Я умираю. Не только бренное тело мое подчинено смерти, но самая душа моя не имеет в себе условия жизни нерушимой; научает меня этому Священное Предание Церкви Православной. Душе, равно и Ангелам, даровано бессмертие Богом; оно не их собственность, но их естественная принадлежность. Тело для поддержания жизни своей нуждается в питании воздухом и произведениями земли. Душа, чтоб поддержать и сохранить в себе бессмертие свое, нуждается в таинственном действии на себя Божественной Десницы. Кто я? Явление? Но я чувствую существование мое. Многие годы размышлял некто [1377] об ответе удовлетворительном на предложенный вопрос, размышляя, углубляясь в самовоззрение при свете светильника Духа Божия. Многолетним размышлением он приведен был к следующему относительному определению человека: «Человек — отблеск Существа и заимствует от этого Существа характер Существа» [1378]. Бог, Единый Сый [1379], отражается в жизни человека. Так изображает себя солнце в чистой дождевой капле. В дождевой капле мы видим солнце; но то, что видим в ней, — не солнце. Солнце там — на высоте недосягаемой». Это, повторяем, было писано покойным накануне его кончины; а вот что писал он в самый день своей кончины. «Что — душа моя? Что — тело мое? Что — ум мой? Что — чувства тела? Что — силы души и тела? Что — жизнь?.. Вопросы неразрешенные, вопросы неразрешимые. В течение тысячелетий род человеческий приступал к обсуждению этих вопросов, усиливался разрешить их и отступал от них, убеждаясь в их неразрешимости. Что может быть знакомее нам нашего тела? Имея чувства, оно подвергается действию всех этих чувств: познание о теле должно быть самым удовлетворительным как приобретаемое и разумом, и чувством. Оно точно таково в отношении к познаниям о душе, о ее свойствах и силах, о предметах, не подверженных чувствам тела…» На этом слове остановился Владыка. Как видно, он изнемог и для отдохновения стал молиться [1380]. В последние годы своей жизни, на покое в Николо-Бабаевском монастыре, Преосвященный мало спал, никогда не раздевался и, как верный раб Божий, бодрствовал на всякий час дня и ночи, готовый встретить Господа своего. И застал Он его бодрым на молитве и верным на службе заблуждающему человечеству. Трое суток стояло тело Святителя в келлии его, жарко натопленной, оставаясь без изменения, и до того было привлекательно, что никому не хотелось отойти от него: всем хотелось насмотреться на это прекрасное лицо, на котором почивала светлая и святая дума. На четвертые сутки тело почившего было перенесено в холодную Никольскую церковь. К вечеру лицо и руки его стали пухнуть, не теряя своей белизны; на шестые сутки опухоль опала и только ногти посинели. Запаха не было никакого. Он лежал в белом облачении, в том самом, в котором совершал в последний раз Божественную Литургию в Светлое Христово Воскресение и в понедельник Светлой Седмицы. Духовное завещание оставлено им на имя брата своего Петра Александровича, которому, как драгоценнейшее сокровище свое, поручил он и присных учеников своих. Вещественного наследства осталось у него семь копеек да долгу семьдесят рублей. Перед кончиною своею он поручился за одного бедняка, который не в состоянии был уплатить долга и прибегнул к милосердию Пастыря. Преосвященный оставил записку к брату, которою он просил получить за него пенсию за два последние месяца, уплатить долг, а остальное раздать бедным друзьям своим. Все время вокруг гроба почившего Святителя теснились многочисленные почитатели его, ученики, духовные дети и крестьяне сел и деревень. В день погребения монастырский двор был весь покрыт народом, не менее пяти тысяч человек. Повсюду слышались плач и стоны. «Кто-то теперь будет нашим благодетелем! — говорили в толпе. — Кто-то теперь помилосердствует о нас! Кто исцелит наши болезни! Кто помолится о нас!..» Все дни стояла погода дурная; но в день погребения хоть и холодно было, но солнце светило ярко. Отпевание усопшего до того было отрадно, что скорее походило на какое-то торжество, чем на погребение. Невольно припоминались слова усопшего, оставшиеся в его бессмертных творениях: «Можно узнать, что тело умершего под благодатию, если окружающие чувствуют отраду». Тело Святителя обнесено было вокруг собора и опущено в землю в малой больничной церкви у левого клироса при радостном пении «Христос Воскресе». Это происходило 5-го мая, в Неделю жен-мироносиц. После погребения брат почившего Святителя и близкие к нему вошли в келлию его, до сих пор запечатанную. Торжественно прозвучала заупокойная лития в этой тихой келлии, в которой Старец-подвижник почти безвыходно провел последние шесть лет своей жизни в заботах о своей душе и служении нужде бедствующему человечеству. Усопший Святитель занимал только две комнаты: одну в три окна, а другую в два, служившую ему и спальнею, и кабинетом. Все поражало здесь высокою простотою и изящною бедностью. Между двумя окнами стояла просторная этажерка, на полках которой лежали в огромном количестве и в два ряда тетради, написанные изящным его почерком и изготовленные еще на другие два тома. В углу комнаты киот с образами; перед ним лампада. Прямо против дверей — высокие шкафы почти вдоль всей стены, наполненные драгоценными творениями писателей духовных, на языках: греческом, латинском, славянском, русском, французском, немецком и итальянском [1381]. Вдоль смежной с нею стены — простая деревянная кровать с высокими деревянными же стенками с трех сторон; на ней немягкое ложе. Перед кроватью, как раз перед глазами лежавшего, на стене икона Божией Матери, с которою он не расставался никогда. Далее, у печки, две низенькие вешалки; на них ветхие его одежды, которые он всегда носил; из них были и такие, которые еще помнят Сергиеву пустынь; поновее же и получше находились в другой комнате; последние он начал раздавать задолго до кончины своей. За дверьми, под образом Божией Матери, простое кожаное кресло, ветхое и истертое; на нем-то писал он вдохновенные свои страницы. Перед креслами — большой, широкий деревянный стол, ничем не покрытый; на столе в удивительном порядке лежали все письменные принадлежности: налево разложены тетрадками исписанные уже листы — все один, как другой, точно фотографические снимки; посреди чернильница; сбоку несколько изящно очинённых перьев. Направо коробочка с сургучом, перьями, ножичек, чернила; ближе — груда писем, написанных в последние дни, запечатанных, надписанных собственною его рукою и приготовленных к отправке на почту [1382]. Посредине, перед креслом, последние написанные им листы, а сверху страница предсмертная, дописанная до половины; на обороте ее то, что было написано накануне кончины. Долго присматриваясь к последним строкам знакомой руки, мы, духовные дети его, стояли умиленные и пораженные. Тот же дивный, ровный, изящный почерк его юношеских лет! Ни одной удлиненной буквы, ни малейшей лишней черты, ни помарок, ни описок от рассеянности или поспешности. У последней страницы лежало перо, писавшее последние строки. Бесчисленное множество писем его, писанных к разным лицам, заключают в себе драгоценные сокровища Святоотеческих наставлений и духовных заметок. Нет сомнения, что по строгом разборе их почитатели памяти усопшего Архипастыря увидят их в печати. Санкт-Петербург, 1867.
• ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том II • Святитель ИГНАТИЙ Брянчанинов АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ Том II • Блажен муж • Иосиф Священная повесть, заимствованная из книги Бытия (гл. 32–50) • Послание к братии Сергиевой пустыни из Бабаевского монастыря • Слово о страхе Божием и о любви Божией • Судьбы Божии • Совещание души с умом • Зрение греха своего • Об образе и подобии Божиих в человеке • Размышление, заимствованное из Первого послания святого апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни • О существенном делании монаха • Дух молитвы новоначального • Введение • Заключение • Слово о келейном молитвенном правиле • Слово о церковной молитве • Слово о молитве устной и гласной • Слово о поучении, или памяти Божией • Слово о молитве умной, сердечной и душевной • Слово о молитве Иисусовой • Странник • Таинственное объяснение 99 псалма • Слово о спасении и о христианском совершенстве • Часть первая • Часть вторая • Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу • 1. Введение • 2. Состояний естества человеческого в отношении к добру и злу — три • 3. О состоянии естества в отношении к добру и злу по сотворении человека • 4. О состоянии по падении человека • 5. О состоянии по искуплении человека • 6. Об обновлении искупленного естества, в случае его повреждения, покаянием • 7. Об отношении обновленного естества ко злу • 8. Заключение • Приложение Святитель ИГНАТИЙ Брянчанинов АРХИПАСТЫРСКИЕ ВОЗЗВАНИЯ ПО ВОПРОСУ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЕСТЬЯН ОТ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ НА КАВКАЗСКОЙ КАФЕДРЕ КОНЧИНА СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ • АРХИПАСТЫРСКИЕ ВОЗЗВАНИЯ ПО ВОПРОСУ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЕСТЬЯН ОТ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ • От 17 января 1859 года • От 6 мая 1859 года • Подстрочные примечания к заметке А. И. Герцена «Во Христе сапер Игнатий» • Замечания на отзыв журнала «Колокол» к Кавказскому епископу Игнатию • Примечания • А. Μ. Любомудров Святитель Игнатий Брянчанинов в полемике с либеральной интеллигенцией о христианском понимании свободы • СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ НА КАВКАЗСКОЙ КАФЕДРЕ • Из Жизнеописания святителя Игнатия (О хиротонии) • Речь при наречении во Епископа • Выписки из годового отчета епископа Игнатия о состоянии Кавказской епархии за 1858 год • Консистория • Попечительство о бедных духовного звания • Общий взгляд на Епархию • <Вопрос начальника Правого крыла Кавказской линии генерал-лейтенанта Г. И. Филипсона и ответ Епископа о Кавказской кафедре по отношениям ее к Кавказскому Линейному казачьему войску. Значение Епископа и протоиерея в Православной церковной иерархии> • Архиерейский дом • Семинария • Ставропольское духовное училище • Посещение Епархии • Город Ставрополь • Церкви в селах • Город Георгиевск • Город Пятигорск • Моздок • Город Кизляр • Армяне • Станицы Кавказского линейного войска • Монастыри • Монашество • Церкви • Духовенство • Богоугодные учреждения • Раскол • Увеличение паствы и ее духовное развитие • Заключение • Письмо к директору Синодальной канцелярии Я. А. Позняку • Резолюция епископа Игнатия о наказаниях семинаристов <1858> • Письмо к Наместнику князю А. И. Барятинскому от 25 янв. 1858, № 11 (О средствах для Архиерейского дома) • Письмо к директору Канцелярии синодального Обер-прокурора К. С. Сербиновичу от 18 февр. 1858 (Об отчетности Кавказской Консистории) • Речь при отпевании капитана I ранга К. Г. Попандопуло 4 марта 1858 • Предложение в Консисторию от 10 марта 1858, № 29] (О пожертвовании средств для чиновников) • Предложение в Консисторию от 7 мая 1858, № 60 (О перестройке Архиерейского дома) • Речь при освящении Георгиевского знамени Линейного казачьего войска 12 мая 1858 • Рапорт Святейшему Синоду от 13 мая 1858, № 95 (О торжествах по случаю освящения знамени) • Отношение к начальнику Штаба Кавказской армии от 5 июля 1858, № 146 (По поводу Обер-священника Гумилевского) • Предложение в Консисторию от 24 сент. 1858, № 198 (О протоиерее Крастилевском) • Письмо к директору Канцелярии синодального Обер-прокурора К. С. Сербиновичу от 2 акт. 1858, №204 (О средствах для Архиерейского дома) • Письмо к Епископу Тульскому Алексию от 12 ноября 1858, № 60 (О рекомендации помощника секретаря Консистории, Митрополите Исидоре и др.) • Письмо к Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому Григорию от 2 февр. 1859, № 9 (О средствах для Епархии) • Письмо к Обер-прокурору графу А. П. Толстому от 2 февр. 1859, № 11 (О средствах для Епархии) • Письмо к Обер-священнику Кавказской армии Гумилевскому от 4 мая 1859, № 37 • Представление в Святейший Синод от 4 мая 1859, № 38 (О благоустройстве Семинарии) • Отношение к исполняющему обязанности синодального Обер-прокурора князю С. Н. Урусову от 5 июня 1859, № 48 (О протоиерее Крастилевском) • Представление исполняющему должность синодального Обер-прокурора князю С. Н. Урусову от 18 июня 1859, № 54 (О ректоре Семинарии архимандрите Германе) • Отношение в Святейший Синод от 22 июня 1859, № 59 (О протоиерее Крастилевском) • Рапорт в Святейший Синод от 6 июля 1859, № 64 (О протоиерее Крастилевском) • Предложение в Консисторию от 6 июля 1859, № 65 (О протоиерее Крастилевском) • Речь на покорение Кавказа в Ставропольском кафедральном соборе 25 авг. 1859 • Рапорт в Святейший Синод от 7 сент. 1859, № 88 (О протоиерее Крастилевском) • Ходатайство к синодальному Обер-прокурору от 21 сент. 1859, № 94 (О преподавателе осетинского языка для Семинарии) • Предложение в Семинарию от 9 ноября 1859, №105 (О пополнении личного состава клиров церковных) • Резолюция от 24 ноября 1859, № 1519 (О прошении протоиерея Крастилевского) • Записка Наместнику князю А. И. Барятинскому о Кавказской епархии <декабрь 1859> • Предложение Начальнику губернии от 1 янв. 1860, № 1 (О постройке в Моздоке церкви для чудотворной иконы Иверской Божией Матери) • Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви и о необходимости деревянную церковь заменить каменного • Представление Наместнику князю А. И. Барятинскому от 9 мая I860, № 19] (О средствах для духовенства Моздока и Кизляра) • Представление Наместнику князю А. И. Барятинскому от 10 июня 1860, № 20 (О средствах для Епархии) • Письмо к Наместнику князю А. И. Барятинскому <10 июня 1860> (О средствах для Епархии) • Рапорт в Святейший Синод от 27 марта 1861, № 788 (Об объявлении Высочайшего Манифеста) • Письмо к Обер-прокурору графу А. П. Толстому от 22 мая 1861, № 1486 (Об объявлении Высочайшего Манифеста) • Рапорт Государю от 24 июля 1861 (Об увольнении на покой) • Из рапорта в Святейший Синод от 24 июля 1861, № 1186 • Письмо к Обер-прокурору графу А. П. Толстому от 24 июля 1861 (О содействии к увольнению на покой) • Письмо к Обер-прокурору графу А. П. Толстому от 21 августа 1861 • Письмо к Обер-прокурору графу А. П. Толстому от 14 сент. 1861 • Из Жизнеописания епископа Игнатия (О скорбях на Кавказской кафедре) • Епископское служение святителя Игнатия • КОНЧИНА СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ • Завещание-письмо брату П. А. Брянчанинову от 9 июля 1862 • Телеграмма настоятелю Троице-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию (Малышеву) от 1 мая 1867 года в 9 час. 12 минут • Сведения о погребении Преосвященного Игнатия Брянчанинова • Из письма игумена Антония (Бочкова) • Сообщение газеты «Московские Ведомости» • Епископ Игнатий. Некролог • Добавление к некрологу Епископа Игнатия • Из Летописи Скита Оптиной Пустыни 9 мая 1867 • Кончина Преосвященного епископа Игнатия
[1] Пс. 1 [2] Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей (Пс. 1. 1) [3] Пс. 1. 2 [4] Пс. 33. 9 [5] Повелениями Твоими я вразумлен… Всем сердцем моим ищу Тебя… Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое… Буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил… Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра… А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого… В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою… Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль… Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее (Пс. 118. 104, 10, 32, 47, 72, 127, 11, 162, 35) [6] День дню передает речь, и ночь ночи открывает знамение (Пс. 18. 3). [7] как дерево, посаженное при потоках вод (Пс. 1. 3) [8] Ср.: Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои (Пс. 118. 63). Так объяснен этот стих преподобным Пименом Великим, см. Патерик Скитский [9] терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21. 19) [10] Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее: любящий ее любит жизнь, и ищущие ее с раннего утра исполнятся радости: обладающий ею наследует славу, и, куда бы ни пошел. Господь благословит его; служащий ей служит Святому, и любящих ее любит Господь; послушный ей будет судить народы, и внимающий ей будет жить надежно (Сир. 4. 12-16). [11] Кто вверится ей, тот наследует ее (Сир. 4. 17) [12] сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами; но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его и откроет ему тайны свои (Сир. 4. 18–21) [13] …времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1. 7) [14] из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7. 38–39) [15] лист которого не вянет (Пс. 1. 3) [16] и во всем, что он ни делает, успеет (Пс. 1. 3) [17] Не так — нечестивые, [ не так ]: но они — как прах, возмещаемый ветром [ с лица земли ] (Пс. 1. 4). [18] Потому не устоят нечестивые на суде и грешники — в собрании праведных (Пс. 1. 5) [19] Откр. 20 [20] Святой Исаак Сирин. Слово 38 [21] Рим. 8. 4 [22] Мф. 5. 8 [23] Знает Господь путь праведных (Пс. 1. 6) [24] Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1. 6) [25] Преподобный Ефрем Сирин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе в литературной форме того времени. Эта повесть читается по указанию церковного Устава на утрени во вторник Страстной недели [26] Благодарение Богу составляет часть умного иноческого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся — и приятное, и скорбное. Это делание завещано Апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал Апостол, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5. 18). Делание благодарения объяснено с особенною удовлетворительностию в ответах преподобного Варсонофия Великого [27] Быт. 32 [28] Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт. 32. 10) [29] Быт. 33. 4. [30] Быт. 34–35 [31] Быт. 37 [32] См. Главы зело полезные Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие. Ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие Отцы Церкви [33] Пс. 50. 19 [34] И сели они есть хлеб (Быт. 37. 25) [35] Что вы дадите мне, и я вам предам Его (Мф. 26. 15) [36] Быт. 39 [37] Быт. 40 [38] Быт. 41 [39] Рогго ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis [40] Ин. 6. 51 [41] «Записки на книгу Бытия» Московского митрополита Филарета [Дроздова — Ред. ] [42] Быт. 42 [43] Быт. 43 [44] приготовил… трапезу (Пс. 22. 5) [45] Быт. 44 [46] Быт. 45 [47] Быт. 46 [48] Быт. 47 [49] «Записки на книгу Бытия» Московского митрополита Филарета [50] Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего (Евр. 11. 21) [51] Быт. 48 [52] Преподобный Исаак Сирский. Слово 1 [53] Быт. 49 [54] Быт. 50 [55] Преподобный Кассиан Римлянин. О гневе. Добротолюбие. Ч. 4 [56] будет жить вовек (Ин. 6. 51) [57] Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно (Флп. 3. 1) [58] Слово 2 [59] терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21. 19) [60] приносят… в терпении (Лк. 8. 15) [61] претерпевший же до конца спасется (Мф. 24. 13) [62] кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Евр. 10. 38) [63] Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6. 2) [64] И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1. 5). [65] 1 Кор. 13. 13 [66] Бог есть любовь (1 Ин. 4. 8) [67] Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5. 5) [68] Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3. 16.) [69] Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицом Господним (Лев. 10. 1–2) [70] Слово 28, гл. 45, по переводу Паисия Нямецкого [71] Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, — идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете (Ис. 50. 11). По объяснению преподобного Варсонофия Великого. Ответ 158 [72] Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (Мф. 22. 13) [73] Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший (1 Кор. 12. 31) [74] Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое или отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы… Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится (1 Кор. 13. 1–3, 8–10) [75] любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3. 14) [76] Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин. 4. 7) [77] Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4. 16) [78] Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего (1 Ин. 4. 13) [79] Рим. 5. 5 [80] Слово 48 [81] Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне… Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15. 10, 4, 6).
[82] Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 5. Добротолюбие. Ч. 2 [83] Мы не должники по плоти, чтобы жить по плоти… Посему живущие по плоти Богу угодить не могут… Помышления плотские суть смерть (Рим. 8. 12, 8, 7, 6) [84] Каллиста и Игнатия, гл. 6 [85] Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его (Откр. 3. 20–21) [86] Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его (1 Ин. 3. 6) [87] Слово 72 [88] Слово 5 [89] …земные члены ваши … (Кол. 3. 5) [90] Слово 2 [91] Служите Господу со страхом и радуйтесь [ пред Ним ] с трепетом (Пс. 2. 11). [92] Ср.: Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас (Пс. 33. 12) [93] Страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня (Иер. 32. 40) [94] Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек (Пс. 110. 10). Начало мудрости — страх Господень: [ доброе разумение у всех, водящихся им; а благоволение к Богу — начало разумения ] глупцы только презирают мудрость и наставление (Притч. 1. 7) [95] Венец премудрости — страх Господень, произращающий мир и невидимое здравие… Страх Господень — слава и честь, и веселие и венец радости… Страх Господень — дар от Господа и поставляет на стезях любви (Сир. 1. 18, 11, 13) [96] Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти… Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу… Пребудет оно [сердце — Ред. ] во все дни в страхе Господнем (Притч. 14. 27; 8. 13; 23. 17) [97] Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно на земле семя его (Пс. 111. 1–2) [98] Блажен всякий, боящийся Господа, ходящий путями Его (Пс. 127. 1) [99] Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Бойтесь Господа, [ все ] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его (Пс. 33. 8, 10) [100] Слово 49 [101] Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою… Трепещет от страха плоть Моя (Пс. 118. 38, 120) [102] Ис. 11. 2–3 [103] Мф. 5. 22, 25, 26, 29 [104] Мф. 6. 15 [105] Лк. 12. 16–20 [106] И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10. 28) [107] Ей, говорю вам, того бойтесь (Лк. 12. 5) [108] Ср.: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими (Лк. 12. 35–37) [109] Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37) [110] Объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои… дыбом стали волосы на мне (Иов. 4. 14–15) [111] 2 Пет. 3. 10. Откр. 6. 14 [112] 1 Сол. 4. 16. Ин. 5. 28 [113] Преподобный Нил Сорский. Слово 7 [114] 1 Кор. 4. 4 [115] Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». [116] Слово 1 [117] Пс. 110. 10 [118] Теперь Я знаю, что боишься ты Бога (Быт. 22. 12) [119] Ср.: Общник я всем боящимся Тебя (Пс. 118. 63) [120] Алфавитный патерик [121] Cassianus lib. IV. De instititutis, renuntiantiam, cap. 39 [122] И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10. 38) [123] Сар. 35 [124] Гал. 5. 24 [125] Страх Господень чист, пребывает вовек (Пс. 18. 10) [126] В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4. 18) [127] 1 Ин. 4. 18 [128] Преподобный авва Дорофей. Поучение 4 «О страхе Божием». [129] Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его (Пс. 88. 8) [130] Пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин. 15. 9–10) [131] смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2. 8) [132] говорил не от Себя (Ин. 12. 49–50) [133] Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое… Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 21, 23, 24)
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |