КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и задачи нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии
Предмет нейропсихологии. Нейропси – это часть психологического знания, наука, которая изучает мозговые механизмы психических функций и эмоционально-личностной сферы. Нейропси изучает: - как работает мозг, когда человек выполняет определенную, связанную с его деятельностью, задачу; - структурно-функциональные мозговые основы психической деятельности. Вектор размышления: психикаàмозг (в психофизиологии: мозгàпсихика). Нейропсихология на моделях «поломки» делает заключение о том, как связаны мозг и психика в норме. Нейропси занимается проблемой размещения психических функций по мозгу. В основном занимается когнитивной сферой (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, движения (в отечественной нейропси). В общем виде: нейропси изучает локализацию психических функций в мозге человека. Два пути нейропсихологии: 1) Отечественная нейропсихология. Выготский, А.Р. Лурия. Методические основы – общие положения диалектического материализма. Общественно-историческая обусловленность человеческой психики и прочее. 2) Традиционная западная нейропсихология. Рейтан, Бенсон, Экаэн, Зангвилл. Достигнув больших успехов в разработке количественных методов исследования мозговых поражений, американская нейропси фактически не имеет общей концептуальной схемы работы мозга, общей нейропсихологической теории. Источники нейропсихологии: 1) Общая психология. Предмет – структура и динамика психических функций. Единицы анализа и описание функций из общей психологии переносится в клиническую психологию. Нейропсихология переняла из общей психологии также принципы активности деятельности; учение о системном строении психики и ее инструментальной природе и др. 2) Нейроанатомия 3)Нейрофизиология. Поставляет нейропсихологии информацию о биоэлектрических процессах. 4) Нейрохимия Проблема установления связей между разными мозговыми структурами посредством медиаторов; 5) Медицина. Неврология, нейрохирургия, психофармакология, психиатрия. Также важными послужили концепции Анохина (функциональные системы), Бернштейна (уровни организации движений). Задачи нейропсихологии: 1. Теоретические. Клинико-экспериментальное изучение мозговых основ психической деятельности человека. Нейропси предоставляет данные о том, как психические функции обеспечиваются работой отдельных мозговых структур. Одна из задач неропси – описание синдромов нарушения психических функций при локальных поражениях мозга (синдромология). 2. Практические. 1) Диагностика. Оценка состояния когнитивной сферы человека по отдельным психическим функциям. - Топическая диагностика (определение места повреждения НС); - Функциональная (определение состояния мозга в целом и определение состояния отдельных психических функций). Нейропси диагностика – тонкий инструмент выявления расстройств. Нейропси диагностика – это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб. 2 основные цели: 1) квалификация и количественная оценка нарушений или индивидуальных особенностей ВПФ; 2)установление связи выявленных нарушений/особенностей с патологией/функциональным состоянием определенной области мозга или мозга в целом. Оба вида диагностики остаются актуальными. Сначала возникают функциональные рас-ва, и только со временем они м.б. засвидетельствованы методами визуализации. А чем раньше мы их засвидетельствуем – тем лучше. 2) Реабилитация. Восстановление психических функций. Это комплексное воздействие с помощью различных процедур (напр, ЛФК, лечебных препаратов и проч.) Отечественная школа восстановления психических функций создана работами Лурии и Цветковой. Здесь реабилитация это восстановительное обучение. Т.е. нарушенная функция формируется на новой основе, переходит на новый уровень работы. Пр: восстановление артикуляции с помощью зеркала. 3) Оценка эффективности лечебных процедур. Функциональная диагностика помогает отслеживать, как идет лечение. 4) Коррекция (абилитация). «абилитация» - «жизнь по мере сил». Проблема остро стоит в связи с проблемами старения индивида, т.к. происходят естественные закономерные изменения морфологии мозга (напр, уменьшение объема), что приводит к комплексу ограничений. Значит, надо менять жизненные стратегии, опираясь на то, что более сохранно, автоматизировано. (Например, профессиональное «умирает» последним). Направления нейропсихологии: 1. Клиническая нейропсихология. Задача: изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при повреждениях мозга, сопоставление их с общей клинической картиной заболевания. Основные методы: луриевские методы нейропсихологической диагностики. Важные понятия: ВПФ как функциональные системы; нейропсихологический фактор как структурно-функциональная единица работы мозга. В русле данного направления в настоящее время: - изучаются новые синдромы, обусловленные поражением правого полушария, глубинных структур мозга, нарушением межполушарного взаимодействия; - исследуется специфика синдромов, определяемая возрастом больного; - изучается специфика синдромов, связанная с характером поражения и особенностями преморбида. 2. Экспериментальная психология. Задача: экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС. Экспериментальная нейропси познавательных процессов и произвольных движений. Особое место занимает нейропси речи. 3. Психофизиологическое направление. Используются различные психофизиологические методы исследования. В частности, Лурия впервые применил «сопряженную моторную методику», направленную на объективизацию аффективных комплексов. С помощью психофизиологических методов исследуются нейропси факторы. 4. Реабилитационное направление. Механизмы коспенсации. 5. Нейропсихология детского возраста. Пример: качественное различие механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия у детей и взрослых. 6. Нейропсихология индивидуальных различий. - изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений нейропси. Анализ типологии нормы. Практич. задачи: психодиагностика, профотбор, профориентация. Два направления исследований: 1) изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиций нейропси,т.е. рассмотрение разных этапов развития ПФ как рез-та соц.воздействий и созревания соотв. мозговых структур. 2) исслед. индивидуальных особенностей психики взрослых в контексте проблемы межполушарной асимметрии, анализ латеральной организации мозга как нейропси основы типологии индивидуальных пси различий. 7. Нейропсихология пограничных состояний ЦНС (невротич.состояния, заболевания мозга, связанные с облучением малыми дозами радиации и т.п.) Здесь свои особые нейропси синдромы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |