Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кончина святителя Игнатия 7 страница




[709] доселе дойдешь и не перейдешь … (Иов. 38. 11)

[710] Слово 28, гл. 17

[711] Там же, гл. 19

[712] Слово 4, гл. 93

[713] О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1.

[714] Слово 28, гл. 51

[715] но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие (Пс. 72. 16–17).

[716] Гл. 14

[717] Лк. 17. 21

[718] Святой Исаак Сирский. Слово 8

[719] Святой Исаак Сирский. Сл. 2

[720] тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс. 50. 21)

[721] встань и ходи (Деян. 3. 6)

[722] Мф. 25. 3

[723] Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс. 33. 9.)

[724] Ответ 115

[725] ожидающих движения воды (Ин. 5. 3)

[726] Я знаю, которых избрал (Ин. 13. 18)

[727] Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15. 16)

[728] То есть по действию Божественной благодати

[729] Цветник. Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря»

[730] Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением

[731] Ср.: …роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26. 19).

[732] Наставление 32

[733] Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8)

[734] Наставление 29

[735] Наставление 4

[736] Наставление 11

[737] Наставление 11

[738] Наставление 6

[739] ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7. 8). Слово 28, гл. 56

[740] 1 Сол. 5. 17

[741] Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс. 50. 17)

[742] приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13. 15). Добротолюбие. Ч. 4.

[743] Ответ 177

[744] Мф. 22. 12–13

[745] Преподобный Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, ответ 325

[746] Лествица. Слово 28, гл. 64

[747] Лествица Божественных даров инока Феофана. Добротолюбие. Ч. 1. — Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 54. Добротолюбие. Ч. 2. — Старца Серафима наставление 11

[748] Преподобного Варсонофия Великого и Иоанна Пророка ответы 264 и 274; Пс. 45, 11. Приведенные здесь ответы даны преподобному авве Дорофею, который по благословению этих Отцов занимался непрестанною памятию Божиею, т. е. умною Иисусовою молитвою. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждою, — ответ 263

[749] Преподобного Варсонофия Великого и Иоанна Пророка ответы 264 и 274; Пс. 45, 11. Приведенные здесь ответы даны преподобному авве Дорофею, который по благословению этих Отцов занимался непрестанною памятию Божиею, т. е. умною Иисусовою молитвою. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждою, — ответ 263

[750] Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4)

[751] Лк. 12. 49

[752] Ис. 6. 7.

[753] Притч. 3. 34

[754] Ответ 111

[755] Слово о трезвении, гл. 1, 3 и 5. Добротолюбие. Ч. 2. Блаженный Никифор. Слово о трезвении и хранении сердца. Добротолюбие. Ч. 2

[756] Преподобный Симеон Новый Богослов. О третьем образе молитвы. Добротолюбие. Ч. 1

[757] Слово 28, гл. 45

[758] Добротолюбие. Ч. 1

[759] Поведание Затворника описано во 2 т. Аскетических опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией»

[760] Святой Исаак Сирский. Слово 68

[761] Лествица. Слово 28, гл. 51

[762] Лествица. Слово 28, гл. 16, 21 и 27

[763] См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети». Добротолюбие. 4.1

[764] Там же. О еже како подобает пети

[765] Святой Исаак Сирский. Слово 55

[766] идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13. 44)

[767] Письменный Отечник

[768] Слово 2.

[769] Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет (Еккл. 11. 6)

[770] О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 3

[771] Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо

[772] О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву

[773] Кол. 4. 2.

[774] Ср.: …хожу мрачен, ужас объял меня (Иер. 8. 21).

[775] Мф. 11. 12

[776] О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы

[777] Святой Исаак Сирский. Слово 89

[778] Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11. 12).

[779] Лествица. Слово 7

[780] Ис. 21. 3

[781] О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14

[782] Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего (Пс. 37. 7–9).

[783] Св. Исаак Сирский. Слово 78.

[784] Преподобный Нил Синайский. О молитве. Добротолюбие. Ч. 4, гл. 61

[785] Добротолюбие. Ч. 2

[786] Главы 19 и 45

[787] Глава 38

[788] Глава 53

[789] Техническое монашеское слово

[790] Глава 24

[791] Заглавие 24 главы

[792] Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои (Притч. 22. 28).

[793] …горе одному (Еккл. 4. 10)

[794] Глава 14

[795] Слово 55

[796] Патерик Алфавитный и «Достопамятные сказания» об Арсении Великом

[797] Слово 41.

[798] Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас (2 Кор. 13. 5). Глава 52

[799] Лествица. Слово 4, гл. 121

[800] Слово 74

[801] Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то и другое (Мф. 9. 17).

[802] Добротолюбие. Ч. 1

[803] Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк. 10. 47)

[804] Иов. 2. 8

[805] Мк. 2. 4

[806] Преподобный авва Дорофей. Поучение 10. О еже ити в путь Божий.

[807] Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Добротолюбие. Ч. 4

[808] Там же

[809] Там же.

[810] Добротолюбие. Ч. 1.

[811] О Законе Духовном. Добротолюбие. Ч. 1, гл. 4.

[812] Предисловие на главизны блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г.

[813] Слово 1, гл. 3. Слово 2. гл. 15

[814] О молитве, гл. 139. Добротолюбие. Ч. 4.

[815] Там же, гл. 9, 10 и проч

[816] Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73. Добротолюбие. Ч. 2

[817] Гл. 13. Добротолюбие. Ч. 1

[818] …не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1. 7). Преподобный Марк Подвижник. Слово о Законе Духовном, гл. 34

[819] Ср.: …не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш (Ис. 8. 12–13). Наставление 29

[820] Часть 2. Раскол Варлаамов

[821] Том 6, книга 95, гл. 9

[822] Dictionnaire Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes

[823] А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет солнце правды (Мал. 4. 2).

[824] Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1. 4). Наставление 12

[825] Деян. 9.

[826] Слово 12, гл. 43

[827] Житие и писания Паисия

[828] Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1. 18)

[829] Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1. 22–26).

[830] Энциклопедический словарь Старчевского. Исихасты. Смотри это же слово в Богословском лексиконе Бержье

[831] Аскетические опыты. Ч. 1. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником

[832] Предисловие к книге преподобного Григория Синаита

[833] …да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим. 2. 19)

[834] Пребудьте в любви Моей (Ин. 15. 9).

[835] Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15. 10).

[836] Рим. 12. 2

[837] Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа (Пс. 103. 25).

[838] Наставление 5.

[839] 3 Цар. 19. 12.

[840] Свиток, гл. 4

[841] Не всякий, говорящей Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7. 21)

[842] Эта статья заимствована из опыта инока, занимавшегося умною молитвою и пришедшего от нее в то упоение, о котором говорит святой Исаак Сирский в конце 55 Слова. Такое упоение есть действие духовного ощущения, как тот же Исаак Сирский в 38 Слове сказал: «Духовный разум есть ощущение живота вечного, а живот вечный — ощущение Божественное, то есть даруемое Святым Духом». О духовном ощущении говорит преподобный Макарий Великий в 7 беседе; преподобный Симеон Новый Богослов в Слове 1; преподобные Григорий Синаит и Нил Сорский называют его благодатным молитвенным действием. Наименование «Странник», в смысле статьи, употреблено в 4 беседе преподобного Макария Великого

[843] …как благ Господь (Пс. 33. 9).

[844] …веяние тихого ветра (3 Цар. 19. 12).

[845] Ср.: чаша моя преисполнена (Пс. 22. 5)

[846] Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3. 8).

[847] …который превы шe всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4. 7).

[848] Иов. 42. 6

[849] …не здоровые имеют нужду во враче, но больные, …Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 12–13).

[850] Лк. 1. 53

[851] Ср.: Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение (Деян. 20. 24).

[852] Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25)

[853] Воскликните Господу, вся земля (Пс. 99. 1)

[854] прах ты (Быт. 3. 19).

[855] Пс. 34. 10

[856] Ин. 14. 23

[857] Ин. 14. 21

[858] Слово 58, по славянскому переводу. На эти слова преподобного Ефрема Сирина ссылается святой Иоанн Лествичник в «Лествице» своей: «Кто, прежде будущей славы, сподобился такого бесстрастия, какого сподобился святой Сириянин? Славный в пророках Давид говорит Господу: ослаби ми да почию (Пс. 38. 14); Божий подвижник взывает: ослабь во мне волны благодати Твоей». Слово 29, гл. 8.

В состояние, подобное описанному здесь, пришел юный инок Захария, которому дарована была за смирение его особенная, ощутительная благодать Святого Духа. См. «Достопамятные сказания» и Алфавитный патерик. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Огнь, нисшедший в сердце, восстановляет молитву. Когда же она восстанет и вознесется на небо, тогда совершается сошествие огня в горницу души». Слово 27, гл. 45. О духовной теплоте см. в «Слове о Иисусовой молитве» (Аскетические опыты, том II). Эта теплота бывает иною в начале своем и иною в недостижимой полноте своей

[859] Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием (Пс. 99. 2).

[860] Бога не видел никто никогда (Ин. 1. 18). Слич. Мф. 5. 8

[861] 1 Тим. 6. 16. «Во свете живым неприступней», см. объяснение Иоанна Златоуста Аскетические опыты, т. 2, стр. 751.

[862] мрак под ногами Его. …Наклонил Он небеса и сошел… И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим … (Пс. 17. 10–12).

[863] Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его (Пс. 99. 3)

[864] Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, главы 13 и 14

[865] Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его (Пс. 99. 4)

[866] исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5. 18–19)

[867] Утренняя молитва по 12-ти Господи помилуй

[868] Пс. 18, 10: Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе [Суды Господни — истина, все праведны].

[869] Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84. 11)

[870] Ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род (Пс. 99. 5).

[871] Требник. Последование Святого Крещения

[872] Послание святого Григория Паламы к монахине Ксении

[873] Быт. 1. 27

[874] Быт. 5. 3

[875] О различии между образом и подобием Божиим в человеке, см. сочинения св. Димитрия Ростовского, Летопись, том 4, стр. 15. 1840 г.

[876] Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7).

[877] Рим. 5, 10.

[878] вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1. 29)

[879] веровали в Того, Кого Он послал (Ин. 6. 29).

[880] Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17. 3)

[881] Ср.: …свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явлены были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3. 19–21).

[882] …Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10. 34–35)

[883] Беседа 23 на Деяния Апостольские

[884] Корнилий! …Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак, пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. …Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян. 10. 3–6)

[885] Ср.: Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5. 4).

[886] кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник (Ин. 10. 1)

[887] Беседа 31, гл. 4.

[888] Беседа 37, гл. 2

[889] Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда (Ис. 64. 6).

[890] От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места (Ис. 1. 6).

[891] Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. Об отвержении мира.

[892] Преподобный Марк Подвижник. О Законе Духовном, гл. 4.

[893] человек оправдывается… только верою в Иисуса Христа (Гал. 2. 16).

[894] Лк. 14. 26. Подтверждают это требование все Евангелисты.

[895] Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5. 4).

[896] если законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал. 2. 21).

[897] но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин. 9. 41).

[898] Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13).

[899] Ср.: Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, и рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению — фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере (Флп. 3. 4–9).

[900] ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками (Гал. 2. 17).

[901] потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3. 20–24).

[902] Святой Петр Дамаскин. Книга 1, статья 2. Добротолюбие. Ч. 3.

[903] Келейные письма, том 15, письмо 73

[904] Келейные письма, том 15, письмо 70.

[905] Келейные письма, том 15, письмо 11

[906] Требник. Последование исповеди

[907] …ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11. 6).

[908] Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16. 16).

[909] …по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем (1 Пет. 1. 15–14)

[910] покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3. 2).

[911] С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17).

[912] …к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10. 6–7)

[913] банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3. 5).

[914] …если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. …Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3. 3, 5).

[915] Ис. 9. 6.

[916] А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дать власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, но от Бога родились (Ин. 1. 12–13).

[917] Преподобный авва Дорофей. Поучение 1

[918] Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (Евр. 2. 1).

[919] Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15. 10, 6).

[920] «Смеси с нами Себе, и возмеси Тело Свое в нас». Эти слова святителя Иоанна Златоуста приводят святые Ксанфопулы в 92 главе своего сочинения о безмолвии и молитве. Добротолюбие. Ч. 2.

[921] Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, …если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6. 56, 54, 53).

[922] …где труп, там соберутся и орлы (Лк. 17. 37).

[923] Требник. Исследование исповеди

[924] Лествица. Слово 4, гл. 53

[925] Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19. 17).

[926] Ин. 8. 44

[927] Обличениями Господом злочестия иудеев наполнены страницы Евангелия, особенно 23 глава от Матфея и 8 глава от Иоанна

[928] …половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. …Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19. 8–10).

[929] И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7. 23).

[930] …все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19. 20–21), …взяв крест (Мк. 10. 21).

[931] Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить (Флп. 3. 15)

[932] Флп. 3. 20, 12

[933] ибо щит земли — Божии; Он превознесен над ними (Пс. 46. 10). Лествица. Слово 29, гл. 5.

[934] Наше же жительство — на небесах (Флп. 3. 20).

[935] Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня (2 Цар. 23. 2).

[936] Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому (Пс. 83. 2–3).

[937] Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие (Пс. 41. 2–3).

[938] Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских (Пс. 119. 5). [По толкованию А. П. Лопухина: Мосок, или Моски, местность в Армении, около Черного моря. «Шатры Кидарян» — кочевое племя, по одним источникам — бродившее между Месопотамией и Каменистой Аравией, по другим — жившее в Египте. В этом стихе указано на состояние евреев, еще находившихся в рассеянии среди разных языческих народов. — Примеч. ред. ].

[939] Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. …Имею Желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1. 21, 23).

[940] Слово 85

[941] Беседа 8, гл. 4, 5.

[942] Говорю так не потому, чтобы я уже достиг и усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3. 12–14.)

[943] Ин. 14. 23.

[944] Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14. 33)

[945] Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6. 31–33).

[946] во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор. 6. 4–10).

[947] Мф. 19. 27.

[948] …все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов (Деян. 4. 34–35).

[949] Жития великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и др.

[950] Histoire du Christianisme par Fleury, Livre V, chap. XVII.

[951] …вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1. 29)

[952] Мк. 8. 34.

[953] Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же останетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? (Евр. 12. 6–9.)

[954] Ср.: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (1 Пет. 4. 12–19). По русскому переводу издания 1822 г.

[955] Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа (2 Кор. 12. 10).

[956] Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5. 7).

[957] С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (1 Иак. 1. 2).

[958] Иов. 1. 21; 2. 10.

[959] За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Сол. 5. 18).

[960] Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 13. 25).

[961] что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян. 5. 41).

[962] Добротолюбие. Ч. 3, книга 1, статьи под заглавием «Яко без смиренномудрия невозможно спастись».

[963] Если мир вас ненавидит, знай те, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15. 18–19).

[964] В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16. 33).

[965] верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13).

[966] Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится (Пс. 33. 20–21).

[967] усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9. 27).

[968] Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4. 1).

[969] Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5. 24).

[970] Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла (1 Тим. 5. 5–6).

[971] сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6. 8).

[972] Алфавитный патерик.

[973] И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6. 17–18).

[974] Житие преподобного Симеона Нового Богослова. Рукопись. Житие это напечатано иждивением Оптиной Пустыни.

[975] По совету святого Петра Дамаскина. См. статью под заглавием: «Нужное и изрядное показание седми телесных деланий». Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3.

[976] Ср.: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12. 35–40).

[977] Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8. 8).

[978] Ибо живущие по плоти о плотском помышляют (Рим. 8. 5).

[979] Помышления плотские суть смерть… плотские помышления суть вражда против Бога; ибо Закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8. 6–7).

[980] Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном (Флп. 3. 18–19).

[981] Флп. 3. 17

[982] в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11. 27).

[983] Слово 14, гл. 30.

[984] Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое (Пс. 34. 13). Лествица. Слово 14, гл. 52

[985] Лествица, гл. 29.

[986] Мф. 19. 21

[987] Рим. 8. 10.

[988] водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8. 14).

[989] 1 Кор. 15. 47–49

[990] Рим. 8. 16.

[991] А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим. 8. 17).

[992] воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12. 2).

[993] если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8. 17).

[994] Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8. 18).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.19 сек.