Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устный опрос проводится по билетам




Музыкально-историческая и исполнительская подготовка

Вступительное испытание по музыкальной литературе состоит из двух частей.

I часть. Определение музыки на слух (музыкальная викторина).

 

Предлагается 20-25 примеров (в аудиозаписи). Абитуриент должен определить:

- композитора

- название произведения

- часть сюиты, сонаты, симфонии или действие в опере или балете

- функцию темы или название конкретного фрагмента в опере или балете

 

II часть. Устный ответ по билету. Вопросы соответствуют программе ДМШ, ДШИ по музыкальной литературе («Примерная программа и методические рекомендации по учебной
дисциплине», «Музыкальная литература для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств». М., 2002).

Примерные билеты:

Билет №1

1. Жизнь и творчество И.С. Баха

2. Д. Шостакович. Симфония №7 I часть

Билет №2

1. Жизнь и творчество Й. Гайдна

2. Ф. Шуберт. «Прекрасная мельничиха»
Билет №3

1. Жизнь и творчество В. Моцарта

2. А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»
Билет №4.

1. Жизнь и творчество Л. Бетховена

2. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Билет №5

1. Жизнь и творчество Ф. Шуберта

2. П.И. Чайковский. «Евгений Онегин»

Билет №6

1. Жизнь и творчество Ф. Шопена

2. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»
Билет №7

1. Жизнь и творчество М.И. Глинки

2. Л. Бетховен. Симфония №5
Билет №8

1. Жизнь и творчество А.П. Бородина

2. Й. Гайдн. Симфония №103.
Билет №9

1. Жизнь и творчество М.П. Мусоргского

2. В.А. Моцарт. Симфония №40
Билет №10

1. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова

2. Ф. Шопен. Полонезы и мазурки

Билет №11

1. Жизнь и творчество П.И. Чайковского

2. И.С. Бах. «Хорошо темперированный клавир»Опера
Билет №12

1. Жизнь и творчество С.С. Прокофьева

2. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

 

1. Жизнь и творчество композитора

- годы жизни; страна, которую представляет композитор

- историческая эпоха или художественное направление, к которым принадлежит творчество композитора

- выдающиеся современники композитора

- периодизация жизни и творчества

- основные произведения, ведущие жанры

 

2. Характеристика музыкального произведения

- жанр произведения

- исполнительский состав

- строение произведения: количество частей в сонате, симфонии; действий в опере, балете; номеров в кантате, вокальном цикле

- идея (или содержание) произведения, круг образов; сюжет, автор текста для вокальных произведений, литературный источник для опер

- рассказать об основных музыкальных темах произведения, указав средства музыкальной выразительности

 

В следующей таблице указаны фрагменты музыкальных произведений, знание которых необходимо абитуриенту

 

