Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конец формы 4 страница




Последнее обновление (03.06.2011 г.)
Структурно-функциональная связь

Начало формы

Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая

Конец формы

27.05.2011 г.
Структурно-функциональная связь нравственного сознания и этического мышления Бытие этической рефлексии в структуре индивидуального нравственного сознания наиболее зримо проявляется в ее функциональном взаимодействии с другими элементами сознания. Индивидуальное нравственное сознание, сколь бы развитым, индивидуализированным, сложным оно ни было в каждом конкретном проявлении, имеет смысл лишь в соотнесении с моралью как системой требований к поведению человека. По логике морали личность должна принять эти требования и добровольно следовать им. Нравственное действие - это действие по убеждению в правомерности и истинности морального требования. Моральность личности - это освоенная и принятая ею мораль на уровне убеждений. «Если этого «второго рождения» морального требования в сознании индивида не происходит,- правильно отмечает Б. О. Николаичев,- и моральное требование выступает как нечто постороннее (хотя и не обязательно враждебное), то это означает, что индивид не поднялся на уровень моральной регуляции». Сказанное позволяет заключить, что функциональную природу моральной и этической рефлексии следует рассматривать прежде всего в соотнесении с убежденностью. Феномен «убежденности» не является простым: во-первых, он имеет сходство с другим психологическим феноменом, каким является «вера»; во-вторых, процесс формирования убеждений может протекать на различных уровнях - теоретическом, связанном с интеллектуальной деятельностью личности, ее образованием и духовными исканиями, и эмпирическом, связанном с практическим участием человека в общественной жизни, формирующей его социальные чувства, житейский опыт и мудрость, нравственные установки. Очевидно, имеет смысл различать эти два вида убежденности, поскольку различны предпосылки и механизмы их формирования. Психологические механизмы «движения» личности к «эмпирической убежденности» опосредованы такими явлениями, как внушение, степень массовости принятия той или иной нормы, требования и т. п. Такой вид убежденности, возникающей на неосознаваемом уровне, видимо, следует определить как низший. И было бы ошибочным стремиться ограничить формирование убежденности выработкой эмоциональных стереотипов, психологических установок. Эти установки как раз и есть то, что обычно называют верой. «Вера есть вид убеждения, не основанного на доказательстве». В психологическом плане убежденность и вера тождественны. И вера и убежденность служат промежуточным звеном между знанием и практическим действием, объединяют в себе знание и переживание. Оба они опираются на некоторое знание, информацию, которая принимает эмоциональную форму; это - знание, оплодотворенное волей, чувствами и стремлениями человека. Вера и убеждение управляют поступками человека. Однако в логическом и гносеологическом плане вера и убеждение различны. Они по-разному относятся к знанию, на основе которого вырастают. Вера формируется преимущественно на практически-деятельностном уровне, связанном с участием человека в общественной жизни, непосредственно затрагивая его социальные чувства. Человек, принимающий нечто на веру, не анализирует своих мнений, не подвергает идеи, представления, принципы, обычаи и т. п. суду разума. Можно даже сказать, что разум в этом случае «не вмешивается» в духовную жизнь личности, активно себя проявляет лишь рассудок, устанавливая совпадение или расхождение поступков окружающих тем нормам и понятиям, которые приняты на веру. Человек нередко даже верит вопреки новому практическому опыту, фактам, которые наблюдает, - столь сильна и могущественна оказывается инерция сформировавшихся эмоциональных стереотипов. Вера способна закабалить и подчинить себе человека, сделать его рабом своего чувства. Убеждение, сложившееся на рациональном уровне, напротив, вырастает на основе накопления, обобщения, осмысления и систематизации как жизненных фактов, так и всех сведений, знаний, представлений, которые выступают первичным логическим материалом для осмысления практического опыта. Рациональные убеждения формируются под воздействием всей системы общественных отношений и духовной культуры. Они формируются в процессе социализации личности в период получения образования и основных общественных навыков. Выработка убеждений есть необходимое условие активного и полнокровного участия в общественной жизни. Веру формирует окружение, психологические состояния групп или первичных коллективов. В этом ее сила, но в этом же ее непрочность. Всякое верование может быть рано или поздно поколеблено, если оно сталкивается с противоречащим ему знанием или устойчивым психологическим состоянием окружающих, в сферу которого может попасть и «верующая» личность. Рациональные убеждения опираются на два фактора: на моральные, и шире - социальные, нормы и установления и на доводы и свидетельства собственного разума. Разумная обоснованность убеждений делает их более прочными и в то же время более гибкими, чем верования. Выработка убеждений требует внутренних усилий, активной работы мысли. Лишь то знание становится убеждением, которое как бы вновь рождается в рефлексирующем мышлении, споре с самим собой. Готовых убеждений не существует. Знание, представление, идея, норма, идеал, принцип, ставшие убеждениями, - это «выстраданные» знания, идеи и т. п., истинность которых личность заново установила для себя. Рациональная убежденность есть наиболее «основательная» часть духовного мира человека. Рефлексивный процесс выработки убеждений характеризует уровень культуры мышления в целом и более конкретно - уровень этической культуры. Потребность иметь истинные убеждения и отстаивать их - свидетельства развитого нравственного сознания, его приподнятости над обыденным уровнем. «Убеждение должно быть дорого потому только, - писал В. Г. Белинский - что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше». Убеждение в истинности своего убеждения (двойная рефлексия) в психологическом плане порождает состояние, которое обычно называют «свободой воли». И наоборот, «привыкая делать все без рассуждения, без убеждения в истине и добре, а только по приказу, человек становится безразличным к добру и злу и без зазрения совести совершает поступки, противные нравственному чувству, оправдываясь тем, что «так приказано». Человек же, стремящийся опираться на убеждения, рефлектировать, спорить с самим собой, со своим «двойником» (А. А. Ухтомский), всегда «открыт» для новой информации, способен пересматривать имеющиеся убеждения, углублять и совершенствовать их. В каждом действии человек руководствуется обычно не одним, а многими соображениями, побуждается целым комплексом мотивов. В поступках, продиктованных мировоззренческими, политическими, моральными мотивами, в наибольшей степени проявляется социальная сущность человека, его связь с обществом, культурой, историей. В них раскрывается понимание личностью ее места в обществе, представление о смысле и цели жизни. Драма убеждений, обусловленная их столкновением и борьбой, придает историческим событиям трагический характер, делает историю не только естественно-историческим процессом, но и ареной героизма, подвигов, самопожертвования. Образ мышления, связанный с оценкой поступков, принципов, определением нравственных ориентиров, обычно называют жизненной философией человека. Точнее было бы называть его своим прямым именем - этическим мышлением. Культура этического мышления - не врожденное, а приобретаемое качество. «...Каждый человек является «этиком» лишь на уровне «здравого смысла»». Этически мыслящим человеком на уровне разума он становится под влиянием культурного обогащения. Присущая ему морально-этическая рефлексивность гарантирует нравственную автономность, выработку собственных убеждений, свободное и добровольное принятие нравственных требований. По нашему мнению, исследование моральной и этической рефлексии на индивидуально-личностном уровне позволяет восполнить пробел в нашем представлении о механизмах как усвоения нравственного опыта человечества, содержащегося в нравах, обычаях, нравственных принципах, мудрых высказываниях, так и его обогащения путем выработки новых представлений, оценок при одновременном критическом пересмотре понятий и императивов, переставших соответствовать поступательному развитию жизни. Благодаря морально-этической рефлексивности личность оказывается способной выходить за узкие рамки наличных требований в сферу мировоззренческого осмысления бытия, противоречий действительности, отношений между логикой жизни и запросами морали.
Онтогенетическая связь

