КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта
Передовой педагогический опыт Определение понятия "передовой педагогический опыт". Передовой педагогический опыт – такой вид практики, который содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению. Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности. Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г.Амосову): - Определение цели изучения ППО. - Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности. - Выбор средств и методов изучения ППО. - Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта - Выделение диагностирующих единиц изучения - Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта. - Сопоставление плана изучения опыта - Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик. - Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса. - Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта. Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.
Изучение и обобщение опыта: 1. Выявление объекта изучения: · оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения; · выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты; · первый сбор информации о деятельности педагога; · выявление факторов, способствующих получению высоких результатов; · определение объектов изучения. 2. Постановка цели изучения: · выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлено творчество педагога; · формулировка проблемы; · теоретическое обоснование опыта; · выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта; · формулировка цели изучения. 3. Сбор информации об изучаемом опыте: · отбор методов сбора и обработки информации; · составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме; · реализация методов сбора информации об опыте. 4. Педагогический анализ собранной информации: · разбиение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта; · оценка идей опыта на основе критериев; · определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта; · выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе. 5. Обобщение опыта: · систематизация и синтез полученных на основе анализа данных; · формулировка сущности и ведущей идеи опыта; · раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог; · определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; · описание опыта в соответствии с определёнными требованиями. Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |