Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция: стратегии социально-экономического ускорения и перехода к рынку




Стратегии социально-экономического ускорения и перехода к рынку.

ПЛАН

1. Разработка стратегии Перестройки 1983-1985 гг.

3. Политическая реформа и размежевание общественно-политических сил.

4. Дезинтеграция и распад Советского Союза.

 

 

В апреле 1985 г. советское руководство заявило о переходе к политике Перестройки. Её целью провозглашалось раскрытие преимуществ социализма и укрепление советской системы через модернизацию экономики и активизации социальной политики. Предложенная стратегия социально-экономического ускорения основывалась на использовании достижений научно-технического прогресса и культурного потенциала советского общества. Экономическую политику первых двух лет Перестройки некоторые исследователи называют авторитарной модернизацией, и сравнивают её с первым периодом реформ Дэн Сяопина в Китае.

Идеологи Перестройки полагали, что советская экономика достигнет мирового уровня к началу 90-х годов. На этой основе намечалось реализовать амбициозные социальные проекты, включая грандиозную программу «Жилье-2000», по улучшению материального благосостояния советских людей. Такие утопические сроки были вызваны, по выражению В.В. Согрина, «синдром хрущевского мышления».

По рекомендации ведущего экономического советника Горбачева Абвела Аганбегяна основной упор был сделан на модернизации машиностроения и техническом перевооружении действующего производства (развитие наукоемких отраслей, использование сберегающих технологий, развитие робототехники, биотехнологий).

Для решения таких амбициозных задач требовались массированные инвестиции, в том числе валютные. Однако именно с 1985 г. СССР втягивается в полосу финансовой дестабилизации (именно в 1985 г. на пенсию был отправлен опытный руководитель Госбанка СССР Владимир Алхимов, предостерегавший, что стране угрожает подрыв платежного баланса, истощение золотовалютных резервов и падение производства). Во-первых, Саудовская Аравия под давлением Запада увеличила добычу нефти в 3 раза. Мировые цены на нефть упали более чем в 2 раза, и только за год СССР потерял 13 млрд долларов.Социально-оправданная антиалкогольная кампания[6], запущенная в 1985 г., ограничила наполнение бюджета и нанесла ущерб в размере 200 млрд рублей. Финансовые резервы страны быстро истощались. Для сбережения финансовых средств внутри страны сокращается новое промышленное строительство. В 1985 г. СССР удвоил продажу золота и обратился за европейскими кредитами[7]. Позже критики экономического курса Перестройки предположат, что модернизацию экономики следовало начинать не с машиностроения и наукоемких отраслей, которые требовали огромных капиталовложений, а с подъема сельского хозяйства и развития пищевой и легкой промышленности.

На микроуровне советское руководство повторяет кампании андроповской поры по укреплению производственной и исполнительной дисциплины и усилению контроля над произведенной продукцией («Закон о госприемке»). Когда госприемка предъявила более высокие требования к качеству продукции, на большинстве предприятий начало сокращаться производство и уменьшились заработки рабочих (в результате уже в 1987 г. госприемка была фактически отменена). Разворачивается кратковременная кампания по борьбе с «нетрудовыми доходами». Только за один 1985 г. за хищения государственного и кооперативного имущества, за спекуляцию и за обман покупателей было осуждено более 220 тыс. человек.

На макроуровне предпринимается попытка перейти от плановой к регулируемой экономике в рамках государственной промышленности, а также к планированию снизу на основе существующего спроса на товары. В 1987 г. принимается эклектичный закон «О государственном предприятии», призванный реализовать принципы самоокупаемости, самофинансирования и самостоятельности предприятий. По существу новый закон развивал ряд положений косыгинской реформы и андроповского «Закона о трудовых коллективах» (1983). Во-первых, трудовые коллективы приобщались к управлению производством посредством выборов на предприятиях руководящих работников, регулирования заработной платы, участия в установлении цены выпускаемой продукции. Во-вторых, продукция, произведенная сверх государственного заказа, могла реализовываться по договорным ценам на любых выгодных для предприятия рынках, в том числе зарубежных. В третьих, трудовые коллективы, прежде всего, директорский корпус получал право свободно расходовать вырученные средства для развития производства и решения социальных вопросов. В четвертых, статья 23-я закона допускала возможность прекращения деятельности убыточного предприятия.

В 1988 г. последовал закон «О кооперации», создавший сферу разноотраслевых кооперативов, в которой к 1990 г. было занято 6 млн. человек. По существу новый закон выхолащивал действие «Закона о государственном предприятии». При государственных предприятиях создаются производственные кооперативы, составлявшие более 80% общего числа кооперативов. Как правило, эти кооперативы подчинялись государственным штатным управленцам. Начинается процесс спонтанной «номенклатурной приватизации» в форме создания на базе государственных предприятий акционерных обществ. Директорский корпус аккумулирует у себя внушительные финансовые средства[8].

Начинается процесс освоения партийной номенклатурой коммерческой сферы. В 1987 г. ЦК КПСС принимает решение о «комсомольском движении в рыночную экономику». С 1988 г. на месте министерств начинат создаваться концерны, на месте госбанков – коммерческие банки (МЕНАТЕП, ОНЭКСИМбанк), вместо госснабов – биржи, совместные предприятия и крупные торговые дома.

В сельском хозяйстве продолжается бесплодный эксперимент с Агропромышленным комитетом. В 1985 г. на его основе создается малоуправляемый Госагропром, объединивший все ведомства сельскохозяйственной специализации. Сверхведомство возглавил ставропольский выдвиженец Горбачева В.С. Мураховский, не отличавшийся особой компетентностью. Не переломив ситуацию в аграрном секторе, Госагропром был упразднен в 1989 г. Заново была восстановлена система отраслевых министерств. В условиях инфляции советское сельское хозяйство, уступавшее по степени технической вооруженности от показателей западных стран, недофинансируется[9].

В целом вышеперечисленные мероприятия усугубили экономические проблемы. Огромные капиталовложения в машиностроение и оплата импортного оборудования, антиалкогольная кампания и ассигнования на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии вызвали скрытую инфляцию и бюджетный дефицит. Страна вступила в острый финансовый кризис. Уже в 1988 г. выяснилось, что для реализации закона «О государственном предприятии» в стране отсутствует необходимая инфраструктура: банки, товарно-сырьевые биржи, посреднические организации. Директорский корпус проявил дефицит рационального экономического поведения, предпочитая неумеренно использовать прибыль и государственные дотации не на модернизацию производства, а на сокращение выпуска дешевого ассортимента и на повышение зарплаты сотрудникам. «Закон о государственном предприятии» привел к дезорганизации управления предприятиями. За 1985-1990 гг. была приостановлена работа 1750 крупных предприятий. В соответствии с «Законом о государственном предприятии» начинается массовый вывоз потребительских товаров за рубеж. В 1991 г. советский экспорт особо дефицитных товаров за рубеж превышал объем их продаж внутри страны. Обеднение внутреннего рынка усугубило товарный и продовольственный кризис. В целом не оправдал себя закон о развитии кооперации, запустивший спекулятивный механизм в торговой сети.

Провал экономической реформы заставил советское руководство искать более радикальные рецепты для экономической стабилизации. В Кремле тщательно изучается мировой опыт, родственный или напоминающий социалистический. На рубеже 1980/90-х гг. Горбачев склоняется в пользу шведской социально-экономической модели, которая, по мнению Горбачева, была более справедливой, чем американский капитализм. Горбачев идейно смирился с перспективой рыночной экономики. Проект программы партии, одобренный Горбачевым летом 1991 г., имел гораздо больше общего с социал-демократическими канонами. Например, проект программы содержал такие принципы, как поддержка «перехода к смешанной экономике», признание «многообразия и равноправия разных форм собственности – государственной и частной, акционерной и кооперативной».

В 1989-1990 гг. экономический консультант Горбачева и Рыжкова Л. Абалкин представил программу, нацеленную на постепенную интеграцию рыночных элементов в советскую экономику в течение 6-8 лет. Программа предусматривала высокую долю государственного участия в экономике и государственной собственности, а также протекционистскую защиту отечественных производителей. На первом этапе предстояло стабилизировать финансы и денежное обращение при помощи административных мер. Альтернативная программа рыночных реформ была предложена летом 1990 г. экономистом Г. Явлинским. Его программа под названием «500 дней» предполагала тактику ускоренной реформы[10] с неизбежной приватизацией госсобственности и демонополизацией рынка. Только потом предусматривалась финансовая стабилизация.

Политические оппоненты Горбачева в лице Б.Н. Ельцина и российского правительства также настаивали на рыночных преобразованиях. Демократы были убеждены, что рынок, как наиболее эффективная форма экономики, автоматически приведет к укреплению политических свобод и разрешению социальных противоречий. Российское руководство, в конце концов, поддерживает либеральные взгляды экономистов Е.Т. Гайдара, Е.Г. Ясина и А.Б. Чубайса в пользу проведения рыночных реформ в самые сжатые сроки и при невмешательстве государства в хозяйственное управление.

Независимо от союзного центра российское правительство предпринимает первые шаги в направлении рынка. Российское правительство одним из первых принимает закон о собственности на территории РСФСР (июль 1990г.). Для создания рыночной среды российское правительство приступает к созданию альтернативных форм собственности в границах РСФСР. Правительством Б.Ельцина в 1991 г. был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», который регламентировал порядок и способы перевода предприятий из государственного сектора в частный. Закон предусматривал пять способов приватизации: 1) продажа предприятия по конкурсу, 2) продажа на аукционе, 3) продажа долей в капитале предприятия (продажа части акций), 4) выкуп арендованного имущества, 5) преобразование предприятия в акционерное общество.

Кризис центральной власти и «парад суверенитетов», нашедший свое отражение в административных ограничениях межрегионального товарообмена и дозированном перечислении финансовых средств в общесоюзный бюджет, усугубилиэкономическую ситуацию в стране. К концу 1991 г. экономическое положение было катастрофическим. Валовый сбор зерна сократился на 24%, а его государственные закупки – на 34%. Внешнеторговый оборот уменьшился на 37%. Уровень потребительских цен увеличился в 2 раза. Товарно-денежные отношения вытесняются бартером. Внешний долг СССР увеличился до 76 млрд долларов. До минимума сократились золотовалютные резервы страны. Нарастает паралич системы управления продовольственным снабжением. Большинство городов страны было охвачено карточной системой. Нормированной продаже подлежали основные виды продовольственных товаров – мясо, колбасы, масло и молочные изделия, сахар и соль, крупы и макароны, алкоголь и табак.

Экономика втягивается в полосу трансформационного спада – глубокого кризиса переходной экономики, вызванной тем, что прежние плановые и административно-контрольные механизмы разрушались, а новые рыночные механизмы отсутствовали или не считались легитимными.

 

ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ И РАСПАД СОВЕТСКОГО СОЮЗА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.