Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конец формы 1 страница




Кратко о том, что следует запомнить

1. Думай о добром, и получишь добро. Думай о злом, и придет зло. Вы являетесь тем, о чем постоянно думаете.

2. Ваше подсознание не спорит с вами, оно принимает к исполнению распоряжения сознания. Если вы думаете, что не можете себе чего-то позволить, это может отражать реальность, но вам не следует так говорить. Предпочтите лучшее решение: «Я покупаю это. Я принимаю это своим разумом».

3. У вас есть свобода выбора, так выбирайте же здоровье и счастье. Вы можете быть дружелюбным или же недружелюбным. Выберите для себя сотрудничество, радость, дружелюбие, любовь - и вам откликнется целый мир. Это наилучший способ превратиться в чудесного человека.

4. Ваше сознание является своего рода привратником. Его главная функция - это защита подсознания от ложных указаний. Постарайтесь поверить, что в вашей жизни может случиться что-то хорошее, что оно уже осуществляется. Свобода выбора - это величайшая сила. Выберите себе счастье и изобилие.

5. Внушения и указания других людей не имеют над вами никакой силы и не могут принести вам вреда. Единственная сила - это движение вашей собственной мысли. Вы можете отвергнуть мысли и указания других людей и утвердить добро. Вы свободны в выборе, как следует реагировать.

6. Следите за тем, что говорите; вам придется держать ответ за каждое необдуманное слово. Никогда не говорите: «Я потерплю неудачу; я потеряю работу; я не смогу уплатить аренду». Ваше подсознание не понимает шуток, оно -выполняет любые указания.

7. Ваш сознание не порочно; в природе нет порочных сил. Все зависит от того, как вы будете использовать природные силы. Используйте свой разум для блага, исцеления и воодушевления всех людей.

8. Никогда не говорите: «Я не смогу». Преодолейте свой страх и скажите: Я могу сделать что угодно силой своего подсознания».

9. Начните мыслить с точки зрения вечных истин и принципов жизни, а не с точки зрения страхов, невежества и суеверий. Не позволяйте другим думать за вас. Думайте и принимайте решение сами.

10. Вы являетесь капитаном своей души (подсознания) и хозяином своей судьбы. Помните, что вы свободны в своем выборе. Выберите жизнь! Выберите любовь! Выберите здоровье! Выберите счастье!

11. Что бы ваш сознательный разум ни предположил и во что бы он ни поверил, подсознание примет это и осуществит. Вам надо верить в добрую судьбу, божественное руководство, правильные действия и во все блага жизни.

 

 
Мировоззрение средневекового человека

 

22.07.2011 г.
Мировоззрение средневекового человека «космологически-аксиологично». Это такая его особенность, которая никогда более ни в какую эпоху не повторялась и не в состоянии повториться. Объяснить ее можно тем, что отношение человека к природе в средние века - это не отношение субъекта к объекту, а скорее нахождение самого себя во внешнем мире, восприятие космоса как субъекта. Человек, отмечает А. Я. Гуревич, видит во Вселенной те же качества, какими обладает он сам; «находя в мире собственное продолжение, он вместе с тем и в себе обнаруживает Вселенную. Они как бы взаимно смотрятся друг в друга». Все это порождало разнообразие и богатство этико-мировоззренческих представлений. В духовном мире средневекового человека наряду со знаниями о естественных процессах большое значение имело знание символов, и каждое человеческое действие, поступок, отношение подвергалось расшифровке, в естественно-нравственном раскрывалось этически-религиозное. «...Для человека того времени представления о поверхности земли по своей значимости не шли ни в какое сравнение с учением о спасении души». Сама история человечества в религиозном истолковании выступала, как правило, в морально окрашенном свете: падение человека, познание добра и зла, всемирная борьба двух начал - доброго и злого, всеправедный «страшный суд» и т. п. В средние века невозможно было выделение этики с ее специфическим предметом, а также и самой нравственности как особого воззрения на мир, отличного от других форм миросозерцания. Культурный фон, на котором разворачивается этическое мировосприятие эпохи Возрождения, - это переоценка всей предшествующей культуры, обращение взоров к античности, внимание к человеку и гимн его активности. Для судеб этического осмысления мира особое значение имело утверждение принципа человеческой активности, заменившего провиденциализм. «Будьте уверены, - писал Ф. Гвиччардини, что хотя жизнь людей коротка, но времени всегда будет достаточно у того, кто умеет его беречь и не тратить по-пустому; ведь природа человека даровита, и тот, кто настойчив, чудесно преуспевает в действии». В философии и этике нового времени, начиная со Спинозы и кончая Гегелем, сам смысл человеческой жизнедеятельности понимается как раскрытие объективных законов окружающего мира и следование им. При этом мыслители еще не видят различия между законами природы и законами общества, поэтому и знание о природе, обществе, человеке воспринимается как единое. Этическое обоснование человеческого поведения, жизнедеятельности считается невозможным вне общего знания о мире (так, в частности, представлял себе этику Спиноза; на этом же понимании построено учение о страстях души Декарта, учения Локка, Юма, Гольбаха и др.). Процессами сложной социальной детерминации можно объяснить содержание и форму этических представлений XVII-XVIII веков. Н. В. Мотрошилова справедливо отмечает, что гуманистические идеалы свободы, неприкосновенности человеческой личности, равенства отнюдь не изобретаются Декартом, Спинозой, Гоббсом, но заимствуются из всей многовековой традиции гуманизма. Правда, традиционные гуманистические идеалы и ценности наполняются новым, самой историей обусловленным содержанием. По сравнению с предшествующим историческим периодом - эпохой Возрождения, назначение которой состояло скорее в провозглашении, защите гуманистических ценностей, чем в их обосновании, XVII и XVIII столетия проясняют конкретно-исторический смысл, положительное социальное содержание этих ценностей. Сравнительное сопоставление культуры нового времени с культурой эпохи Возрождения может быть лаконично выражено в следующей формуле: культура эпохи Возрождения прославляла человека, отстаивала его ценность и достоинство, культура нового времени приступила к изучению «конечного» человека, его сущности; на место гуманистически-ценностного восприятия человека приходит эмпирически и теоретически обосновываемое представление о границах его моральных возможностей, на место мировоззренческого взгляда на человека - знание причин и границ его моральности. Причем хотя это знание представлялось как внеисторическое и абсолютное, в действительности оно было достаточно жестко социально детерминировано, что можно увидеть и в гоббсовском понимании асоциальной природы человека, и в зарождающейся теории утилитаризма, и в уверенности французских материалистов в нравственном прогрессе. «Время,- пишет Н. В. Мотрошилова, - поставило перед индивидом, и поставило в универсальном смысле, почти неведомую для прежней, социально фатализированной эпохи проблему выбора и индивидуального решения, тесно связанного с социальным действием человека. Отсюда, а вовсе не от «вечной склонности к гуманизму», то внимание к человеку, к его эмоциональным и волевым реакциям, к его разуму и самосознанию, которое мы находим в общественной мысли XVII-XVIII вв.». С одной стороны, объективный характер связи индивида с обществом, с другой - мироощущение «полноты времени» и оптимистический энтузиазм ожидания будущего породили как в философско-социальном, так и в этическом плане ориентацию на всесилие разума, веру в способность организовать нравственные отношения на его принципах. Зарождающийся утилитаризм исходил из возможности рационального учета действий других людей, что может быть объяснено духом предпринимательства, инициативных действий, ожиданий и надежд. Не случайно идеологи восходящего капитализма не одобряли эгоизма в его «чистом виде». «Несомненно, - писал Д. Юм, - что себялюбие, действующее с полной свободой, вместо того чтобы побудить нас к честным поступкам, является источником всяческой несправедливости, всяческого насилия...» Этика рассматриваемого периода еще сочетает мысль о высшей ценности индивида, его праве на автономность, достоинство с уверенностью в том, что успех индивидуального действия зависит от неуклонности общественного прогресса и коллективного, группового успеха. С этих позиций следует подходить и к оценке той роли социальной среды в нравственном формировании личности, которая отводится ей в этике французских материалистов. Осуждение ими существующей нравственности происходило в обстановке ожидания социальной революции, которая призвана изменить социальные условия, сделать их соответствующими разуму. Ожидание революции не могло не порождать оптимистического мироощущения, веры в гармоничное будущее, а в области этической рефлексии - четко сформулированной, законченной концептуальной схемы гармонизации нравственных отношений личности и общества. Позиция Руссо, противопоставившего успехи цивилизации успехам человечности, научно-технический прогресс прогрессу свободы и счастья, была на этом фоне всеобщего ожидания лучшего будущего скорее исключением, нежели правилом. Руссо раньше других уловил симптомы будущего кризиса всей буржуазной культуры, но доминантой мироощущения по-прежнему оставался социальный и этический оптимизм. Рационалистическая утопия, своеобразная «социальная инженерия» Ш. Фурье, включающая в себя проект нравственного совершенствования людей, свидетельствует о том, что еще и в начале XIX века для этического оптимизма оставалась благодатная духовная атмосфера. Утрата оптимизма и веры в разум начала оказывать все большее воздействие на буржуазную культуру со второй половины XIX века. Предшествовавшие этому революционные выступления трудящихся, оформление пролетарского движения в самостоятельную политическую силу привели к разложению буржуазных идей о «всеобщем счастье». Произошли изменения и в «верхнем слое» культуры: буржуазный рационализм не вынес испытания опытом познания, рушились старая картина мира и методология познания, на смену рационализму вступил иррационализм. Этот всеобщий кризис старой культуры раньше всего нашел отражение в этическом сознании. Не случайно молодой Маркс для характеристики антагонистических противоречий капитализма на первых порах широко использовал понятие «отчуждение» с его морально-этическим подтекстом. Да и непосредственно в буржуазном сознании это противоречие получило специфическое отражение в этизированной философии Кьеркегоpa и Ницше. С. Ф. Одуев ницшеанство, явившееся на переходном рубеже развития капитализма идейным отражением прогрессирующего кризиса буржуазной культуры и духа, по справедливости называет «больной совестью» этой переходной эпохи. Духовную культуру буржуазного общества XX века нельзя выразить однозначно - это сложное образование. Однако в хаосе сменяющихся идей и представлений, образов и иллюзий есть одна несомненно доминирующая черта, которая определяет особенность мироощущения людей эпохи империализма - трагизм. Ощущение трагизма человеческого существования является выражением неразрешимости социальных противоречий в условиях капитализма, отчужденности личности, ее «забытости» и «заброшенности», несоответствия между заботами «маленького человека» и неумолимой логикой социального движения, приведшего и к первой, и ко второй мировым войнам. Это мироощущение обусловило характер этических, эстетических, философских и других рефлексий в культуре буржуазного общества. Одни из них выявили растерянность человека перед лицом чуждых ему сил, другие явились самооправданием, самообвинением, третьи осуществили перенос противоречий социального мира в сугубо личностную плоскость, провозгласив тезис об «испорченности» человека, изобразив конфликт человека и общества как конфликт человека и техники, и т. п. Однако среди них были и такие, которые, выражая тенденции пролетарской борьбы, содержали призыв к переделке старого мира, необходимости устранения главного источника тотального отчуждения человека в капиталистическом обществе-эксплуатации человека человеком. Социальную обусловленность этических представлений (на что обращает внимание польский исследователь морали и этики Р. Езерский) нужно понимать двояко: с одной стороны, как отражение в этических представлениях общественных потребностей и стремлений, имеющих классовый характер (объективная детерминация), с другой - как определенный способ мышления этих социальных групп и классов (субъективная детерминация). Общественное бытие различных групп и классов придает специфическое направление их мышлению, идеям и принципам. Одни и те же моральные проблемы могут ставиться и решаться различными классами по-разному. Из синтеза общественных потребностей и стремлений и классового характера мышления при столкновении с конкретными моральными проблемами рождается неповторимость того или иного этического мировосприятия и концептуальной системы моральных предписаний. Однако социальная обусловленность этического сознания может принимать и более сложный характер: действующая в условиях империалистического общества система общественных отношений и институтов в своем переплетении порождает фатальную и неотвратимую силу, чуждую и непонятную для индивидуального сознания, которое перед лицом этой силы обнаруживает невыразимое одиночество своего существования и делает это одиночество предметом философско-этической рефлексии. «Опустошение межличностных отношений в нравственно-психологическом направлении,- пишет А. И. Титаренко,- приняло ныне в капиталистическом обществе не только небывалые масштабы, но и обрело новое качество, угрожая самому нравственному здоровью человека, самому его существованию как целостного существа. Жизнь людей предстала как тотально разъединенная непониманием и равнодушием. «Некоммуникабельность» (особенно нравственная) в обществе и межличностных отношениях стала самоочевидным объектом многотомных исследований - социологических, психологических, философско-этических. Так проблема одиночества приобрела в буржуазном мировоззрении и культуре исполинские размеры, став духовным генератором многих пессимистических, циничных представлений о судьбе человека, о смысле его жизни и его нравственных устоях». Мироощущение одиночества, трагедии, поражения, падения, противоборства с собой могло родиться, с одной стороны, как реакция на определенные тенденции современного капитализма (бюрократизация общественной жизни, стандартизация производства и культуры и т. п.), с другой - как реакция на продукты духовной деятельности интеллигенции этого общества - антиутопии о «тотально омассовленном человеке», кинофильмы, показывающие саморазоблачение человека, психологические эссе о человеческой патологии и т. п. Какую бы интерпретацию этот объективный факт столкновения человека с «массовым обществом» ни получал в этической теории, сам по себе этот конфликт в условиях буржуазного общества ведет к пробуждению рефлексивной деятельности, постановке мировоззренческих проблем, что, вообще говоря, имеет большое значение для судеб духовной культуры. На наш взгляд, прав В. В. Лазарев, подчеркивающий, что коллизии, с которыми сталкивается современный человек, ведут одновременно и к более глубоким размышлениям о смысле жизни, и к решениям, нередко отличным от тех, которые предлагаются в распространенных и модных теориях. «Массовое общество описывается в экзистенциализме как враждебное личностному началу, однако нельзя не видеть, что самим своим существованием оно ставит вопрос о самоопределении личности. Коллизии, которые возникают в рамках групповых и ролевых отношений, заставляют индивида, вовлеченного в конфликтную ситуацию, постоянно спрашивать себя: кто я? При особенно острых конфликтах сама ситуация заставляет отвечать уже не в терминах сталкивающихся ролей и искать ее разрешения не в ролевом, а в личностном плане». Вопрос «кто я?» с явно выраженным моральным оттенком имеет сегодня под собой и другую культурно-историческую основу - непрерывно убыстряющийся научно-технический прогресс. В сочетании с капиталистической системой эксплуатации он приводит к возрастанию физических и нервных перегрузок, профессиональным заболеваниям; «одномерность» профессиональной деятельности на поточном конвейере вызывает «одномерность» развития личностных свойств человека. На поверхности все это выглядит как неизбежное следствие вступления человечества в техническую цивилизацию, что породило широкую волну технофобизма в мировоззрении, социальных эссе, медико-социологических обобщениях, социально-психологических и этических концептах и т. п. «Человек в опасности!» - утверждает западногерманский врач И. Бодамер, получивший широкую известность своими социально-психологическими эссе. По его мнению, под угрозой не только нравственные ценности, которых придерживалось человечество на протяжении столетий, но и само существование человека. В книгах «Здоровье и технический мир», «Школа воспитания», «Врач и пациент», «Мужчина сегодня», «Путь к обновлению Я» и других, рассматривая специальные вопросы, Бодамер выступает одновременно и как критик технической цивилизации, указывает на односторонний характер технического прогресса в буржуазном обществе, поскольку для человека он оборачивается телесными и душевными заболеваниями, «оскудением гуманного начала».

 

Обусловленность этических представлений

Начало формы

онец формы

15.07.2011 г.
Не только у Платона, но и у других античных философов и писателей можно увидеть эту закономерность - обусловленность этических представлений социокультурным мироощущением с его тяготением к целостности, гармонии. По поводу этической позиции Гесиода, выраженной в его поэме «Труды и дни», О. Г. Дробницкий замечает, что в основе присущего ей социального и нравственного пессимизма лежит восприятие разительного имущественного и социально-правового неравенства людей, критика городской цивилизации с ее культом роскоши, денежной выгоды и политического честолюбия.6 Подобные мотивы широко представлены и в более поздней античной этике, в которой критика тогдашней антагонистической цивилизации доводится до идеи социального эскапизма (автаркии, апатии), осуждения чувственных стремлений, жажды богатства, роскоши, власти, политического честолюбия, тщеславия. Идея и мироощущение гармонии были, очевидно, доминантными в античности. Даже разделение людей на касты и строгое распределение обязанностей Платон подчиняет идее целостности государства. И позднее, в условиях кризиса духовных ценностей, появления равнодушия к государству, римлянин Тацит в соответствии с предшествующим идеалом и мироощущением в книге «Жизнеописание Агриколы» стремится утвердить и прославить энергию личности, поставившей себя на службу государству (т. е. самого Агриколу), и осудить «постыдное безделье». В своем герое Тацит постоянно подчеркивает лишь одну ведущую черту: деятельную гражданскую энергию во имя высшей ценности - целостности гражданина и государства. Обыденное мироощущение целостности не могло не породить в философском плане признания различий между составляющими эту целостность элементами. Античная мысль признала особенность человека в мире и, исходя из этого, выдвинула решения, концепты о согласовании действий человека с миром в целом. Как бы ощупью античная мысль подошла к проблеме, которая впоследствии будет обозначаться как проблема свободы и необходимости, согласования особенного и общего, взаимодействия человека с окружающим миром. Влиянием этой философской рефлексии можно объяснить этический пафос, содержащийся в сочинениях Платона «Федр» и «Государство». В них настойчиво проводится идея, что, в конце каждого тысячелетия каждая душа привлекается на какое-то божественное место, именуемое «лугом», где она должна сама избрать тот образ жизни, которому она будет следовать после своего воплощения в тело. Всякой душе предлагается на выбор огромное множество разного рода образцов жизни. Можно пожелать морально высокую и достойную жизнь, можно избрать и жизнь, полную всяких телесных удовольствий, но недостойную, морально низкую. Можно даже избрать жизнь какого-нибудь животного, если она покажется душе в каком-нибудь отношении привлекательной и если ее не устрашает последующее наказание. Очевидна культурно-историческая обусловленность этих представлений, в которых скрещиваются мифологические образы, новое философское прозрение о субъективности человека - и одновременно узость социально-классового мышления. А. Ф. Лосев отмечает, что Платон, этот противник наивной народной мифологии, никак не мог выйти за рамки античного мифологического мышления, которое было далеко от понятия бесконечной свободы субъективного мышления. «...Последнюю причину происходящего все античные философы, не исключая и материалистов, и все нефилософы, обыкновенные люди, продолжали по-старинному находить в необходимости как судьбе, в действии рока, в случайности, в предопределении и прочих давнишних образах фатализма. Не чужд этому и Платон...» Идея свободы и необходимости, выдвинутая Платоном, пройдет через всю историю философии и этики. Интерес к ней не ослабевает из-за ее связи с пониманием статуса человеческого существования. Позже она актуализируется в философии Спинозы, Декарта, Гегеля. Это - своеобразная «идея-фикс» обыденного морального сознания и мировоззрения, поэтому она всегда была и остается актуальной и для теоретического мышления. Будучи онтологической характеристикой человека, свобода отделяет человеческое бытие от всех других форм существующего и поэтому дает основание для всех видов рефлексии: моральной, этической, философской, художественной, религиозной, мифологической - на уровне обыденного и теоретического сознания. В различных культурах свобода получает различное осмысление, но как ценность она дает основание для этических построений самого различного характера. «Дух свободы» в мироощущении и в этическом мышлении получал в истории самые различные формы. Это не только преклонение перед силой разума, не только Сократово «свободное решение» принять кубок с ядом во имя «мудрости законов», но и умонастроения пессимизма в сократических школах в условиях нарождения гигантских конгломеративных империй, индивидуалистические настроения, отразившиеся в древнегреческих концептах автаркии, апатии, атараксии. Они явились результатом конфликта между уровнем нравственного сознания, развившегося под влиянием разложения античного полиса, освобождения от безусловной власти родо-племенных установлений и проявляющегося в способности самостоятельно осваивать общественные императивы, - с одной стороны, и ограничением свободы, которое несли с собой новая власть и предписания конгломеративных империй, - с другой. Этот конфликт разрешался признанием приоритета внутренней свободы по сравнению с внешней, еще большим подчеркиванием автономности, самостоятельности индивида. Подобные настроения, зародившись в Греции, усилились в культуре Древнего Рима. Под влиянием стонцизма «этизируется» само понятие культуры. Из него устранялись наука и искусство как виды духовной деятельности, имеющие своим предметом внешний, внеличный мир, вся материальная цивилизация, на взгляд стоиков, изнеживающая человека и ослабляющая преданность нравственной идее. Языком культуры становилась единственная наука, способная ответить на вопрос о смысле жизни, - философия, а единственным содержанием последней - учение о философском образе жизни: признание самоценности внутреннего мира человека, самостоятельный выбор ценностей, перед которыми ты ответствен, несокрушимая верность принятым принципам, нечувствительность к утратам ради своих убеждений. Печаль, которая свойственна мироощущению стоицизма, как следствие осознания безграничности внутренней свободы индивида при ограниченности внешней свободы снимается в новом мироощущении и мировоззрении, которое укрепляется в средневековье, когда человек как субъект мира в лице бога находит своего «двойника» и отныне постигает мир в мысленном с ним диалоге. Историки средневековой культуры раскрывают в ней такие стороны и особеннности, которые необычны для современного стиля мышления. «...Наука нового времени,- пишет А. Я. Гуревич,- обходится без перводвигателя, высшего разума, бога, творца, как бы эту сверхприродную силу ни называть. Но мы ничего не поймем в средневековой культуре, если ограничимся соображениями, что в ту эпоху царили невежество и мракобесие, поскольку все верили в бога, - ведь без этой «гипотезы», являющейся для средневекового человека вовсе не гипотезой, а постулатом, настоятельнейшей потребностью всего его видения мира и нравственного сознания, он был неспособен объяснить мир и ориентироваться в нем. Ошибочное с нашей точки зрения не было ошибочным для людей средневековья, это была высшая истина, вокруг которой группировались все их представления и идеи, с которой были соотнесены все их культурные и общественные ценности».

 

Социальная обусловленность этического сознания

Начало формы

Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая

Конец формы

02.07.2011 г.
Как соучастник исторических событий и член общностей, являющихся субъектами социальных процессов, личность характеризуется определенной глубиной осознания и переживания исторического процесса, «чувством истории», как можно было бы назвать такое переживание. Б. Г. Ананьев Культурно-исторические факторы формирования этического сознания Характер взаимодействия морального сознания и этических воззрений, несомненно, имеет свои исторические формы не только в гносеологическом плане, но и в социально-психологическом. Если исследователю удастся хотя бы в какой-то степени реконструировать духовный мир человека определенной эпохи, это позволит ему понять и мир нравственных переживаний конкретного человека, и мировоззренческие ориентации этической мысли, и степень взаимодействия, взаимопроникновения массового морального сознания и «кабинетного умствования». Эта задача - попытаться проникнуть в глубь человеческого сознания и мировосприятия, выявить его структуру и роль в общем историческом движении - все шире признается в науке как задача первостепенной важности. Благодаря ее решению анализ детерминации духовных процессов переходит от внешней описательности к пониманию механизмов детерминации. В последние годы появился ряд глубоких исследовании детерминации моральных процессов. Попутно раскрываются и вопросы детерминации этических воззрений. Различие между детерминацией морали и этических воззрений можно усмотреть в том, что совокупность факторов, влияющих на этические воззрения, несравненно больше, чем совокупность факторов, обусловливающих мораль. Мораль более «жестко» детерминирована экономическими и политическими процессами, этические взгляды - менее «жестко», здесь больше действует закономерность внутренней детерминации общественного сознания в целом и его отдельных форм, видов, состояний (А. К. Уледов). Этические учения невозможно понять вне социальных и индивидуальных факторов; они несут на себе не только печать своего времени, его социальных проблем, потрясений, раздумий, поисков путей, столкновения социальных сил, но также и особенности личности их творца и «пророка». Внимание философов и историков все больше стало уделяться вопросам методологии исследования духовных процессов в контексте культурно-исторического анализа. Работы А. Я. Гуре-вича, Г. С. Кнабе, А. Ф. Лосева, Т. И. Ойзермана и других содержат конструктивные идеи, которые с известными оговорками могут быть применены и к анализу этического сознания. К числу таких идей относится, в частности, идея системного подхода. «...Избирая объектом анализа... отрасли духовной деятельности людей эпохи средних веков, - пишет А. Я. Гуревич, - мы не должны изолировать данную сферу этой деятельности из более широкого культурно-исторического контекста, ибо только в рамках этой целостности, которую мы называем средневековой культурой, можно правильно понять те или иные его компоненты». Очевидно, что эта методология - не частный случай, применимый лишь к названной эпохе, она имеет всеобщее значение. Пытаясь понять взаимодействие морального сознания и этических представлений и поучений в эпоху античности, его (взаимодействие) также следует анализировать в контексте всей античной культуры; точно так же в соответствующем контексте следует рассматривать этические процессы эпохи Возрождения, нового времени, капитализма, империализма, эпохи строительства социализма, а затем его развитой стадии. Культурно-исторический контекст предполагает вычленение не только экономических, социально-классовых, сословных, политических факторов формирования этических концепций, но и общей мировоззренческой ориентации времени, детерминанты духовной жизни эпохи. Такое вычленение определяющего для данной культуры духовного фактора может объяснить, почему в ту или иную эпоху этическое сознание как в обыденной, так и в теоретической (идеологической) форме приобретало именно данную, а не какую-либо иную форму. Борьба социальных сил, противоречия и конфликты отражаются прежде всего в мироощущении на основе синтеза индивидуальной и коллективной, групповой и классовой рефлексии, эмоциональных реакций, а затем уже приобретают логическую форму философско-этической рефлексии (этического учения). Философско-этическая рефлексия является не первичной, она опосредуется другими, более непосредственными формами социально-психологического отражения действительности. С другой стороны, этическая рефлексия (этические учения) несет на себе отпечаток и более опосредованных видов рефлексии, как бы «верхних этажей» духовной культуры. Ретроспективный взгляд на историю этики и философии показывает, что характер этических конструкций находится в тесной зависимости от понимания субстанции. Философское понимание субстанции неизменно доводилось до представления о субстанциальности человеческого бытия, из которого следовали этические выводы - моральные рекомендации и наставления. Так, например, в философии жизни (XIX в.) субстанциалистское представление о мире как воле вызвало к жизни два несхожих между собой этических мировосприятия и соответствующие концепции (в которых в неосознанном виде присутствует «тяга» к свободной жизнедеятельности): в одном случае человеку предписывается в качестве его высшего человеческого и нравственного долга противостоять воле и миру, как он есть (Шопенгауэр), в другом - выдвигается идеал мира, в котором гибнут слабые и неприспособленные, но выживают сильные личности, свободные от всяких нравственных добродетелей (Ницше). Установление связи между этическим сознанием в его теоретической форме и философским пониманием субстанции является еще одним подтверждением в пользу вывода об амбивалентном характере философского мышления; относительной самостоятельности этического сознания, несводимости его к нравственным императивам конкретной эпохи и класса, сословия; неразрывной связи этического сознания с философским мышлением и нравственным сознанием. Бытие этического сознания находится где-то посредине между философской рефлексией о мире и нравственным мироощущением: этическое мышление исходит из реальной нравственности и в то же время апеллирует к высшим концептам, ищет субстанциальную основу для морального сознания. Эта слитность задач познания мира и определения путей нравственного действия проходит через всю историю культуры, характеризует весь путь домарксистской социально-этической мысли. Начинается он у древних; у Платона выступает как остаток прежних представлений, а позднее - как продукт неразвитости метода мышления. В диалоге Платона «Политик» история человечества, поступки людей непосредственно связаны с учением о космическом движении. «Удивительным образом,- пишет А. Ф. Лосев,- Платон объединяет здесь преступление Атрея с нарушением правильного движения Солнца... Жена царя Атрея похищает у него символ его царской власти, золотого ягненка, и дарит его своему возлюбленному Фиесту, брату Атрея. Атрей мстит изменнице тем, что бросает ее в море, а Фиеста угощает мясом его изжаренных детей. После этого страшного преступления солнце сбивается со своего небесного пути и весь космос теряет правильность своего движения, начиная двигаться так, будто никто из богов не заботится о нем, и подчиняясь только воле «судьбы и своему собственному вожделению». В дальнейшем, правда, преступление Атрея теряет свою силу и небесный свод восстанавливает свое правильное движение. Происходит это благодаря тому, что божество, начиная чувствовать жалость к болезненному состоянию человека и космоса, близкому к полному хаосу, и восстанавливая правильное движение, исправляет преступные пути человечества». В этом диалоге Платона этическое понимание «правильного», «справедливого» в жизни имплицитно включено в мироощущение целостности, гармонии, упорядоченности. Там, где эта целостность, гармония, исчезает, этическое сознание обнаруживает активность, выражает недовольство. В дальнейшем мы увидим, что и в наше время вспышки технофобии стали возможны в условиях дисгармонии человека и техники, общества и техники, или пробуждение экологического сознания, включающего в себя и этический аспект, как реакция на конфликт человек- природа, техника - природа.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.