КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы налоговой политики
Содержание, цели и задачи налоговой политики Концептуальные основы содержания налоговой политики. Лекция №1 «Налоговая политика государства». В XX в.(и в 21 тоже) наблюдалось усиление регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождавшееся беспрецедентным увеличением государственных расходов и доли финансов, перераспределяемых посредством налогов. Вместе с тем реализация новой роли государства в экономике в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной, понятной простым налогоплательщикам и поддерживаемой ими государственной налоговой политики. Мы не случайно говорим о внятности декларируемой государством налоговой политики и ее поддержке большинством налогоплательщиков (избирателей). «Выборы выигрывает и проигрывает налоговаяполитика» — вот азбучная истина любых президентских; парламентских выборов второй половины XX в., игнорирование которой дорого обходится политикам. Новейшая история знает такие примеры. Дж. Буш (старший) был избран Президентом США на волне популярности своего лозунга: «Следите за моими губами: новых налогов не будет», но впоследствии лишился президентства, не сумев сдержать обещания. Маргарет Тэтчер лишилась поста премьер- министра не в последнюю очередь из-за того, что настаивала на ведении подушного налога. Как итог, дискуссии о содержали налоговой политики все более приобретают политизированный, предвыборный контекст, который подчас подменяет научно обоснованный анализ направлений ее реализаций своеобразным торгом; голоса в обмен на поддержку ожидаемых теми или иными группами: избирателей налоговых преференций. Таковы современные реалии Вначале следует разобраться с пониманием дефиниции «налоговая политика государства». Следуя логике научного исследования, необходимо прежде всего последовательно рассмотреть этимологический, философский, экономический и финансовый смысл понятия налоговой политики, а также ее место в составе экономической, финансовой и бюджетной политики государства. Этимологический смысл политики в «Толковом словаре русского языка» определяется как «деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями» В «Философском словаре» политика определяется как «активное участие людей в государственной жизни в качестве избирателей, депутатов, министров и т. д.». В «Большом экономическом словаре» под политикой понимается«деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных партий и других классовых организаций, общественных группировок определяемая их интересами; образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми». Исторически политика возникает тогда, когда появляется особый вид власти государственная власть, имеющая право примирения одной группы населения по отношению к другой посредством государства.
К сожалению, несмотря на безусловную значимость, понятие налоговой политики не имеет в нашей стране законодательного признания и обоснования. Этот термин не встречается ни в арсенале налогового, ни бюджетного законодательства. Исключение составляет лишь упоминание его в ст. 15 Федерального закона «О Правительстве Российской Федерации», где говорится, что Правительство РФ разрабатывает и реализует налоговую политику. В «Положении о Министерстве финансов Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г., в ст. 1 записано, что «Министерство финансов (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности...» Употребляется данный термин без раскрытия его сути и в некоторых других подзаконных актах. Кроме того, в ст. 4 НК РФ встречается упоминание «государственной политики в сфере налогов и сборов». Но является ли политика в сфере налогов и сборов как раз налоговой политикой государства? Тождественна ли сущность этих понятий, эквивалентно ли их содержание? Законодательных ответов на эти вопросы нет, а позиции ученых противоречивы.
Прежде всего посмотрим, как налоговая политика определяется в различных экономических словарях и справочниках. В «Энциклопедическом словаре» содержится следующее определение налоговой политики: «Налоговая политика — система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот и т. д.». Данное определение не совсем соответствует этимологическому и философскому смыслу понятия политики, следует указать также, что налоговые ставки и льготы, объект налогообложения, согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ, входят в состав элементов налогообложения, кроме того, некорректно заканчивать определение словами «и т. д.», подчеркивая тем самым его незавершенность. В «Большом экономическом словаре» написано, что «налоговая политика — это система мероприятий, проводимых государством в области налогов». Ряд авторов считает, что, «основываясь на налоговой стратегии, разрабатывается налоговая политика, представляющая собой составную и неразрывную часть общей экономической политики, определяющей характер и цель налоговой системы. Тем самым налоговая политика определяет систему мер, осуществляемых государством по целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития производства товаров и услуг и обеспечения на этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов» К числу достаточно удачных определений налоговой политики следует отнести определение Т. Ф. Юткиной, которая понимает под ней «совокупность управленческих решений в области налогового планирования, регулирования и контроля, принимаемых высшим, руководством страны», а также Н. Г. Лукьяновой, по мнению которой «налоговая политика — это часть экономической политики государства, представляющая собой комплекс мероприятий (прежде всего в части формирования нормативно-правовой базы) по совершенствованию налоговой системы страны на основе стратегической концепции развития налоговой системы» В рамках стратегии экономического развития России целесообразно выделять следующие основные виды экономической политики: финансовую политику, кредитную и денежную политику, ценовую политику, инвестиционнуюполитику, политику в области ценных бумаг (в том числе прежде всего государственных), политику в области драгоценных металлов; политику в области страхования; валютную и таможенную политику. В свою очередь, финансовая политика включает в себя бюджетную политику и политику по финансовым аспектам деятельности хозяйствующих субъектов, в рамках которых присутствует налоговая политика, что схематично представлено на рис.1
Финансовая политика
Рис.1
Таким образом, государственная налоговая политика, с одной стороны, находится иерархическом подчинении финансовой и бюджетной политике, с другой — носит самосгоятельный характер и тесно взаимосвязана со всеми направлениями стратегии социально-экономического развития страны: кредитной, валютной и другими видами политики. . Под политикой в области налогов как более узком явлении мы понимаем деятельность органов государственной власти и государственного управления по формированию элементов различных налогов. Такой подход достаточно распространен. В частности ВA. Парыгина и др. под налоговой политикой понимают «систему осуществляемых государством организационных и правовых мер по формированию, улучшению и развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового контроля и налогового администрирования в целом»1. Согласно такому подходу налоговая политикатождественна политике государственных доходов, которая в совокупности с политикой государственных расходов составляет фискальную политику государства. Следовательно, налоговая политика государства в этом случае рассматривается исключительно как составная часть его фискальной политики.
Под государственной налоговой политикой в широком смысле следует понимать деятельность органов государственной власти и государственного управления, осуществляемую в рамках общей экономической стратегии государства по комплексному решению вопросов налогообложения с учетом интересов и целей конкретного государства на соответствующем этапе его исторического развития. Более широкий подход базируется на рассмотрении не только фискальной, но и значимой экономической сущности налогов. В этом ракурсе «налоговая политика — это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране …». При таком подходе налоговая политика выступает не только частью фискальной политики, но и как важнейший косвенный метод государственного регулирования экономики, являясь значимым орудием экономической политики.
Из этого следует, что налоговая политика характеризуется деятельностью не только по управлению различными элементами налогов (ставки, объект, база, период, льготы и т. д.), но и участниками налоговых правоотношений, налоговым законодательством, налоговым администрированием. Таким образом, налоговая политика — это деятельность по управлению налогообложением.
Содержание, цели и задачи налоговой политики обусловлены объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, стоящими перед государством. Содержание: Первостепенным является формирование такой налоговой политики, которая обеспечивает равновесие финансовых интересов общества и хозяйствующих субъектов Центральный вопрос налоговой политики — необходимость научного обоснования предела налоговых изъ ятий, т.е. величины ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает два вектора: Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика. Второй —с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. какая доля созданного ВВП должна перейти к государству. Так какую же налоговую политику следует считать эффективной?. Уже в самом подходе к обозначению такой политики нет научного единообразия. Ее зачасгую называют также здоровой, справедливой, рациональной или оптимальной налоговой политикой. Но если бы вся сложность ограничивалась только терминологическими различиями, это было бы решаемой проблемой. В таком случае следовало определиться толы с ее обозначением. На самом деле проблема гораздо глубже. Суть ее выражается не только в разных подходах к пониманию эффективности в налогообложении, но и в более сложной дилемме между реализацией в налоговой политике приоритета эффективности или справедливости. Именно в непонимании или в игнорировании этой дилеммы, в нежелании поиска компромисса между эффективностью и справедливостью, по нашему мнению, кроется несостоятельность многих подходов к обоснованию того, какая же налоговая политика может быть признана эффективной. В этом аспекте недостаточно полным следует признать утверждение Б.Х. Алиева о том, что эффективной может быть только та налоговая политика, которая стимулирует накопления и инвестиции, способствует экономическому росту. А. И Косолапов делает, на наш взгляд, более аргументированный вывод о том, что главное в эффективной налоговой политике государства — это нахождение в каждый период развития общества оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. На наш взгляд, следует говорить об эффективной налоговой политике как об искусстве нахождения компромисса между эффективностью и справедливостью в налогообложении, понятном и принимаемым большинством налогоплательщиков. Поэтому обоснованным нам видится следующее определение, созвучное с концепцией оптимальной структуры налогообложения. Эффективная налоговая политика — это налоговая политика, ориентированная на максимизацию общественного благосостояния и при этом наилучшим образом отображающая интересы общества в нахождении компромисса между реализацией принципов эффективности и справедливости в налогообложении.
При анализе любой налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», «методы» и «формы». Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и дифференциацией уровней управления. В Российской Федерации такими субъектами являются уровни управления: федеральный, региональный и местный. Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством. Соотношение значимости налогов, входящих а перечни федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Феде рация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов Федерации, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Цели налоговой политики:
Выбор конкретных форм и методов определяется целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют следующие группы целей: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные (рис. 2): • фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов; • экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства; • социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП; • стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики; • экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций; • контрольная — используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы; • международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.
Перераспределение части создаваемого национального продукта в бюджетную систему и во внебюджетные фонды, достаточной для выполнения соответствующими уровнями управления возлагаемых на них функций Обеспечение эффективного участия государства в регулировании экономики, поддержание темпов экономического роста, устранение структурных диспропорций общественного воспроизводства, стимулирование инвестиций в увеличение физического капитала Сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения, повышение социальной защищенности малоимущих слоев населения, стимулирование инвестиций в развитие человеческого потенциала Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования, создание компенсационного механизма за пользование природными ресурсами, стимулирование инвестиций в сохранение природного капитала для будущих поколений
Устранение практики двойного налогообложения, ликвидация возможностей ухода от налогообложения, гармонизация таможенного обложения
Рис.2. Цели государственной налоговой политики
Фискальные цели всегда являются основными. Другие цели. хотя и крайне значимые для государства, имеют второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция является основной в налогообложении, а все остальные — вторичными. Указанные второстепенные цели являются основными в соответствующих политиках государства: социальной, экономической, экологической, внешней, для которых налоговая политика — лишь один из методов их реализации, причем косвенных.
Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких-либо целей происходит в ущерб другим. Например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным. Увеличение налоговых платежей экологической направленности способствует реализации экологических и фискальных целей, но при этом снижает конкурентноспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели.
Задачи налоговой политики: Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, - крайне сложная, а подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая конценпцию налоговой политики. Посредством налоговой политики решаются таким образом следующие задачи:: • выработка научно обоснованной концепции развития налоговой системы; • определение основных направлений и принципов налогообложения; • разработка мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.
В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых наданном этапе социально-экономического развития страны приоритетными, используют ту или иную модель этой политики, зачастую их также характеризуют как типы налоговой политики. В мировой практике на сегодняшний день сложились три основные модели налоговой политики (рис. 3).
Рис.3
Модель налоговой политики — это апробированный в практике ряда стран и доказавший свою результативность образец, тип налоговой политики, который может использоваться другими странами в качестве аналога. > Модель политики максимальных налогов Она характеризуется практикой установления максимального числа налогов и повышения их ставок, сокращения числа льгот, приводящей к увеличению налогового бремени на экономику. Этамодель используется, как правило, в двух случаях. Во-первых. она популярна в чрезвычайные периоды (экономических кризисов, военныхдействий), когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем государственных закупок и инвестиций в определенные ceкторы экономики военного назначения, уменьшая при этом социальные расходы. Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные — второстепенными. Подобная политика была в Российской Федерации в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативным последствиям, суть которых состояла в следующем: • у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях; широкие масштабы приобрело массовое уклонение от налогообложения, приведшее к тому, что по большинству налогов государство собирало чуть более половины причитающихся доходов. Практика уклонения от платы налогов фактически ставила под сомнение целесообразность функционирования российской налоговой системы. При этом каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй — платил меньше, чем положено по закону; только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством; массовый характер приобрела так называемая "теневая экономика, уровень производства в которой по разным оценкам достигал от 25 (официальные данные) до 40% (экспертные оценки). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран. Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в т.ч. налогов.
Во-вторых, эта политика находит применение и в мирное время в отсутствие кризисов, например, в развитых странах Скандинавии, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике в качестве приоритетных выступают уже не только фискальные, но и социальные цели.
> Модель политики экономического развития Она характеризуется практикой установления минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов. Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей и сохраняя определенный объем инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и используется, как правило, в период экономического оживления, чтобы всемерно способствовать увеличению темпов экономического роста. Подобной модели придерживались Германия и Япония в период послевоенного восстановления экономики. В 80-е годы XX в. данная модель эффективно использовалась в США администрацией Р. Рейгана («рейганомика»). В последнее десятилетие ее успешно реализуют страны, осуществляющие экспансию на мировые рынки, в частности Китай, Индия, Бразилия, Мексика и др. Приоритетными в данной политике выступают экономические цели. Такая политика провозглашена Правительством РФ на 2007-2010годы (НК и его изменения) > Модель политики разумных налогов Она является определенным компромиссом между двумя вышеупомянутыми моделями и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Такая политика используется в основном высокоразвитыми странами (США, Великобритания, Канада и др.), уже достигнувшими пределов традиционного экономического роста. Такие страны вынуждены поддерживать достаточный уровень социального обеспечения. Разумные налоги им необходимы в первую очередь для сохранения конкурентных позиций своих товаров на существующих мировых рынках и достижения приоритетного положения на вновь формирующихся рынках высокотехнологичной продукции. Повышение адресности налоговых преференций и регулирование отраслевой налоговой нагрузки позволяет им осуществлять структурную перестройку экономики в соответствии с перспективными потребностями мирового рынка: дестимулировать дальнейшее развитие устаревших производств и стимулировать развитие новейших. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями. Следует отметить, что чаще всего данные модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какая-либо модель является доминирующей.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 3384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |