КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Том VIII 46 страница
[410] Настоящее издание. Т. 4. С. 430-443 [411] См. с 633-650. [412] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 217 об.-226 об. [413] На полях рукописи помета: зри. [414] В ркп: Т. е. самоукорениемъ. — В. К. [415] На полях рукописи помета: зри. [416] Феодор (Перехватов), схимонах. Постриженник знаменитой Нямецкой обители и духовный наставник преп. оптинского старца Льва (Наголкина). [417] В ркп.: Это слово «открыл» теперь ясно подтверждает слова многих знавших покойного старца о дарованном ему свыше даре прозрения. — В. К. На полях рукописи помета: зри. [418] На полях рукописи помета: зри. [419] В ркп.: т. е. преграды. — В. К. [420] В ркп. примеч.: Вне обыкновенного порядка. [421] В ркп. примеч.: С час или сколько бы то ни было. [422] В ркп. примеч.: члены. [423] В ркп. примеч.: членами. [424] В ркп. примеч.: в тебе. [425] В ркп. примеч.: искренно. [426] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 368-369. [427] Преп. оптинского старца Льва (Наголкина). [428] Над словами, помещенными в скобки, в оригинале была сделана приписка-автограф старца Льва: «Сии слова помещены не по свойству и самочинно». [429] Антиох, иеросхимонах. По кончине о. Феодора (1822) старец Лев по сми рению подписывал свои письма и именем иеросхимонаха Антиоха, хотя по следний и не участвовал в переписке. [430] Иоанникий (Бочаров), в схиме Леонид — ученик и постриженник преп. оптинского старца Льва. В 1828 г. — насельник Александро-Невской лавры Санкт- Петербурга. [431] Феодор (Перехватов), схимонах. Скончался 5 апреля 1822 г. в Александро-Свирском монастыре. В письме упоминается о работе Дмитрия Александрови ча над житием схимонаха Феодора, начатой по благословению преп. Льва. Примечание составителя рукописных сборников писем старца Льва: «Этот пункт сего письма о собрании писем достопамятнаго Старца внушил и мне недостойнешему старание собрать при Божией помощи письма не только упо-минаемаго отца Феодора, но и отца Леонида, в сей книге помещенные, равно и отца Макария — достоуважаемаго старца Оптиной Пустыни». — Примеч. переписчика. [432] РГБ OR Ф. 214. Опт-371. Л. 369-371. [433] Примеч. вркп;. Говорит об отце Леониде. [434] На полях ркп. помета: зри. [435] Речь идет о Петре Васильевиче Лесникове (f25 декабря 1848) — петербургском купце, щедром благотворителе и духовном сыне преп. оптинского старца Льва [436] РГБ ОР. Ф. 213. К. 75. Ед. хр. 9. Л. 95-99. Ответ на письмо игумена Ила-рия — см. Настоящее издание, т. 6, с. 690. [437] РГБ OR Ф. 214. Опт-384. Л. 54-55. [438] См. Настоящее издание, т. 1, с. 166-167. [439] В некоторых источниках относят время начала работы над жизнеописанием к периоду пребывания в Пло-щанской пустыни, что опровергают обнаруженные нами письма святителя. Например, в «Полном жизнеописании епископа Игнатия Брянчанинова» говорится, что, будучи в Площанской пустыни, Дмитрий Александрович, «задумав отделиться от старца, он желал уединенно устроиться с товарищем своим в отведенной им келье, на правилах жизни скитской, т. е. жить вдвоем с общего совета... Изложив желание свое перед старцем о. Леонидом, Димитрий Александрович встретил с его стороны несогласие на такое отделение от них. Несогласие это повергло в большую скорбь подвижника Божия. Он видел, что его не понимают, и не хотят понять, и превратно судят намерение его, в основе которого лежало истинное благо для него и товарища его. Старец называл желание его преждевременным и опасным и, чтобы отвлечь мысли его от этого желания, дал ему послушание составить жизнеописание блаженного старца монаха Феодора, что он и исполнил» (Полное жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова. С. 60). Мы также не можем согласиться с мнением, что Святитель был лично знаком со старцем Феодором (см.: Настоящее издание, т. 4, с. 422-423). Известно, что старец почил о Господе весной 1822 г., тогда как Дмитрий Александрович прибыл в Санкт-Петербург для поступления в Инженерное училище в конце лета 1822 г. [440] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 368-369. См. с. 623. [441] Письма оптинского старца Льва к монаху Иоанникию Бочарову. Изд. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2002. С. 23-24. (Письмо от 15 февраля 1822 г.) [442] См. Настоящее издание, т. 4, с. 430-443. [443] РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. Ед. хр. 9. [444] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-280-1 и 280-2. [445] Нифонт, иеросхимонах (+l2 марта 1860). Из крапивинских мещанских детей. Указом определен в число братства Оптиной Пустыни 12 декабря 1838 г., в монашество пострижен 5 августа 1848 г. Рукоположен в иеродиакона 25 июня 1848 г, во иеромонаха — 29 апреля 1850 г. [446] Лесникова Е. Т., впоследствии монахиня Евфросиния (+27 ноября 1868), из семьи санкт-петербургских купцов, духовное чадо преп. старцев Льва и Макария, благотворительница Оптиной Пустыни [447] Сообщая архимандриту Игнатию о выходе в свет жизнеописания, старец Лев писал: «Зная Ваше усердие к достоблаженному старцу нашему Феодору, и какой труд Вы полагали в описании жития Его, обязанностию считаю представить Вам напечатанных жизни и подвигов его пять экземпляров. Во многом сделана перемена, а некоторые материи цензура не согласилась утвердить к напечатанию по правилам ее. Но мы хотя и тем довольны, что не останется совсем в забвении жизнь праведника, заслужившего, несомненно, от Бога вечную награду, и будет для нас, любящих и почитающих его, утешением воспоминать его и боголюбезные труды его. А может быть, некоторые по силе своей и поревнуют его трудам, терпению, смирению, любви, и сами удостоятся получить от Господа милость. Назад тому несколько дней книги оные отправлены вообще и для других. Вы изволите их получить от Евдокии Т<ерентьевны> Лесниковой» (Странствие ко вратам вечности. С. 134-135. (Письмо от сентября 1839 г.)). Хотя, как отмечал старец Лев, многие места были изменены, однако, сохранилась последовательность излагаемых событий, некоторые подробности были опущены, а некоторые, напротив, изложены более подробно. В целом же, можно отметить, что жизнеописание, подготовленное Порфирием Григоровым, в значительной степени опиралось на фактологическую основу жизнеописания, составленного Дмитрием Александровичем Брянчаниновым. В то же время жизнеописание Порфирия Григорова отличалось ясностью и выдержанностью слога. Избавленное от излишних мелких подробностей, житие приобрело стройность и завершенность. [448] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-280-1. [449] Так в рукописи. [450] В рукописи: «трои сутки».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |