Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Порядок и условия, с учетом которых осуществляется установление и изменение систем оплаты труда




Разделом V Единых рекомендаций определены порядок и условия, с учетом которых осуществляется установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, к числу которых отнесены следующие основные условия.

1. Достигнутый уровень оплаты труда (подпункт «а» пункта 7 Единых рекомендаций).

Установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется прежде всего с учетом достигнутого уровня оплаты труда. Это означает, что заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при установлении или изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема должностных (трудовых)обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (пункты 16, 18 Единых рекомендаций).

Исходя из этого принципа не должен снижаться также и достигнутый уровень выплат компенсационного характера, в том числе за работу в ночное время.

Так, следует иметь в виду, что повышенный уровень оплаты труда за работу в ночное время с 10 ч. вечера до 6 ч. утра в образовательных учреждениях (при внесении изменений в системы оплаты труда после 1 января 2005 г.) составлял не менее 35% часовой ставки (части оклада за час работы).

Принятие постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», в соответствии с которым минимальный размер повышенной оплаты труда за работу в ночное время установлен в размере 20% часовой тарифной ставки (части оклада за час работы), не может являться основанием для снижения в образовательных учреждениях достигнутого ранее уровня повышенной оплаты за каждый час работы в ночное время.

Необходимо к тому же учитывать, что в соответствии с пунктом 5.1.5 Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию (в настоящее время - в ведении Минобрнауки России), на 2009 - 2011 годы, оплата труда работников за каждый час работы в ночное время должна производится в повышенном размере, но не ниже 35 процентов часовой тарифной ставки либо части оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы.

2. Обеспечение основных государственных гарантий по оплате труда (подпункт «б» пункта 7 Единых рекомендаций).

При установлении и изменении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений должны обеспечиваться государственные гарантии по оплате труда.

Основные государственные гарантии по оплате труда работников определены статьей 130 ТК РФ, в соответствии с которой в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (см. ст. 133 ТК РФ);

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (см. ст. 134 ТК РФ);

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя (см. ст.ст. 137, 138 ТК РФ), а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (см. главу 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ);

ограничение оплаты труда в натуральной форме (см. ст. 131 ТК РФ);

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами (см. ст.ст. 61-64 части первой Гражданского кодекса РФ, ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ № «О несостоятельности (банкротстве)»);

государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда (см. главу 57 ТК РФ);

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (см. ст. 142, ст. 236, ст. 419 ТК РФ);

сроки и очередность выплаты заработной платы (см. ст. 136 ТК РФ).

3. Другие гарантии, непосредственно связанные с оплатой труда работников. Помимо основных государственных гарантий, предусмотренных статьей 130 ТК РФ, должны обеспечиваться и другие государственные гарантии, непосредственно связанные с оплатой труда работников, к числу которых относятся в первую очередь:

продолжительность рабочего времени, включая сокращенную продолжительность рабочего времени для педагогических работников (ст. ст. 92, 333 ТК РФ), продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней (ст. 95 ТК РФ), работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ст. ст. 97, 99, 101 ТК РФ) и другие гарантии;

нормы часов за ставку заработной платы, установленные в соответствии со статьей 333 ТК РФ постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 для педагогических работников, а также гарантии по оплате труда, предусмотренные этим постановлением (выплата ставок заработной платы в полном размере отдельным учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка; дополнительная оплата за преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогического работника сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы; гарантии по выплате заработной платы учителям и преподавателям в случаях уменьшения учебной нагрузки в течение учебного года по независящим от них причинам);

верхний предел учебной нагрузки в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида (для преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования - 900 часов, для преподавателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) - 800 часов);

другие гарантии и компенсации, предусмотренные разделом VII. «Гарантии и компенсации» ТК РФ.

4. Учет мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) (подпункт «д» пункта 7 Единых рекомендаций).

При установлении и изменении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений должен обеспечиваться учет мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) на всех уровнях (региональном, местном, локальном).

В соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Представителями работников в социальном партнерстве в соответствии со статьей 29 ТК РФ являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Статьей 30 ТК РФ определен порядок представления интересов работников первичными профсоюзными организациями. Установлено, что первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Статьей 31 ТК РФ определены случаи избрания иных представителей работников:

когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;

когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

В этих случаях на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган), который будет представлять интересы работников в социальном партнерстве в соответствии с нормами трудового законодательства.

При этом следует учитывать, что формируемые в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида, а также уставами образовательных учреждений органы самоуправления образовательного учреждения (совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, управляющий совет и другие формы, которые обозначаются в ряде случаев как представительные органы образовательного учреждения) не могут являться представителями (представительными органами) работников в социальном партнерстве на локальном уровне, поскольку они создаются для осуществления определенных управленческих функций в рамках реализации основной деятельности учреждений, а не избираются непосредственно для представления интересов работников в социальном партнерстве.

Кроме того, наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, определены статьей 377 ТК РФ.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов определен статьей 372 ТК РФ.

Принимая во внимание, что вопросы установления системы оплаты труда в учреждении регулируются, как правило, непосредственно в коллективном договоре учреждения и в его приложениях, то внесение изменений и дополнений в коллективный договор по этим вопросам должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 44 ТК РФ.

5. Учет типовых норм труда (подпункт «з» пункта 7 Единых рекомендаций).

Едиными рекомендациями предусмотрено, что установление и изменение систем оплаты труда осуществляется с учетом типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Нормы труда, применявшиеся до введения новых систем оплаты труда, не могут быть пересмотрены без соблюдения норм трудового законодательства, предусмотренных ч. 2 ст. 160 ТК РФ, в соответствии с которой пересмотр норм труда возможен лишь в двух случаях: по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии или проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда; в случае использования физически и морально устаревшего оборудования. При этом о введении новых норм труда работники в соответствии с ч. 2 ст. 162 ТК РФ должны быть извещены работодателем не позднее чем за два месяца.

Других случаев для пересмотра норм труда трудовым законодательством не предусмотрено, а работодатель не вправе обосновывать изменение норм труда другими мотивами, такими как, например:

- введение нового минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (равно как и минимальной заработной платы на уровне субъекта РФ), поскольку увеличение МРОТ обусловлено приближением минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения;

- повышение заработной платы работников в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии со статьей 134 ТК РФ.

Кроме того, не может являться основанием для пересмотра норм, установленных работнику при заключении трудового договора, также и то обстоятельство, что Министерством образования и науки РФ принято решение о неприменении типовых штатов, утвержденных государственными органами управления образованием бывшего Союза ССР, если не произошло совершенствование или внедрение новой техники, технологии или не проведены организационные либо иные мероприятия, обеспечивающие рост производительности труда.

Например, не должна увеличиваться норма убираемой площади для уборщиков служебных помещений, составлявшая для образовательных учреждений на 1 единицу должности 500 м² (250 м² - на 0,5 ед. должности) убираемой площади (площади пола), если не происходило никакого совершенствования в организации их труда с внедрением новой техники, технологии или проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающего рост производительности труда.

Пересмотр норм труда по инициативе работодателя является изменением условий трудового договора, так как влечет изменение условий оплаты труда, поэтому работодатель обязан в этих случаях соблюдать требования, предусмотренные ст. 74 ТК РФ.

Нормы труда, введенные без соблюдения перечисленных норм трудового законодательства, в т.ч. без письменного уведомления работников об изменении нормтруда либо с нарушением срока уведомления или без учета мнения представительного органа работников, не могут применяться, и в этих случаях работники вправе требовать оплаты их труда в соответствии с прежними нормами, обжалуя действия работодателя.

Без согласия работников не могут также приниматься решения об изменении условий трудового договора, связанные с увеличением объема выполняемых работ, совмещением должностей, а также о введении неполного рабочего времени,что в последнее время в нарушение статей 60.2, и 74 ТК РФ стало часто возникать на практике только на том основании, что заработная плата низкооплачиваемых категорий работников выплачивается в размере не ниже 4330 руб. в месяц.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.