Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы виктимного поведения




В зависимости от значений «сырого» балла по шкале № 1

Мужской вариант методики

1. В случае, если первичный балл по шкале № 1 ≤ 6 баллам для обычных испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,3

Для шкалы № 3 = 0,3

Для шкалы № 4 = 0,2

Для шкалы № 5 = 0,2

Для шкалы № 6 = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,2

2. В случае, если первичный балл по шкале № 1 ≤ 6 баллов для «деликвентных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,3

Для шкалы № 3 = 0,5

Для шкалы № 4 = 0,3

Для шкалы № 5 = 0,2

Для шкалы № 6 = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,5

3. В случае, если первичный балл по шкале № 1 ˃ 6 баллов как для «обычных», так и для «деликвентных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,7

Для шкалы № 3 = 0,6

Для шкалы № 4 = 0,4

Для шкалы № 5 = 0,5

Для шкалы № 6 = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,5

 

Женский вариант методики

1. В случае, если испытуемые относятся к подвыборке «обычных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,4

Для шкалы № 3 = 0,4

Для шкалы № 4 = 0,2

Для шкалы № 5 = 0,3

Для шкалы № 6 = 0,5

Для шкалы № 7 = 0,4

2. В случае, если испытуемые заведомо относятся к подвыборке «деликвентных» испытуемых. То коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,4

Для шкалы № 3 = 0,4

Для шкалы № 4 = 0,3

Для шкалы № 5 = 0,4

Для шкалы № 6 = 0,5

Для шкалы № 7 = 0,5

 

Таблица норм при переводе «сырых» баллов в Т – баллы

«Сырой» балл Т – баллы
Шкалы
             
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Ключевые слова: виктимное поведение, виктимность, девиантная виктимизация, эмоциональная ригидность, алекситимия.

Виктимное поведение – легкомысленное, аморальное или противоправное поведение людей, ставшее причиной превращения их в жертву преступления или других обстоятельств.

Под виктимностью мы понимаем потенциальный комплекс психофизических свойств, который обуславливает неспособность своевременно понять направленность действий преступника, их нравственно-этическую сущность и социальные последствия и (или) вырабатывать и реализовывать эффективные стратегии поведения в значимых ситуациях. Виктимность определяется совокупностью внутренних факторов (возрастного, личностного, дизонтогенетического и психопатологического) и состоит из интеллектуального и волевого компонентов. На этот феномен влияют внешние объективные процессы (ранняя десоциализация в результате деструкции семей), приводящие к увеличению количества детей – социальных сирот и детей с девиантным поведением, которые оказываются в криминогенных условиях с повышенной концентрацией асоциальных личностей – потенциальных преступников. При этом виктимность повышается в результате девиантного поведения детей, обусловленного как психопатологическими, так и социально-психопатологическими причинами. Виктимность проявляется при совпадении ситуативного и агрессиологического факторов в виктимном поведении жертвы.

Виктимность социально-психологическое свойство личности, характеризующееся её предрасположенностью стать жертвой обстоятельств или воздействий другого человека (группы людей).

Существуют различные варианты проявлений виктимности:

виктимность как виктимный потенциал или совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, индивидуально – психологических и психофизиологических детерминант, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к нарушению физического или психоэмоционального здоровья;

виктимизация – это динамическая категория, обеспечивающая проявление виктимности личности, то есть процесс реализации присущей личности виктимности;

виктимное поведение – это провоцирующее, неосторожное, неправильное, аморальное поведение, реализующееся в совокупности социально одобряемых и неодобряемых условий. Девиантная виктимизация личности – процесс и результат становления личности жертвой отклоняющегося поведения.

Виктимология – новая отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности, механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность становится жертвой социальных и персональных воздействий. Слово «виктимология» состоит из двух слов: victima латинское «жертва» и logos – греческое «знание, учение», т.е. учение о жертве.

Основными индивидуально-психологическими детерминантами виктимности выступают низкая самооценка и уровень субъективного контроля, отсутствие ощущения социальной поддержки, а также выраженная эмпатия, высокая тревожность и уровень фрустрации.

К выраженным социальным детерминантам виктимности относятся негативные стратегии семейного воспитания (директивность, враждебность, радикализм, непоследовательность в воспитании), негативное влияние средств массовой информации, низкий социально-экономический статус семей. Системообразующими факторами вне зависимости от типа виктимизации являются авторитарные и бессистемные стратегии семейного воспитания и отсутствие социальной поддержки.

Индикаторами (показателями) виктимной личности, как психологического феномена являются:

1.Тревожность чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, беспокойства, ощущение неопределенной угрозы. Происходит усиление поведенческой активности, изменение самого характера поведения. Тревога препятствует формированию нормального адаптивного поведения, может быть вызвана стрессом. Тревога сопряжена со страхом. Сначала наступает ощущение внутренней напряженности, настороженности. Далее отмечается наличие гиперестезической реакции. Вокруг значимого раздражителя начинают концентрироваться группы стимулов, ранее неразличимых. На нервы человека начинают действовать те обстоятельства, которым ранее значения не придавалось.

2. Эмоциональная ригидность – индикатор интерактивного дефекта развития личности, приводящий к виктимности.

В.В. Бойко определяет эмоциональную ригидность как неподатливость, жестокость, негибкость..[ цит.по 11 ]

3.Эмоциональная вязкость – психологический индикатор интерактивного развития личности, реакции которого сопровождаются фиксация аффекта и внимания на каких-либо значимых событиях.

Личность сосредотачивается на неудачах, обидах, волнующих темах. Энергия эмоций не разряжается, зацикливается на разных уровнях личности. Личность по любому поводу возвращается к разговору о своем начальнике,

Это обиженный подчиненный, всех критикует. Капризная изменчивость настроения по разным причинам. Личность умиляется при повышении настроения, при снижении – слезливость. Это «эмоциональное недержание».

4. Эмоциональная монотонность – эмоциональные реакции негибкие, эмоции однообразны. Речь лишена мелодичности, сухая. Сумма стимулов не преобразуется в энергию эмоций.

5.Эмоциональное огрубление – утрата тонких эмоциональных дифференцировок. Личность теряет деликатность, такт, уважение к другим.

6.Эмоциональная тупость – чёрствость, эмоциональная холодность, опустошенность. Утрачены высшие эмоции и чувства. Это «моральная идиотия».

7.Утрата эмоционального резонанса – отсутствие эмоционального отклика. Нарушается естественный энергетический обмен между индивидом и средой.

8.Алекситимия – сниженная способность в вербализации эмоциональных состояний. Это «отсутствие слов для названия переживаемых эмоциональных состояний».

Таким образом, когнитивные нарушения взаимосвязаны с эмоциональными. Виктимности способствуют: падение нравственности, фильмы, книги,отказ от идеалов, отсутствие перспектив.

А.В. Мудрик выделяет следующие виктимные группы:

инвалиды всех категорий;

сироты и дети, находящиеся на попечении государства;

дети беженцев и мигрантов (в страну, в регион, местность);

метисы как представители инонациональных групп, проживающие в местах, компактного расселения другого этноса;

дети из семей с низким экономическим и (или) образовательным уровнем, аморальной и (или) криминогенной атмосферой;

бездомные, бродяжки и попрошайки;

дети – алкоголики, наркоманы и токсикоманы;

дети, используемые в качестве наёмной рабочей силы (в том числе, занимающиеся проституцией – до 15 лет) и т.д.

При этом все виды жертв неблагоприятных условий социализации можно условно обозначить как реальные, потенциальные и латентные.

Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды, сироты, дети с психосоматическими дефектами и отклонениями.

Потенциальными, с очень большой возможностью стать реальными жертвами социализации, можно назвать детей с неуравновешенной психикой и акцентуациями характера; мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, родившихся и воспитывающихся в семьях с низким материальным, моральным образовательным уровнями; представителей инонациональных или расовых групп в местах проживания другого этноса или расы.

К латентным жертвам – «скрытым», а потому с трудом определимым – могут быть отнесены высокоодаренные дети. Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Б.М. Теплов полагают, что одаренность и даже гениальность «выпадает» на долю примерно одного из десяти тысяч родившихся человек. Но большинство будущих гениев теряется на жизненном пути, так как условия их социализации (даже достаточно благоприятные) оказываются недостаточными для развития их высокой одаренности, о чем ни они, ни их близкие не могут даже подозревать..

В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обуславливающих виктимизацию, в частности детей, выделяют, по мнению, Е.П. Авдуевской, А.С. Волович, А.В. Мудрика такие:

индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок;

поведенческий, который затрудняет социальную адаптацию ребенка;

психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

личностный, который прежде всего проявляется в активно избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего окружения, педагогическом воздействии семьи, школы, общественности, а также личных ценностных ориентациях, личной способности к саморегулированию своего поведения;

социальный, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Вероятность стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации зависит также от степени гибкости, развитости саморегуляции и рефлексии, ценностных ориентаций и т.д. Следует отметить и такую личностную характеристику, как экстернальность / интернальность, т.е. склонность приписывать причины происходящего внешним обстоятельствам или принимать всю ответственность за происходящее на себя. И особенно важно: воспринимает себя как жертву. Например, одни сироты и инвалиды воспринимают себя как жертву неблагоприятных условий социализации, что определяет их поведение в обществе, другие – не воспринимают. Есть и такие, которые, официально не принадлежа ни к одной из выделяемых виктимных групп, все возникающие в их жизни трудности готовы расценивать как виктимные факторы.

Виктимность, таким образом, определяется не только объективными факторами внешних средовых условий, но особыми внутренними факторами:

индивидуально-психологическим фактором, определяемым способностями (скоростью и вариативностью при переработке информации), формой и порогом эмоциональной реакции (эмотивностью) и др.,

личностным фактором, который прежде всего определяется в особенностях картины мира и образа «Я» виктимных детей, невысоком уровне их доверия и окрытости миру, низкой коммуникативной компетентности и произвольности, отсутствии ценностных ориентаций;

социально-психологическим фактором, проявляющимся в дефектах школьного и семейного воспитания и характеризующим неблагоприятную межличностную ситуацию развития;

социально-психологическим фактором, раскрывающим неблагоприятное статусное положение ребенка в группе сверстников и взрослых, отсутствие просоциальной референтной группы и устойчивой социальной сети общения, которые обеспечивают овладение социально значимыми нормами и ценностями и их усвоение.Нас интересуют такие аспекты поведения виктимных личностей, которые можно квалифицировать как девиантное поведение.

Как уже указывалось выше, в психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально – психологических и нравственных норм, либо это ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм или в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.

Девиантная виктимность с точки зрения психологии девиантного поведения виктимность – психологическое свойство личности, возникающее вследствие дефекта интерактивного культурогенеза, в результате чего личность становится жертвой социогенных и персоногенных воздействий. Зачастую:

девиантность возникает как механизм компенсации виктимности личности.

девиантность – это следствие психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма интра- и интерсубъектной регуляции социального функционирования личности.

девиантность программируется в процессе нарушения культурогенеза в семейной и образовательной системах развития личности.

Контрольные вопросы и задания:

.

1.Дайте определение понятиям: «виктимное поведение», «виктимность».

2.Охарактеризуйте варианты проявления виктимности.

3.Охаракте ризуйте индикаторы виктимной личности.

4..Дайте характеристику девиантной виктимности

5.Внесите ключевые термины в терминологический словарь.

6.Студентам:. предлагается поработать с методикой, направленной на выявление наличия у них предрасположенности к виктимному поведению

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 2340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.