КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Арт-терапевтическая психодиагностика
Термин «арт-терапевтическая психодиагностика» вводится нами в качестве рабочего понятия для обозначения особого направления в использовании изобразительной деятельности с целью психологической оценки и диагностики, связанной с арт-терапией. Арт-терапевтическая психодиагностика может осуществляться либо в контексте арт-терапевтической деятельности, либо на основе применения ее отдельных методик специалистами, не имеющими углубленной подготовки в области арт-терапии. На основе представленной выше информации о междисциплинарных исследованиях психодиагностического потенциала изобразительного творчества и с учетом современного состояния арт-терапии, можно признать, что спектр ее методических подходов к психодиагностическому использованию изобразительных средств представлен следующими тремя моделями: (1) Медицинской (клинической, нозоцентрированной) моделью, тесно связанной, во-первых, с изучением природы и феноменологии клинических расстройств (психических и соматических заболеваний, а также «предболезненных» состояний), и, во-вторых, с исследованием связи разнообразных психологических и клинических проявлений с особенностями деятельности мозга и человеческого организма, в целом. (2) Психодинамической (личностно-ориентированной) моделью с характерным для нее углублением в исследование структуры и динамики психических процессов и личностных проявлений клиента в арт-терапевтическом процессе, в контексте его взаимодействия со специалистом. Для этой модели характерно представление о бессознательном как особой сфере психических проявлений человека, влияющей, наряду с сознанием, на процесс и результаты творческой активности клиента и его общение со специалистом. (3) Биопсихосоциальной (адаптационной) моделью, характеризующаяся большим вниманием к широкому спектру не только причинных, но и различных опосредующих, в том числе, психологических, макро- и микросоциальных факторов, связанных с личностью и окружением клиента. Его творческая продукция и поведение рассматриваются с учетом не только раннего, но и текущего взрослого опыта, актуальных социальных и культурных (в частности, дискурсивных) практик. Для данной модели характерно то, что помимо нозологического и синдромологического диагноза (то есть, диагноза болезни), специалист стремится определить «диагноз здоровья», содействует интеграции клиента в более широкую социальную, культурную среду. Каждая из этих моделей отличается своими особенностями в оценке личности клиента, психических процессов и состояний на основе изучения процесса и продуктов его изобразительной деятельности. Так, например, арт-терапевт, работающий на основе психодинамической, личностно-ориентированной модели, будет склонен предоставлять клиенту инициативу, давать ему возможность свободного выбора материалов и видов деятельности. Он также будет формулировать динамические заключения в виде гипотез, объясняющих природу и психологические механизмы поведения клиента в ходе занятия и его реакций на психотерапевта. Особое внимание в рамках данной модели специалист обращает на то, как изобразительная продукция и поведение клиента отражают его осознаваемые и неосознаваемые реакции на специалиста, изменяющиеся по мере развития психотерапевтических отношений, в процессе постепенной интеграции неосознаваемого, конфликтного материала. Для данной модели характерно подчеркивание уникальности личности клиента и психотерапевтических отношений, а также нередкое использование биографического метода, критическое отношение к номотетическим методам (связанным с изучением общих признаков, отличающих какую-либо выборку), связанным с количественным анализом и психометрией. Арт-терапевт, работающий на основе клинической, биомедицинской (нозоцентрированной) модели характеризуется большей директивностью, ведет опрос клиента согласно известной схеме, предполагающей ознакомление с его жалобами, историей болезни и жизни с целью постановки синдромологического и нозологического диагноза. Для данной модели характерно изучение общих для целой выборки проявлений, связанных с причинами и механизмами развития болезней, а также ориентация на валидные критерии оценки, применение количественных методов анализа данных. Для специалиста, строящего свою работу на основе биопсихосоциальной (адаптационной) модели, характерно сочетание индивидуального и номотетического подходов, ориентация на многомерную диагностику, позволяющую определить не только клинический, но и психологический, «социальный диагноз» («диагноз здоровья») клиента. В рамках этой модели большое значение будет придаваться оценке изменяющейся направленности и структуры социальных отношений клиента в их тесной корреляции с этапами лечебно-реабилитационного процесса и особенностями индивидуального реабилитационного маршрута. Хотя эта модели иногда противопоставляются друг другу, их можно рассматривать как дополняющие друг друга. Цель и задачи применения методов арт-терапевтической Целью применения методов арт-терапевтической психодиагностики, также как и методов психодиагностики в целом, является повышение адаптационного потенциала и эффективности жизнедеятельности людей и целых сообществ, развитие и поддержка человеческих ресурсов. Задачи применения методов арт-терапевтической психодиагностики могут быть различны, в зависимости от сфер практической работы специалиста, а также используемой модели. Так, например, в аспекте клинического применения эти задачи могут быть дифференцированы, в зависимости от объекта исследования. В качестве таких объектов могут выступать как отдельно взятый клиент или целая группа. 