КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тезисы логотерапии
• Стремление к смыслу — первичная мотивационная сила в людях. Поиск смысла включает в себя и сознательную деятельность, и установление контакта с духовным бессознательным. • Сознание, источники которого находятся в духовном бессознательном, может интуитивно раскрыть уникальные смыслы индивидуума в определенных ситуациях. Религиозное бессознательное существует в пределах духовного бессознательного. • Человеческая свобода — это «свобода для» принятия на себя ответственности за осуществление смысла в сфере, ограниченной смертью и судьбой. Самотрансценденция, в рамках которой люди добираются до смысла вне себя, является важной характеристикой человеческого существования. Источники смысла включают в себя работу, любовь, страдание, прошлое и сверхсмысл. • Экзистенциальный вакуум имеет место тогда, когда люди страдают от ощущения внутренней пустоты и недостатка смысла в жизни. Экзистенциальная фрустрация возникает тогда, когда стремление к смыслу фрустрировано. Экзистенциальный вакуум сам по себе не является невротическим, но может вести и к развитию ноогенного невроза. Человечество становится все более невротическим, в состав широко распространенной невротической триады входят депрессия, наркомания и агрессия. • Причины формирования экзистенциального вакуума следующие: наличие у людей менее мощного, чем у животных, инстинктуального основания поведения, разрушение представлений о ценностях и традициях, тенденция к редукционизму (к рассмотрению людей в качестве скорее детерминированных, чем детерминирующих существ). • Способы, с помощью которых люди сохраняют экзистенциальный вакуум, включают в себя подавление, уклонение от ответственности и уделение недостаточно большого внимания самотрансценденции. Цель логотерапии при наличии у клиентов экзистенциального вакуума и ноогенных неврозов — помочь клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевты — воспитатели ответственности. Кроме того, логотерапия эффективна в случаях психогенных неврозов и соматогенных психозов. • Логотерапия экзистенциальных проблем, в рамках контекста человеческих отношений, сосредоточивается на повышении экзистенциального осознания и на содействии клиентам в поисках смысла. Используются следующие методы фокусировки на смысле: обучение клиентов принятию на себя ответственности за смысл, пониманию «голоса» собственного сознания, постановка перед клиентами вопросов о смыслах, увеличение количества потенциальных источников смысла, извлечение смысла в ходе сократического диалога, использование логодрамы, предложение смыслов и анализ сновидений. • Парадоксальная интенция и дерефлексия — логотерапевтические методы, использующиеся для работы с психогенными неврозами. • Медицинское «пастырство», с помощью которого логотерапевты помогают клиентам находить смысл в страдании, рекомендуется при соматогенных психозах. Понятие "духовные способности" Понятие «духовных способностей» введено в психологию и рассмотрено В.Н. Шадриковым. Анализ философской и психологической литературы показывает, что категория духовных способностей практически не разработана. Лишь в отдельных работах, например у Джемса, мы встречаем термин "духовные способности", но и здесь дело не доходит даже до определений. Понятие "духовные способности" отсутствует в толковых словарях: его нет как в толковом словаре В.Даля, так и в современных словарях. Более часто встречается понятие "духовность", но не в психологической литературе, а в основном в религиозной и художественной. Как правило, духовность связывают с духовной сущностью человека, с духовным началом, в качестве которого выступает дух, душа. В этом случае под духовными способностями понимают свойства духа, некоего идеального познающего начала Я. В научной психологии нет необходимости исходить из принципа духа как активного начала личности. Духовные способности мы будем трактовать как свойства, характеризующие функциональную индивидуальность человека. При этом индивидуальность человека мы понимаем, следуя за Б.Г. Ананьевым, как единство и взаимосвязь свойств человека как личности и как субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Духовные способности можно понимать как единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, и способностей человека как субъекта деятельности и отношений, выступающих в единстве с нравственными качествами человека как личности. Если обычно мы рассматриваем способности действия, то духовные способности — это способности поступка. Для понимания духовных способностей важно понять отношение категорий деятельности и поведения. Понятие "деятельность" выступает синонимом понятия "поведение" человека в широком смысле. Вместе с тем понятие "поведение" имеет специфический смысл. Как отмечает С.Л. Рубинштейн «поведение человека заключает в себе в качестве определяющего момента отношение к моральным нормам. Самым существенным в нем является общественное, идеологическое, моральное содержание». Духовные способности — это качество индивидуальности, определяющее качественную специфику поведения. Духовное поведение безгрешно и добродетельно. Оно определяется добродетелями личности. С этих позиций духовные способности выступают как добродетели личности. Добродетели же есть качества человека, выражающиеся в желании делать добро, в умении делать добро, в реальных добродетельных поступках. Добродетель всегда нравственна. Единичный человек добродетелен, пока следует морали (всеобщему), и в этом случае он духовен. Верхом грехопадения является использование человеком другого человека в качестве средства для достижения своей цели. Такой человек греховен в своей сущности. Вернемся к рассмотрению духовных способностей. Часто понятие "духовные способности" трактуют как синоним понятия "душевные способности". Здесь этимология понятия объясняется пониманием способностей как свойств духа или души. Но сами духовные (душевные) способности понимаются как классические способности восприятия, памяти, мышления, чувствования. Но такое понимание духовных способностей не продвигает нас вперед. Поэтому в научной психологии нет необходимости