Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад представителей мира искусства в развитие методов арт-терапевтической психодиагностики




Представители мира искусства внесли свой вклад в формирование платформы междисциплинарных исследований некоторых форм художественной экспрессии (таких как аутсайдер-арт, ар-брю), имеющих определенную связь с арт-терапией и процессами самолечения на основе занятий изобразительным творчеством. Следует также подчеркнуть тот факт, что многие зарубежные арт-терапевты тесно связаны с искусством, поскольку по своему первому образованию являются художниками, дизайнерами, искусствоведами. Они склонны воспринимать изобразительную продукцию, в том числе, арт-терапевтическую, не столько как отражение болезни или личности больного человека (как это характерно, например, для психиатров, психологов или психоаналитиков), сколько как «художественное высказывание», объект художественно-эстетического восприятия. В контексте обсуждения психодиагностических аспектов арт-терапии позиция представителей мира искусства представляется важной, прежде всего, потому, что позволяет увидеть связь арт-терапевтической продукции с бытующими в обществе формами художественной практики, социальными и культурными процессами и противоречиями. Эта позиция может рассматриваться как один из факторов развития биопсихосоциальной парадигмы арт-терапии и медицины, усиления ее социальной компоненты.

Изучая историю развития искусства ХХ века, можно обратить внимание на то, что параллельно с развитием интереса к творчеству душевнобольных со стороны психиатров, в 1910-30 гг. в Европе интерес к психиатрическому искусству стали проявлять представители мира искусства. Апологеты авангардистских художественных течений того времени зачастую изучали и даже использовали определенные стилистические приемы, характерные для пациентов, в своем творчестве. Так, в 1910 г. художник-экспрессионист Макс Эрнст посещает курсы психиатрии, увлекается произведениями больных и решает опубликовать книгу об особенностях экспрессии больных. В это же время по инициативе В. Кандинского в Германии объединением художников «Голубой всадник» выставляются четыре произведения душевнобольных. В 1912 г. художник Пауль Клее утверждает необходимость признать ценность произведений душевнобольных, а также детей и примитивного искусства, используемого им в собственном творчестве.

В 1919 г. Андрэ Бретон предается опытам автоматического письма на выставке «новых тенденций» немецкого искусства в Кельне, где наряду с работами авангардистов и его собственными произведениями, были представлены работы душевнобольных, самоучек, детей, предметы примитивного искусства и найденные вещи.

В 1924 г. выходит первый «Манифест сюрреализма» (в Париже), принимающий под защиту «искусство сумасшедших», а в 1925 г. — третий манифест под названием «Сюрреалистическая революция», в котором актер Антонен Арто бичует психиатров, присвоивших право «измерять ум», отстаивает право художника на свободное творческое самовыражение на грани здоровья.

В 1930 г. Сальвадор Дали представляет свой «параноидально-критический метод», культивирующий образы измененных состояний сознания и состоящий в порождении на основе восприятия реальных объектов представлений о других объектах. Вскоре после этого в Музее Современного искусства в Нью-Йорке с успехом прошла выставка «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм».

Психопатологическое творчество рассматривалось представителями художественного авангарда в качестве яркого образца спонтанного, искреннего искусства, не сдерживаемого никакими внешними условностями. Весьма показательно, например, что уже в послевоенный период европейские сюрреалисты обращались к этому искусству как источнику оригинальных художественных идей и все более активно включали работы душевнобольных в организуемые ими экспозиции (например, в экспозицию «Сюрреализм», прошедшую в 1947 г. в галерее «Maeght» в Париже). Ярким свидетельством того значения, которое представители художественного авангарда придавали психопатологической экспрессии, является также опубликованный в 1948 г. Анри Бретоном манифест «L’Art des fous, la clе des champs».

В это время начинает свою деятельность по изучению образцов психопатологической экспрессии французский художник Жан Дебюффе. На него произвела большое впечатление книга Г. Принсхорна, и через некоторое время он начинает собирать изобразительную продукцию пациентов психиатрических больниц, а также организует «Compagnie de l’Art Brut», в которую вошли художники и врачи. Параллельно с этим Ж. Дебюффе пытается имитировать некоторые особенности художественной экспрессии больных в своем собственном творчестве, отождествляя себя с теми, кто находится вне общества, в оппозиции к его культурным ценностям.

Ж. Дебюффе удалось собрать собственную коллекцию работ психически больных, экспонируемую им в Европе и Америке и привлекшую к себе большой интерес представителей мира искусства. Его деятельность в определенной мере повлияла на взгляды многих художников того времени. Для обозначения художественной продукции людей без какого-либо художественного образования, творящих «по наитию» зачастую имеющих более или менее серьезные проблемы психического здоровья, Дебюффе начал использовать термин art Brut, что в переводе с французского обозначает «сырое, необработанное искусство».

В 1972 г. английский арт-критик Роджер Кардинал в Лондоне публикует книгу «Искусство аутсайдеров». Этот термин предлагается им как синоним «ар брют». В 1975 г. в Женеве выходит в свет книга искусствоведа Мишеля Тевоза «Ар брют» (в 1995 г. она переиздана на русском языке).

В 1976 г. открывается Музей ар-брют в Лозанне (Швейцария), в котором выставлена коллекция, собранная Дебюффе. В 1979 г. в Лондоне организуется выставка «Аутсайдер», представленная Р. Кардиналом и В. Мусгрейвом. После этого выставка вышла на широкую публичную арену, а в 1981 г. В. Мусгрейв учредил в Лондоне собрание «Аутсайдер архив».

Аналогичные лондонской выставки произведений аутсайдеров, людей с проблемами психического здоровья в последующем все чаще с успехом проходят в разных странах мира. В 1986 г. выставка маргинального искусства проходит в Брюсселе. Вслед за нею учреждается организация «Искусство с краю». В 1986 г. основывается Музей наивного искусства в Зале Вен-Пьер в Париже, где в дальнейшем проводится множество масштабных выставок Ар-брют.

В 1989 г. в Лондоне начинает издаваться специализированный, посвященный творчеству аутсайдеров журнал «Raw vision» (редактор Джон Майзельс). В 1989 г. Жераром Сэндре в г. Бегле (Франция) создается «Музей свободного творчества». В 1991 г. в Чикаго открывается Центр интуитивного и аутсайдерского искусства. В 1994 г. музей наивного и аутсайдерского искусства Стадсхоф открывается в г. Зволле (Нидерланды), а в 1995 г. происходит открытие американского Музея визионерского искусства в г. Балтимор, шт. Мэриленд, которому присвоен статус национального музея и центра хранения и исследования искусства аутсайдеров.

Таким образом, исследование изобразительного творчества людей с проблемами психического здоровья как явления искусства успешно продолжается. На сегодняшний день их творчество занимает свое место в искусстве постмодерна, представлено на арт-рынке, зачастую рассматривается как близкое по своей направленности и природе искусству наивистов, визионеров (людей, обладающих паранормальными или интуитивными способностями). При этом стилистические и содержательные особенности такого искусства продолжают оставаться предметом многочисленных дискуссий. Происходит постепенное уточнение его разных граней, определение его вклада в развитие художественных течений современности.

В аспекте обсуждения методов арт-терапевтической психодиагностики это представляется важным, прежде всего, потому, что позволяет увидеть любой художественный объект психодиагностического исследования как своеобразный «документ» общественных отношений и культурной практики, воспринимаемых через призму личного опыта художника.

Таким образом, клинико-психиатрический анализ творческой продукции душевнобольных, практика использования графических тестов психологами, исследование изобразительного искусства психоаналитиками и изучение психопатологической экспрессии представителями мира искусства составляют базу междисциплинарных исследований психодиагностических возможностей изобразительного творчества. Опираясь на эту базу и обогащая ее целым рядом оригинальных методических приемов, арт-терапевты могут повысить эффективность своей работы и внести свой весомый вклад в развитие методов психодиагностики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.