Начало формы

Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая

Конец формы

20.05.2011 г.
Онтогенетическая связь нравственного сознания и этического мышления Способность к моральной и этической рефлексии как духовная реальность неразрывно связана с развитием личности, индивидуального нравственного сознания. В нем можно выделить три фазы: доморальное сознание; конвенциональная обыденная мораль, которой человек руководствуется в период до подросткового и юношеского возраста, а некоторые - на протяжении всей жизни; период автономной морали, когда санкции и нормы интериоризованы, возникли убеждения, на основе которых человек и строит свое поведение. Для последнего периода характерна способность к рациональному обоснованию своих убеждений и идеалов, занятой позиции в конфликтных ситуациях. До появления самосознания и речи (примерно до 3 лет) трудно еще говорить о морали ребенка в субъективно-психологическом смысле. Это пока еще мораль только во внешнем, объективном, общественном значении этого слова. Моральные действия ребенка до 3-летнего возраста в основном носят непроизвольный характер. В период после 3 и до 6-7 лет возрастает значение внутренних, психологических условий в моральном развитии ребенка. Воздействие взрослых (наказание, поощрение, одобрение, неодобрение) начинает опираться на желание ребенка быть хорошим, на его моральные мотивы. Но они, правда, только начинают пробивать себе дорогу и встречают сильных конкурентов в лице мотивов гедонистических (стремление к удовольствиям всякого рода), утилитарных (желание добиться определенной практической пользы для себя) и авторитарных (боязнь потерять уважение со стороны авторитетного для ребенка лица). Основным внешним регулятором зарождающегося морального сознания ребенка является моральная воля родителей (приказ, просьба и т. п.). Голос морали для младшего дошкольника - это прежде всего голос родителей. Внутренний же голос, голос совести, у ребенка находится еще в неравной борьбе с утилитарно-гедонистическими влечениями. У следующей возрастной группы - младших школьников - мотивация поведения также носит еще экстровертный характер. У младшего школьника, писала Н. К. Крупская, «нет еще собственных критериев, они только-только еще вырабатываются. У него нет еще критического подхода к моральным оценкам». В возрасте 12-15 лет происходит становление морального характера подростка, т. е. его моральные чувства, воля, ценностные установки, понятия образуют определенную устойчивую совокупность, опирающуюся на сознательность, рациональное осмысление окружающего. Это связано с существенными, качественными сдвигами, которые происходят как в его психофизиологическом, так и в социальном развитии. Однако подросток (12- 13 лет) еще плохо знает себя. «Далеко не всегда,- замечают Б. А. Крутецкий и Н. С. Лукин,- подростки отличаются высоким уровнем самокритичности, нетерпимости к своим недостаткам, умением понимать причины своих ошибок, честно и открыто признаваться в них и стремиться к их устранению». Однако уже старшие подростки подчеркивают значение собственных моральных качеств и таких важных психологических свойств, как способность человека к саморегуляции своего поведения. «Подростка влечет борьба против всяких нарушений норм коммунистической морали,- замечает В. А. Сухомлинский,- они с большим удовлетворением участвуют в разнообразных постах, рейдах, командах и т. п. В этом проявляется потребность давать нравственную оценку окружающей жизни. Эта потребность по мере обогащения жизненного опыта все больше усиливается и в юности является характерной чертой духовной жизни». Психологи, изучающие моральные понятия, оценки и идеалы старших школьников (В. А. Крутецкий, И. М. Краснобаев, Т. В. Рубцова и др.), отмечают способность юношей правильно разбираться в значении моральных понятий, их субординации (в соотношении более общих и менее общих принципов). В юношестве образуется определенная система моральных знаний, оценок, идеалов, которую, вслед за Л. И. Божович, можно назвать «нравственным мировоззрением». Внутренним механизмом его формирований выступает этическое мышление - активная работа сознания по осмыслению моральных понятий, знаний, идеалов, прочитанного и увиденного. Юность (16-18 лет) проявляет самостоятельность как в своих моральных суждениях, так и в мотивах выбора поступка. Овладевая знаниями, познавая окружающий мир теоретически и практически, юноша одновременно «овладевает» и собой: он сознает себя как целостное внутреннее единство и способен к сознательной саморегуляции поведения. Можно сказать, что на этом этапе он становится личностью. Однако идентификация с обществом, его целями и требованиями, моралью, культурой лишь частичная. И чем активнее идет процесс развития и углубления моральной и этической рефлексии, тем более всесторонней и адекватной становится идентификация личности с моралью и культурой. Важными внутрипсихологическими механизмами становления личности в юношеском возрасте являются формирование теоретического мировоззрения и устойчивого, целостного самосознания. Мировоззрение и самосознание - важнейшие центры человеческого сознания, которые обеспечивают единство отдельных психических функций человека. Они позволяют человеку постоянно связывать, систематизировать, объединять все то, что он узнает об окружающем мире и о себе самом. Постепенный переход от воспитания к самовоспитанию, от положения объекта воспитания к положению субъекта самовоспитания проявляется во многих феноменах умственной и моральной активности человека. Общим эффектом этого процесса становится жизненный план, с которым юноша или девушка вступают в самостоятельную жизнь. Он включает в себя выбор профессии, идеалы и цели, которые определяют общественное поведение, начало самостоятельной жизни, «старт самостоятельной профессиональной деятельности». Профессиональная деятельность изменяет нравственный мир человека. Он становится субъектом отношений по мере того, как развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей, коллектива и руководителей, людей, находящихся на различных социальных позициях и играющих различные роли в истории его развития. Б. Г. Ананьев отмечает, что сознание взрослого (зрелого) человека обусловлено прежде всего его трудовой деятельностью, накладывающей отпечаток на все мировосприятие. Преобразующая мощь трудового воздействия людей на природу, социальные связи, любой объект приложения человеческих сил осознаются в различных формах творческой деятельности человека, но общим для этих форм является субъективное отношение к труду как главной ценности, образующей внутренний мир человека. «С этой ценностью связано развитие личности как деятеля - производителя материальных и духовных благ для общества, для других людей, основной круг его интересов, привязанностей и вкусов, реализованных идеалов и склонностей, т. е. самых существенных мотивов поведения человека». Конец трудовой деятельности вызывает не только драму сознания, но и дезынтеграцию личности, что выражается в постепенном разрушении «в самом внутреннем мире человека главной ценности - переживания труда как блага, как субъективного творческого отношения к окружающему миру». Анализ духовного мира взрослеющего и достигшего зрелости человека позволяет сделать вывод о двухкомпонентности «интегративного блока» (М. С. Каган) человеческой психики. В прошлом А. И. Галич, А. А. Потебня, И. М. Сеченов пришли к выводу, что сознание возникло сразу в своих двух формах - в форме предметного сознания и самосознания. Уже маленькие дети, действуя с предметами и наблюдая за изменениями во внешнем мире, возникающими в результате этой их деятельности, познают не только те предметы, с которыми действуют, но и самих себя. Из современных авторов теорию амбивалентного происхождения человеческой психики развивают Ю. М. Бородай, связывающий генезис нравственности с направленностью человеческого сознания на самого себя, М. С. Каган, подчеркивающий диалектические отношения связи и обособления, притяжения и отталкивания, миросозерцания и самосознания, необходимые для выполнения роли регулятора отношений между субъектом и объектом и для организации всего поведения субъекта. Поскольку объектом для познающего субъекта выступают не только неодушевленные и одушевленные тела природы, но и другой человек, субъект в качественно новой форме отражает этот тип отношений. Во-первых, благодаря социальности и субъективности объекта (другого человека) познающий субъект лучше осознает самого себя. «В некоторых отношениях,- писал К. Маркс,- человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь Я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». Во-вторых, на основе установления тождества «я» и «другого» отношение из гносеологического превращается в аксиологическое. Реальное отношение человека к миру - единство познания и оценки. Ценностное отношение к другому человеку результируется в установке, мотивации, моральности субъекта. Размышление над этим отношением есть этическое размышление. Оно снимает противоположность (различие) самосознания и мировоззрения, самосознания и миропонимания. В юношеском возрасте соединение самосознания и миропонимания становится столь прочным, что все другие вопросы рассматриваются через призму этического сознания. Это период самоопределения, выбора профессии, жизненных целей, дорог, создания жизненных планов, оценки образа жизни окружающих, формулировки для самого себя моральных принципов, «кредо», которые мыслятся более возвышенными, чем жизненные принципы окружающих. Этическое мышление стремится «схватить» диалектику общего и отдельного, деятельности и наслаждения, пользы и счастья, долга и свободы выбора и т.п. В гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» К. Маркс писал: «...опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей». Таким образом, переход от простейших форм моральной рефлексии (анализ «Я», желаний, стремлений и ограничений) к более высоким (анализ «Я» среди «других», групповых нормативов, ожиданий и т.п.) и высшим (анализ «Я» среди норм морали и культуры), характерный для периода духовного созревания индивида, его становления как личности, представляет естественный процесс становления ценностного отношения к миру в стадии социализации человека, его самоопределения в социуме, формирования моральности, построенной не только на эмоциональной, но и рациональной основе, на стремлении постигнуть подлинную диалектику социальных отношений, причины гармонии духовного мира личности.

 

Филогенетическая связь

Начало формы

Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая

Конец формы

13.05.2011 г.
Филогенетическая связь нравственного сознания и этического мышления Тождество и различие нравственного и этического, обыденного и философского сознания Кант и Гегель увидели в развитии моральной рефлексии и рефлексивности мышления вообще. Сегодня становится очевидным, что «моральная рефлексия - исторический продукт развития нравственного сознания, совершенствования его структуры». Ее формирование вызвано становлением личностного самосознания, индивидуализацией духовного мира. В родовом строе индивидуальное сознание способствует усвоению единства человека с родом и препятствует осознанию своего «Я». Связь с предками, с природой укрепляют в сознании человека связь с родом и затрудняют, замедляют формирование «Я». «Я» аморфно, границы его открыты. Новый толчок развитию «Я» дает появление различий, связанных с разделением труда. Природная дифференциация обусловила социальную, а та, в свою очередь, личностную. Процесс личностной дифференциации проходил крайне медленно. В языке древних греков отсутствуют понятия «лицо», «личность», «индивидуальный субъект деятельности». При анализе нравственной регуляции, характерной для культуры древних греков, можно выделить три ее формы, последовательно сменяющие друг друга: страх, стыд, вину (совесть). Наиболее древний регулятор - страх: перед предками, перед богами. Стыд - страх перед родом, перед другими людьми. И наконец, вина - стыд перед самим собой. Особенность переживания вины состоит в том, что она знаменует появление механизма саморегуляции. Становление саморегуляции в широком контексте социальных и духовных изменений можно представить как переход от талиона (института кровной мести) к золотому правилу»: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Талион мог возникнуть и существовать, вытеснив предшествующие отношения неограниченной вражды, как эффективный социальный порядок лишь в условиях родового общества, когда различные коллективы находились на одинаково примитивном уровне развития, не позволявшем им вступать в отношения господства и подчинения. Группа подчиняла себе и растворяла в себе человеческие индивидуальности, лишая их социального своеобразия. Талион «жизнь за жизнь, око за око, ущерб за ущерб» воспринимался как рок, предопределенность; вина отцов оставалась наказуемой в детях до третьего, четвертого и более поколений. Причем действие талиона никак не ставилось в зависимость от личностных качеств и индивидуальной судьбы. Герои исландских саг, жившие в эпоху перехода от рода к патриархальной семье, совершали акт мести за смерть сородича, не питая личной ненависти и не испытывая угрызения совести после убийства. К. Маркс, характеризуя общинный способ производства, отмечал, что отдельный человек в тот период не являлся самостоятельным по отношению к общине. Всякое преступление, которое совершалось кем-либо из родичей, ложилось на весь род. Вина становилась такой же коллективной, как и обида. Лишь на более высоком этапе развития общества индивидуальное нравственное сознание человека достигает такого уровня, чтобы выступить в виде способности к самооценке поступков, мыслей, чувств, осознать себя как «я», а другого - как равного себе (переход от талиона к «золотому правилу»). О. Г. Дробницкий верно подметил, что самооценка - это такое рефлективное отношение человека к себе, когда его «Я» выступает одновременно в виде субъекта и объекта самоанализа. Это отношение фиксируется в переживаниях и понятиях стыда, гордости собой, чести, личного достоинства, совести, которые «фиксируют прогрессирующую способность человека в суждениях о себе становиться на точку зрения общества». Изменения в развитии самосознания хорошо просматриваются в эволюции такого феномена, как угрызения совести. Для появления совести необходим достаточно высокий уровень сознания своей индивидуальности, способности мыслить себя неотъемлемым членом человеческого коллектива. Переживания совести специфичны для различных исторических периодов. Если в драме Эсхила «Орест» муки героя вызваны преследованием богинь Эриний, олицетворяющих совесть, то страдания Ореста драмы Эврипида вызваны главным образом угрызениями совести. Совесть, следовательно, знает свои стадии развития; на определенном этапе она действует не как интровертный, а как экстравертный механизм. Размышления над природой совести, «угрызениями совести» - первая историческая форма моральной рефлексии. Можно говорить о становлении феномена моральной рефлексии как осознанной потребности самому освободиться от мук «больной совести», а также дать советы другим: что и как надо делать, чтобы не испытывать то, что испытал я; что и как надо делать, чтобы избавиться от карающей совести, чувства вины и т. п. Все более дифференцированными становятся обозначения различных переживаний индивидуального сознания. Этот процесс, можно сказать, не закончился еще и сегодня. Так, например, в английском языке до XVII века существовало тринадцать обозначений понятия self, из них семь - безличных. С XVII века идет уточнение каждого слова, раскрытие смысла «субъективный» как «существующий в себе», «существующий в человеческом сознании» и др. Язык является наиболее ярким показателем исторического развития индивидуального сознания, он позволяет проследить формы моральной рефлексии. Моральная рефлексия - это деятельность сознания по исследованию своих действий и мотивов. Ее особенностью является самоанализ морального сознания и поведения, а в итоге такого самопознания обоснование моральных мотивов, позиций, решений. Моральную рефлексию неправильно было бы отождествлять с феноменом совести: совесть - это постоянная рационально-эмоциональная самооценка поступков в соответствии с пониманием общественного долга, нравственного идеала, проявляющаяся в эмоциональных переживаниях (отвращения, презрения к себе, стыда, страха, беспокойства, по определению П. Гольбаха), а рефлексия - это рациональный процесс собеседования с самим собой. Моральная рефлексия - это рациональный процесс самораздвоения, спора с самим собой для обоснования своей нравственной позиции, процесс самооправдания через противоречие, мысленный спор со своим «другим Я». Эту особенность рефлектирующего мышления в свое время глубоко подметил Л. Фейербах. «Для доказательства,- писал он,- необходимы два лица; мыслитель раздваивается при доказательстве; он сам себе противоречит, и лишь когда мысль испытала и преодолела это противоречие с самим собой, она оказывается доказанной. Доказывать - значит оспаривать... Диалектика не есть монолог умозрения... но диалог умозрения с опытом. Мыслитель лишь постольку диалектик, поскольку он - противник самого себя. Усомниться в самом себе - высшее искусство и сила». Рефлексивность - это выражение и сущность «диалогического мышления», которое, по мнению В. С. Библера, является сущностью любого творческого мышления. «Каждый человек, в той мере, в какой он мыслит творчески, осуществляет свое мышление во внутреннем, мысленном диалоге с самим собой». Рефлексивность в моральной сфере выполняет функции репродуктивного и продуктивного усвоения моральных ценностей: осознания смысла морального требования и выработки личного к нему отношения. Это дает основание согласиться с определением ее места в духовной жизни общества: «Рефлексия в сфере морали находится на стыке индивидуального и общественного морального сознания и является категорией гносеологии и социологии морали как отраслей этического знания». В диалектике репродуктивной и продуктивной функций моральной рефлексии заложена и возможность ее перерастания в этическую рефлексию - теоретическое размышление о смысле моральных императивов. О. Г. Дробницкий был глубоко прав, отметив, что «мораль вообще представляет собой одну из первоструктур того типа мышления цивилизации, которое в последующем рождает философско-историческое и, более широко, рационально-теоретическое мышление человека о самом себе». Исторически процесс перерастания моральной рефлексии в этическую стал возможен в период формирования классового общества, когда конфликт между разными нормами человеческого поведения, а благодаря этому и процесс раздвоения и дисгармонии индивидуального морального сознания стали социальной реальностью и тем самым побуждали все чаще обращаться к. разуму, критическому размышлению, которое могло дать им то, чего не давала повседневная мораль, сложившаяся под влиянием обычаев. М. Фритцханд правильно отмечает, что от возникновения этической рефлексивности повседневная мораль не пострадала и не утратила своего регулятивного значения и ценностно-ориентирующей силы в жизни людей. Однако нельзя не прийти к выводу, что этическая рефлексия оказала воздействие на дальнейшее становление автономии личности. С возникновением этической рефлексии - рефлексии по поводу норм, обычаев, выбора, не опирающегося на авторитет,- усилился рост мировоззренческого пласта сознания (внеситуативного, «концептуального» и т. п.). «Первые этики», если так назвать софистов и Сократа, учили человека во всем опираться на одного себя» все относить к себе, сознавать себя самобытной точкой, около которой крутится в вихре видоизменений все на свете. Вся логика отношений моральной и этической рефлексии в. филогенезе (взятая в перспективном плане) заключается, по-видимому, в том, чтобы, с одной стороны, ослабить в человеке действие «природного», страстей, с другой - «одухотворить» страсти, сделать их зависимыми от разума, мировоззрения. Это борьба жизни и морали, жизни и культуры в пользу морали, в пользу культуры. Однако эта же логика, взятая в ретроспективе, обнаруживает противоречивость своего развития. Как пишет А. И. Титаренко, «в условиях нравственного опустошения духовного мира человека, порождаемого капитализмом, даже исторические успехи в развитии нравственно-психологических механизмов сознания служат оправданию эгоизма, бездушия, вседозволенности, жестокости, извращенно используются для прикрытия морального лицемерия, насаждения нравственных фикций, для морального обмана и самообмана».



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.