Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация результатов. Шкала реализованной виктимности (седьмая шкала)




Шкала реализованной виктимности (седьмая шкала). Если показатели по данной шкале ниже нормы (1-3 стен), очевидно, что испытуемый нечасто попадает в критические ситуации либо у него уже успел выработаться защитный способ поведения, позволяющий избегать опасных ситуаций. Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присутствует. Скорее всего, ощущая внутренний уровень напряжения, испытуемый стремится вообще избегать ситуации конфликта.

Выше нормы (8-9 стен) – это означает, что испытуемый достаточно часто попадает в неприятные или даже опасные для его здоровья и жизни ситуации. причиной этого является внутренняя предрасположенность и готовность личности действовать определенными, ведущими в индивидуальном профиле способами. Чаще всего – это стремление к агрессивному, необдуманному действию спонтанного характера.

Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению. Модель агрессивного виктимного поведения.

Выше нормы (8-10 стен). К данной группе относятся испытуемые, склонные попадать в неприятные, опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения (оскорблений, клевета, издевательство и т.д.). для них характерно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации. их поведение может являться реализацией типичной для них антиобщественной направленности личности, в рамках которой агрессивность проявляется по отношению к определенным лицам и в определенных ситуациях (избирательно), но может быть и «размытой», неперсонифицированной по объекту. Наблюдается склонность к антиобщественному поведению, нарушению социальных норм, правил и этических ценностей, которыми зачастую субъект пренебрегает. такие люди легко поддаются эмоциям, особенно негативного характера, ярко их выражают, доминантны, нетерпеливы, вспыльчивы. При всех различиях в мотивации поведения характерно наличие насильственной антиобщественной установки личности. С учетом мотивационной и поведенческой характеристик могут быть представлены такие типы (или подтипы), как корыстный, сексуальный (половая распущенность), связанный с бытовыми конфликтами (скандалист, семейный деспот), алкоголик, негативный мститель, лицо психически больное и т.д.

Ниже нормы (1-3 стен). Для лиц данного типа характерно снижение мотивации достижения, спонтанности. Возможна высокая обидчивость. Хороший самоконтроль, стремление придерживаться принятых норм и правил. Стабильность в сохранении установок, интересов и целей.

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Модель активного виктимного поведения. Выше нормы (8-10 стен). Жертвенность, связанная с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. По существу, для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее, которое характеризуется склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для себя и окружающих. Последствий своих действий могут не осознавать или не придавать им значения, надеясь, что все обойдется. С учетом специфики поведения и отношения к виктимным последствиям в рамках этого типа представлены: сознательный подстрекатель (обращающийся с просьбой о причинении ему вреда), неосторожный подстрекатель (поведение объективно в форме какой-либо просьбы или иным способом провоцирует преступника на причинение вреда, но сам потерпевший этого в должной мере не осознает), сознательный самопричинитель (лицо, умышленно причиняющее себе физический или имущественный вред), неосторожный самопричинитель (вред причинен собственными неосторожными действиями в процессе совершения иного умышленного или неосторожного преступления).

Ниже нормы (1-3 стен). Повышенная забота о собственной безопасности, стремление оградить себя от ошибок, неприятностей. Может приводить к пассивности личности по принципу «лучше ничего не делать, чем ошибаться». Характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, подвержен страхам.

Шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению. Модель инициативного виктимного поведения.

Выше нормы (8-10 стен). Жертвенное поведение. Социально одобряемое и зачастую ожидаемое. Сюда относятся лица, положительное поведение которых обращает на них преступные действия агрессора. Человек, который демонстрирует положительное поведение в ситуациях конфликта либо постоянно, либо в результате должностного положения, ожидания окружающих. Люди данного типа считают недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт, даже если это может стоить им здоровья или жизни. Последствия таких поступков осознаются не всегда. Смел, отзывчив, решителен, принципиален, искренен, добр, требователен, готов рисковать, может быть излишне самонадеян. Нетерпим к поведению, нарушающему общественный порядок. Самооценка чаще всего завышенная. Поведение имеет положительные мотивы.

Ниже нормы (1-3 стен) – характеризуется пассивностью, равнодушием со стороны подростка к тем явлениям, которые происходят вокруг него. Действует по принципу «моя хата с краю», что может быть последствием как обиды на внешний мир, так и формирования в результате ощущения непонимания, изолированности от мира, отсутствия чувства социальной поддержки и включенности в социум.

Шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению. Модель пассивного виктимного поведения.

Выше нормы (8-10 стен) – лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: в силу возраста физической слабости, беспомощного состояния (стабильного или временно), трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т.д. могут иметь установку на беспомощность. Нежелание делать что-то самому, без помощи других. Могут иметь низкую самооценку. Постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих. Имеют ролевую позицию жертвы. Робок, скромен, сильно внушаем, конформен. Возможен также вариант усвоенной беспомощности в результате неоднократного попадания в ситуации насилия. Склонен к зависимому поведению, уступчив, оправдывает чужую агрессию, склонен всех прощать.

Ниже нормы (1-3 стен) – склонность к независимости, обособленности. Всегда стремится выделиться из группы сверстников, имеет на все точку зрения, может быть непримирим к мнению других, авторитарен, конфликтен. Повышенный скептицизм. Возможна внутренняя ранимость, приводящая к повышенному желанию обособиться от окружающих.

Шкала склонности к некритичному поведению. Модель некритичного виктимного поведения.

Выше нормы (8-10 стен). К данной группе относятся лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации. некритичность может проявиться как на базе личностных негативных черт (алчность, корыстолюбие и др.), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчивость, смелость и др.), а кроме того, в силу невысокого интеллектуального уровня. Эти лица демонстрируют неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов: эмоциональное состояние, возраст, уровень интеллекта, заболевание.

Личность некритичного типа обнаруживает склонность к спиртному, неразборчивость в знакомствах, доверчивость, легкомысленность. Имеет непрочные нравственные устои, что усиливается отсутствие личного опыта или не учетом его. Склонны к идеализации людей, оправданию негативного поведения других, не замечают опасности.

Ниже нормы (1-3 стен) – вдумчивость, осторожность, стремление предугадывать возможные последствия своих поступков, которые иногда приводят к пассивности подростка, страхам. Самореализация подростка в этом случае значительно затруднена, может проявляться социальная пассивность, приводящая к неудовлетворенности своими достижениями, чувству досады, зависти.

Таким образом, нами предпринята попытка конструирования психодиагностической методики, охватывающей комплекс взаимосвязанных проявлений виктимного поведения личности, направленных непосредственно на анализ психологической реальности, скрывающейся за виктимными поведенческими проявлениями, в частности такого аспекта, как личностные и социальные установки в сфере самоповреждающегося и саморазрушающегося поведения. Выявлялась валидность как методики в целом, так и отдельных шкал опросника путем сравнения результатов исследования с данными, полученными на тех же выборках с помощью таких психодиагностических инструментов, как тест Люшера, сокращенный вариант Кеттела, теста символических знаний. По отношению к внешнему поведенческому критерию методика в целом является валидной, удовлетворительно определяет испытуемых с различной степенью выраженности поведенческих проявлений виктимного поведения. Тест-опросник предназначен в первую очередь для решения практических задач в области психодиагностики, в ситуации психологического консультирования, кроме того, может использоваться для исследовательских целей.

 

 

Заключение

Психология отклоняющегося (девиантного) поведения – новая научная дисциплина, в центре внимания которой находятся представления об устойчивом поведении личности, отклоняющимся от наиболее важных социальных норм, причиняющих ущерб обществу или отдельной личности. Зачастую это сопровождается проявлением различных видов дезадаптации.

Настоящий курс должен способствовать повышению научной эрудиции студентов- психологов, формированию у них компетентностного подхода к проблеме отклоняющегося поведения, созданию четкой современной картины, связанной с различными отклонениями в поведении личности на разных этапах онтогенеза.

В пособии представлена структура новой, стремительно развивающейся дисциплины- девиантологии (общей, специальной, прикладной). Кроме того, рассмотрены ведущие научные направления исследования психологии отклоняющегося поведения, в том числе современные концепции и теории (например, структурно-динамическая концепция Е.В. Змановской.)

Представлены ведущие подходы к отклоняющемуся поведению в рамках междисциплинарных исследований: социально-правового, клинического, педагогического и психологического.

Особое внимание уделено описанию наиболее часто встречающихся девиаций. Девиантное поведение рассматривается, как результат неуспешного личностно-сценарного построения жизнедеятельности.

Студентам предоставляется возможность познакомиться с тем, что отклоняющееся поведение- сложный многоуровневый полиэтиологический процесс, а его изучение носит междисциплинарный характер. Это одна из актуальных проблем нашего времени.

Предлагаемые методики позволят студентам – психологам познакомиться с процедурой их проведения и интерпритации и реально оценить степень выраженности у себя тех или иных девиаций, своевременно скорректировать нежелательные проявления либо предупредить их появление.

При изучении учебной дисциплины «Психология отклоняющегося поведения» студентам предоставляется возможность использования материалов пособия при подготовке семинарским и практическим занятиям, зачету и экзамену.

Несмотря на то что понятийных аппарат психологии отклоняющегося поведения сформирован в достаточной степени четко, существует настоятельная необходимость в дальнейшем теоретическом и методологическом обобщении знаний, их практическом применении на практике.

Полагаем, что объектное и предметное поле «Психологии отклоняющегося поведения» должно быть расширено. В первую очередь это должно коснуться различных девиаций, проявляющихся в рамках выполняемой профессиональной деятельности.

Материалы настоящего учебного пособия могут быть рекомендованы к использованию в образовательном процессе и в практической деятельности будущих психологов.

Список литературы

1.Абабков В.А., Пере М.Адаптация к стрессу: основные теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2007

2. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.

 

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- Спб.,1997.

5.Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб. – метод. пособие/: под ред. М.И.Рожкова. – М. – Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

6. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности и наркотизма, проституции, суицидов и других девиаций. СПб, 2004.

7.Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н.. Побег из дома и бродяжничество. – Свердловск, 1988.

 

8. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.М, 2001.

9. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В.А.Никитина. – М. Союз,1996.

10. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).М.,2004.

11. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учебн. Пособие для студентов высш. учеб. заведений – 2-е изд., - М. Издательский центр «Академия», 2004.

12.. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход.- СПб, 2005.

13. Змановская Е.В. Девиантология: учебное пособие.5-е изд. М., 2008.

14.. Змановская Е.В.,Рыбников В.Ю Девиантное поведение личности и группы. М.,СПб., …Минск: Питер 2010.

15. Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение подростков: социально – психологические и психиатрические аспекты. – Минск, 1988.

16. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения.- 2-е изд., доп. – М.: Вита – Пресс,1997.

17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

18. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – Спб.: Речь, 2007.

19. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. СПб., 2005.

20. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. –М., 2000.

21. Рыбников В,Ю. Профилактика суицидального поведения. СПб., 2005.

22. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – Спб.: Речь, 2004.

23. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. – М.,1994.

24. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996.

25.. Сирота Н.А. и др. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М., 2001.

26.. Старшенбаум Г.В. Суицидология. М., 2007.

27. Фрейд З. Печаль и меланхолия Суицидология: прошлое и настоящее. – М., 2001.

28.Фурманов И.А. Агрессия и насилие. Диагностика,профилактика и коррекция.-Спб.: Речь,2007.

29.. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.

30. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.,2001.

31. Янг К.С. Диагноз-Интернет-зависимость// Мир Интернет., №2 2000

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.