обращаться к понятию духа или души. Говоря о духовных способностях, мы должны отойти от их обычного рассмотрения, как свойств индивида, обусловливающих успех выполнения и освоения деятельности. Или, если говорить более точно, как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. В духовных способностях индивид возвышается над обычными способностями. Обычные способности выступают в роли того всеобщего, не постигнув которого, не развив их в себе, индивид не может подняться до духовных способностей. Духовные способности вырастают из общих способностей. Это высшая стадия развития способностей. Духовные способности — это способности духовного состояния, которое формируется на основе как духовных ценностей личности, так и искушения отказа от долга следовать идее, вере, духовным ценностям. Если сама способность мыслить есть свойство мозга, его особой организации, то мы можем сказать, что организация мозга во многом определяется состоянием (физиологическим и духовным), а следовательно, в разных состояниях мозг может представлять разные сущности, И поэтому духовное состояние определяет и иную сущность мозга» другие его функциональные (интеллектуальные) возможности позволяют по-иному мыслить. В духовном состоянии — секрет творчества. Духовное состояние определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характера обобщений. Духовное состояние повышает направленную проницательность ума индивида, выделяя те свойства объектов, которые позволили разрешить проблему, раскрыть истину. Духовное состояние возникает как в случаях практической жизни, так и в научном поиске, и в искусстве. Духовное состояние воздействует на интеллект, т.е, "способность судить, размышлять и отвлекаться, которая называется в практической жизни благоразумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, проницательностью, в искусстве — творчеством и вкусом, в науке — способностью открывать, обобщать и схватывать отношение». Раскрывал связь творчества и духовного состояния надо учитывать эволюцию ума. Чтобы понять сложное, надо понять простое. Понимание сложного возможно при определенном уровне развития и организации мозга. Существа, у которых нервные узелки почти независимы друг от друга или только намечается начало единства нервной системы, не могут иметь сознания. Только у высших животных, может быть только у человека, мозг стал орудием мысли. Генетически обусловленные предпосылки должны раскрываться в индивидуальной жизни путем постоянных упражнений. Эти мысли, высказанные Рибо более 100 лет назад, подтверждаются современными исследованиями в области нейропсихологии, нейрофизиологии и генетики, в преодолении задач отношений индивида и среды. В этих упражнениях развиваются наследуемые способности человека. Нервные клетки, не обогащенные в предшествующих поколениях сложной информацией, лишенные физически и химически закрепленного ансамбля определенных функций, никогда не могли бы привести к формированию качеств, обеспечивающих сложные формы отражения действительности, развитие сознания. Вместе с тем, как бы ни был богат наследственный код нервных клеток, без сложного многогранного развития индивидуума в окружающей его физической и социальной среде формирование психологии оказалось бы также немыслимым. Но для того чтобы привести свой ум в духовное состояние, требуется длительный путь подвижничества. И ведущую роль здесь играют теоретические и нравственные размышления. Идея духовных состояний находит подтверждение и при анализе клинических данных. Различного рода психические расстройства характеризуются синдромом помрачения, общими признаками которого являются «... нарушения ориентировки в месте, времени, обстановке, лицах, собственной личности; блеклость, неотчетливость, неопределенность, призрачность восприятий действительности; отгороженность, отрешенность; выключение больного из реальной обстановки; отрывочное, беспорядочное, фрагментарное, часто бессвязное отражение объектов ситуации, ослабление и нарушение последовательности ассоциативных процессов, трудность воспроизведения событий и переживаний, имевших место в период помрачения сознания. Клиническому состоянию свойственна фиксация на идее односторонней направленности мышления и эмоциональной заряженности, сужение сознания. Эти признаки проявляются уже в случаях "сверх цен ной идеи" и прогрессируют в параноидальных состояниях (рага около; noos — мысль, разум). Духовное состояние как бы противостоит клиническому состоянию. Оно, как уже отмечалось, характеризуется расширением сознания, яркостью и ясностью отражения действительности, целостностью этого отражения, углубленным пониманием собственного Я, четкостью ориентировки в прошлом, настоящем и будущем, глубоким проникновением в ситуацию, уравновешенностью в отношениях, уверенностью в собственных силах, широтой и проницательностью мышления, позитивным настроением. В основе природы духовных способностей лежит любовь — любовь к человеку, отечеству, своему народу. Именно эта любовь толкает на поиски истины, на раскрытие истории и предыстории человека и этноса. Но они покрыты тайной, и стремление ее раскрыть направляет на возвышенное постижение, которое свойственно подвижникам, святым и пророкам. В свете сказанного в полном смысле раскрывается проблема воспитания. Общие способности несут в себе черты всех людей, остаются внеисторическими, неизмененными. Они заключают в себе природное и универсальное. На базе этого универсального проявляется единичное, особенное, духовное. В единичных творениях «человек обретает свое знание и волнение, свои идеалы и их противоположность, свои масштабы, свой образ мышления, свои символы, сбой внутренний мир». Через историю отдельных культур проходят безличностные, общезначимые знания и умения, присущие сознанию как таковому. В противоположность безличностному знанию выступают личностные знание и умение. На основе личностно-значимых знания и умения формируется духовность как способность творить лнчностно-значимое, которое может стать и общественно значимым, В этом личностно-значимом человек отражает себя, свое понимание, свой смысл, свои цели.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |