Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговый механизм и его элементы




Реализация государственной налоговой политики осуществляет­ся через налоговый механизм. Подчиненность формируемого нало­гового механизма реализуемой налоговой политики представлена на рис. 4.

Рис. 4. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма страны

Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретных субъек­тов, ответственных за реализацию функций управления налоговой системой страны, совокупность налогов и сборов, субъектный со­став налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализа­ции функций этого механизма. Данные функции и их содержание обусловливаются сущностью и функциями налогов. Они ориенти­рованы на обеспечение функционирования налоговой системы.

Налоговый механизм — совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация целей налоговой политики.

Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налог, в каком объеме, что подлежит налогообложению, в каких единицах измеряется объект налогообложения, из каких доходов уплачивается налог.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется исходя из сущности налогов, паритета двух функций: фискальной. и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Рис.5

 

Налоговое планирование – экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий В зависимости от периода различают планирование:

- оперативное;

- текущее;

- долгосрочное;

-стратегическое.

Основная задача планирования — обеспечение качествен­ных и количественных показателей программ социально-эко­номического развития страны исходя из разработанных и при­нятых налоговых законов. На государственном уровне роль на­логового планирования — анализ поступления налогов, тенден­ций и факторов роста налогооблагаемой базы. В дальнейшем и на этой основе — определение объемов налоговых поступле­ний в бюджеты.

 

Налоговое регулирование — система экономических мер опе­ративного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

• экономическая обоснованность;

• финансовая целесообразность;

• сбалансированность интересов.

Основная задача налогового регулирования — создание об­щего налогового климата для внутренней и внешней деятель­ности организаций, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и реги­ональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется при помощи различных налоговых инструментов, таких, как:

- величина налоговых ставок

- налоговые льготы

- установление объекта налогообложения

- установление круга налогоплательщиков

- налоговые санкции

Важным средством осуществления политики госу­дарства в области регулирования доходов является на­логовая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является ве­личиной налога. Изменяя ее, государство может,_не_ изменяя всего массива налогового законодательства, а -лишь корректируя установленные_ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет " дифференциации налоговых ставок для некоторых ка­тегорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей. Ставка налога обеспечивает мо­бильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно менять приоритеты в политике регулирования доходов.

. Роль налоговой ставки для проведения государственной политики состоит в возможности использования различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных Особенно значимую роль отводят прогрессивным и регрессивным ставкам.

Благодаря налоговым ставкам централизованная
единая налоговая система является достаточно гибкой,
что обеспечивается систематическим уточнением ставок
налогов и приведением налоговой политики в соответ­ствие с имеющейся экономической конъюнктурой.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что соответствующим физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике нало­гообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут to установлены в любых случаях, когда есть заинтересованностъ государства в развитии предпринимательской деятельности оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы.

Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. Наиболее типичными используемыми формами налоговых льгот являются:

• полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;

• отнесение убытков на расходы будущих периодов;

• применение уменьшенной налоговой ставки;

• освобождение от налога (полное или частичное) на определенный вид деятельности или дохода от такой деятель­ности;

•: освобождение от налога отдельных социальных групп;

• стсрочка или рассрочка платежей и некоторые другие,

Наиболее частый объект налогового стимулирования — инвестиционная деятельность. Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капи­тала, научно-технические разработки, имеющие фундаменталь­ное значение для дальнейшего развития экономики, экологиче­ские проекты, стимулируется создание новых высокотехнологич­ных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. Для по­ощрения концентрации капитала, обновления производствен­ных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятель­ности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на расходы сле­дующего года или следующих лет. В ряде стран осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убыт­ков и прибылей.

Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налого­вые льготы первым покупателям новых выпусков акций компа­ний и др.

В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зача­стую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанав­ливается льготное налогообложение прибыли государственных корпораций. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зави­симости от гражданства с целью стимулирования иностранных инвестиций.

 

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стиму­лы или, наоборот, ограничения для расширения произ­водства и инвестиционных проектов и соответствующе­го роста (снижения) экономического развития.

Система налогообложения большинства стран предус­матривает, в частности, различные_фррмы создания налоговой_б азы, связаннрй_с^амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортиза­цию, т. е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увели­ченном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и соответственно к снижению от­ражаемой на счетах прибыли, а значит, и налоговых выплат. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования, у нас 10% амортизационная премия. Во многих странах осуществлен пе­реход к использованию неравномерного метода аморти­зационных списаний: в первый год-два списывается наи­большая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.

 

К важному элементу налогового механизма относятся налого­вые санкции. Они, с одной стороны, служат инструментом в ру­ках государства, нацеленным на обеспечение безусловного вы­полнения налогоплательщиком налоговых обязательств. С другой стороны, налоговые санкции нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования.

Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом. |

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.

Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие для эффективного налогообложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 2628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.