Композитор Название произведения Музыкальный фрагмент  
И.С.Бах «Хорошо темперированный клавир»   Прелюдии и фуги из первого тома: I до мажор, II до минор, V ре мажор, VI ре минор, VIII ми бемоль минор.  
  Токката и фуга для органа ре минор   Вступление, тема токкаты, тема фуги.  
Й. Гайдн Соната для фортепиа­но ре мажор № 50 НоЬ. ХVI/37   1ч.- главная и побочная темы II ч. - основная тема III ч. - рефрен рондо.  
  Симфония № 103 ми бемоль мажор 1ч.- вступление; главная и побочная темы II ч. - две темы вариаций III ч. - тема менуэта IV ч. - главная тема.    
В.А. Моцарт Соната для фортепиа­но ля мажор КV №31 1ч.- тема вариаций III ч. - начальная тема (ля минор), рефрен рондо (ля мажор).    
  Симфония № 40 соль минор 1ч.- главная тема, побочная тема в экспозиции и репризе. II ч. - главная тема III ч. - тема менуэта IV ч.: экспозиция - главная и побочная темы, реприза - побочная тема.    
  Опера «Свадьба Фигаро» Увертюра: главная тема, побочная и заключи­тельная темы.    
    I действие. №2 Дуэт Сюзанны и Фигаро «Лишь звякнет отныне звоночек графини» №3 Каватина Фигаро «Хочет плясать он с ми­лою в паре» №6 Ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» №9 Ария Фигаро «Мальчик резвый» №10 Каватина Графини «Бог любви» №11 Ариетта Керубино «Сердце волнует» II действие. №20 Дуэт Сюзанны и графини «О ветре?» №23 Каватина Барбарины «Уронила, потеряла» №27 Речитатив и ария Сюзанны «Приди, мой милый друг».  
Л. ван Бетховен Соната для фортепиа­но № 8 до минор «Патетическая» 1ч.- вступление, главная и побочная темы II ч. -1 тема III ч. - главная и побочная темы.  
  Симфония № 5 до минор I ч. экспозиция - главная и побочная темы; реприза - начало (соло гобоя) II ч. - две темы вариаций III ч. - тема скерцо IV ч. - главная и побочная темы.  
  Увертюра «Эгмонт» Вступление, главная и побочная темы, начало коды.  
Ф. Шуберт Цикл песен на слова В.Мюллера «Прекрасная мельничиха» №1 «В путь», №2 «Куда?», №7 «Нетерпение», №11 «Моя!», №14 «Охотник», №16 «Любимый цвет», №19 «Мельник и ручей», №20 «Колыбельная песня ручья».  
  Цикл песен на слова В.Мюллера «Зимний путь» №2 «Спокойно спи», №5 «Липа», №11 «Весен­ний сон», №24 «Шарманщик».  
  Песня «Форель» на слова К. Шуберта Начальная тема  
  Баллада «Лесной царь» на слова В. Гете Начальная тема  
  Симфония № 8 си минор «Неоконченная» 1ч.- вступление, главная и побочная темы II ч. - главная и побочная темы.  
Ф. Шопен Прелюдии № 3 соль мажор, № 4 ми минор, №7 ля мажор, № 15 ре бемоль мажор, № 20 до минор.  
  Этюды до минор ор. 10 № 12, ми мажор ор. 10 № 3.  
  Мазурки си бемоль мажор ор. 7 № 1, ля минор ор. 17 № 4, до мажор ор. 24 № 2  
  Полонезы ля мажор ор. 40 №1  
М.И.Глинка Опера «Иван Суса­нин» I действие. №1 Интродукция: хор ополченцев «Родина моя», хор крестьянок «На зов своей родной страны»  
    №2 Каватина и рондо Антониды: темы «Ах ты, поле» и «Солнце тучи не закроют» №3 Сцена и хор: тема Сусанина «Что гадать о свадьбе» №4 Сцена, терцет и хор: тема терцета «Не томи, родимый». II действие №5 Польский, №6 Краковяк, №8 Мазурка и фи­нал (тема мазурки). III действие. №10 Песня Вани «Как мать убили» №14 Сцена и хор: темы Сусанина «Ну вот я до­жил, слава Богу», «Велик и свят наш край род­ной», «Страха не страшусь». IV действие. №21 Сцена и хор: тема поляков «Устали мы» №22 Ария Сусанина «Ты взойдешь моя заря» Эпилог. №25 Тема хора «Славься».
  Романсы «Жаворонок» и «Попутная песня» на слова Н.В. Кукольника. «Я помню чудное мгновенье» на слова А.С. Пушкина
  Симфоническая фан­тазия «Камаринская»   Темы «Из-за гор, гор высоких», «Камаринская»
М.П. Мусоргский Опера «Борис Году­нов»     Пролог. 1 картина. Вступление, хор «На кого ты нас покидаешь». 2 картина. Оркестровое вступление (колокольный звон), хор «Уж как на небе солнцу красному слава». Монолог Бориса «Скорбит душа». I действие, 1 картина. Оркестровое вступление, лейтмотив Пимена (ц.5). 2 картина. Песни Варлаама «Как во городе было во Каза­ни» (ц. 19), «Как едет ен» (ц.33). II действие. Монолог Бориса: темы «Достиг я высшей власти» (ц.43). III действие. 2 картина. Тема Марины Мнишек «О, царевич, умоляю» (Ц.72).
    IV действие, 1 картина. Песня Юродивого «Месяц едет» (ц.19), хор «Кормилец батюшка» (ц.24). 2 картина. Хоры «Не сокол летит по поднебесью» (ц.12), «Расходилась, разгулялась» (ц.29), «Ой, ты, си­ла, силушка» (ц.34).
  Фортепианный цикл «Картинки с выставки» «Прогулка»; № 1 «Гном», № 2 «Старый замок», № 9 «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)», №10 «Богатыр­ские ворота в Киеве»
А.П.Бородин Опера «Князь Игорь»     Пролог. Хор «Солнцу красному слава». 1 действие, 1 картина. № 2 Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести». 2 картина. № 3 Ариозо Ярославны «Ах, где ты, где ты прежняя пора» № 4 Сцена Ярославны с девушками: хор «Мы к тебе, княгиня». № 6 Финал I действия: хоры бояр «Мужайся, княгиня». II действие. №7 Хор половецких девушек «На безводье» №13 Ария князя Игоря»: темы «Ни сна, ни отдыха измученной душе», «О, дайте, дайте мне свободу», «Ты одна, голубка лада». №15 Ария хана Кончака: тема «О нет, нет, друг». №17 Половецкие пляски с хором: темы «Улетай на крыльях ветра». IV действие. №25 Плач Ярославны «Ах! Плачу я» №26 Хор поселян «Ой, не буйный ветер».
  Симфония № 2 си минор «Богатырская» 1ч.- главная и побочная темы II ч. - вступление, главная тема. III ч. - начальная тема. IV ч. - вступление, главная тема.
Н.А.Римский- Корсаков Опера «Снегурочка»   Пролог. Вступление: лейтмотивы Деда-Мороза, птиц, Лешего, Весны. Песня и пляска птиц «Сбира­лись птицы»; Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить; Ариетта Снегурочки «Слыхала я» Проводы масленицы: темы «Раным-рано куры запели», «Ой, честная масленица», «Веселенько
    тебя встречать, привечать». I действие. Первая песня Леля «Земляничка-ягодка» (лейт­мотив Леля и тема песни); Ариетта Снегурочки «Как больно здесь!»; Сцена и ариетта Купавы «Снегурочка, я счастлива!» (лейтмотив Купавы); Свадебный обряд: темы «То не пава», «Как за речкою». Сцена Купавы со Снегурочкой и Мизгирем: хор «Ай, во поле липенька». II действие. Шествие царя Берендея; Каватина царя «Полна, полна чудес». III действие. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась»; Сцена Снегурочки и Мизгиря: ариозо Мизгиря «На теплом синем море». IV действие. Дуэт Снегурочки с Мизгирем: тема «О, милый мой»; Финал: хор «А мы просо сеяли», тема Ярилы-| Солнца, сцена таяния «Но что со мной». Заключительный хор. Песнь Яриле-Солнцу «Свет и сила, бог Ярило»
  Симфоническая сюита «Шехеразада» I ч. - вступление (темы Шахриара и Шехераза- ды), главная тема, 1 и 2 побочные темы. IIч. - тема Календера-царевича, тема центрального эпизода. II ч. - главная и побочная темы (темы Царевича и Царевны). IV ч. - тема лезгинки.
П.И.Чайковский Опера «Евгений Онегин» I действие. 1 картина. Оркестровое вступление; №1 Дуэт и квартет. Тема «Слыхали ль вы?» №2 Хор и пляска крестьян. Хоры «Болят мои скоры ноженьки со походушки», «Уж как по мосту, мосточку» №6 Сцена и ария Ленского. Тема «Я люблю вас». 2 картина. №8 Интродукция и сцена с няней. Оркестровое вступление. Тема «Ах, няня, няня». №9 Сцена письма. Темы Татьяны «Пускай по­гибну я», «Я к вам пишу», «Нет, никому на све­йте», «Кто ты? Мой ангел ли хранитель». 3 картина.
    №11 Хор девушек «Девицы-красавицы». №12 Сцена и ария Онегина. Темы «Когда бы жизнь домашним кругом» II действие, 1 картина. №13 Антракт и вальс с хором. Тема вальса; №15 Мазурка и сцена. Тема Онегина «Ты не танцуешь, Ленский?»; №16 Финал. Тема Ленского «В вашем доме». 2 картина. №17 Интродукция, сцена и ария Ленского. Те­мы «Куда, куда, куда вы удалились», «Что день грядущий мне готовит?»; №18 Сцена поединка. Дуэт «Враги!». III действие. 1 картина. №20 Сцена и ария Князя Гремина: тема «Любви все возрасты покорны»; 2 картина. №22 Заключительная сцена: темы «Онегин! Я тогда моложе», «Счастье было так возможно».
  Симфония № 4 фа минор 1ч.- вступление, главная тема, 1 и 2 побочные темы. II ч. - тема канцоны. III ч. – тема скерцо, две темы из среднего раздела (такты 170 и 185 соответственно). IV ч. – главная тема, тема «Во поле береза стояла».
С.П.Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта» №1 Вступление. Тема любви. Картина 1. №3 «Улица просыпается»; №6 «Бой» (тема вражды ц.30). Картина 2. №10 «Джульетта-девочка»: 1 тема Джульетты (ц.50), 2 тема Джульетты (ц.53), 3 тема Джуль­етты (ц.55). №12 «Маски» №13 «Танец рыцарей»: начальная тема (ц.76), средний раздел «Джульетта танцует с Парисом» ц.84; №15 «Меркуцио» №18 «Гавот (разъезд гостей)» Картина 4. №28 «Ромео у патера Лоренцо». Картина 5. №34 «Меркуцио умирает». III действие. Картина 6. №39 «Прощание перед разлукой». Картина 8. № 47«Джульетта одна» (тема напитка). № 48 «Утренняя серенада» № 49 «Танец девушек с лилиями»
    Картина 9. №51 «Похороны Джульетты» №52 «Смерть Джульетты».
  Кантата «Александр Невский» №2 «Песня об Александре Невском»: тема «А и было дело на Неве-реке»; №3 «Крестоносцы во Пскове»: оркестровое вступление №4 «Вставайте, люди русские!»: тема «Вставай­те, люди русские!» и тема «На Руси родной». №5 «Ледовое побоище»: «Скок свиньи» (ц.34). Тема русских (ц.51). №6 «Мертвое поле»: тема «Я пойду по полю белому».
  Симфония № 7 до диез минор I ч. главная тема, побочная и заключительная темы. II ч. - главная тема (7 такт от ц.21) III ч. - основная тема (ц.68) IVч. - главная тема (ц.78).
Д.Д. Шостакович Симфония № 7 до ма­жор «Ленинградская» I ч.: экспозиция:- главная тема, побочная тема.; эпизод в разработке - тема «нашествия» ц.19; тема «сопротивления» ц.48; реприза - главная тема, побочная тема. Кода.
             

 

 

Вступительное испытание по игре на фортепиано

 

Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения, этюда, классического сонатного аllеgго, пьесы.

Примерная программа:

1. И.С.Бах Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или трехголосная инвенции.

2. К.Черни. Этюды ор. 740.

К.Черни. Этюды ор. 299 (более сложные).

М.Мошковский. Этюды ор. 72.

3. В.Моцарт. Соната си бемоль мажор № 16, 1 ч.

Л.Бетховен. Соната №5 1 ч. 4.

4. С.Рахманинов. Мелодия ор. 3.

А.Лядов. Прелюдия си бемоль минор ор. 31.

Ф. Шопен. Ноктюрн №1 си бемоль минор, ор. 9.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.