Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развивайте свою установку. Хотите знать, какая у вас установка?




Хотите знать, какая у вас установка? Ответьте на следующие вопросы11 об интеллек-

туальном потенциале человека. Прочтите каждое утверждение и решите, согласны вы с ним

в общих чертах или не согласны.

1. Ваши умственные способности – это ваше основополагающее качество, и вам

не дано что-либо существенно изменить.

2. Вы можете осваивать новые знания, но вы не способны изменить свой уровень

интеллекта.

3. Не важно, какой у вас уровень интеллекта, вы всегда можете его значительно повы-

сить.

4. Вы всегда можете стать намного умнее.

«Да» на вопросы 1 и 2 ответят люди с установкой на данность. Положительные ответы

на вопросы 3 и 4 отражают установку на рост. Лично вам какая из позиций ближе? Воз-

можно, у вас они присутствуют обе, но большинство людей все же склоняются или к одной,

или к другой.

Если вас больше волнуют какие-то иные способности, замените «интеллект» другими

качествами: «артистическим дарованием», «спортивным талантом» или «деловой хваткой».

Попробуйте.

Речь может идти не только о ваших способностях, но также и об особенностях вашей

личности. Прочитайте следующие утверждения относительно индивидуальности и харак-

тера и решите, с какими из них вы в основном согласны, а с какими – нет.

1. Вы человек определенного типа, и вы немного можете сделать, чтобы изменить это.

2. Неважно, к какому типу вы относитесь, – вы всегда можете существенно измениться.

3. Вы можете многое делать по-другому, но ваши способности изменению не подлежат.

4. Вы всегда можете изменить те или иные основополагающие качества, которые

делают вас таким, какой вы есть.

Здесь уже вопросы 1 и 3 выражают установку на данность, а вопросы 2 и 4 – установку

на рост. С чем вы в большей степени согласны?

Полученный ответ отличается от того, который вы дали, когда речь шла об интеллек-

туальной установке? Вполне возможно, что да. Ваша «интеллектуальная установка» прояв-

ляется тогда, когда ситуация касается умственных способностей.

Ваша же «личностная установка» выходит на передний план в случаях, требующих

проявления качеств характера, например надежности, отзывчивости, заботливости или уме-

ния ладить с людьми. Установка на данность заставляет вас заботиться в первую очередь

о том, как вас оценят; установка на рост – думать о самосовершенствовании.

Вот вам еще несколько примеров для размышлений:

• Подумайте о ком-нибудь с глубоко укоренившейся установкой на данность. Вспом-

ните, как он постоянно пытается самоутвердиться и насколько он сверхчувствителен

к любым намекам на то, что он, возможно, оказался не прав или допустил ошибку. Вы нико-

гда не задавались вопросом, почему подобные люди себя так ведут? (Может, вы сами из их

числа?) Теперь вы начнете понимать, почему так происходит.

• Подумайте о ком-нибудь из ваших знакомых, кто успешно применяет установку

на рост, – о ком-то, кто понимает, что важные качества можно культивировать. Подумайте

о том, как подобные люди реагируют на препятствия. Вспомните, что они делают, чтобы

К. Дуэк. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей»

расширить пределы своих возможностей. В какую сторону вы, возможно, захотели бы изме-

нить или развить себя?

• Хорошо. Теперь представьте себе, что вы решили выучить новый язык и записались

на курс. После нескольких занятий преподаватель вызывает вас к доске и начинает засыпать

вопросами.

Поставьте себя в положение человека с установкой на данность. Для ваших способно-

стей настал момент истины. Вы чувствуете, как все взгляды прикованы к вам? Вы видите

по выражению лица преподавателя, что он оценивает вас? Вы испытываете напряжение,

ощущаете, как ваше эго дрожит и корчится? Какие еще мысли и чувства в вас зарождаются?

А теперь настройтесь иначе – на установку на рост. Вы новичок, поэтому вы здесь

и оказались. Вы пришли, чтобы учиться. Преподаватель для вас – источник знаний. Чув-

ствуете, как напряжение отступает? Ощущаете, как ваш ум активируется, становится более

восприимчивым?

Идея такова: вы способны изменить свою установку.

К. Дуэк. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей»

Глава 2. Установка: взгляд изнутри

В молодости я хотела, чтобы мой парень был похож на принца. Он должен был быть

очень красивым и очень успешным. Самым лучшим. А еще я мечтала о блестящей карьере,

но без особых напрягов и рисков. И чтобы все это я получила просто потому, что это я.

Прошло немало лет, прежде чем мои желания сбылись. У меня появился классный

парень, но до «принца» ему было еще расти и расти. Я сделала замечательную карьеру,

но она, скажу вам, сплошная череда испытаний. Ничто не далось легко. Так почему я все-

таки довольна? Потому что изменила свою установку.

А изменила я ее благодаря своей работе. Однажды мы с моей аспиранткой Мэри Бан-

дура размышляли над тем, почему некоторые студенты так одержимы страстью доказывать

свои способности, в то время как другие не утруждают себя этим и просто учатся. Вне-

запно мы поняли, что у слова «способности» есть не одно, а два значения: можно говорить

о заданных способностях, которые нужно доказывать, и об изменяемых способностях, кото-

рые можно развивать.

Вот так и родилась идея об установках. Я как-то разом это осознала и нашла для себя

объяснение, почему я всегда так переживала по поводу ошибок и неудач. А еще я впервые

в жизни поняла, что у меня есть выбор.

Принимая ту или иную установку, вы открываете для себя новый мир. В том, где каче-

ства неизменны, успех – доказательство вашего ума или таланта. В нем вы самоутверждае-

тесь. В другом мире – мире меняющихся достоинств – вы тянетесь к тому, чтобы освоить

новое. Вы саморазвиваетесь.

В первом мире неудача свидетельствует о поражении. Вы получили плохую оценку.

Вы проиграли соревнование. Вас уволили. Вас отвергли. Это означает, что вы не умны

и не талантливы. В другом мире неудача говорит о недостаточном росте. Что вы не достигли

того, что для вас важно. Это означает, что вы не реализовали свой потенциал.

В первом мире усилия – это нечто плохое. Они, как и неудача, означают, что вы не умны

и не талантливы. Если бы вы были умны и талантливы, вам не пришлось бы прилагать уси-

лия. Во втором же мире усилия – это и есть то, что делает вас умным и талантливым.

У вас есть выбор. Установка – это всего лишь то, как вы о себе думаете, а ведь вы

можете и передумать. Читая эту книгу, представляйте, к чему вы хотите прийти и какая уста-

новка приведет вас к цели.

К. Дуэк. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.