Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 45 страница. [221] В опубликованных отчетах Российской Академии нам не удалось обнаружить каких-либо сведений о присуждении Е




[221] В опубликованных отчетах Российской Академии нам не удалось обнаружить каких-либо сведений о присуждении Е. Н. Шаховой «золотой медали». (См.: Труды императорской Российской академии. СПб., 1840. Ч. 1.)

[222] В опубликованных отчетах Российской Академии об этом событии имеется следующая запись: «Опыты в стихах четырнадцатилетней девицы Шаховой обратили на нее внимание Академии, которая наградила ее, в 1837 г. 500 руб. в поощрение к дальнейшему упражнению» (Труды императорской Российской академии. С. 77). ||

[223] Первая книжка стихотворений Е. Шаховой — «Опыт в стихах пятнадцатилетней девицы Елизаветы Шаховой. Писано в 1836 г.» (СПб., 1837) — была издана не Российской Академией, а в типографии К. Вингебера. За несколько месяцев до выхода в свет книжки О. И. Сенковский в своем журнале «Библиотека для чтения» впервые опубликовал стихотворение Е. Шаховой — «Видениедевушки» (1837. Т. 21. Отд. 5. С. 108-112), а также объявил о появлении в литературе молодого поэтического таланта и награждении ее Российской Академией денежной премией (Там же. Отд. 6. С. 62). Сопоставление цензурного разрешения (от 3 марта 1837 г.) на вышеназванный том «Библиотеки для чтения» с цензурным разрешением на «Опыт в стихах...» (от 12 мая 1837 г.) дает возможность предположить, что книжка могла быть издана на премиальные деньги, полученные от Российской Академии.

[224] Вторая книжка — «Стихотворения Елизаветы Шаховой». СПб., 1839. (Цензурное разрешение от 21 ноября 1838 г.) — издана в типографии императорской Российской Академии. В опубликованном отчете о деятельности Российской Академии отмечено, что Шахова оправдала данное ей для поддержки ее поэтических опытов денежное вознаграждение, «представив в 1839 г. новые свои стихотворения. <...> Академия, напечатав ее стихотворения в числе 800 экземпляров, все их предоставила в ее пользу» (Труды императорской Российской академии. С. 77). |

[225] Стихотворного или какого-либо иного посвящения Е. Шаховой среди известных произведений В. А. Жуковского обнаружить не удалось. «Посланием» автор могла назвать приложенное к подарку письмо. См.: РО И РЛИ. 3592.

[226] Плетнев Петр Александрович (1792-1865) — поэт, критик, доктор философии, проф. кафедры русского языка и словесности (1832-1850), академик Российской Академии наук (1841), в 1838-1846 издатель и редактор журнала «Современник»; ректор Петербургского университета (1840-1861).

[227] Ишимова Александра Иосифовна (Осиповна) (1804, по другим сведениям 1803-1881) — детский прозаик, переводчица, издатель детских журналов. Автор «Истории России в рассказах для детей». (Ч. 1-6. СПб., 1837-1840; 5-е издЧ. 1-3. СПб., 1862), принесшей ей наибольшую известность. Первые 25 рассказов «Истории...» Ишимова показала П. А. Плетневу еще в рукописи, который их высоко оценил и ввел Ишимову в круг литераторов (ок. 1834), став ее литературным покровителем и наставником. Через посредничество Плетнева в конце 1830-х годов молодая писательница была приглашена преподавать русский язык членам царской фамилии. С П. А. Плетневым и Я. К. Гротом у Ишимовой установились особенно дружеские отношения.

[228] Грот Яков Карлович (1813-1893) — филолог, историк, ординарный академик Российской Академии наук (1858). Окончил с золотой медалью Царскосельский лицей (1832), служил в канцелярии кабинета министров, с 1834 г. — в Государственной канцелярии. С 1840 г. сотрудничал в журнале «Современник». В 1841-1852 гг. профессор кафедры русского языка, словесности и истории Гельсингфорского университета, 1852-1858 гг. преподавал русский язык, немецкий язык, историю и географию великим князьям Александру Александровичу и Николаю Александровичу; в 1853-1862 гг. профессор кафедры словесности Александровского лицея в Петербурге. С 1859 г. — член, с 1866 г. — председатель Литературного фонда.

[229] Уваров Сергей Семенович (1786-1855) — министр народного просвещения (1833-1849), президент Академии наук (1818-1855). Находился в близких отношениях с Жуковским. В1831 г. избран в действительные члены Российской Академии. Ц

[230] Протасов Николай Александрович (1799-1855) — граф, генерал от кавалерии, член Государственного Совета. В 1835 г. — товарищ министра народного просвещения. С 1836 г. и до смерти исполнял должность обер-прокурора Св. Синода. Ц

[231] Это событие было отмечено в печати. «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Государь Император, удостоив благосклонного принятия поднесенный Его Величеству г. Управляющим Министерством народного Просвещения экземпляр Стихотворений девицы Шаховой пожаловать ей бриллиантовые фермуар и серьги». (Санкт-Петербургские ведомости. 1839.3 дек., № 277. С. 1247).

[232] Ср. письмо святителя Игнатия к Т. Б. Потемкиной — с. 798- 799 и к «больной старице> — с. 799. Ц

[233] Сведения автора не точны. Газета под названием «Сын отечества» издавалась с 1862 по 1905 г. С1838 по 1842 годы стихотворения поэтессы и рецензии на них помещались в журнале «Сын Отечества» (СПб., 1812-1852 с перерывом в 1844-1946 гг.), но именно в 1840-1841 гг. Упоминаний о Е. Шаховой в нем нет. В эти годы ее стихотворения и отзывы на них публикует П. А. Плетнев в своем журнале «Современник».

[234] «Северная пчела» (СПб. 1825-1864) — газета политическая и литературная. 3 раза в неделю. В газете печатались оповещения о выходе в свет сборников стихотворений Е. Шаховой в 1837,1839,1842 гг.

[235] Спасо-Бородинский в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа женский монастырь основан в 1838 г. на Бородинском Поле, близ д. Семеновское вдовой героя Отечественной войны 1812 г. генерал-майора А. А. Тучкова М. М. Тучковой (впоследствии игуменьей Марией) на месте гибели ее мужа.

[236] В январе 1834 г. архимандрит Игнатий по решению Императора Николая I был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, которой успешно управлял до октября 1857 г. С середины августа 1847 г. до середины мая 1848 г. архимандрит Игнатий находился на лечении в Николо-Бабаевском монастыре. По дороге из Петербурга к месту лечения, в конце июля 1847 г., он посетил Спасо-Бородинский монастырь. Впечатления от посещения монастыря отразились в написанной им сразу после определения на место лечения небольшой брошюре «Воспоминание о Бородинском монастыре». См.: Воспоминание о Бородинском монастыре // Библиотека для чтения. 1847. Т. 85, Науки и художества. С. 121-122. - Подпись: И.; То же. СПб.: тип. К. Крайя, 1847. -Подпись: И. Настоящее издание. Т. 4. С. 473-475.

[237] Флери Клод (Abbe Fleury, 1640-1723) — аббат, историк церкви, член Французской Академии. Сначала был известным адвокатом парижского парламента, потом принял духовный сан; с 1689 г. был наставником детей короля Людовика XIV, затем приором церкви Парижской Богоматери. Во время регентства был духовником Людовика XV. Из трудов Флери особое значение имеет его Histoire ecclesiastique (Paris, 1719), доведенная им до 1414 г. «Histoire du christianisme>. В архиве Е. Н. Шаховой хранится большая рукопись «Из истории Христианства Аббата Флери. Деяния седьми вселенских соборов»: переведенные ею в 1849 г. материалы первых трех вселенских соборов. (РО ИРЛИ, № 3558.)

[238] Успенский Староладожский женский монастырь основан во 2-й половине XV в. в селе Старая Ладога нынешней Ленинградской области. Ц

[239] Архимандрит Игнатий был возведен в сан Епископа Кавказского и Черноморского 27 октября (старого стиля) 1857 г. Хиротония проходила в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Ц

[240] О монастыре см.: Историческая записка о Тверском Рождественском девичьем монастыре и его достопамятностях / Составлено под руков. настоятельницы мон<астыря> игуменьи Марии, по достоверным сведениям, извлеченным из актов того монастыря в целости остающихся. Тверь, 1856. Ц

[241] Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария Гессенская (1824-1880) — императрица Всероссийская, супруга императора Александра II. В области благотворительности важной заслугой Марии Александровны являлась организация Красного Креста.

[242] Митр. Иосиф (Семашко) (1798-1868) — главный деятель по воссоединению униатов с православной Церковью. В 1840 г. получил сан архиепископа Литовского и Виленского. Открыл свыше 200 православных церковно-приходских школ и других училищ.

[243] Женское училище для воспитания сирот духовенства и дочерей чиновников, состоящих на службе в северо-западном краю, находилось при Марии-Магдалининском женском первоклассном монастыре, основанном в 1864 г. в г. Вильно.

[244] Точное название: «Жизнь схиигумении Евпраксии» (Изд. 2. СПб., 1862).

[245] Точное название: «Памятная записка о жизни игумений Марии, основательницы Спасо-Бородинcкого общежительного монастыря, в мире — Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной)» (СПб., 1865).

[246] Мориц Петр Алексеевич (1817-1898) - действ, тайн, советник, почетный опекун С.-Петербургского присутствия опекунского совета учреждений императрицы Марии, секретарь императрицы Марии Александровны. Ц

[247] Вероятнее всего, имеется в виду средняя из трех дочерей императора Николая I - великая княжна Ольга (1822-1892), которая в 1838-1846 гг. была попечительницей Литейной школы С.-Петербургского женского патриотического общества и сначала действительным, а затем почетным членом его. (См.: Кузьмин Ю. А. Российская императорская фамилия. 1797-1917: Библиографический справочник. СПб., 2005. С. 287).

[248] Михаил Павлович (1798-1848) - великий князь, четвертый сын императора Павла I от брака (1824) с великой княгиней Еленой Павловной имел 5 дочерей. Ц

[249] Стихотворение «Поле-Море» было написано во время пребывания Е. Шаховой в Бородинском монастыре в 1845-1847 гг. Впервые опубл. в сб. Е. Шаховой: Мирянка и отшельница: Стихотворения: В 2-х частях. СПб., 1849. С. 284-286. Вошло в ее «Собрание сочинений в стихах» (СПб., 1911. Ч. 2. С. 2-3).

[250] Александра Петровна (1838-1900) — великая княгиня, дочь принца Петра Георгиевича Ольденбургского, супруга (1856) великого князя Николая Николаевича (старшего). После смерти мужа постриглась в монахини с именем Анастасии и поселилась в Киеве. |

[251] Игумения Митрофания (в миру баронесса Розен Прасковья Григорьевна) (1825-1899) — в 1852 вступила в Крестовоздвижен-ский Тихвинский Алексеевский московский монастырь, в 1854 была облачена в рясофор с именем Митрофании, в 1861 — пострижена в мантию, вскоре после этого возведена в сан игумений и назначена настоятельницей Серпуховского Владычного монастыря. Принимала участие в создании Владычно-Покровской общины сестер милосердия в Москве у Покровского моста, а также Петербургской Покровской общины на Васильевском острове. Осенью 1874 прошел громкий судебный процесс по делу об обвинении игумений Митрофании в подлогах векселей. Она была признала виновной и лишена сана. См.: Дело игуменьи Митрофании. Подробный стенографический отчет, сост. Е. П. Забелиной. М., 1874.

[252] С.-Петербургская Покровская Община сестер милосердия — основана в ноябре 1858 г. с целью попечения о приходящих больных и для воспитания бедных бесприютных детей по инициативе великой княгини Александры Петровны. В1859 близ Смоленского поля началось возведение здания общины, на верхнем этаже которого 10 октября 1860 г. была освящена церковь с колокольней во имя Покрова Пресвятой Богородицы, давшей название общине.

[253] Блессиг Роберт Б. (1830-1878) - окулист.

[254] Граф Магавль Иван Христафорович (1831 -1904) — окулист.

[255] Лебедев Дмитрий Николаевич — петербургский купец 1-й гильдии.

[256] «Странник» (СПб., 1860-1917) — ежемесячный духовный учено-литературный журнал. Е. Шахова сотрудничала в журнале с 1860 по 1865 г., где опубликовала два стихотворения и два жизнеописания.

[257] «Вестник народной помощи» (СПб., 1877 (с 5 июля) — 1879 (38 №)) — еженедельный журнал общества попечения о раненых и больных воинах. За время существования журнала в нем были опубликованы четыре стихотворения и две статьи Е. Шаховой, подписанные криптонимами «R III.», «М. Ш>, «Е. М. Ш>. Вероятно, ей же принадлежат многочисленные безымянные публикации на религиозные темы. Ц

[258] «Варшавский дневник» (Варшава, 1864 (с 1-го окт.)-1915 — ежедневная газета, издаваемая Варшавским учебным округом (1864-1879), затем передана в непосредственное ведение Варшавского генерал-губернатора. В1880-1881 гг. Е Шахова опубликовала в ней три статьи, подписанные «Е. Ш». В эти годы редактор Н. Н. Голицын помещает в газете собранные им материалы к «Биографическому словарю русских писательниц», куда вошла и статья о Е. Шаховой. В

[259] «Благовест» (Харьков; СПб.; Нежин, 1883-1894) — общедоступное духовно-нравственное издание, выходило 2 раза в месяц. В 1880-е гг. Е. Шахова опубликовала здесь три стихотворения и две статьи.

[260] «Новороссийский телеграф» (Одесса, 1875-1893) — ежедневная политическая, коммерческая и литературная газета. В1885-1886 гг. Е. Шахова опубликовала на ее страницах статью и повесть под псевдонимом «Матова Надежда» и открытое письмо, подписанное «М. Мария».

[261] «Мирской Вестник» (СПб., 1863-1885) — ежемесячный народный журнал. В1884-1885 гг. Е. Шахова поместила в нем два стихотворения и три публикации, подписанные «Е. Ш.» и «Монах. Map.».

[262] Журнала под таким названием не существовало. Е. Шахова ошибочно объединила в одно названия двух журналов, издаваемых А. А. Гейротом. С 1881 г. А. А. Гейрот был издателем-редактором журнала «Чтение для солдат» (СПб., 1847-1894,1901-1915) — выходившего 6 раз в год. Другой журнал вырос из «Мирского Вестника»: в 1885 г. вышли только 6 номеров «Мирского Вестника», далее он издавался так же издателем-редактором А. А. Гейротом под названием «Чтение для народа» (СПб., 1886-1889) — ежемесячно. В обоих журналах монахиня Мария принимала активное участие с 1886 по 1890 г., публикуя жития святых, беседы на религиозные темы и др., в основном, за подписью «Монахиня Мария».

[263] «Церковный вестник» (СПб., 1875-1917) — еженедельный журнал, издаваемый при С.-Петербургской духовной академии — официальный орган Святейшего Всероссийского Синода. В этом издании публикации Е. Шаховой не обнаружены.

[264] Точные названия: «Мученический подвиг сирийского воеводы Св. Андрея и дружины его» и «Воин-чудотворец, св. великомученик Феодор-стратилат». Эти жизнеописания были опубликованы в журнале «Чтение для солдат» в 1890 г. Жизнеописание Св. Саввы-стратилата обнаружить не удалось.

[265] Точное название: «Небесный покровитель христолюбивого воинства, царег-радский Иоанн-воин». Опубликовано в журнале «Чтение для солдат» (1887. Кн. 4, Отд. 1. С. 20-33).

[266] Точное название: «Воины на страже у Креста и гроба Господня». Опубликовано в журнале «Чтение для солдат» (1890. Кн. 4, Отд. 1. С. 9-28).

[267] Точное название: «Олонецкая отшельница Мария». Опубликовано в журнале «Чтение для народа» (1887. Кн. 3-6).

[268] Точное название: «Великий пост — духовный мост и лестница к вратам Царствия Божия». Опубликовано в журнале «Чтение для солдат» (1886 г. Кн. 2, Отд. 1. С. 3-25).

[269] Публикацию с таким названием обнаружить не удалось.

[270] Публикацию с таким названием обнаружить не удалось. Возможно, автор имела в виду свою заметку «По поводу статьи «О деревенских колдунах и ворожеях. (Церковный Вестник, № 16)», опубликованную в журнале «Благовест» (1888 г. 15 июня, №. 11. С. 13-15).

[271] Отдельный оттиск рассказа из журнала «Чтение для солдат»: «Восстали, спяй, и воскресит тя Христос!» (СПб., 1886) — Без имени автора.

[272] Возможно, какие-либо из «тонких книжек», изданных без имени автора в качестве «бесплатного приложения» к журналу «Мирской Вестник» принадлежат перу монахини Марии.

[273] Полное название: («Иудифь: Поэма по библейскому тексту, в драматич. форме, в стихах, в 5-ти действиях» (М., 1877).

[274] Полное название: «Родимое пятно. (Рассказ из семейной хроники начала XIX века)». Публиковался в ноябре по декабре 1880 г. в газете «Варшавский дневник».

[275] Точное название повести: «Исповедь отчаянного накануне смерти». Публ. в газете «Новороссийский телеграф» в 1886 г. №3449. С. 1-2.

[276] Опубликовано в газете «Новороссийский телеграф» в 1885 г. № 3215. С. 1-2.

[277] Опубликовано в газете «Новороссийский телеграф» в 1885 г. № 3239. С. 2.

[278] Рукопись повести «Суженного конем не объедешь» хранится в архиве Е. Н. Шаховой. (РО ИРЛИ, № 3560).

[279] Рукопись повести «Непадающие звезды» хранится в архиве Е. Н, Шаховой (РО ИРЛИ, № 3575,3576)

[280]. В архиве Е- Н. Шаховой хранятся две тетради с рукописями стихотворений 1840-х — 1860-х гг. (РО ИРЛИ, № 3583-3584).

[281] В «Собрании сочинений в стихах» Е. Шаховой это послание не обнаружено.

[282] Письма с № 2 по № 13 - РГИА. Ф. 472. Д. 4,49,78,108,155. Публикуются впервые (А. Н. Стрижев).

[283] См.: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 102.

[284] Письма с № 1 по № 6. - РГИА. Ф. 472. Д. 3,28,33,43,53.62.

[285]Протасов Николай Александрович (1798-1855) — Обер-прокурор Святейшего Синода (1836-1855).

[286] Письма святителя Игнатия к Обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому от 24 июля, 21 августа и от 14 сентября 1861 г. опубликованы в Настоящем издании, т. 2; другие его письма см. в Настоящем издании, т. 6, с. 748-762.

[287] РГИА. Ф. 797. Д. 209. Л. 1-1 об J

[288] Там же. Л. 3-4.

[289] РГИА. Ф. 797. Д. 209. Л. 1-1 об.

[290] РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 6.

[291] РТБОР.ФА25.К.А.}^22.

[292] РНБ РО (Ф. 379 (Корнилов Ф. П.). Ел, хр. 612. Публикация, подготовка текста А. М. Любому дрова. Публикуется впервые.

[293] Граф А. Д. Толстой — Обер-прокурор Святейшего Синода в 1865-1880 гг.

[294] Роман-газета XXI век. 1999. № 6. С. 64-66.

[295] Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 84. fl

[296] Подробнее о А. С. и С. А. Брянчаниновых см. Настоящее издание, т. 3, с. 567-575.

[297] Христианство и русская литература. Сб. 2. СПб., 1996. С. 9-23 (публикация А. Грязева, А. Орлова, о. Геннадия Беловолова); письма № 5,12,13,15, 18,22 публикуются впервые.

[298] Об отце Феофане Новоезерском см. т. 7, с. 168-175.

[299] Преосвященный Стефан (С. Л. Романовский; 1787-1841) — с 1828 г. епископ Вологодский.

[300] Митрополит Серафим (С. В. Глаголевский; 1763-1843) — с 1821 г. Новгородский и Петербургский.

[301] Митрополит Филарет (В. М. Дроздов) — о нем см. т. 7, с. 7-21.

[302] Александр Александрович Сухарев, сын Агафоклеи Марковны.

[303] Мальцев.

[304] Александр Александрович Брянчанинов скончался 7 апреля 1835 г.

[305] Косуля — вид сохи, отваливающей землю только на одну сторону.

[306] Митрополит Филарет (Ф. Г. Амфитеатров) — о нем см. т. 7, с. 32-34.

[307] О Н. Н. Муравьеве-Карском см. Настоящее издание, т. 5, с. 425-535.

[308] Муравьев Валериан Николаевич (1811-1869) — сенатор, тайный советник.

[309] Примером взаимодействий Преосвященного Игнатия и Петра Александровича Брянчаниновых может служить так называемое «Дело о скворцах», о котором рассказал в своей монографии Л. А. Соколов:

«Просматривая дела архива Кавк. дух. Консистории, имеющия отношение к характеристике нравственнаго состояния духовенства и паствм Кавк. епархии за время управления Игнатия Брянчанинова, автор (т. е. Соколов Л. А.) встретил странное по заглавию — Кавказской духовной Консистории по первому столу № 94 за 1861 г. "Дело о скворцах, признаваемых Кизлярскими армянами чудотворными". Сущность этого любопытного и чисто местного дела заключается в следующем. — Настоятель Кизлярскаго монастыря Архимандрит Герман рапортом от 17 марта 1861 г., за № 312, донес Преосвященному Игнатию о суеверии Кизлярских армян относительно почитания рябых скворцов и воды, привозимой в Кизляр из Эчмиадзинского монастыря. Армяне почитают рябых скворцов как истребителей саранчи. Предусматривая появление саранчи в известный год, армяне ставят на полях столбы, а на них сосуды с водой. Когда появляется саранча, то рябые скворцы инстинктивно бросаются на нее и бьют до изнеможения; если поблизости есть вода, то рябые скворцы пьют ее, отдыхают и снова бросаются на саранчу и тем спасают от нея посевы. Архимандрит Герман в донесении своем имеет тенденцию суровых мер против армянского почитания скворцов и запрещения им привозить воду из Эчмиадзина. Но Преосвященный Игнатий, при отношении от 12 июля 1861 г., за № 2213, сообщил записку Архимандрита Германа Ставропольскому гражданскому губернатору П. А. Брянчанинову, брату своему, на рассмотрение и для распоряжения, чтобы изложенное в записке не могло послужить вредным разглашением армян православным жителям г. Кизляра. Губернатор П. А. Брян-чанинов, от 16 июля 1861 г., за № 129, собственноручно писанным отношением уведомил Преосвященного Игнатия, что привозка воды из Эчмиадзина есть священный обряд Армяно-Грегорианской Церкви, соединенный с постом, молитвами, сохранением чистоты и другими подвигами обрядовыми, которые при веротерпимости, составляющей основной закон государства, составляют неотъемлемое право жителей Армяно-Грегорианскаго исповедания. Что касается до скворцов, истребляющих саранчу и будто бы привлекаемых перенесением Эчмиадзинской воды, то это поверье, которое действительно существовало между армянами, само собою должно упасть, когда, как говорит о. Герман, оно не оправдалось в действительности. На отношении П. А. Брянчанинова Преосвященный Игнатий положил резолюцию от 18 июля 1861 г., за № 1167: "В Консисторию. Приложить к делам, без всякаго по сему обстоятельству даль-нейшагодействования". Так и закончилось дело о скворцах» {Соколов Л.А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения». Ч. 1. С. 263).

[310] По поводу постройки каменной церкви в Моздоке Преосвященный Игнатий обратился с официальным письмом к начальнику губернии, т. е. к П. А. Брянчанинову от 1 января 1860 г. № 1 - напечатано в Настоящем издании, т. 2, с 563.

[311] В Николо-Бабаевский монастырь.

[312] Наследник — Цесаревич Николай Александрович, старший сын Александра II, скончавшийся 12 апреля 1865 г., после чего Наследником был объявлен будущий Александр III.

[313] После кончины отца к Алексею Петровичу перешли наследственные права на издание творений Преосвященного Игнатия. По соглашению с ним книгоиздательство И. Л. Тузова в 1893-1906 гг. осуществило издание нескольких отдельных произведений Преосвященного, также 4-е издание «Отечника» и третье издание пяти томов: первого, второго и третьего — «Аскетические опыты», четвертого — «Аскетическая проповедь и письма к мирянам», пятого — «Приношение современному монашеству».

[314] Полностью вошло в Жизнеописание Святителя.

[315] РГБОР.Ф.425.К.4.№11.

[316] Альманах «Дворянское собрание». М, 1997. № 6. С. 163-164.

[317] Настоятель Николо-Бабаевского монастыря после архимандрита Иустина.

[318] Бывший последний келейник святителя Игнатия — Василий Павлов.

[319] Ин. 5.7.

[320] Сытая душа попирает и сот (Притч. 27.7).

[321] Барятинский Александр Иванович (1815-1879) — князь, генерал-фельдмаршал, в 1856-1861 гг. наместник Кавказа и главнокомандующий Кавказской армии.

[322] Крузенштерн А. Ф. — статс-секретарь, управляющий гражданской частью Наместничества.

[323] Преосвященный Леонид (Краснопевков) — о нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 693-747.

[324] Притч. 3,28.

[325] См. Настоящее издание, т. 2, с. 451-464.

[326] Еф.5.16.

[327] Еф. 5.15.

[328] Не знаю, о ком хотел сказать Пр<еосвященный> Игнатий, не назвав цензора, передавшего ему тайное распоряжение, но знаю верно, что Варшавский Архиепископ Иоанникий, бывший некогда также цензором, то же самое передавал С.-Петербургской купеческой жене Татьяне Семеновне Митрополовой (Никифоровой). — Примеч. П. А. Брянчанинова.

[329] Соломон Петр Иванович — статский советник, Директор канцелярии Святейшего Синода.

[330] 2 Пет. 3.8.

[331] Аскоченский Виктор Ипатьевым (1813-1879) — редактор-издатель журнала «Домашняя беседа».

[332] Александра Васильевна Жандр — племянница святителя Игнатия.

[333] Писано в ответ на предложение действовать против распространения зло-учения рецензии Матвеевского чрез высшее духовное начальство. — Примеч. П. А. Брянманинова.

[334] 1 Пет. 5.8.

[335] Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15.16).

[336] Архимандрит Иоанн (Соколов) — о нем см. Настоящее издание, т. 2, с. 451 и далее.

[337] Племянница святителя Игнатия.

[338] Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне (Пс. 39. 2).

[339] Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним (Мих. 7.9).

[340] О нем см. т. 7, с. 199-200.

[341] См. Настоящее издание, т. 6, с. 652.

[342] Архимандрит Сергиевой пустыни Игнатий (Малышев).

[343] По поводу клеветы, взведенной гласно посредством печатной статьи «Одесского Вестника», в которой П. А. Брянчанинов был обвинен несправедливо в недобросовестных действиях.

[344] Возвращенный из сбора послушник — сборщик, обнаруживший неблагонадежные наклонности, — хотя по виду казался самой безукоризненной наружности. — Примеч. П. А. Брянчанинова.

[345] «Земледелец», статья «Домашней Беседы», в ответ статье «Дня», нападав шей на монастыри вообще и на Сергиеву Пустыню, что близ С.-Петербурга в особенности. — Примеч. П. А. Бряннанинова.

[346] Снессореву.

[347] «Аскетические опыты». Т. 1.

[348] А. В. Жандр — племянница святителя Игнатия.

[349] Государственный Исторический музей. Отдел письменных источников (ГИМ ОПИ). Ф. 254. (Частично были опубликованы в книге «Будущее России в руках Божественного Промысла». М., 1998.)

[350] Муравьев Александр Николаевич, брат Н. Н. Муравьева-Карского. См. о нем Настоящее издание, т. 5, с. 426.

[351] А. Н. Муравьеву.

[352] Муравьев Валериан Николаевич — в то время Костромской губернатор.

[353] Наталия Григорьевна — жена Н. Н. Муравьева-Карского.

[354]..меужели Мне не пить маши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18.11.)

[355] Настоятель Николо-Угрешского монастыря Пимен (Мясников).

[356] А. Н. Муравьев — брат Н. Н. Муравьева-Карского. 2Левшин — свекор П. А. Брянчанинова.

[357] Муравьев Николай Николаевич (1809-1881) — государственный деятель; в 1847-1861 гг. генерал-губернатор Восточной Сибири; в 1858 г. заключил Ай-гунский договор с Китаем, определивший границу по Амуру, за что получил титул графа Амурского.

[358] Александра Николаевича Муравьева.

[359] Цифра в скобках — порядковый номер письма в книге «Игумения Арсения. Путь немечтательного делания». М., 1999.

[360] О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 693-723.

[361] РНБ РО. Ф. 682 № 37.

[362] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. № 7. Ц

[363] Напечатана под названием «Молитва о умершем» — Настоящее издание, т. 4, с 482.

[364] Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 84.

[365] РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 30.

[366] РГБ ОР. Ф. 425. К. 3 № 31.

[367]...душа моя отказывается от утешения. Вспоминаю о Боге и трепещу (Пс. 76.3,4).

[368] у вас же и волосы на голове все сочтены (ср.: Мф. 10.30).

[369] Ин. 16.33.

[370] и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня
(Мф.10.38).

[371] скитались по пустыням и юрам, по пещерам и ущельям земли, терпя недо
статки, скорби, озлобления (Евр. 11.38,37).

[372] Мф.11.28.

[373] Ср.:Пс. 118.105.

[374] Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!(Иов. 1.21.)

[375] 1 Кор. 10.13.

[376] По случаю смерти малолетней дочери Марии.

[377] Мф. 10.40; 9.15.

[378] Брату Семену Александровичу Брянчанинову.

[379] Косуля — вид сохи, отваливающей землю только на одну сторону.

[380] Господь сказал, чтоб и милостыня, и пост, и молитва были в тайне, чтоб собственная шуйца не знала, что творит десница.

[381] О них см. Настоящее издание, т. 3, с. 557-562.

[382] О них см. Настоящее издание, т. 3, с. 557-562.

[383] Брата святителя Игнатия.

[384] Рим. 14.4.

[385] Евр. 12.6.

[386] Великий Князь Александр Александрович, будущий Александр III.

[387]..хак сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному (Л к. 21.35).

[388]..и не избегнут (1 Сол. 5.3).

[389] РГБОР.Ф.425.К.4.№14.

[390] В предыдущем письме.

[391] 2 Тим. 2.5.

[392] Супруга Семена Александровича Брянчанинова.

[393] А. А. Сухарев — сын Агафоклеи Марковны Сухаревой, о ней см. Настоящее издание, т. 3, с. 571.

[394]...нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа,
раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3.11).

[395] См.: Мф. 16.25; Мк. 8.35; Лк. 9. 24.

[396] Ср.: Ин. 15.19.

[397] Публикация и комментарии В. В. Кашириной.

[398] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370; Опт-371.

[399] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 159-172. й

[400] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 151-159. Ц

[401] Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи / Сост. Лев Кавелин. Спб., 1847. Ч. 2. С. 51.

[402] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 31 об.

[403] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 366. Ц

[404] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 217 об.-226 об.

[405] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 218-218 об.

[406] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 366. R

[407] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 369 об.

[408] РГБ ОР. Ф.214. Опт-371. Л. 368.

[409] См.: РГБ ОР. Ф. 214. Опт-361. Л. 166-179. Ц




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.