1. Объект исследования — целостная личность клиента (психические процессы, состояния, особенности личности — системы отношений клиента) 1.1. Оценка (диагностика) психических процессов и аспектов психического функционирования (как одномоментно, так и в динамике): • всесторонняя оценка психического состояния, когнитивных, эмоциональных процессов, поведения клиента; • клиническая нозологическая и синдромологическая диагностика; • диагностика развития, в том числе, тех или иных нарушений процесса развития (общих или парциальных, то есть, связанных с отдельными психическими функциями или процессами); • дифференциальная диагностика (в сложных в диагностическом отношении случаях); • определение показаний (противопоказаний) для назначения и изменения разных видов лечения, в том числе — арт-терапии; • определение реабилитационного маршрута; • оценка промежуточных и итоговых эффектов лечения и реабилитации (в том числе, арт-терапии), проявленных на уровне симптомов и разных психических процессов. 1.2. Оценка личности клиента, понимаемой как система отношений к себе и окружающему миру: • исследование самовосприятия-самоотношения, представлений клиента о себе; • диагностика психотипа клиента, его характерологических особенностей, в том числе, с точки зрения представлений о характере (акцентуациях, личностных расстройствах); • оценка отношений клиента к значимым другим людям; • оценка социальных ролей и позиций клиента, как субъекта, включенного в разные социальные отношения и группы; • оценка отношения к болезни (и ее отдельным проявлениям-симптомам) и ее лечению (отношение к проблеме и путям ее решения-преодоления) и здоровью — внутренняя картина болезни и здоровья; • отдельно — оценка мотивации клиента к участию в психотерапии (арт-терапии); • оценка актуальных потребностей (в том числе, фрустрированных) и ведущей личностной проблематики как предмета психотерапии, в том числе, арт-психотерапии (внутренних конфликтов, нарушенных отношений в разных сферах личностного функционирования); • идентификация (определение) внешних и внутренних ресурсов клиента («диагноз здоровья») — сильных сторон его личности; • идентификация характерных для клиента психологических защит и копинг-стратегий, в том числе, защитных механизмов, связанных с проявлением юмора; • оценка креативности, творческих наклонностей, одаренности, готовности и способности участвовать в арт-терапии; • оценка переносов и сопротивления психотерапии; • оценка промежуточных и итоговых эффектов лечения и реабилитации (в том числе, арт-терапии), проявленных на уровне системы отношений клиента. В случае проведения психотерапии (в том числе, арт-психотерапии), учитывая то, что методы арт-терапевтической диагностики обладают не только раскрывающими, но и терапевтическими возможностями, вышеназванные задачи, связанные с оценкой целостной личности клиента, могут быть дополнены следующей группой задач: • психологическая поддержка клиента, снятие эмоционального напряжения; • снятие страха перед изобразительной деятельностью; • знакомство клиента с разными материалами и видами изобразительной деятельности, повышение степени его готовности к самораскрытию на основе применения художественных средств; • установление психотерапевтических отношений; • активизация, стимуляция разных психических процессов и сфер клиента (физическая/сенсорная, эмоциональная, когнитивная, поведенческая); • активизация и раскрытие творческого потенциала, необходимая, в том числе, для более эффективной переработки информации; • повышение мотивации клиента (семьи, группы) для участия в психотерапии, взятию на себя ответственности за изменения, перестройку отношений, более активные действия, необходимые для лечения; • повышение уровня осознанности клиентом своих индивидуальных особенностей (рост самопонимания и самопринятия), особенностей своего состояния, имеющихся проблем и нарушений (болезни), причин и механизмов их развития, реагирования на различные жизненные ситуации (в том числе, на болезнь и проводимое лечение, медицинский персонал и др.), механизмов психологической защиты и копинга — что может иметь немалое значение для формирования у клиента более осознанной позиции относительно своих особенностей, а в случае необходимости — и их коррекции; • повышение веры клиента в свои силы, планирование дальнейших действий, необходимых для сохранения и наращивания положительных эффектов терапии; • в некоторых случаях определенные задания, связанные с методами арт-терапевтической психодиагностики, могут быть использованы с целью развития и формирования различных навыков. 2. Объект исследования — целостная система группы или семьи: • определение транзактных конфигураций; • оценка ролей и позиций разных членов семьи и группы; • диагностика доминирующих паттернов семейных и групповых отношений; • диагностика наиболее общих системных характеристик семьи и группы, таких как сплоченность (зрелось), функциональность-дисфункциональность, открытость-закрытость, ригидность-пластичность; • оценка изменений на уровне целостной системы семьи или группы (динамическая оценка структурных и функциональных изменений); • психологическая поддержка и сплачивание членов семьи и группы; • повышение мотивации к системной трансформации. Несколько иначе задачи арт-терапевтической психодиагностики будут сформулированы, например, в случае ее проведения в условиях образовательного учреждения, в сфере бизнес-консультирования и работы с организациями, в судебно-исправительной системе и т. д. Варианты применения и классификация методов арт-терапевтической психодиагностики Возможны разные варианты применения методов арт-терапевтической психодиагностики — как в связи с проведением арт-терапии, так и помимо нее. 1. Во-первых, отдельные методики арт-терапевтической психодиагностики могут использоваться вне контекста арт-терапии, в качестве вспомогательного инструмента — например, в спорных случаях (при необходимости уточнения диагноза, экспертизы). При этом данные методики могут быть применены не только арт-терапевтами, но и другими специалистами (психологами) в рамках одной или нескольких встреч с клиентом. 2. Во-вторых, методы арт-терапевтической психодиагностики могут использоваться в контексте арт-терапии. В этом случае их применение не только решает задачи диагностики и оценки, но и непосредственно терапии (перечислены выше). Как и любые иные методы психодиагностики, арт-терапевтический психодиагностический инструментарий может быть разделен на две большие группы: 1. Стандартизированные, измерительные методы. 2. Экспертные методы, основанные на профессиональном опыте, психологической интуиции специалиста и предполагающие глубокий экспертный анализ полученного материала. Такие методы, по сути, представляют собой первый этап в разработке любой стандартизированной процедуры. Эти две группы методов психодиагностики коррелируют с идеографическим (качественным, индивидуальным) и номотетическим (количественным) подходами. Кроме того, методы арт-терапевтической психодиагностики включают: 1. Специфические арт-терапевтические методы — рисуночные задания, связанные с использованием разных изобразительных материалов и видов художественной деятельности. При этом такие задания могут представлять собой: • Во-первых, стандартизированные, высокоструктурированные измерительные методы, то есть рисуночные тесты, предполагающие четкую инструкцию и набор изобразительных средств, а также валидные критерии, используемые для оценки созданных рисунков и формирования экспертного заключения. Примерами таких методов могут служить Тест рисования человека, срывающего яблоко с дерева, используемый в сочетании с Арт-терапевтической шкалой формальных элементов (Gantt L., & Tabone C., 1998) и рисуночные тесты Сильвер (Silver R., 2002, 2007). • Во-вторых, стандартизированные, умеренно структурированные измерительные методы, то есть рисуночные тесты, предполагающие определенную инструкцию, однако набор изобразительных средств может варьироваться, в зависимости от предпочтений клиента. Для оценки продуктов изобразительной деятельности клиента и формирования диагностических выводов при этом используются разные критерии, в том числе такие, валидность которых не была в достаточной степени доказана. Примерами таких методов могут служить Карточный и рисуночный тест мандалы (Кокс К. и Коэн Б., 2011, 2009; Kellogg J., 1992; Kellogg J., MacRae M., Bonny H., Dileo F.,1978), Диагностическая рисуночная серия (Cohen B., Singer S. and Hammer J., 1988; Cohen B., Mills A. and Kijak A., 1994; Mills A., Cohen B. and Meneses J., 1993), Диагностическая оценочная процедура Крамер (Kramer E. & Schehr J., 1983), Личностная оценочная процедура Ульман (Ulman E. & Dachinger P., 1975), Диагностическая семейная процедура Квятковской (Kwiatkowska H., 1978) и другие диагностические методы семейной арт-терапии. • В-третьих, нестандартизированные экспертные методы, то есть рисуночные задания, допускающие значительную свободу испытуемого в выборе изобразительных средств и даже самого предмета изображения. Такие методы основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции специалиста, предполагают глубокий экспертный анализ продуктов деятельности клиента, с учетом различных контекстных факторов — психотерапевтических и институциональных отношений, культурных влияний и доминирующих дискурсивных практик и т.д. Примерами изобразительных заданий, используемых на основе применения экспертных методов, могут являться создание рисунка, фотоколлажа или скульптуры на свободную тему, построение композиции в песочнице, либо создание рисунка на определенную тему, с возможностью свободного подхода к исполнению. 2. Изучение, анализ продуктов спонтанной творческой деятельности клиента, в том числе, созданных до начала лечения (арт-терапии) или за пределами арт-терапевтических занятий. 3. Неспецифические методы арт-терапевтической психодиагностики:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |