Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На 2011 год




КОММЕНТАРИЙ

к Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда

работников государственных и муниципальных учреждений

С 1 января 2005 года законодательно разграничены полномочия по установлению размеров и условий оплаты труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Большую свободу по установлению систем оплаты труда получили и сами государственные и муниципальные учреждения.

Однако это не значит, что принятие органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления нормативных правовых актов, связанных с вопросами оплаты труда, может осуществляться без учета и с нарушением действующего в этой сфере федерального законодательства, поскольку в соответствии со статьей 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Это означает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам и в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон, т.е. конституционно установлен приоритет норм федерального законодательства в сфере правового регулирования оплаты труда, являющейся важной составной частью трудового законодательства (раздел VI. «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ).

В целях сохранения единых принципов в регулировании вопросов оплаты труда, недопущения ухудшения условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с Трудовым кодексом РФ (далее сокращенно - ТК РФ), федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в соответствии со статьей 135 ТК РФ с 2005 года Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК) ежегодно утверждаются Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год (далее - Единые рекомендации) утверждены решением РТК от 10 декабря 2010 г., протокол № 10.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Единых рекомендаций они учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников, а также федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений и определении объемов их финансирования на эти цели.

Что касается общей характеристики содержания Единых рекомендаций в целом, то следует отметить, что оно исходит из принципов преемственности и стабильности, поскольку сохранены концептуальные подходы, которые были отражены в единых рекомендациях на 2010 год, а некоторые из них уточнены и получили дальнейшее развитие с учетом их применения.

В этой связи представляется необходимым обратить особое внимание на следующие важные и основополагающие позиции.

 

I. Обязательные для применения на территории Российской Федерации нормы и условия оплаты труда

Как и в 2010 году, Едиными рекомендациями наряду с такими общепризнанными принципами формирования систем оплаты труда работников на всей территории Российской Федерации как верховенство Конституции РФ, федеральных законов; обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера; недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, определены обязательные для применения на территории Российской Федерации нормы и условия оплаты труда, установленные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

К обязательным для применения на всей территории Российской Федерации относятся нормы и условия оплаты труда, предусмотренные разделом III Единых рекомендаций. На некоторых из них следует остановиться особо в силу их принципиального характера.

1. Фиксированные размеры оплаты труда (подпункт «б» пункта 4 Единых рекомендаций).

К обязательным нормам и условиям оплаты труда отнесено включение в трудовой договор условий оплаты труда, в том числе фиксированныхразмеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы)по занимаемой работником должности, в зависимости от квалификации работников и сложности выполняемых работ, а также выплат стимулирующего и компенсационного характера.

Это означает, что в трудовом договоре работника в обязательном порядке прежде всего должен быть указан фиксированный, т.е. конкретный установленный данному работнику размер ставки (оклада), который будет выплачиваться ему за исполнение должностных обязанностей по занимаемой должности с учетом его квалификации и сложности выполняемой работы за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) (пункт 10 Единых рекомендаций).

При этом необходимо обратить внимание на то, что при регулировании вопросов оплаты труда применяются соответствующие особенностям труда обозначения фиксированных размеров оплаты труда: для одних категорий работников эти размеры предусмотрены в виде должностных окладов либо окладов, а для других – в виде ставок заработной платы (тарифных ставок), что специально подчеркивается в Единых рекомендациях.

Для педагогических работников, нормирование труда которых осуществляется на основе нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы, фиксированные размеры оплаты труда должны устанавливаться именно в виде ставок заработной платы, поскольку они являются расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы).

Таким образом, в трудовом договоре учителя в обязательном порядке должен быть указан размер ставки заработной платы, предусмотренный за норму часов преподавательской работы в неделю с учетом квалификации и сложности выполняемой работы, из которого будет исчисляться его месячная заработная плата за фактический объем преподавательской работы (учебной нагрузки).

Например, если учителю V-IX классов с учетом его квалификации месячная ставка заработной платы за норму 18 часов преподавательской работы в неделю предусмотрена в размере 7000 рублей, то именно этот размер ставки указывается в трудовом договоре. Если фактический объем учебной нагрузки этого учителя составляет, к примеру, 22 часа в неделю, что также включается в трудовой договор, то его месячная заработная плата за это количество часов преподавательской работы будет определяться путем умножения размера ставки заработной платы (7000 руб.) на фактическую учебную нагрузку в неделю (22 ч.) и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю (18 ч.), что составит в итоге 8.556 руб.

Исчисленная таким образом учителю заработная плата за преподавательскую работу выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.

Следует отметить, что на необходимость закрепления в трудовых договорах с работниками (в дополнительных соглашениях к трудовому договору) условий оплаты труда с указанием конкретных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) ставок заработной платы, устанавливаемых за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы), указывает также пункт 20 Единых рекомендаций, в котором обращается внимание на соблюдение ряда обязательных положений при введении и применении систем оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.

Однако, как известно, в отдельных субъектах Российской Федерации при оплате труда учителей общеобразовательных учреждений в нарушение федерального законодательства применяется система оплаты труда на основе стоимости ученико-часа, которая вообще не предусматривает наличие фиксированных размеров ставок заработной платы, т.е. тех параметров оплаты труда, которые являются основой основ любой системы оплаты труда (ст.135 ТК РФ) и относятся к обязательным условиям трудового договора (57 ТК РФ).

Предусматриваемые нормативными правовыми актами ряда субъектов РФ выплаты учителям, именуемые «окладами», которые рассчитываются на основе переменных показателей (фактический объем учебной нагрузки и количество обучающихся в каждом классе), а также включают доплаты за неаудиторную занятость, по существу противоречат нормам федерального трудового законодательства, прежде всего:

- статье 129 ТК РФ, в соответствии с которой под окладами (должностными окладами) понимаются фиксированные размеры оплаты труда работника за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;

- статье 333 ТК РФ и постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191, в соответствии с которыми оплата труда учителей с учетом особенностей нормирования их труда должна осуществляться на основе не зависящих от количества обучающихся в классе размеров ставок заработной платы, устанавливаемых за норму часов педагогической (преподавательской) работы в неделю.

Оплата труда учителей за преподавательскую работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной за ставку нормы часов либо менее установленной нормы, а также за работу, не входящую в их должностные обязанности (классное руководство, заведование учебными кабинетами, проверка письменных работ и др.), за которую устанавливаются соответствующие доплаты, подпадает под понятие «заработная плата» и не может обозначаться и определяться как «оклад».

2. ЕКС и ЕТКС (пункты 5, 19 Единых рекомендаций).

Обязательными для применения на всей территории Российской Федерации являются Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС).

ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности работников и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, а ЕТКС - из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих не должностные обязанности работника (в отличие от работников, отнесенных к категории служащих), а характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды, требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а также примеры работ.

Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ по профессиям рабочих, установление единых подходов в определении должностных обязанностей служащих и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.

Кроме того, необходимо учитывать, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ст. 57 ТК РФ).

При этом необходимо подчеркнуть, что после проведения по запросу Общероссийского Профсоюза образования Минюстом России правовой экспертизы приказа Минздравсоцразвития России, которым были утверждены квалификационные характеристики по должностям работников образования, была установлена необходимость его государственной регистрации как нормативного правового акта, поскольку по своему содержанию квалификационные характеристики содержат положения, которые затрагивают трудовые права работников и носят межведомственный характер.

В связи с этим приказ Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» был отменен (приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 760) и взамен издан приказ от 26 августа 2010 г. № 761н, который был зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.

По этой же причине был отменен приказ Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. № 869 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и взамен издан приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», зарегистрированный в Минюсте России 25 августа 2010 г., регистрационный № 18247.

Аналогичная процедура осуществляется в настоящее время в отношении приказа Минздравсоцразвития России от 30 октября 2009 г. № 858 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», который отменен приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 2, а взамен его издан новый приказ, находящийся в настоящее время на государственной регистрации в Минюсте России.

Таким образом, квалификационные характеристики, являющиеся составной частью ЕКС, имеют теперь статус нормативного правового акта, тем самым являются обязательными для применения всеми образовательными учреждениями и иными организациями в сфере образования при регулировании трудовых отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.